УИД № 10RS0007-01-2021-000151-75
Дело № 2-103/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
п. Лоухи 20 апреля 2021 года
Лоухский районный суд Республики Карелия
в составе:
председательствующего судьи Васильева Д.В.,
при секретаре Беловой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Литвиненко Н.И. к Министерству здравоохранения Республики Карелия об обязании заключить договор и выплатить единовременную выплату,
установил:
иск Литвиненко Н.И. заявлен по следующим основаниям: истец с ХХ.ХХ.ХХ по приглашению ГБУЗ РК «Лоухская ЦРБ» приступил к работе в должности ... в больнице ..., по трудовому договору Номер от ХХ.ХХ.ХХ, на ставку 1,0. Полагает, что он, как вновь прибывший, имеет право на получение единовременной выплаты, установленной государственной программой РФ «Развитие здравоохранения», утвержденной 26.12.2017 постановлением Правительства РФ № 1640, а также Ведомственной целевой программой «Обеспечение государственной системы здравоохранения РК медицинскими кадрами» на 2018-2019 годы. Вместе с тем, в предоставлении данной выплаты ему было отказано в виду наличия возрастного ценза (50 лет). Данный отказ истец полагает незаконным, поскольку ранее установленный возрастной ценз был отменен. В связи с изложенными обстоятельствами истец просит суд обязать Министерство здравоохранения РК: заключить с ним договор с ... ХХХХ года о единовременной выплате ему одного миллиона рублей как ...; выплатить ему указанную сумму.
В судебном заседании истец Литвиненко Н.И. заявленные исковые требования поддержал в полном объеме и дал пояснения в соответствии с доводами, изложенными в иске.
Представители ответчика Министерства здравоохранения РК в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения уведомлены надлежащим образом, в своем отзыве просили рассмотреть дело без их участия, возражают против удовлетворения иска. Указали, что в момент прибытия истца к месту работы в ГБУЗ РК «Лоухская ЦРБ» он не мог участвовать в программе «Земский доктор» по причине достижения возраста 50 лет, а также отсутствия должности ... в программном реестре должностей, утвержденных приказом Министерства от 15.05.2019 № 581 «Об утверждении перечня вакантных должностей медицинских работников в разрезе медицинских организаций и их структурных подразделений, при замещении которых осуществляются единовременные компенсационный выплаты на 2019 год (программа реестра должностей)». В 2020 году осуществление единовременных компенсационных выплат врачам-специалистам, не входящим в программу «Земский доктор», реализовывалась в рамках ведомственной целевой программы «Обеспечение государственной системы здравоохранения РК медицинскими кадрами» на 2020-2022 годы. Врачи, трудоустроенные в медицинскую организацию ранее 2020 года, и врачи старше 50 лет не имеют возможности участвовать в программе в 2020 году.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело без участия не явившейся стороны.
Представитель третьего лица ГБУЗ РК «Лоухская ЦРБ» Зайков А.Ф., действующий на основании доверенности, в судебном заседании полагал исковые требования Литвиненко Н.И. обоснованными и подлежащими удовлетворению. При этом указал, что правильным будет принятие решения об обязании ответчика включить Литвиненко Н.И. в действующую программу, предусматривающую выплату денежных средств в текущем периоде, поскольку обеспечение врачей указанными денежными средствами осуществляется за счет специально предусмотренных на эти цели субвенций, направляемых из федерального бюджета в бюджет Республики Карелия.
Заслушав явившиеся стороны, исследовав материалы гражданского дела, суд установил:
Литвиненко Н.И. принят на работу в ГБУЗ РК «Лоухская ЦРБ» в должности ..., на ставку 1,0, на основании трудового договора Номер от ХХ.ХХ.ХХ.
После принятия на работу истец обратился с заявлением в Министерство здравоохранения РК с целью заключения с ним соглашения о предоставлении ему в текущем 2019 финансовом году единовременной компенсационной выплаты в размере 1000000 руб., в рамках Ведомственной целевой программой «Обеспечение государственной системы здравоохранения РК медицинскими кадрами» на 2018-2019 годы, в удовлетворении которого ему было отказано в связи с отсутствием на это целевых денежных средств и не соответствием истца требованиям, предъявляемым к участнику программы «Земский доктор».
Оценивая доводы истца, заявленные в иске относительно возникновения у него в 2019 финансовом году права на получение единовременной выплаты, установленной государственной программой РФ «Развитие здравоохранения», утвержденной 26.12.2017 постановлением Правительства РФ № 1640, а также нормативно-правовыми актами Республики Карелия, суд рассматривает заявленные требования в соответствии с ч. 3 ст. 196 ГПК РФ, в заявленных пределах.
В соответствии с частью 1 статьи 72 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинские и фармацевтические работники имеют право на основные гарантии, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ № 1640 от 26.12.2017 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения» определены правила, цели, условия и порядок предоставления и распределения субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации по осуществлению единовременных компенсационных выплат медицинским работникам (врачам, фельдшерам), прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тыс. человек.
В том числе, настоящим Постановлением утверждены финансовые параметры обеспечения программы, которые должны быть уточнены в соответствии с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов".
В соответствии с Приложением 7 настоящего Постановления критериями отбора субъекта Российской Федерации для предоставления субсидии являются: наличие утвержденного органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения (далее - уполномоченный орган) перечня вакантных должностей медицинских работников в медицинских организациях и их структурных подразделениях, при замещении которых осуществляются единовременные компенсационные выплаты на очередной финансовый год (программного реестра должностей), разработанного на основании примерного перечня должностей медицинских работников в медицинских организациях и их структурных подразделениях, при замещении которых осуществляются единовременные компенсационные выплаты на очередной финансовый год (программного реестра должностей), утвержденного Министерством здравоохранения Российской Федерации; наличие заявки высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации на участие в мероприятии, содержащей сведения о планируемой численности участников мероприятия (врачей, фельдшеров, а также акушерок и медицинских сестер фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов). Субсидия предоставляется на основании соглашения о предоставлении субсидии, заключенного между Министерством здравоохранения Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, подготовленного (сформированного) с использованием государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет" в соответствии с типовой формой, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации (далее - соглашение). Условиями предоставления субсидии являются: утвержденный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации порядок предоставления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам (врачам, фельдшерам, а также акушеркам и медицинским сестрам фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов), являющимся гражданами Российской Федерации, не имеющим неисполненных финансовых обязательств по договору о целевом обучении (за исключением медицинских организаций с укомплектованностью штата менее 60 процентов), прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тыс. человек и заключившим трудовой договор с медицинской организацией, подведомственной органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления, на условиях полного рабочего дня с продолжительностью рабочего времени, установленной в соответствии со статьей 350 Трудового кодекса Российской Федерации, с выполнением трудовой функции на должности, включенной в программный реестр должностей, предусмотренный пунктом 3 настоящих Правил (п.п. 3, 4, 5 Приложения 8).
Таким образом, однократная денежная выплата, предусмотренная Постановлением Правительства РФ № 1640 от 26.12.2017, должна осуществляться медицинским работникам только из средств субвенций, предоставляемых бюджету Республики Карелия из федерального бюджета, на основании принятых субъектом РФ порядка предоставления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам и перечня вакантных должностей медицинских работников, которым подлежат соответствующие выплаты.
Приказом Минздрава РК № 1763 от 05.12.2018 была утверждена ведомственная целевая программа «Обеспечение государственной системы здравоохранения РК медицинскими кадрами» на 2018-2019 годы, в соответствии с которой единовременная выплата предоставлялась ..., заключившим трудовой договор с учреждением на условиях полного рабочего дня и продолжительностью рабочего времени, установленной в соответствии со ст. 350 ТК РФ, при условии продления условий трудового договора о выплате на период неисполнения трудовой функции в полном объеме, в размере хххх,х тыс. руб. (в том числе НДФЛ – ххх,х тыс. руб.).
Приказом Министерства здравоохранения Республики Карелия № 581 от 15 мая 2019 года, в целях реализации мероприятий Государственной программы РФ, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 26.12.2017 № 1640 «Об утверждении государственной программы РФ «Развитие здравоохранения» утвержден перечень вакантных должностей медицинских работников в медицинских организациях и их структурных подразделениях, при замещении которых осуществляются единовременные компенсационный выплаты на 2019 год (программный реестр должностей), согласно приложению к настоящему приказу.
Согласно Приложению к указанному приказу (с учетом изменений, вносимых в данным приказ Приказами Минздрава РК № 695 от 11.06.2019, № 758 от 26.06.2019, № 1091 от 30.08.2019, № 1251 от 30.09.2019, № 1338 от 15.10.2019, № 1481 от 11.11.2019), должность ... ГБУЗ РК «Лоухская ЦРБ» в перечень вакантных должностей медицинских работников в медицинских организациях и их структурных подразделениях, при замещении которых осуществляются единовременные компенсационный выплаты на 2019 год, не включена.
Согласно пояснениям, данным представителем ответчика в своем письменном отзыве на иск, ведомственная целевая программа «Обеспечение государственной системы здравоохранения РК медицинскими кадрами» на 2018-2019 годы была реализована в пределах выделенных ассигнований в форме субвенций на соответствующий финансовый год. В момент рассмотрения в 2019 году заявления Литвиненко Н.И. на участие в данной программе денежные средства, предусмотренные в бюджете на реализацию данной программы, были освоены Министерством в полном объеме. Истец на момент своего трудоустройства не мог быть участником программы по причине достижения возраста 50 лет.
Оценивая изложенное, суд приходит к убеждению, что истец не являлся участником ведомственной целевой программы «Обеспечение государственной системы здравоохранения РК медицинскими кадрами» на 2018-2019 годы, в связи с чем не приобрел право на получение однократной выплаты денежных средств в соответствии с государственной программой Российской Федерации «Развитие здравоохранения» в 2019 году.
Факт того, что Постановлением Правительства РФ № 1347 от 18.10.2019 внесены изменения в государственную программу Российской Федерации «Развитие здравоохранения», а именно исключен возрастной ценз медицинских работников (50 лет), на которых распространяется действие указанной программы, с учетом указанных обстоятельств не может быть правовым основанием для удовлетворения заявленных исковых требований. При этом суд находит, что установление порядка предоставления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам действующими нормативными актами отнесено к компетенции субъекта РФ.
Учитывая, что Литвиненко Н.И. не являлтся участником ведомственной целевой программы «Обеспечение государственной системы здравоохранения РК медицинскими кадрами» на 2018-2019 годы, данная программа исполнена в полном объеме, суд приходит к мнению, что оснований для заключения с ответчиком договора с ... ХХХХ года о выплате ему единовременной выплаты, предусмотренной данной программой, отсутствуют. Поскольку денежные средства, направленные на осуществление выплаты медицинским работником в рамках указанной программы, являлись целевыми, производились за счет предоставляемых Республике Карелия субвенций, суд приходит к мнению, что правовые основания для взыскания в пользу истца указанной выплаты за счет средств бюджета Республики Карелия, не предусмотренных на эти цели, отсутствуют.
Таким образом суд приходит к убеждению, что заявленные истцом исковые требования не основаны на законе и не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 55, 56, 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
иск Литвиненко Н.И. к Министерству здравоохранения Республики Карелия об обязании заключить договор и выплатить единовременную выплату оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано или опротестовано в течение одного месяца через Лоухский районный суд РК в Верховный Суд Республики Карелия в апелляционном порядке.
Председательствующий судья: Д.В. Васильев
Решение в окончательной форме принято 26 апреля 2021 года.