Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-841/2023 ~ М-701/2023 от 20.11.2023

Дело

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

    18 декабря 2023 года                                                                                        г. Болотное

            Болотнинский районный суд Новосибирской области в составе:

председательствующего судьи Колесникова А.В.,

при секретаре судебного заседания Логиновой Е.М.,

с участием:

    представителя истца - помощника прокурора Болотнинского района Новосибирской области Бохана А.В.,         рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Болотнинского района Новосибирской области к МКП «УК ЖКХ Болотнинского района НСО», Администрации Болотнинского района НСО о возложении обязанности

у с т а н о в и л:

Прокурор Болотнинского района Новосибирской области обратился в суд с указанным исковым заявлением, ссылаясь в обоснование заявленных требований на то, что прокуратурой Болотнинского района по обращению была проведена проверка соблюдения законодательства в сфере жилищно- коммунального хозяйства, санитарно-эпидемиологического благополучия, в ходе которой установлено, что администрация Болотнинского района является собственником источников водоснабжения – скважины №7273 (водозаборных, артезианских), расположенной в д. Малиновка Болотнинского района.

В нарушение пунктов 2.2.1.1., 3.2.1.1. СанПиН 2.1.4.1110-02 на указанной скважине размер санитарной охраны первого пояса не выдержан, граница первого пояса зоны санитарной охраны не огорожена полностью.

Прокурор просит суд обязать МКП «УК ЖКХ Болотнинского района»:

- разработать проект зоны санитарной охраны скважины №7273 в д. Малиновка Болотнинского района, согласовать разработанный проект с органом государственного санитарно - эпидемиологического надзора и иными заинтересованными организациями, утвердить в установленном порядке;

- произвести ограждение зоны санитарной охраны скважины №7273 в д. Малиновка Болотнинского района.

Обязать администрацию Болотнинского района:

- выделить из местного бюджета денежные средства на разработку проектов зоны санитарной охраны скважины №7273 в д. Малиновка Болотнинского района.

    В судебном заседании помощник прокурора исковые требования поддержал, в полном объеме.

    Ответчик - МКП «УК ЖКХ Болотнинского района НСО» в судебное заседание своего представителя не направил, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом.

    Ответчик - администрация Болотнинского района Новосибирской области в судебное заседание своего представителя не направил, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, представили заявление, в котором просили рассмотреть дело в их отсутствие, не возражали против заявленных требований.

    Заинтересованное лицо – Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Новосибирской области в судебное заседание своего представителя не направили, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом.

Рассмотрев материалы дела, заслушав мнение участников процесса, суд приходит к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ч. 2 ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.

Согласно частям 1,2 ст.43 Водного кодекса РФ, для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений.

Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и в порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно- эпидемиологическом благополучии населения.

Частями 1,3 Федерального закона от 30.03.1999 г. №52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее по тексту - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека. Использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.

В соответствии с ч.1 ст.10 Федерального закона от 07.12.2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее по тексту - Закон №416-ФЗ), собственники и иные законные владельцы централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и их отдельных объектов, организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, принимают меры по обеспечению безопасности таких систем и их отдельных объектов, направленные на их защиту от угроз техногенного, природного характера и террористических актов, предотвращение возникновения аварийных ситуаций, снижение риска и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций.

Частью 1 ст.23 Закона №416-ФЗ на организацию, осуществляющую холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, возложена обязанность подавать абонентам питьевую воду, соответствующую установленным требованиям, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и частью 7 статьи 8 настоящего Федерального закона.

В соответствии с ч.3 ст.23 Закона №416-ФЗ забор воды для холодного водоснабжения с использованием централизованных систем холодного водоснабжения должен производиться из источников, разрешенных к использованию в качестве источников питьевого водоснабжения в соответствии с законодательством Российской Федерации. При отсутствии таких источников либо в случае экономической неэффективности их использования забор воды из источника водоснабжения и подача организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды абонентам осуществляется по согласованию с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

Постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации 14.03.2002 №10 утверждены Санитарные правила и нормы 2.1.1110-02 «Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» (далее по тексту - СанПин 2.1.1110-02), СанПин определяет санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны (ЗСО) источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения.

Согласно п. 1.3. СанПиН 2.1.1110-02 соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Пунктом 1.4. СанПиН 2.1.1110-02 установлено, что ЗСО организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников. Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.

Согласно п.п.1.11,    1.12 СанПин 2.1.1110-02, для действующих водопроводов, не имеющих установленных зон санитарной охраны, проект ЗСО разрабатывается специально. В состав проекта ЗСО должны входить текстовая часть, картографический материал, перечень предусмотренных мероприятий, согласованный с землепользователями, сроками их исполнения и исполнителями.

Пунктом 1.13 СанПиН 2.1.1110-02 предусмотрено, что проект ЗСО должен иметь заключение центра государственного санитарно эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке.

В соответствии с п. 1.17 СанПиН 2.1.1110-02 отсутствие утвержденного проекта ЗСО не является основанием для освобождения владельцев водопровода, владельцев объектов, расположенных в границах ЗСО, организаций, индивидуальных предпринимателей, а также граждан от выполнения требований, предъявляемых настоящими СанПиН.

По результатам проверки было установлено, что администрация Болотнинского района является собственником источников водоснабжения – скважины №7273 (водозаборных, артезианских), расположенной в д. Малиновка Болотнинского района.

В целях обеспечения водоснабжения населения Байкальского сельсовета вышеуказанная скважина передана администрацией в хозяйственное ведение МКП «УК ЖКХ Болотнинского района» (право хозяйственного ведения зарегистрировано в установленном законом порядке).

До настоящего времени МКП «УК ЖКХ Болотнинского района» не разработан проект зоны санитарной охраны источника водоснабжения и соответственного не получено на него санитарно-эпидемиологическое заключение. Согласно представленной информации МКП «УК ЖКХ Болотнинского района» от 05.10.2023 г. указанное мероприятие не проведено в связи с отсутствием денежных средств.

Учредителем и собственником имущества МКП «УК ЖКХ Болотнинского района» является администрация Болотнинского района. В соответствии с Уставом МКП «УК ЖКХ Болотнинского района», утвержденным главой Болотнинского сельсовета 20.12.2013 г., основными целями предприятия является: организация предоставления жилищно-коммунальных услуг в муниципальном жилищном фонде, повышение качества жилищно-коммунального обслуживания населения, контроля за своевременным качественным предоставлением жилищно-коммунальных услуг (раздел 2 Устава).

МКП «УК ЖКХ Болотнинского района» оказывает населению Байкальского сельсовета услуги холодного водоснабжения. К условиям, необходимым для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям, относится и разработка необходимых в соответствии с законодательством документов, подтверждающих качество подаваемой воды.

Вместе с тем, МКП «УК ЖКХ Болотнинского района» вышеуказанный источник водоснабжения эксплуатирует в отсутствие проектов зон санитарной охраны скважин. Предприятием проект зон санитарной охраны скважины не разработан, не согласован с органом государственного санитарно - эпидемиологического надзора и иными заинтересованными организациями, не утверждены в установленном порядке.

Пользование источниками водоснабжения в отсутствие проектов зон санитарной охраны скважин, а также в отсутствие заключения по данным проектам создает реальную угрозу ухудшения состояния окружающей среды и санитарно-эпидемиологической обстановки, а также заболевания населения.

Круг лиц, чьи права и законные интересы нарушены бездействием ответчика не может быть определен, поскольку число граждан, проживающих на территории муниципального образования Байкальского сельсовета не является постоянным, изменяется со временем, в связи с чем, конкретные лица, чьи права нарушены бездействием МКП «УК ЖКХ Болотнинского района» не могут быть четко определены и привлечены к участию в качестве истцов.

Согласно ч. 3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством РФ вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что неисполнение МКП «УК ЖКХ Болотнинского района НСО», администрации Болотнинского района НСО требований федерального законодательства, а также вышеуказанных норм-гарантий влечет за собой нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что МКП «УК ЖКХ Болотнинского района НСО», администрация Болотнинского района НСО нарушают права неопределенного круга, ненадлежащее выполнение возложенных законом обязанностей МКП «УК ЖКХ Болотнинского района НСО», администрации Болотнинского района НСО создает реальную угрозу ухудшения состояния окружающей среды и санитарно-эпидемиологической обстановки, а также заболевания населения, а требования прокурора Болотнинского района Новосибирской области о возложении обязанности являются законными и обоснованными, и подлежат удовлетворению в полном объеме.

Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Поскольку суд установил, что бездействием ответчика нарушаются охраняемые законом права неопределенного круга лиц, учитывая важность защиты охраняемых законом прав, суд полагает разумным и справедливым установить, что решение суда должно быть исполнено в течение года.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ,

р е ш и л:

Иск прокурора Болотнинского района Новосибирской области - удовлетворить.

Обязать МКП «УК ЖКХ Болотнинского района» выполнить следующее:

- разработать проект зоны санитарной охраны скважины №7273 в д. Малиновка Болотнинского района, согласовать разработанный проект с органом государственного санитарно - эпидемиологического надзора и иными заинтересованными организациями, утвердить в установленном порядке;

- произвести ограждение зоны санитарной охраны скважины №7273 в д. Малиновка Болотнинского района.

Обязать администрацию Болотнинского района выполнить следующее:

- выделить из местного бюджета денежные средства на разработку проекта зоны санитарной охраны скважины №7273 в д. Малиновка Болотнинского района.

Установить срок исполнения решения в течение 1 года после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ

Судья                                                                            А.В. Колесников

        Подлинник находится в материалах дела Болотнинского районного суда Новосибирской области, уникальный идентификатор .

2-841/2023 ~ М-701/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Болотнинского района НСО
Ответчики
МКП "Управляющая компания жилищно-коммунальным хозяйством Болотнинского района"
Администрация Болотнинского района НСО
Другие
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Новосибирской области
Суд
Болотнинский районный суд Новосибирской области
Судья
Колесников Алексей Владимирович
Дело на сайте суда
bolotninsky--nsk.sudrf.ru
20.11.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.11.2023Передача материалов судье
23.11.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
23.11.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.11.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.12.2023Судебное заседание
23.12.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.12.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.01.2024Дело оформлено
26.01.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее