Судебный акт #1 (Решение) по делу № 12-885/2022 от 01.07.2022

Дело .10.2022

59RS0-25

Р Е Ш Е Н И Е

Судья Свердловского районного суда <адрес> Кочегарова Д.Ф.,

при секретаре ФИО4,

с участием инспектора – государственного инспектора <адрес> по пожарному надзору ФИО5, рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: <адрес> административное дело по жалобе представителя администрации <адрес> по доверенности ФИО2 на постановление по делу об административном правонарушении заместителя начальника отдела – начальника отделения надзорной деятельности и профилактической работы <адрес> 1 Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по городу Перми УНПР Главного управления МЧС России по <адрес> майора внутренней службы ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ,

у с т а н о в и л а:

Постановлением по делу об административном правонарушении заместителя начальника отдела – начальника отделения надзорной деятельности и профилактической работы <адрес> 1 Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по городу Перми УНПР Главного управления МЧС России по <адрес> майора внутренней службы ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ, администрация <адрес> признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ и назначено наказание в виде административного штрафа в размере тысяч) рублей.

Не согласившись с данным постановлением, представитель администрации <адрес> (далее – Администрация) по доверенности ФИО2 подала жалобу, в которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

В обоснование своих требований, указав, что с вынесенным Постановлением не согласны по следующим основаниям.

Административным органом не доказано точное расположение земельного участка, где произошло возгорание.

Административный орган в Протоколе от ДД.ММ.ГГГГ указал, что администрация <адрес> является собственником (правообладателем) указанного в протоколе земельного участка; при этом материалы дела не содержат доказательство (выписку из ЕГРН), подтверждающую право собственности администрации <адрес> на данный земельный участок.

Принадлежность спорного земельного участка администрации <адрес> установлена Административным органом на основании Плана-схемы возгорания, в которой местоположение участка определено с привязкой к строению по указанному выше адресу.

Согласно фотоматериалам, имеющимся в материалах дела, горение произошло в непосредственной близости со стеной кирпичного гаража; при этом Административным органом не выяснены обстоятельства - возможно горение произошло на частном земельном участке (на котором расположены гаражи).

Заявитель считает, что Административным органом не доказано точное расположение земельного участка, где произошло возгорание травы, и как следствие, принадлежность земельного участка конкретному лицу.

Заявитель считает, что Административным органом - не выяснены все обстоятельства дела, не определено виновное лицо в поджоге мусора (возможно горение началось с частного земельного участка, и перебросилось на точку горения).

В данном случае доказательств невозможности соблюдения администрацией <адрес> требований пожарной безопасности при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не имеется.

Административным органом не выяснены все обстоятельства дела, а именно: не организованы мероприятия по выявлению виновного лица, не проведен опрос лиц - свидетелей и т.д.

Заявитель полагает, что отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренный ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.

Полномочия администрации <адрес> по организации мероприятий, направленных на ликвидацию несанкционированных свалок, исполняются администрацией <адрес> в рамках выделенных бюджетных средств.

Административным органом допущены ошибки при формулировании вменяемого Администрации <адрес> административного правонарушения.

Исходя из принципа презумпции невиновности, в соответствии с ч. 1 статьи 1.5. КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица (ч. 4 ст. 1.5 КоАП РФ).

Решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности. При этом установление виновности предполагает доказывание не только вины лица, но и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния.

Заявитель считаем, что в действиях (бездействиях) администрации <адрес> отсутствует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, что в силу ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

В рассматриваемом случае конкретные обстоятельства допущенного нарушения не позволяют считать, что администрация <адрес> уклонялась от исполнения возложенных на нее обязанностей, доказательства пренебрежительного отношения к исполнению своих обязанностей и к формальным требованиям публичного права отсутствуют. Выявленное административным органом правонарушение не носит существенного и систематического характера, вредных последствий не повлекло, не причинило существенного вреда интересам государства.

Выявленное административным органом правонарушение не носит существенного и систематического характера, вредных последствий не повлекло, не причинило существенного вреда интересам государства, т.к.: возгорание имело локальное место, небольшой охват площади (10 кв.м.); отсутствовало значительное распространение огня, дыма и угрозы для человека; возгорание не повлекло за собой причинение материального вреда; впоследствии произведена очистка вышеуказанной территории от мусора.

В судебное заседание защитник, законный представитель, лица, привлекаемого к административной ответственности, не явились, извещены в предусмотренном порядке, ходатайство об отложении судебного заседания, рассмотрение без участия представителя в адрес суда не направили.

В судебном заседании инспектор – государственный инспектор <адрес> по пожарному надзору ФИО5, с доводами жалобы не согласился, указав, что постановление вынесено законно, оснований для отмены, изменения постановления не имеется.

Судья, выслушав пояснения должностного лица, изучив материалы дела, дело об административном правонарушении в отношении Администрации, приходит к следующему.

Частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 названного Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 данной статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

В силу статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.

Особый противопожарный режим - дополнительные требования пожарной безопасности, устанавливаемые органами государственной власти или органами местного самоуправления в случае повышения пожарной опасности на соответствующих территориях.

Статьей 30 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" определено, что в случае повышения пожарной опасности решением органов государственной власти или органов местного самоуправления на соответствующих территориях может устанавливаться особый противопожарный режим. На период действия особого противопожарного режима на соответствующих территориях нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами по пожарной безопасности устанавливаются дополнительные требования пожарной безопасности, в том числе предусматривающие привлечение населения для профилактики и локализации пожаров вне границ населенных пунктов, запрет на посещение гражданами лесов, принятие дополнительных мер, препятствующих распространению лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров, а также иных пожаров вне границ населенных пунктов на земли населенных пунктов (увеличение противопожарных разрывов по границам населенных пунктов, создание противопожарных минерализованных полос и подобные меры).

Согласно пунктам 8, 9 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения относятся: участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.Статьей 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся, в числе прочего: создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов.

В силу статьи 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.

Пунктами 8, 10 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определено, что участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах муниципального, городского округа, а также обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах муниципального, городского округа относится к вопросам местного значения муниципального, городского округа.

В соответствии с пунктом 69 постановления Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года N 1479 "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации", на территориях общего пользования городских и сельских поселений, городских и муниципальных округов, на территориях садоводства или огородничества, в том числе вне границ указанных территорий, в охранных зонах линий электропередачи, электрических станций и подстанций, а также в лесах, лесопарковых зонах и на землях сельскохозяйственного назначения запрещается устраивать свалки отходов.

Согласно материалам дела, ДД.ММ.ГГГГ в ДД.ММ.ГГГГ часов на пульт ЦППС 10 ПСО ФПС ГПС Главного управления МЧС России по <адрес> поступило сообщение о горении мусора на открытой территории по адресу: <адрес> (напротив). На место вызова были направлены пожарные подразделения, согласно расписанию выездов.

По прибытию на место вызова было установлено, что происходит горение мусора на открытой территории на площади 10 кв.м. в черте населенного пункта <адрес> на территории земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, смежного с земельными участками с кадастровыми номерами и .

Таким образом, установлено, что администрация <адрес>, являясь собственником (правообладателем) земельного участка, расположенного в границах населенного пункта, и юридическим лицом нарушило «Правила противопожарного режима в РФ», утвержденные постановлением Правительства РФ от 16.09.2021 № 1479 (далее ППР), а именно:

- не организована своевременная уборка мусора, на земельном участке, расположенном в границах населенного пункта <адрес>, государственная собственность на который не разграничена, что при неосторожном обращении с огнем неустановленных лиц привело к пожару (основание: ППР п. 67).

ДД.ММ.ГГГГ в отношении Администрации составлен протокол об административном правонарушении .

ДД.ММ.ГГГГ по результатам рассмотрения протокола об административном правонарушении вынесена резолютивная часть постановления о привлечении Администрации к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, постановление изготовлено в полном объеме – ДД.ММ.ГГГГ.

В силу положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

В соответствии с ч. 1 ст. 29.9 КоАП РФ по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении выносится постановление.

Согласно ч. 1 ст. 29.11 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела. В исключительных случаях по решению лица (органа), рассматривающего дело об административном правонарушении, составление мотивированного постановления может быть отложено на срок не более чем три дня со дня окончания разбирательства дела, за исключением дел об административных правонарушениях, указанных в ч. 3 - 5 ст. 29.6 настоящего Кодекса, при этом резолютивная часть постановления должна быть объявлена немедленно по окончании рассмотрения дела. День изготовления постановления в полном объеме является днем его вынесения.

Как усматривается из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ в отношении Администрации составлен протокол об административном правонарушении по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ. Согласно определению Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по <адрес> УНПР Главного управления МЧС России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ административное дело в отношении Администрации назначено к рассмотрению на ДД.ММ.ГГГГ на ДД.ММ.ГГГГ минут.

Постановление по делу об административном правонарушении в отношении Администрации изготовлено в полном объеме ДД.ММ.ГГГГ, при этом резолютивная часть постановления не содержит информации о дате вынесения; лица, в отношении которого вынесена резолютивная часть постановления; а также отсутствует информация о протоколе об административном правонарушении, который был рассмотрен.

Таким образом, материалами дела не подтверждается, что после окончания рассмотрения административного дела по существу должностным лицом была объявлена резолютивная часть постановления.

Изложенное свидетельствует о существенном нарушении процессуальных требований КоАП РФ.

В связи с изложенным невозможно установить, когда дело об административном правонарушении фактически рассмотрено ДД.ММ.ГГГГ или ДД.ММ.ГГГГ), объявлялась ли резолютивная часть постановления ДД.ММ.ГГГГ, какой размер административного штрафа назначен Администрации, в силу каких причин резолютивная часть постановления (составленная в надлежащем виде) отсутствует в административном деле и, как следствие, не нарушено ли право лица, привлекаемого к административной ответственности, на защиту.

Указанные нарушения закона являются существенными, поэтому постановление по делу об административном правонарушении заместителя начальника отдела – начальника отделения надзорной деятельности и профилактической работы <адрес> 1 Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по <адрес> УНПР Главного управления МЧС России по <адрес> майора внутренней службы ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Администрации о привлечении к ответственности за совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 ст. 20.4 КоАП РФ в силу ч. 1 ст. 1.6 КоАП Российской Федерации не может быть признано законным, подлежит отмене.

В силу части 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за совершение правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, составляет один год со дня совершения административного правонарушения.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений, в частности, об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

С учетом установленного по делу, ввиду допущенных процессуальных нарушений, постановление должностного лица подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение, в ходе которого должностному лицу следует учесть все вышеизложенное и принять соответствующее процессуальное решение в полном соответствии с требованиями КоАП РФ.

Руководствуясь ст. ст. 30.6, 30.7 ч.1 п. 4 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, судья, судья

Р Е Ш И Л А:

Жалобу представителя Администрации <адрес> по доверенности ФИО2 удовлетворить.

Постановление по делу об административном правонарушении заместителя начальника отдела – начальника отделения надзорной деятельности и профилактической работы <адрес> 1 Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по городу Перми УНПР Главного управления МЧС России по <адрес> майора внутренней службы ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ– отменить.

Направить материалы дела об административном правонарушении на новое рассмотрение заместителю начальника отдела – начальнику отделения надзорной деятельности и профилактической работы <адрес> 1 Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по <адрес> УНПР Главного управления МЧС России по <адрес> майору внутренней службы ФИО1.

Решение в течение 10 дней со дня получения его копии может быть обжаловано в <адрес>вой суд.

Судья:         Кочегарова Д.Ф.

12-885/2022

Категория:
Административные
Статус:
Отменено с возвращением на новое рассмотрение
Ответчики
Администрация г. Перми
Другие
Шистерова Лариса Витальевна
Суд
Свердловский районный суд г. Перми
Судья
Кочегарова Джамиля Фаизовна
Статьи

ст.20.4 ч.1 КоАП РФ

Дело на странице суда
sverdlov--perm.sudrf.ru
01.07.2022Материалы переданы в производство судье
01.07.2022Истребованы материалы
02.09.2022Поступили истребованные материалы
25.10.2022Судебное заседание
25.10.2022Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
27.10.2022Направленная копия решения (определения) ВРУЧЕНА
28.10.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.11.2022Вступило в законную силу
08.11.2022Дело оформлено
30.03.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее