№ 2-550/2024
УИД 61RS0043-01-2024-000503-55
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
02 сентября 2024 года г. Морозовск
Морозовский районный суд Ростовской области в составе:
председательствующего судьи Лазутиной П.В.,
при секретаре судебного заседания Деевой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Кремчуковой Екатерины Васильевны и Булат Александра Васильевича в лице представителя по доверенности Третьяковой Елены Павловны к Министерству Обороны Российской Федерации, ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства Обороны Российской Федерации, ФГКУ «Северо-Кавказское ТУИО», третьи лица Черникова Марьяна Васильевна, филиал «Южный» ФГАУ «Росжилкомплекс» Министерства Обороны Российской Федерации, Администрация Морозовского городского поселения Ростовской области о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
УС Т А Н О В И Л:
Истцы Кремчукова Е.В. и Булат А.В. в лице представителя по доверенности Третьяковой Е.П. обратились в Морозовский районный суд с иском к ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства Обороны РФ, третьи лица Черникова М.В., филиал «Южный» ФГАУ «Росжилкомплекс» Министерства Обороны РФ, Администрации Морозовского городского поселения о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации по 1/2 на квартиру расположенную по адресу: <адрес>, кадастровый № и прекращении права собственности за ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства Обороны РФ на квартиру расположенную по адресу: <адрес>, кадастровый №.
Мотивировали свои исковые требования следующим.
Истец Булат А.В. являлся старшим инженером технической части 892 отдельного батальона и радиотехнического обеспечения №
28.12.2005 уволен в запас по достижению предельного возраста пребывания на военной службе.
08.08.2002 истцам и членам их семьи для постоянного проживания Министерством Обороны РФ предоставлена квартира, расположенная по адресу: <адрес>. Данная квартира относится к государственной собственности и в соответствии с выпиской ЕГРН находится в оперативном управлении ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства Обороны РФ. Истцы неоднократно обращались с заявлением о приватизации в ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства Обороны РФ и получили отказ, в связи с тем, что у них отсутствует договор социального найма на указанное жилое помещение.
В соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 19.08.2011 <адрес> исключен из числа перечня закрытых военных городков.
Истцы проживают совместно, добросовестно пользуются жилым помещением, производя его текущий ремонт, оплачивая коммунальные услуги, в связи с чем считают, что имеют право на приобретение в собственность данной квартиры бесплатно, в порядке приватизации жилого помещения. Участия в приватизации жилья до этого не принимали. Указанная квартира относится к государственному жилищному фонду, расположена в военном городке, в настоящее время исключенном из перечня закрытых военных городков, однако жилищный фонд в муниципальную собственность не передан, квартира не является служебной и не относится к жилым помещениям специализированного жилищного фонда.
Истцы полагают, что имеются все правовые основания для приватизации занимаемого жилого помещения, в связи, с чем просят суд исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Определением Морозовского районного суда от 02.07.2024 к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство Обороны Российской Федерации.
В судебное заседание истцы не явились, будучи уведомленными о дате и времени судебного заседания.
Представитель истцов Третьякова Е.П. подала суду заявление, которым иск поддержала и просила удовлетворить иск в полном объеме. Участвуя в досудебной подготовке, просила рассмотреть спор без истцов и ее участия.
Ответчик Министерство обороны Российской Федерации извещен о дате и времени судебного заседания надлежащим образом, о чем свидетельствует отчет о почтовом отслеживании с почтовым идентификатором №, согласно которого судебное извещение вручено адресату 29.08.2024.
Ответчик ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства Обороны Российской Федерации. О дате судебного заседания извещен надлежащим образом, поскольку согласно почтовому идентификатору получил судебное извещение 28.08.2024.
Ответчик в лице представителя ФГКУ «Северо-Кавказское ТУИО» Министерства Обороны Российской Федерации извещен о дате и времени судебного заседания. Письменно просил о рассмотрении дела без участия представителя управления, явку представителя в судебное заседание не обеспечил. Предоставил суду отзыв на исковое заявление в котором указал, что согласно приказу Министра обороны РФ от 17.12.2010 №1871ФГУ «СевероКавказское ТУИО» Минобороны России является правопреемником ФГУ «Вторая Волгоградская квартирно-эксплуатационная часть района» Минобороны России, права и обязанности на имущество переходят к ФГУ «Северо-Кавказское ТУИО» Минобороны России.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.03.2012 № 422-р тип федерального государственного учреждения «Северо Кавказское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации изменен на федеральное государственное казенное учреждение «Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений» Министерства Обороны Российской Федерации.
При реорганизации ФГУ «Вторая Волгоградская квартирно-эксплуатационная часть района» Минобороны России, о чем свидетельствует передаточный акт от 01.04.2011, на баланс ФГКУ «Северо-Кавказское ТУИО» Минобороны России был передан жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>.
Приказом директора Департамента военного имущества Министерства обороны Российской Федерации от 22.06.2021 №1881 право-оперативного управления ФГКУ«Северо-Кавказское ТУИО» Минобороны России на квартиру, расположенную по адресу: Ростовскаяобласть,<адрес>,прекращено.
В соответствии со сведениями, содержащимися в выписке из ЕГРН от 03.06.2024, спорное жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, является федеральной собственностью и закреплено за ФГАУ «Росжилкомплекс» Минобороны России на праве оперативного управления.
В связи, с чем просили исключить их из числа соответчиков по делу.
Третье лицо филиал «Южный» ФГАУ «Росжилкомплекс» Министерства Обороны Российской Федерации явку представителя в судебное заседание не обеспечил, о дате судебного заседания извещены надлежащим образом.
Третье лицо Администрация Морозовского городского поселения Ростовской области явку представителя в судебное заседание не обеспечил, о дате судебного заседания извещены надлежащим образом.
Третье лицо Черникова М.В. о дате рассмотрения дела уведомлена надлежащим образом, поскольку получила судебную повестку согласно сведений о движении почтовой корреспонденции с почтовым идентификатором.
С учетом изложенного, дело рассмотрено в отсутствие сторон в соответствии со ст. 167 ГПК РФ.
Суд, исследовав материалы дела и представленные доказательства, находит исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что Булат А.В. являлся старшим инженером технического части 892 отдельного батальона и радиотехнического обеспечения ВУС-№.
28.12.2005 уволен в запас по достижению предельного возраста пребывания на военной службе.
08.08.2002 истцам и членам их семьи для постоянного проживания Министерством Обороны РФ была предоставлена квартира, расположенная по адресу: <адрес>.
Спорная квартира относится к государственной собственности и в соответствии с выпиской ЕГРН находится в оперативном управлении ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства Обороны РФ.
Истцы неоднократно обращались с заявлением о приватизации в ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства Обороны РФ. Однако получили отказ, в связи с отсутствием договора социального найма на приватизируемое жилое помещение.
В соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 19 августа 2011 года № 1470-р <адрес> расположенный в <адрес> исключен из числа перечня закрытых военных городков.
Истцы участия в приватизации жилья до этого не принимали.
Указанная квартира относится к государственному жилищному фонду, расположена в военном городке, в настоящее время исключенном из перечня закрытых военных городков. Однако жилищный фонд в муниципальную собственность не передан.
У истцов отсутствует договор социального найма жилого помещения.
Согласно ст. 2 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (далее - Закон РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ», Закон), граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных названным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лип и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
В соответствии со ст. 6 вышеуказанного Закона определено, что передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений, органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
Как следует из п. п. 5, 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.08.1993 №8 «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан, так как ст. 2 Закона о приватизации жилищного фонда наделила граждан, занимающих жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда по договору социального найма, правом с согласия всех проживающих совершеннолетних членов семьи и проживающих с ними несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в общую собственность (долевую или совместную).
По смыслу приведенных выше норм права, а также статьи 4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ», которой определен исчерпывающий перечень жилых помещений, не подлежащих приватизации, граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями на условиях социального найма, могут приобрести в собственность бесплатно жилые помещения, находящиеся не только в муниципальном, но и в государственном жилищном фонде.
В ст. 4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» указано, что не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
Таким образом, по общему правилу приватизации подлежат жилые помещения используемые гражданами на условиях социального найма, предоставленные с соблюдением жилищного законодательства.
В силу ст. 92 ЖК РФ служебные помещения относятся к специализированным жилым помещениям.
В соответствии со ст. 93 ЖК РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти.
Согласно ч. 3 ст. 104 ЖК РФ договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
Как следует из ч. 1 ст. 99 ЖК РФ, специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования.
