Дело № 2-291/2020
УИД 55RS0011-01-2020-000416-61
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Горьковский районный суд Омской области в составе председательствующего судьи Лобова Н.А., при секретаре судебного заседания Гущанской Н.И., с участием помощника судьи Жаргаковой Д.Е., прокурора Чемеренко М.И., рассмотрев 30.09.2020 в открытом судебном заседании в р.п. Горьковское Омской области гражданское дело по иску прокурора Горьковского района Омской области в интересах неопределенного круга лиц, а также несовершеннолетних к администрации Горьковского муниципального района Омской области, Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в Омской области о возложении обязанности по ограничению доступа в нежилые помещения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Горьковского района Омской области в интересах несовершеннолетних и неопределенного круга лиц обратился в суд с иском (с учетом уточнений) к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области о возложении обязанности ограничить свободный доступ в нежилое помещение № с кадастровым номером №, а также к администрации Горьковского муниципального района <адрес> о возложении обязанности ограничить свободный доступ в нежилое помещение № с кадастровым номером №, расположенные по адресу: <адрес>, р.<адрес>.
В обоснование иска прокурор указал, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства об охране жизни и здоровья несовершеннолетних. В ходе проверки было установлено, что на территории Горьковского городского поселения Горьковского муниципального района Омской области находится объект недвижимого имущества, расположенного по адресу: <адрес>, р.<адрес>, общей площадью 352 кв.м., ДД.ММ.ГГГГ года постройки, в неудовлетворительном состоянии. Собственником нежилых помещений является Российская Федерация. При этом нежилые помещения №, № находятся в оперативном управлении ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Омской области», Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в Омской области.
Указанные помещения, составляют целое нежилое помещение, в них отсутствует остекление в оконных проемах, дверях, имеются признаки разрушения. Кроме того, имеется свободный доступ, что создает условия для совершения внутри помещений противоправных действий. Также помещения могут служить местом пребывания в них несовершеннолетних детей, в том числе использоваться последними для проведения своего свободного времени, что делает данные объекты недвижимости наиболее опасными и уязвимыми, поскольку пребывание в них несовершеннолетних детей является неконтролируемым.
С учетом уточненных требований прокурор просил обязать ответчиков ограничить свободный доступ в вышеуказанное помещение.
В судебном заседании прокурор Чемеренко М.И. уточненные исковые требования поддержала по указанным в иске основаниям.
Представитель ответчика - ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Омской области» Фрибус И.Н. в судебном заседании не возражал против исковых требований прокурора.
Представители ответчиков - администрации Горьковского муниципального района Омской области, ТУ Росимущества в Омской области, Управления Роспотребнадзора по Омской области, в судебное заседание не явились, будучи надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, об уважительных причинах неявки в суд не сообщили, не просили об отложении судебного разбирательства, в связи с чем судья согласно ст. 167 ГПК РФ находит возможным рассмотреть заявленные требования при имеющейся явке в суд.
Представитель третьего лица - администрации Горьковского городского поселения Горьковского муниципального района Омской области, не явился, о времени и месте судебного заседания уведомлен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Выслушав прокурора, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, оценив представленные доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, судья приходит к следующему.
Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости, в собственности Российской Федерации находятся нежилые помещения № с кадастровым номером №, общей площадью 344.5 кв.м. (далее - помещение №), № с кадастровым номером №, общей площадью 7.5 кв.м. (далее - помещение №П), расположенные по адресу: <адрес>, р.<адрес>. Указанные нежилые помещения переданы на праве оперативного управления Управлению Роспотребнадзора по Омской области ДД.ММ.ГГГГ (помещение №П) и ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Омской области» ДД.ММ.ГГГГ (помещение №П).
Наряду с указанным, на момент принятия настоящего решения установлено также, что помещение №П на основании заключенного ДД.ММ.ГГГГ между ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Омской области» и администрацией Горьковского муниципального района Омской области договора передано последней в безвозмездное пользование.
Оценивая правомерность требований прокурора, суд исходит из того, что в силу действующего законодательства собственник несет бремя содержания своего имущества (ст. 210 ГК РФ), если иное не предусмотрено законом или договором.
Соответственно указанная правовая норма допускает передачу бремени содержания принадлежащего собственнику имущества на иное лицо в силу закона либо договора.
Статьями 296, 298 ГК РФ, определяющими права и обязанности собственника и учреждения в отношении имущества, находящегося в оперативном управлении, не предусмотрено сохранение обязанности собственника по содержанию переданного в оперативное управление имущества, поэтому собственник, передав во владение учреждения имущество на данном ограниченном вещном праве, возлагает на него и обязанности по его содержанию.
В силу требований ст. 35 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее - Федеральный закон от 30.12.2009 № 384-ФЗ) строительство, реконструкция, капитальный и текущий ремонт здания или сооружения, консервация объекта, строительство которого не завершено, должны осуществляться таким образом, чтобы негативное воздействие на окружающую среду было минимальным и не возникала угроза для жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, жизни и здоровья животных и растений.
