РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Федеральный суд Советского района <адрес> в составе председательствующего Магомедова Р.А., при секретаре Габибовой З.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шариповой П.Д. к Министерству финансов РФ в лице УФК по РД о взыскании компенсации за поврежденный дом в результате стихийного бедствия,
У С Т А Н О В И Л:Шарипова П.Д. обратилась в суд с иском к Министерству финансов РФ в лице УФК по РД о взыскании компенсации за поврежденный дом в результате стихийного бедствия в размере <сумма>, ссылаясь на то, что выделенное ее семье домостроение в сел. Новокули было принято рабочей комиссией по приемке законченного строительством здания.
В ДД.ММ.ГГГГ в результате потопа ее дом сильно пострадал. Тогда же по месту нахождения дома истца для осмотра и оценки ущерба была проведена комиссия, которая обещала им материальную компенсацию ущерба, причиненного этим стихийным бедствием. Однако по настоящее время данная компенсация истцу не выплачена. Она живет со своей семьей в полуразрушенном доме, который требует полного восстановления, однако у истца нет денежных средств на его восстановление.
Ее обращение в Администрацию МО <адрес> о выделении денежных средств на восстановление дома, оставлено без удовлетворения. Также обращение в МЧС России по РД о выделении денежных средств на восстановление дома, оставлено без удовлетворения.
Согласно акту исследования № от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что стоимость ремонтно-восстановительных работ дома составляет <сумма>
Полагает, что своими действиями Администрация МО <адрес> нарушила ее конституционное право на жилище, поскольку при отсутствии достаточных средств, данный вопрос должен был быть разрешен на уровне Правительства РД, чего сделано не было.
Считает, что ущерб должен быть возмещен за счет средств федерального бюджета, поскольку чрезвычайная ситуация имела федеральное значение, пострадало более 500 человек.
В судебном заседании представитель истца по доверенности Айдамиров А.Р. иск поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении и просил его удовлетворить.
Представитель Управления федерального казначейства по РД по доверенности Исмаилов Г.И. иск не признал и пояснил, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 N 750 (ред. от 17.08.2010) "О порядке выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий" (вместе с "Правилами выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций последствий стихийных бедствий"), федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации при недостаточности бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете и бюджетах субъектов Российской Федерации для ликвидации чрезвычайных ситуаций, не позднее одного месяца с даты возникновения чрезвычайной ситуации могут обращаться в Правительство Российской Федерации с просьбой о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайной ситуации.
При обращении должны быть указаны данные о количестве людей, погибших или получивших ущерб (вред), причиненный их здоровью, размере материального ущерба и об объемах направленных на ликвидацию чрезвычайной ситуации, расходов соответствующих бюджетов, а также расходов страховых фондов и других источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
По поручению Председателя Правительства Российской Федерации или одного из заместителей Председателя Правительства Российской Федерации Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организациями рассматривает в 3-месячный срок с даты подписания этого поручения вопрос о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайной ситуации.
Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации для рассмотрения вопроса о выделении им бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайной ситуации представляют в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий не позднее одного месяца с даты подписания поручения, документы, обосновывающие размер запрашиваемых бюджетных ассигнований, в том числе при необходимости заключение Министерства регионального развития РФ (или его территориального органа) по объектам (зданиям и сооружениям), имеющим повреждения основных несущих конструкций.
Перечень и правила оформления обосновывающих документов устанавливаются совместным актом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерства финансов РФ.
По результатам совместного с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организациями рассмотрения обосновывающих документов Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий вносит в Правительство Российской Федерации соответствующие предложения.
В случае непредставления обосновывающих документов в установленный срок вопрос о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайной ситуации не рассматривается и по представлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий контроль за исполнением поручения прекращается в порядке, установленном Регламентом Правительства РФ, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 1 июня 2004 г. N 260.
Основанием для выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайной ситуации является решение Правительства Российской Федерации, в котором указываются общая сумма выделяемых бюджетных ассигнований и их распределение по проводимым мероприятиям. При выделении бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение неотложных аварийно-восстановительных работ на объектах, в решении Правительства Российской Федерации указывается распределение бюджетных ассигнований по объектам.
В Постановлении Правительства РФ N 750 от 13.10.2008 четко указано, что Министерство финансов РФ осуществляет перечисление средств из резервного фонда для пострадавших не позднее месяца со дня принятия Правительством РФ соответствующего решения.
Министерство Финансов РФ все денежные средства, выделенные согласно указанным распоряжениям Правительства РФ перечислило на счета администраций городов и районов для дальнейшего распределения их на блокированные счета пострадавших по спискам, утвержденным ранее. Следовательно, вины Министерства финансов РФ в неполучении истцом денежных средств нет, в связи с чем, просит отказать в удовлетворении иска.
Выслушав мнение сторон, допросив свидетеля, исследовав материалы дела, суд признает иск Шариповой П.Д. подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 15 ГК РФ, лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждения его имущества (реальный ущерб).
В соответствии с Положением о порядке переселения лакского населения Новолакского района на новое место жительства, утвержденным Постановлением Совета Министров РД № 28 от 17 февраля 1993 г. N 28 (в ред. Постановлений Правительства РД от 16.07.2004 №177, от 24.12.2009 №465, от 23.11.2010 № 427, от 20.04.2011 № 118) переселение жителей лакской национальности Новолакского района осуществляется во исполнение Постановления III съезда народных депутатов ДССР "О практических мерах по выполнению решений съездов народных депутатов Дагестанской ССР и реализации Закона РСФСР "О реабилитации репрессированных народов".
Организацию процесса переселения и решение других вопросов, связанных с этим процессом, Правительство Республики Дагестан возлагает на Управление Правительства Республики Дагестан по вопросам переселения и реабилитации репрессированных народов (далее - Управление) (п. 1.2 в ред. Постановления Правительства РД от 23.11.2010 N 427).
Переселение проводится поэтапно семьями и населенными пунктами в соответствии с графиком, утвержденным Управлением по согласованию с Администрацией муниципального образования «<адрес>».
Согласно гл. 4 и 7 Положения о порядке и условиях расчетов за оставляемые жилые дома, строения, многолетние насаждения, а также финансирования строительства жилья и его передачи в собственность лакскому населению, переселяемому из Новолакского района на новое место жительства, утвержденного постановлением Правительства РД от 19 марта 2007 г. №74 финансирование строительства жилья по договору строительного подряда осуществляется на основании утвержденных комиссией списков и в соответствии с договором строительного подряда, заключаемым между заказчиком-застройщиком и подрядной организацией, определенной на конкурсной основе.
Приемка законченного строительством жилья осуществляется приемочной комиссией, образуемой заказчиком – застройщиком.
Лицам лакской национальности Новолакского района жилые дома, построенные на новом месте жительства предоставляются в собственность безвозмездно. Основаниями для предоставления в собственность жилых домов, построенных для переселившихся граждан являются выписка из решения комиссии о переселении на новое место жительства, акт приемки завершенного строительством жилого дома приемочной комиссией.
Согласно справке филиала ГУП «Дагтехинвентаризация» по <адрес>, акта приемки рабочей комиссией Шарипову Д.Ш. принадлежит жилой дом на праве собственности в <адрес> переселенческого района.
В соответствии со свидетельством о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ Шарипова П.Д. стала собственником данного дома после смерти отца.
Из протокола заседания КЧС МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в результате продолжительных ливневых дождей (паводка) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ жилые дома в <адрес>, <адрес>, <адрес> и <адрес> затоплены. Пострадало имущество и приусадебные участки. В домах, подвергшихся затоплению, конструктивных разрушений и трещин нет. Со временем возможны осадки фундаментов несущих конструкции и перегородок. Есть опасность обвала сараев, построенных из самана. Нанесен ущерб объектам жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы. Случившееся является ситуацией чрезвычайного природного характера.
ДД.ММ.ГГГГ главой МО «<адрес>» составлено донесение Председателю Правительства РД о последствиях ливневых дождей, прошедших ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ и ситуации в «<адрес>» общая сумма ущерба определена в размере <сумма>.
Распоряжением главы МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ образована комиссия для определения ущерба, нанесенного домостроениям в <адрес> в результате сильных ливневых дождей, прошедших с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением Главы МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ главам сельских муниципальных образований совместно с комиссиями по ЧС сел поручено подготовить списки пострадавших жителей и представить в отдел ГОЧС.
Согласно списку жителей <адрес> РД, пострадавших в результате сильного дождя ДД.ММ.ГГГГ, утвержденного Главой Администрации МО «<адрес>» и начальником ГУ МЧС РФ по РД, Шарипов Д.Ш. получил единовременную материальную помощь в размере <сумма>
Из материалов дела следует, что согласно Акту экспертного исследования № от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что стоимость ремонтно-восстановительных работ дома составляет <сумма> Техническое состояние строительных конструкций исследуемого объекта, а именно: фундамента, стен, крыши, перекрытия, а также инженерного оборудования удовлетворительное. Конструктивные элементы в целом пригодные для эксплуатации, но требуется некоторый капитальный ремонт, наиболее целесообразный для этой стадии.
Допрошенный в судебном заседании ФИО7 показал, что он работал начальником ГОЧС <адрес> в период повреждения домов в результате ливневых дождей в сентябре 2009 года. Дому истца был причинен ущерб, в связи с чем, составлялся акт, ему выплачивалась материальная помощь.Правительством РД было сообщено, что материалы для возмещения ущерба от ливневых дождей направлены в Федеральный центр для выделения бюджетных ассигнований на проведение аварийно-восстановительных работ, однако пострадавшие люди до сих пор не получили возмещение ущерба.
Согласно ст.18 ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от ДД.ММ.ГГГГ (в ред. Федеральных законов от 28.10.2002 N 129-ФЗ,от 22.08.2004 N 122-ФЗ,, от 28.12.2010 N 412-ФЗ,от 29.12.2010 N 442-ФЗ) граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21 мая 2007 года №304 «О классификации чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера» стихийное бедствие в сентябре 2009 года имела федеральный характер из-за числа пострадавших более 500 человек, в связи с чем, возмещение ущерба должно производиться за счет средств федерального бюджета.
При изложенных обстоятельствах иск Шариповой П.Д. подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Шариповой П.Д. удовлетворить.
Взыскать с Министерства финансов РФ – за счет средств казны РФ в пользу Шариповой П.Д. ущерб, причиненный повреждением жилого дома в сумме <сумма>
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд РД в течение месяца со дня вынесения.
Судья Магомедов Р.А.