Дело № 2-349/2013
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 августа 2013 года.
Никольский районный суд Вологодской области в составе судьи Арсеньевой Н.П., при секретаре Дресвяниной Н.П., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Баева А.А. к Баеву С.А., Мельниковой Л.А., Васильевой И.А. о признании права собственности на 1/4 долю жилого дома и земельного участка в порядке наследования,
Установил:
Баев А.А., Баев С.А., Васильева И.А., Мельникова Л.А. являются наследниками по закону, имущества, оставшееся после смерти ХХ.ХХ.ХХХХ И.А.. Наследственное имущество состоит из: жилого дома, расположенного по адресу: Ххххххххххх, право собственности на который за наследодателем зарегистрировано не было; земельного участка с кадастровым номером Ххххххххххх, площадью ххх кв.м., расположенного по адресу: Ххххххххххх.
Указывая на отсутствие надлежаще оформленных документов, подтверждающих право наследодателя на принадлежавшее ему имущество (жилой дом), Баев А.А. просит признать за ним право собственности на 1/4 долю земельного участка и жилого дома в порядке наследования.
Истец в судебное заседание явился, исковые требования поддержал в полном объеме, по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Ответчик Баев А.А. в судебное заседание явился, возражений против иска, не представил.
Ответчики Мельникова Л.А., Васильева И.А. просили рассмотреть дело без их участия. Возражений против удовлетворения требований Баева С.А. не имеют.
Территориальное управление Федерального агенства по управлению государственным имуществом в Вологодской области в отзыве на заявление Баева А.А. оставило рассмотрение спорна на усмотрение суда. Поскольку Территориальное агенство не принимало на себя права и обязанности собственника в отношении имущества, указанного в исковом заявлении, в иске к Территориальному агенству просит отказать.
Суд, заслушав стороны, исследовав материалы дела, пришел к следующему.
ХХ.ХХ.ХХХХ умер гр. А.И., после которого осталось наследственное имущество, состоящее из:
Земельного участка с кадастровым номером Ххххххххххх, площадью ххх кв.м., расположенного по адресу: Ххххххххххх.
Жилого дома, расположенного по адресу: Ххххххххххх, право собственности на который подтверждается договором № ХХ о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка под строительство индивидуального жилого дома на право личной собственности от ХХ.ХХ.ХХХХ, удостоверенного нотариусом Никольской государственной нотариальной конторы ХХ.ХХ.ХХХХ, зарегистрированного в реестре за № ХХ.
По сведениям нотариуса нотариального округа Никольский район Вологодской области Ординой Т.Н., в ее производстве имеется наследственное дело к имуществу умершего ХХ.ХХ.ХХХХ И.А.. Наследником, принявшим наследство по закону, является сын Баев С.А..
В материалах наследственного дела отсутствуют правоустанавливающие документы на жилой дом.
Из представленных в суд документов видно, что право собственности И.А. на земельный участок с кадастровым номером Ххххххххххх, площадью ххх кв.м., расположенного по адресу: Ххххххххххх, подтверждается выпиской из постановления администрации города Никольск от ХХ.ХХ.ХХХХ № ХХ, свидетельством о праве собственности на землю, выданным администрацией города Никольск ХХ.ХХ.ХХХХ, за № ХХ.
Принадлежность жилого дома И.А. подтверждается договором № ХХ о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка под строительство индивидуального жилого дома на право личной собственности от ХХ.ХХ.ХХХХ, удостоверенного нотариусом Никольской государственной нотариальной конторы ХХ.ХХ.ХХХХ, зарегистрированного в реестре за № ХХ.
Акт ввода жилого дома в эксплуатацию отсутствует.
В соответствии с частью 2 статьи 218 ГК РФ, в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Таким образом, истцом приведены доказательства факта открытия наследства после смерти И.А., наличия наследственного имущества, право собственности на которое за наследодателем зарегистрировано не было; факт принятия наследства Баевым А.А., после смерти И.А. подтверждается справкой о постоянном проживании И.А. до дня смерти в Ххххххххххх, из которой следует, что Баев А.А. на день смерти И.А. проживал в наследуемом доме.
В соответствии с пунктом 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 N 9 "О судебной практике по делам о наследовании", при отсутствии надлежаще оформленных документов, подтверждающих право собственности наследодателя на имущество, судами до истечения срока принятия наследства (статья 1154 ГК РФ) рассматриваются требования наследников о включении этого имущества в состав наследства, а если в указанный срок решение не было вынесено, - также требования о признании права собственности в порядке наследования.
При таких обстоятельствах, при отсутствии заявленного спора на отыскиваемое имущество, требования Баева А.А. о признании права собственности на 1/4 долю земельного участка и 1/4 долю жилого дома, как наследственного имущества, оставшегося после смерти ХХ.ХХ.ХХХХ И.А., подлежат удовлетворению.
Возражений против удовлетворения заявленных требований ответчики не представили.
Исходя из изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Решил.
Признать за Баевым А.А. право собственности на:
1/4 долю земельный участок с кадастровым номером Ххххххххххх, площадью хххх кв.м., расположенного по адресу: Ххххххххххх, в порядке наследования имущества после смерти ХХ.ХХ.ХХХХ гр. И.А..
1/4 долю жилого дома, расположенного по адресу: Ххххххххххх, в порядке наследования имущества, оставшегося после смерти ХХ.ХХ.ХХХХ И.А., с момента государственной регистрации права на указанные объекты недвижимости.
Исключить 1/4 долю жилого дома и 1/4 долю земельного участка, расположенных по адресу: Ххххххххххх, из состава наследственного имущества, оставшегося после смерти ХХ.ХХ.ХХХХ И.А..
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Вологодский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Н.П.Арсеньева
Решение не обжаловано и вступило в законную силу14 сентября 2013 года.