Дело № 2-350/2024
УИД 75RS0021-01-2024-000506-86
Категория дела 2.211
решение
именем российской федерации
24 июля 2024 года с. Улеты
Улетовский районный суд Забайкальского края в составе:
председательствующего судьи Гарголло А.Ю.
при секретаре Цыдыпове Б.Б.
с участием представителя истца помощника прокурора Улетовского района Кононыхина А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Улетовского района Забайкальского края, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, к администрации сельского поселения «Артинское» муниципального района «Улетовский район» Забайкальского края о возложении обязанности по ремонту водокачки,
установил:
прокурор Улетовского района, действуя в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в Улетовский районный суд с указанными исковыми требованиями, ссылаясь на следующие обстоятельства. Прокуратурой района с привлечением специалиста ОНД и ПР по Хилокскому, Улетовскому районам и г. Хилок УНД и ПР ГУ МЧС России по Забайкальскому краю проведена проверка исполнения администрацией сельского поселения «Артинское» законодательства о пожарной безопасности при подготовке к пожароопасному периоду 2024 года в ходе которой установлено, что на обслуживаемых администрацией сельского поселения «Артинское» территориях по адресу: с. Арта, ул. Нахановича имеется водонапорная башня, находящаяся в неисправном состоянии. Указанный факт свидетельствует о ненадлежащей организации работы, а также об отсутствии надлежащего контроля за исполнением плана подготовки к пожароопасному периоду 2024 года, в результате чего нарушаются интересы неопределенного круга лиц в сфере обеспечения пожарной безопасности, в связи с чем 27 апреля 2024 года в адрес сельского поселения «Артинское» внесено представление об устранении нарушений. Из ответа администрации сельского поселения «Артинское» от 14 мая 2024 года, предоставленного по результату рассмотрения данного представления, следует, что по состоянию на указанную дату нарушения не устранены. Просит возложить на администрацию сельского поселения «Артинское» муниципального района «Улетовский район» Забайкальского края обязанность в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить ремонт водокачки, расположенной в с. Арта по ул. Нахановича в соответствии со Сводом правил СП 8.13130 «Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности», утвержденных приказом МЧС России от 30 марта 2020 года № 225.
Посте уточнения исковых требований просил возложить на администрацию сельского поселения «Артинское» муниципального района «Улетовский район» Забайкальского края обязанность в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить ремонт водокачки, расположенной в с. Арта по ул. Нахановича в соответствии со Сводом правил СП 8.13130 «Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности», утвержденных приказом МЧС России от 30 марта 2020 года № 225, а именно: обеспечить высоту заливного гусака не менее четырех метров, его длину не менее трех метров от стены водокачки, выход на сливную горловину трубой диаметром не менее 100мм; обеспечить помещение отоплением в зимнее время в целях недопущения промерзания систем водоснабжения; произвести ремонт кровли; произвести ремонт стен путем устранения в ней сквозных отверстий; обеспечить освещение для забора воды пожарными автомобилями в ночное время; установить знаки направления движения к водокачке.
В судебном заседании представитель истца помощник прокурора Улетовского района Забайкальского края Кононыхин А.С. заявленные исковые требования с учетом уточнений поддержал по указанным в исковом заявлении основаниям, на их удовлетворении настаивал.
Представитель ответчика, действующий на основании прав по должности, и.о. главы сельского поселения «Артинское» Правилова Е.Н. в судебном заседании заявленные исковые требования признала, против их удовлетворения не возражала, дополнительно пояснила, что выявленные в ходе прокурорской проверки нарушения частично устранены, а именно установлен насос, подача воды производится.
В соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 года № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» информация о времени и месте рассмотрения дела была заблаговременно размещена на интернет-сайте Улетовского районного суда Забайкальского края.
На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что стороны о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Согласно ч. 1 ст. 35 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.
Согласно п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 июня 2008 года № 13 «О применении норм гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении и разрешении дел в суде первой инстанции», при неявке в суд лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, вопрос о возможности судебного разбирательства дела решается с учетом требований статей 167 ГПК РФ. Невыполнение лицами, участвующими в деле, обязанности известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин дает суду право рассмотреть дело в их отсутствие.
В соответствии с частями 1, 3 ст. 167 ГПК РФ лица, участвующие в деле обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин. Суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.
Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, свидетельствует об отказе от реализации права на непосредственное участие в судебном разбирательстве и представление своих интересов, поэтому не препятствует рассмотрению судом дела по существу.