Постановлением Правительства РФ от 29.12.2008 № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» МО РФ наделено полномочиями по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил РФ на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Подпунктом «м» п. 2 названного постановления МО РФ в целях управления имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций принимает решения о включении жилых помещений в специализированный жилищный фонд с отнесением таких помещений к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, а также об исключении жилых помещений из указанного фонда.
Из материалов дела следует, что спорное жилое помещение является федеральной собственностью, находится в ведении Министерства обороны Российской Федерации, право оперативного управления осуществляет ФГАУ «Центральное управление Жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации.
Согласно приказу Министра обороны РФ от 17.12.2010 №1871ФГУ «СевероКавказское ТУИО» Минобороны России является правопреемником ФГУ «Вторая Волгоградская квартирно-эксплуатационная часть района» Минобороны России, права и обязанности на имущество переходят к ФГУ «Северо-Кавказское ТУИО» Минобороны России.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.03.2012 № 422-р тип федерального государственного учреждения «Северо Кавказское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации изменен на федеральное государственное казенное учреждение «Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений» Министерства Обороны Российской Федерации.
При реорганизации ФГУ «Вторая Волгоградская квартирно-эксплуатационная часть района» Минобороны России, о чем свидетельствует передаточный акт от 01.04.2011, на баланс ФГКУ «Северо-Кавказское ТУИО» Минобороны России был передан жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>.
Приказом директора Департамента военного имущества Министерства обороны Российской Федерации от 22.06.2021 №1881 право-оперативного управления ФГКУ«Северо-Кавказское ТУИО» Минобороны России на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, прекращено.
В соответствии со сведениями, содержащимися в выписке из ЕГРН от 03.06.2024, спорное жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, является федеральной собственностью и закреплено за ФГАУ «Росжилкомплекс» Минобороны России на праве оперативного управления.
При этом у истцов отсутствует договор социального найма спорного жилого помещения, в то время как из представленного истцом лицевого счета квартиросъемщика следует, что данная квартира является служебной.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что спорная квартира является служебной, на момент ее передачи Булат А.В. располагалась в закрытом военном городке, в связи, с чем в силу ст. 92 ЖК РФ относится к специализированным жилым помещениям, а, потому, учитывая положения, закрепленные в ст. 4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ», не подлежит приватизации.
Доказательств, свидетельствующих о том, что спорное жилое помещение исключено из числа служебных помещений либо передано в муниципальную собственность, что предполагает изменение статуса жилого помещения, а также подтверждающих согласие Министерства обороны РФ на передачу в собственность спорного жилого помещения, истцом не представлено.
Таким образом, спорное жилое помещение является федеральной собственностью, находится в оперативном управлении Министерства обороны Российской Федерации, передано на баланс военного ведомства, жилой фонд военного городка в муниципальную собственность не передан, спорное жилое помещение в муниципальной собственности не находится, решение о его передаче в муниципальную собственность Министерством обороны Российской Федерации не принималось, при этом, на момент предоставления жилого помещения военнослужащему квартира была расположена в закрытом военном городке, предоставлено для проживания военнослужащего по месту прохождения службы, следовательно являлось служебным и не могло быть предоставлено на условиях социального найма.
При этом, сведений, подтверждающих принятие уполномоченным органом решения о предоставлении жилого помещения на общих основаниях, а также подтверждающих, что истцы состояли на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении, материалы дела не содержат.
При таких обстоятельствах довод истцов о занятии спорной квартиры на условиях социального найма и наличии в этой связи права на приватизацию спорного жилья не соответствуют обстоятельствам дела и требованиям закона.
С учетом изложенного, принимая во внимание отсутствие согласия Министерства обороны на передачу спорной квартиры в собственность в порядке ст. 2, 4 Закона о приватизации, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении искового заявления Кремчуковой Екатерины Васильевны и Булат Александра Васильевича в лице представителя по доверенности Третьяковой Елены Павловны к ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства Обороны Российской Федерации, Министерству Обороны Российской Федерации, третьи лица Черникова Марьяна Васильевна, филиал «Южный» ФГАУ «Росжилкомплекс» Министерства Обороны Российской Федерации, Администрация Морозовского городского поселения Ростовской области о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, отказать.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Морозовский районный суд Ростовской области в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Решение изготовлено в окончательной форме 03.09.2024.
Судья Лазутина П.В.