При прекращении эксплуатации здания или сооружения собственник здания или сооружения должен принять меры, предупреждающие причинение вреда населению и окружающей среде, в том числе меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в здание или сооружение, а также осуществить мероприятия по утилизации строительного мусора (ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ).
Соответственно, действующее законодательство, возлагает ответственность за надлежащее содержание объектов собственности на их собственников либо иных владельцев, которым переданы права по содержанию имущества в силу закона или договора, несмотря на прекращение эксплуатации имущества.
В ходе проведенной прокурором проверки установлено, что расположенные в здании на <адрес> в р.<адрес> помещения в настоящее время фактически не эксплуатируются. Данный факт участниками спора не подвергался сомнению.
При этом принадлежащие Управлению Роспотребнадзора по Омской области и администрации Горьковского муниципального района Омской области помещения №п и №П, не ограничены для свободного доступа посторонних лиц, в том числе несовершеннолетних.
Согласно акту визуального осмотра, составленного ДД.ММ.ГГГГ помощником прокурора Горьковского района Чемеренко М.И. и ведущим специалистом отдела архитектуры и строительства управления строительства ЖКХ администрации Горьковского муниципального района Омской области Гнусковым М.М., проведено визуальное обследование технического состояния здания, расположенного по адресу: <адрес>, р.<адрес>. По результатам которого установлено, что ограждение передней части здания, состоящее из штакетника не имеет целостности; 2 пролета ограждения лежат на земляном полу; крыльцо, ведущее в здание разрушено, бетонные плиты, кирпичи, составляющие основу крыльца, обрушились, лежат на земляном полу; остекление во всех оконных проемах отсутствует; с задней и передней частей здания отсутствуют двери во всех дверных проемах; крыша здания повреждена, частично отсутствует шифер на крыше; во всех помещениях имеется строительный и бытовой мусор, битые стекла; внутри здания имеется открытый люк в подвальное помещение здания; открыт люк на крышу здания; внутрь здания имеется беспрепятственный доступ.
Данные, установленные актом обследования, подтверждаются также фотографиями, имеющимися в материалах дела. По существу аналогичное состояние в отношении спорных объектов недвижимости подтверждено и представленными прокуратурой района в дело фотоснимками от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ. Причем, несмотря на доводы представителя Управления Роспотребнадзора по Омской области об ограничении доступа в помещение №П (акт обследования от ДД.ММ.ГГГГ), фактически данный доступ не ограничен, поскольку владельцем имущества лишь заколочены оконные проемы, тогда как дверные проемы в помещение №П остались свободными, при том, что другие оконные и дверные проемы в здании также остаются свободными для проникновения через них внутрь помещений.
Соответственно, обязанности по ограничению несанкционированного доступа в помещение №П возложены на Управление Роспотребнадзора по Омской области, а поскольку данный доступ в неэксплуатируемое помещение фактически не исключен, требование прокурора к Управлению Роспотребнадзора по Омской области подлежит удовлетворению.
Усматриваются судом и основания для возложения аналогичной обязанности на администрацию Горьковского муниципального района Омской области в отношении помещения №П. В частности, в силу п. 2.4.3 договора, заключенного ДД.ММ.ГГГГ между администрацией Горьковского муниципального района Омской области и ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в омской Области», что администрация района обязуется своевременно и за свой счет производить текущий ремонт переданного имущества. Содержать переданное по договору имущество за свой счет в соответствии с эксплуатационными, санитарными, противопожарными, экологическими и иными нормами (п. 2.4.5 договора).
Объект недвижимого имущества передан в безвозмездное пользование администрации Горьковского муниципального района Омской области по акту приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, как то предусмотрено договором от ДД.ММ.ГГГГ, нормами ст. 210 ГК РФ, бремя содержания помещения №П в настоящее время с ДД.ММ.ГГГГ лежит на администрации Горьковского муниципального района Омской области.
Непринятие ответчиками, мер, препятствующих несанкционированному доступу людей в здание, создает угрозу для совершения противоправных действий, представляет опасность и создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних. По мнению суда, сам по себе факт доступности для проникновения людей в спорные помещения, в отношении которых по внешним признакам имеются основания полагать об их аварийном состоянии, свидетельствует о наличии указанных угроз.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Однако представителями ответчиков доказательств, опровергающих заявленные прокурором Горьковского района требования, не представлено.
Обращение прокурора с настоящим иском основано с учетом установленных в настоящем решении обстоятельств на требованиях ст. 45 ГПК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Горьковского района Омской области в интересах неопределенного круга лиц, а также несовершеннолетних к администрации Горьковского муниципального района Омской области, Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в Омской области о возложении обязанности по ограничению доступа в нежилые помещения удовлетворить.
Возложить на администрацию Горьковского муниципального района Омской области обязанность принять меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в помещение №п площадью 344.5 кв.м. с кадастровым номером №, расположенное в здании, находящемся по адресу: <адрес>, р.<адрес>.
Возложить на Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в <адрес> обязанность принять меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в помещение №п площадью 7.5 кв.м. с кадастровым номером №, расположенное в здании, находящемся по адресу: <адрес>, р.<адрес>.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Горьковский районный суд Омской области.
Судья Н.А. Лобов
Мотивированное решение по делу принято 5.10.2020