Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2102/2023 ~ М-1020/2023 от 13.03.2023

Дело № 2-2102/2023

11RS0005-01-2023-001539-98

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Ухтинский городской суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Берниковой Е.Г.,

при помощнике Говязовой Е.Д.,

с участием представителя третьего лица Реведжук Р.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Ухте Республики Коми 10.07.2023 гражданское дело по исковому заявлению Реведжук В.А. к Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации МОГО «Ухта», администрации МОГО «Ухта» о признании решения незаконным, обязании принять на учет,

установил:

Ревеждук В.А. обратился в суд с иском к КУМИ МОГО «Ухта» о принятии на учет по категории молодая семья на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья, в обоснование требований указав, что 20.02.2023 КУМИ МОГО «Ухта» отказал в постановке на учет на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья, поскольку истец и его супруга намеренно ухудшили свои жилищные условия, зарегистрированы по разным адресам. С отказом ответчика истец не согласен, супруга Реведжук Л.А. перестала являться собственником жилого помещения по причине того, что оно было продано при разводе с первым супругом с целью погашения кредита. Истец не имеет жилья в собственности, его жилье было продано по причине того, что для проживания с ребенком эта жилплощадь непригодна, соседи ведут асоциальный образ жизни.

В последующем истец предъявил к администрации МОГО «Ухта» дополнительные требования, просил признать отказ в принятии на учет на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья по категории «молодые семьи, в которых возраст каждого из супругов либо лица, являющегося единственным родителем (усыновителем) ребенка (детей), составляет 35 лет включительно» незаконным, обязании администрацию МОГО «Ухта» принять истца с супругой на учет по категории молодая семья на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья, изменил основания иска, указав, что жилые помещения супругов приобретались за счет кредитных средств. Протокольным определением суда от 17.05.2023 увеличенные исковые требования приняты к производству суда.

Определением суда от 20.03.2023 привлечена к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца Реведжук Л.А. Протокольным определением от 17.04.2023 произведена замена ненадлежащего ответчика КУМИ МОГО «Ухта» на надлежащего администрацию МОГО «Ухта» по первоначальным требованиям, определением от 17.05.2023 – привлечен КУМИ МОГО «Ухта» к участию в деле в качестве соответчика по требованиям к Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации МОГО «Ухта» об обязании принять на учет.

В судебное заседание стороны, третье лицо Реведжук Л.А. не явились, извещены надлежащим образом, просили о рассмотрении дела в их отсутствие, и суд с учетом мнения представителя третьего лица и положений ст.167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Представитель третьего лица по доверенности Реведжук Р.В. исковые требования поддержала.

В предыдущем судебном заседании истец на иске настаивал, третье лицо Реведжук Л.А. с исковыми требованиями согласилась.

В письменных представитель КУМИ МОГО «Ухта» по доверенности Канева М.С., представитель администрации МОГО «Ухта» по доверенности Климушева В.В. полагали требования не подлежащими удовлетворению по доводам оспариваемого решения.

Выслушав представителя третьего лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Согласно пп. «и» п.1 ст.1 Закона Республики Коми от 05.04.2005 года № 30-РЗ «О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья» право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья имеют молодые семьи, в которых возраст каждого из супругов либо лица, являющегося единственным родителем (усыновителем) ребенка (детей), составляет до 35 лет включительно, состоящие на учете на получение субсидий (социальных выплат) на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий в органе по месту жительства на территории соответствующего муниципального образования городского округа (муниципального района) в Республике Коми, наделенном законодательством Республики Коми полномочиями в области государственной поддержки граждан, имеющих право на получение субсидий (социальных выплат) на строительство или приобретение жилья (далее - уполномоченный орган).

На основании ст.2 указанного Закона на учет на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий в уполномоченном органе принимаются граждане, признанные по установленным настоящим Законом основаниям имеющими право на улучшение жилищных условий и имеющие возможность по оплате разницы между стоимостью строящегося или приобретаемого жилья и размером социальной выплаты за счет собственных и (или) заемных средств, при этом не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.