Таким образом, решая вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствии неявившихся сторон, с учетом того, что неявка лица, извещавшегося в установленном порядке о месте и времени рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующем об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, и не является препятствием для рассмотрения дела по существу, в соответствии ст. 167 ГПК РФ, судом принято решение о рассмотрении дела в отсутствие не явившихся лиц.
Суд, заслушав доводы истца, ознакомившись с позицией ответчика, изучив письменные материалы гражданского дела, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Статьей 67 ГПК РФ установлено, что суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими (ч. ч. 1 - 4).
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 21, ч. 3 ст. 35 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее – ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации») предметом прокурорского надзора является исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, органами власти, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 ФЗ № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
В силу ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В соответствии со ст. 15 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления, должностные лица обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации, законы.
В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 14 ФЗ № 131-ФЗ от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения относится к вопросам местного значения городского и сельского поселений.
Общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации определяет Федеральный закон № 69-ФЗ от 21 декабря 1994 года «О пожарной безопасности», который также регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями, юридическими лицами, должностными лицами, гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями.
Согласно ст. 1 ФЗ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» требования пожарной безопасности – специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности; нарушение требований пожарной безопасности – невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности; меры пожарной безопасности – действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности.
В силу ст. 3 ФЗ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» система обеспечения пожарной безопасности – совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на профилактику пожаров, их тушение и проведение аварийно-спасательных работ.
Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Ст. 10 ФЗ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» предусмотрено, что финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования в соответствии с настоящим Федеральным законом является расходным обязательством муниципального образования.
В соответствии со ст. 19 ФЗ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся, в том числе, создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов.
Из положений ст. 37 ФЗ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» следует, что руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
Таким образом, решение вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений являются обязанностью органов местного самоуправления поселений.
Согласно ст. 62 Федерального закона № 123-ФЗ от 22 июля 2008 года «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», здания и сооружения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров. Здания и сооружения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров. В качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться централизованные и (или) нецентрализованные системы водоснабжения, водные объекты, а также пожарные резервуары. Необходимость обеспечения противопожарного водоснабжения, устройства систем водоснабжения, водопроводных сетей, искусственных водоемов и пожарных резервуаров, использования водных объектов для противопожарных нужд определяется настоящим Федеральным законом.
В силу ч. 1 ст. 68 ФЗ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» территории населенных пунктов, а также находящиеся на них здания и сооружения должны быть обеспечены источниками наружного противопожарного водоснабжения. К наружному противопожарному водоснабжению относятся: централизованные и (или) нецентрализованные системы водоснабжения с пожарными гидрантами, установленными на водопроводной сети (наружный противопожарный водопровод); водные объекты, используемые в целях пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации; пожарные резервуары.
Согласно п. 53 Правил, водонапорные башни должны быть приспособлены для забора воды пожарной техникой в любое время года. Использование для хозяйственных и производственных целей запаса воды, предназначенной для нужд пожаротушения, не допускается. Для обеспечения бесперебойного энергоснабжения водонапорной башни, предназначенной для нужд пожаротушения, предусматриваются автономные резервные источники электроснабжения.
В соответствии с п. 75 Правил органами местного самоуправления городских и сельских поселений создаются для целей пожаротушения источники наружного противопожарного водоснабжения, а также условия для забора в любое время года воды из источников наружного противопожарного водоснабжения, расположенных в населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях.
При наличии на территориях населенных пунктов, территории садоводства или огородничества, а также на других объектах защиты или вблизи них (в радиусе 200 метров) естественных или искусственных водных источников (река, озеро, бассейн, градирня и др.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размером не менее 12 х 12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года, за исключением случаев, когда территория населенного пункта, объекта защиты и находящиеся на них здания и сооружения обеспечены источниками противопожарного водоснабжения.
Пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий: в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленных техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и требований нормативных документов по пожарной безопасности (ч. 1 ст. 6 ФЗ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»).
В развитие положений ст.ст. 62, 68 и 99 ФЗ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» разработан свод правил СП 8.13130 «Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности», который утвержден Приказом МЧС России от 30 марта 2020 года № 225 (далее - СП 8.13130).
Настоящий свод правил устанавливает нормы расхода воды на наружное пожаротушение, требования к расчетному количеству одновременных пожаров, свободным напорам в наружной водопроводной сети, размещению пожарных гидрантов и другие требования пожарной безопасности, необходимые для проектирования систем водоснабжения, обеспечивающих противопожарные нужды, а также требования к пожарным резервуарам и водоемам.
Согласно п. 4.1 СП 8.13130 в населенных пунктах и на производственных объектах в соответствии с Техническим регламентом должны предусматриваться источники наружного противопожарного водоснабжения.
Расход воды на наружное пожаротушение и количество одновременных пожаров в городских округах, городских и сельских поселениях для расчета магистральных (расчетных кольцевых) линий водопроводной сети должны рассчитываться по таблицам 1 и 2 Свода правил. В сельских районах при отсутствии водопровода для пожаротушения зданий функциональной пожарной опасности (здания зрелищных, культурно-просветительных учреждений и зданий организаций по обслуживанию населения) должен быть предусмотрен пожарный водоем или резервуар, обеспечивающий тушение пожара в течение трех часов. Таким образом, при расходе воды 10 л/с, объем водоема или резервуара должен быть не менее 108м3.
В судебном заседании установлено и не оспаривается сторонами, что на территории села Арта имеется водонапорная башня по адресу: ул. Нахановича, находящаяся в реестре муниципальной собственности и требующая ремонта, в целях устранения имеющихся нарушений 27 апреля 2024 года в адрес сельского поселения «Артинское» направлено преставление об устранении нарушений требований пожарной безопасности (л.д. 8-10).
Согласно информации, предоставленной администрацией сельского поселения «Артинское» по результату рассмотрения представления, выявленные в ходе прокурорской проверки нарушения частично устранены, о чем в материалы дела также представлено информационное письмо ОНД и ПР по Хилокскому, Улетовскому районам и г. Хилок УНД и ПР ГУ МЧС России по Забайкальскому краю (л.д. 11, ).
Согласно ст. 220 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии со ст. 12 ГПК РФ одним из способов защиты гражданских прав является присуждение к исполнению обязанности в натуре.
Требования прокурора, предъявленные в защиту интересов неопределенного круга лиц, согласуются с положениями части 1 статьи 45 ГПК РФ, поскольку направлены на защиту интересов инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями здоровья.
Согласно ст. 206 ГПК РФ суд может принять решение, обязывающее ответчика совершить определенные действия и в установленный срок.
Учитывая, что в исковых требованиях, истец просит установить срок для исполнения возлагаемых обязанностей для ответчиков – в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, – суд приходит к выводу, что данный срок является объективно достаточным.
На основании установленных по делу обстоятельств и собранных доказательств суд считает иск подлежащим удовлетворению и приходит к выводу о том, что следует возложить на администрацию сельского поселения «Артинское» Улетовского района Забайкальского края обязанность обеспечить ремонт водокачки, расположенной в с. Арта по ул. Нахановича в соответствии со Сводом правил СП 8.13130 «Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности», утвержденных приказом МЧС России от 30 марта 2020 года № 225, а именно: обеспечить высоту заливного гусака не менее четырех метров, его длину не менее трех метров от стены водокачки, выход на сливную горловину трубой диаметром не менее 100мм; обеспечить помещение отоплением в зимнее время в целях недопущения промерзания систем водоснабжения; произвести ремонт кровли; произвести ремонт стен путем устранения в ней сквозных отверстий; обеспечить освещение для забора воды пожарными автомобилями в ночное время; установить знаки направления движения к водокачке.
Правила определения размера судебных расходов, понесенных стороной, судом при рассмотрении дела, в том числе установлены ст.ст. 98, 103 ГПК РФ, а размер государственной пошлины рассчитывается исходя из положений статьи 333.19 НК РФ.
Согласно положениям ч. 2 ст. 45 ГПК РФ прокурор освобожден от обязанности по уплате государственной пошлины.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина – в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Вместе с тем, согласно пп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового Кодекса РФ оснований для взыскания государственной пошлины с ответчика администрации сельского поселения «Николаевское» Улетовского района Забайкальского края не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования прокурора Улетовского района Забайкальского края, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц удовлетворить.
Возложить на администрацию сельского поселения «Артинское» муниципального района «Улетовский район» Забайкальского края обязанность в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить ремонт водокачки, расположенной в с. Арта по ул. Нахановича в соответствии со Сводом правил СП 8.13130 «Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности», утвержденных приказом МЧС России от 30 марта 2020 года № 225, а именно: обеспечить высоту заливного гусака не менее четырех метров, его длину не менее трех метров от стены водокачки, выход на сливную горловину трубой диаметром не менее 100мм; обеспечить помещение отоплением в зимнее время в целях недопущения промерзания систем водоснабжения; произвести ремонт кровли; произвести ремонт стен путем устранения в ней сквозных отверстий; обеспечить освещение для забора воды пожарными автомобилями в ночное время; установить знаки направления движения к водокачке.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Забайкальского краевого суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Улетовский районный суд Забайкальского края.
Судья А.Ю. Гарголло
Решение в окончательной форме принято 31 июля 2024 года.