Судья: Писарев А.В. Дело № 77-268(59)/2023
РЕШЕНИЕ
2 июня 2023 года г. Омск
Судья Омского областного суда Ведерникова Н.В., при секретаре Груша А.В., рассмотрев в судебном заседании жалобу Полещука Александра Владимировича на постановление судьи Советского районного суда г. Омска от 23 мая 2023 г., вынесенное в отношении Полещука Александра Владимировича по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1.1 ст. 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту – КоАП РФ),
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Советского районного суда г. Омска от 23 мая 2023 г. гражданин Республики Казахстан Полещук А.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 2000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения, помещен в центр временного содержания иностранных граждан УМВД России по Омской области.
На указанное постановление Полещук А.В. подал жалобу в Омский областной суд, в которой выражает несогласие с судебным актом в части административного наказания в виде принудительного выдворения за пределы Российской Федерации. Ссылается на то, что судом не учтено в качестве смягчающих административную ответственность обстоятельств проживание на территории Российской Федерации его несовершеннолетней дочери, имеющей гражданство Российской Федерации, отсутствие фактов привлечения его ранее к административной ответственности, отсутствие негативных последствий. Указывает, что наказание в виде административного выдворения лишает его права на реализацию родительских прав в отношении несовершеннолетней дочери, возможности участвовать в жизни и воспитании ребенка, общаться с ней, оказывать материальную помощь. Полагает незаконным помещение его в центр временного содержания иностранных граждан УМВД России по Омской области. Считает совершенное правонарушение малозначительным. Просит отменить постановление районного суда в части назначения административного выдворения за пределы Российской Федерации, ссылаясь на чрезмерную строгость назначенного наказания и нарушение его прав.
В судебном заседании Полещук А.В. поддержал жалобу по изложенным в ней доводам.
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, выслушав подателя жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии с ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ административным правонарушением признается нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.
Правовое положение иностранных граждан, а также лиц без гражданства в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 115-ФЗ, ст. 1, п. 2 ст. 2).
В соответствии со ст. 2 Федерального закона № 115-ФЗ временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, находящееся в Российской Федерации на основании визы или прибывшее в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, за исключением случаев, предусмотренных международным договором Российской Федерации, либо временное удостоверение личности лица без гражданства в Российской Федерации, либо свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании беженцем на территории Российской Федерации по существу, либо удостоверение беженца, либо свидетельство о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации, но не имеющее вида на жительство, разрешения на временное проживание или разрешения на временное проживание в целях получения образования.
Миграционная карта – документ, содержащий сведения о въезжающих или прибывших в Российскую Федерацию иностранном гражданине или лице без гражданства и о сроке их временного пребывания в Российской Федерации, подтверждающий право иностранного гражданина или лица без гражданства, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, на временное пребывание в Российской Федерации, а также служащий для контроля за временным пребыванием в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства.
Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом непрерывный срок временного пребывания в Российской Федерации указанного иностранного гражданина не может превышать девяносто суток (п. 1 ст. 5 Федерального закона № 115-ФЗ).
В силу п. 2 ст. 5 Федерального закона № 115-ФЗ временно пребывающий в Российскую Федерацию иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного названным Федеральным законом.
На основании ст. 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела об административном правонарушении и установлено судом, 23 мая 2023 г. в 10 ч. 00 мин. по адресу: г. Омск, ул. Магистральная, д. 67а/1 выявлен иностранный гражданин – Полещук А.В. (документированный паспортом гражданина Республики Казахстан сроком действия с 4 мая 2019 г. по 3 мая 2029 г.), прибывший на территорию Российской Федерации 29 декабря 2022 г., который нарушил режим пребывания иностранных граждан в Российской Федерации, а именно: по истечении срока действия документа, дающего право на законное нахождение на территории Российской Федерации (миграционной карты сроком до 29 марта 2023 г.), проживал на территории Российской Федерации с нарушением режима пребывания иностранного гражданина на территории Российской Федерации (в отсутствии документов, подтверждающих право на проживание/пребывание в Российской Федерации), при этом мер к легализации нахождения на территории Российской Федерации не принял, территорию Российской Федерации не покинул, тем самым нарушил требования Федерального закона № 115-ФЗ.
Указанные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, в том числе: протоколом об административном правонарушении от 23 мая 2023 г. (л.д. 3), рапортом УУП ОУУП и ПДН ОП № 8 УМВД России по г. Омску Черникова Н.Е. (л.д. 4), письменными объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу (л.д. 5), копией паспорта гражданина Республики Казахстан, выданного на имя Полещука А.В. (л.д. 6), сведениями из базы АС ЦБДУИГ ФМС России (л.д. 7-15), миграционной картой.
Действия Полещука А.В. правильно квалифицированs по ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ.
Судом установлено, что документы, подтверждающие право на пребывание (проживание) Полещука А.В. в Российской Федерации отсутствуют, меры к легализации своего пребывания на территории Российской Федерации им не предпринимались, по истечении срока временного пребывания в Российской Федерации, указанного в миграционной карте, Полещук А.В. не выехал из Российской Федерации, уважительных причин нарушения миграционного законодательства Российской Федерации не привел.
Таким образом, совершенное Полещуком А.В. деяние охватывается диспозицией вышеуказанной нормы закона.
Доводы подателя жалобы о несогласии с назначением дополнительного наказания в виде принудительного административного выдворения и помещения в центр временного содержания иностранных граждан УМВД России по Омской области, в том числе с учетом обстоятельств, указанных в письменных пояснениях Полещук О.С. (бывшей супруги привлекаемого лица), П.О.С. (дочери), Г.Т.В. (сестры), отклоняются как несостоятельные.
Возможность назначения дополнительного административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации предусмотрена санкцией ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ.
Наличие у иностранного гражданина родственников, имеющих гражданство Российской Федерации и проживающих на ее территории (в данном случае дочери и сестры привлекаемого лица), не освобождает иностранного гражданина от обязанности соблюдать миграционное законодательство страны пребывания и не является основанием к невозможности применения к нему наказания в виде административного выдворения за ее пределы.
Ссылка заявителя на то, что указанный вид административного наказания будет препятствовать реализации его родительских прав и обязанностей в отношении дочери Полещук А.А., 03.07.2008 года рождения, не может быть принята во внимание в качестве основания для его освобождения от назначенного наказания.
Сведений о том, что Полещук А.В. совместно проживает со своей бывшей супругой Полещук О.С. и дочерью Полещук А.А., ведет с ними общее хозяйство, участвует в воспитании ребенка, материалы дела не содержат и из пояснений Полещука А.В., а также указанных лиц не следует.
Каких-либо мер к тому, чтобы узаконить свое нахождение на территории Российской Федерации иностранным гражданином Полещуком А.В. предпринято не было.
Оказание помощи в воспитании и содержании ребенка, намерение проживать на территории Российской Федерации не свидетельствует о незаконности принятого по делу постановления.
Кроме того, как усматривается из материалов дела и указано Полещуком А.В., места работы (дохода) и места постоянного жительства на территории Российской Федерации он не имеет, находится на содержании своей сестры, проживающей в Горьковском районе Омской области, которой помогает по хозяйству, также пояснил, что материальную помощь в содержании дочери оказывают его родители, проживающие в Республике Казахстан; ранее дочь приезжала в Р. Казахстан к бабушке.
Таким образом, материалы дела не свидетельствуют о наличии у Полещука А.В. таких прочных семейных связей, которые бы делали невозможным применение в отношении него административного выдворения и указывали бы на необоснованное вмешательство публичных властей в личную и семейную жизнь лица.
Вопреки доводам жалобы, проживание Полещука А.В. в Р. Казахстан после административного выдворения из Российской Федерации не препятствует реализации им своих прав и обязанностей в отношении дочери.
Назначение административного наказания в виде административного выдворения не исключает общение и поддержание Полещуком А.В. родственных отношений с дочерью и сестрой иным способом.
Указание в жалобе на отсутствие в настоящее время системы перечисления денежных средств из Республики Казахстан в Российскую Федерацию не соответствует действительности (на текущий момент имеется возможность перевода денежных средств из Казахстана в Россию через системы денежных переводов, в том числе «Золотая корона»).
В рассматриваемом случае на иностранном гражданине лежит обязанность принять меры к соблюдению требований законодательства страны пребывания и заблаговременно позаботиться о продлении срока пребывания на территории Российской Федерации или своевременном выезде во избежание негативных юридических последствий.
Обстоятельств, исключающих административную ответственность Полещука А.В., как и оснований для признания правонарушения малозначительным, не усматривается.
Доказательств того, что Полещук А.В. не имел возможности действовать с соблюдением установленного для иностранных граждан правового режима при проявлении им должной степени заботливости и осмотрительности, в ходе производства по делу не установлено.
При рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения.
Совокупность установленных административным органом и районным судом фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны.
Собранным по делу доказательствам дана надлежащая оценка по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.
Оснований для иной оценки по доводам жалобы не имеется.
Административное наказание назначено Полещуку А.В. в соответствии с санкцией ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ, с соблюдением общих правил назначения наказания, требований ст. ст. 3.1, 3.5, 3.10, 4.1 - 4.3 КоАП РФ, с учетом конкретных обстоятельств дела, данных о личности привлеченного к административной ответственности лица, его имущественного положения, обстоятельств, смягчающих административную ответственность.
Назначение дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения, основано на данных, подтверждающих необходимость применения к виновному лицу указанной меры ответственности и ее соразмерность предусмотренным ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ целям административного наказания, связанным с предупреждением совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Назначение наказания соответствует правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 12 марта 2021 года № 378-О.
Помещение иностранных граждан и лиц без гражданства в связи с процедурой административного выдворения в центры временного содержания в полной мере соответствует требованиям ч. 1 ст. 27.1 КоАП РФ и фактическим обстоятельствам дела.
Нарушений требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, влекущих отмену или изменение постановления судьи районного суда, в ходе производства по жалобе не установлено.
Таким образом, жалоба подлежит отклонению.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
постановление судьи Советского районного суда г. Омска от 23 мая 2023 г. оставить без изменения, жалобу Полещука А.В. – без удовлетворения.
Судья Н.В. Ведерникова