В соответствии со ст.1 Закона Республики Коми от 01.12.2015 года № 115-РЗ «О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми отдельными государственными полномочиями Республики Коми» государственными полномочиями в области государственной поддержки граждан Российской Федерации, имеющих право на получение субсидий (социальных выплат) на приобретение или строительство жилья, наделены органы местного самоуправления городских округов и органы местного самоуправления муниципальных районов в Республике Коми, чьи полномочия в силу п.13, п.14, п.21 ч.1 ст.38 Устава муниципального образования городского округа «Ухта» в этой части на территории МОГО «Ухта» осуществляет администрация МОГО «Ухта». Отраслевым (функциональным) органом администрации МОГО «Ухта», входящим в ее структуру, в силу п.2 Положения о нем, утвержденного решением Совета МОГО «Ухта» от 26.06.2007 года № 44, является Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации МОГО «Ухта».

Установлено, что 24.01.2023 истец обратился в КУМИ МОГО «Ухта» с запросом о принятии на учет на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья по категории «молодая семья…», с составом семьи он и супруга Реведжук Л.А., в качестве места жительства семьи указав квартиру по адресу: ...., занимаемую семьей истца на условиях коммерческого найма.

Как следует из оспариваемого ответа КУМИ МОГО «Ухта» от 22.12.2022 № 08/11500 «Об отказе в принятии на учет», доводов ответчиков при рассмотрении дела, истцу отказано в принятии на учет по категории «молодая семья…», поскольку члены молодой семьи зарегистрированы по месту жительства в разных жилых помещениях, истец имел в собственности в период с 17.08.2018 по 02.12.2022 жилое помещение по адресу: ...., общей площадью 19,9 кв.метров, третье лицо в период с 15.10.2019 по 02.08.2021 – 1/2 доли в праве собственности на жилое помещение по адресу: ...., общей площадью 43 кв.метров (21,5 кв.метров), что, по мнению ответчиков, свидетельствует об умышленном ухудшении жилищных условий и не подтверждает право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья.

Однако такие доводы обоснованными признаны быть не могут.

Пунктами 6, 7 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, являющихся приложением № 1 к особенностям реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 года № 1050 (далее Правила), участником мероприятия признается молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного ребенка и более, неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного ребенка, где возраст родителя не превышает 35 лет; молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении. Под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, признанные для цели участия в мероприятии органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Регистрационный учет граждан по месту пребывания и по месту жительства предусмотрен Законом Российской Федерации от 25.06.1993 № 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами Российской Федерации их прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом (ст.3 Закона). Вместе с тем сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и, согласно ч.2 ст.3 указанного Закона, не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.

Как следует из содержания искового заявления, и какими – либо доказательствами не опровергнуто, истец и третье лицо проживают совместно в квартире по адресу: ..... В собственности, в пользовании на условиях договора социального найма жилых помещений члены молодой семьи не имеют.

В силу п.4 ч.13 ст.2 Закона Республики Коми от 05.04.2005 года № 30-РЗ «О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья» уполномоченный орган принимает решение об отказе в принятии граждан на учет в случае, если гражданином и лицами, указанными в качестве членов его семьи, ухудшены жилищные условия с намерением приобретения права состоять на учете на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья.

Схожую норму предусматривает и ст.53 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 19 апреля 2007 года N 258-О-О указал, что по смыслу статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации и по смыслу соответствующих норм законодательства субъекта Российской Федерации, ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.

Доводы стороны истца о вынужденном отчуждении жилых помещений, находившихся в собственности истца и третьего лица, судом не принимаются как не имеющие правового значения.

Однако на момент прекращения права собственности третьего лица на 1/2 доли в праве собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: ...., общей площадью 43 кв.метров, - 02.08.2021, Реведжук Л.А. в браке не состояла (предыдущий брак расторгнут <...> г., брак с истцом заключен <...> г.), детей не имела и не могла быть принята на учет на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья.

Кроме того, следует из представленных банками и истцом документов и сведений, жилое помещение по адресу: ...., доля в праве собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: ...., приобретены за счет жилищных кредитов (сведения ПАО Сбербанк от 01.06.2023, договора купли – продажи от 01.12.2022, договор купли – продажи квартиры за счет кредитных средств от 07.10.2019).

При определении для молодой семьи уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения в случае использования социальной выплаты в соответствии с подпунктами "е" п.2 Правил (то есть для погашения суммы основного долга (части суммы основного долга) и уплаты процентов по жилищным кредитам на приобретение жилого помещения или строительство жилого дома или по кредиту (займу) на погашение ранее предоставленного жилищного кредита на приобретение жилого помещения или строительство жилого дома, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по указанным жилищным кредитам или кредитам (займам) на погашение ранее предоставленного жилищного кредита) не учитывается жилое помещение, приобретенное (построенное) за счет средств жилищного кредита, предусмотренного указанными подпунктами, обязательства по которому полностью не исполнены, либо не исполнены обязательства по кредиту (займу) на погашение ранее предоставленного жилищного кредита (п.7 Правил).

Таким образом, истец с членом семьи - третьим лицом после регистрации брака .... мог быть принят на учет на получение социальных выплат и при наличии у членов молодой семьи в собственности этих жилых помещений.

В соответствии с ч.1 ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом, и истцом доказано наличие у него права на принятие на соответствующий учет, ответчики же доказательств обратного не представили.

На основании ч.10 ст.2 Закона Республики Коми «О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья» по результатам рассмотрения запросов граждан о принятии на учет в качестве имеющих право на получение субсидий (социальных выплат) на строительство или приобретение жилья и необходимых документов, уполномоченный орган в течение одного месяца со дня подачи указанных запросов и документов принимает решения о принятии на учет или об отказе в принятии на учет в качестве имеющих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья и доводит их в письменной форме до сведения граждан.

При этом согласно ч.11 указанной статьи датой принятия на учет в качестве имеющих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья (далее - учет) считается для граждан, принимаемых на учет и ранее не состоявших на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в органах местного самоуправления в Республике Коми, - дата подачи запроса о принятии на учет на получение субсидий (социальных выплат) на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий.

Поскольку каких – либо иных оснований для отказа в принятии на учет не установлено, срок для принятия решения о принятии на учет истек, истец с составом семьи он и его супруга подлежат принятию на учет по категории «молодая семья…» на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья с даты обращения с запросом, с 24.01.2023.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Реведжук В.А., паспорт ...., удовлетворить.

Признать незаконным отказ Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации МОГО «Ухта», ИНН 1102012053, Реведжук В.А., выраженный в ответе от 20.02.2023 № 08/1813, в принятии на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья, по категории «молодые семьи, в которых возраст каждого из супругов либо лица, являющегося единственным родителем (усыновителем) ребенка (детей), составляет до 35 лет включительно».

Обязать администрацию МОГО «Ухта», ИНН 1102024570, принять Реведжук В.А. с членом семьи Реведжук Л.А. на учет по категории «молодые семьи, в которых возраст каждого из супругов либо лица, являющегося единственным родителем (усыновителем) ребенка (детей), составляет до 35 лет включительно» на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья с 24.01.2023.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми путем подачи апелляционной жалобы через Ухтинский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня составления мотивированного решения 17.07.2023.

Судья Е.Г. Берникова

2-2102/2023 ~ М-1020/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Реведжук Вячеслав Алексеевич
Ответчики
Администрация МОГО Ухта
КУМИ МОГО "Ухта"
Другие
Реведжук Раиса Владимировна
Реведжук Лилия Андреевна
Суд
Ухтинский городской суд Республики Коми
Судья
Берникова Елена Геннадьевна
Дело на странице суда
ukhtasud--komi.sudrf.ru
13.03.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.03.2023Передача материалов судье
20.03.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
20.03.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.03.2023Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
17.04.2023Предварительное судебное заседание
10.05.2023Судебное заседание
17.05.2023Судебное заседание
10.07.2023Судебное заседание
17.07.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.07.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.08.2023Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее