Дело № 5-55/2020 копия
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
02 марта 2020 года город Пермь
Судья Пермского районного суда Пермского края Костенко Т.Н.,
при секретаре судебного заседания Жижиной М.В.,
с участием индивидуального предпринимателя Хабибуллаева Р.Х. угли,
рассмотрев в судебном заседании материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст. 18.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении индивидуального предпринимателя Хабибуллаева Рахматулло Хабибулло угли, <данные изъяты>
установил:
Индивидуальный предприниматель Хабибуллаев Р.Х.у, являясь работодателем, привлекающим и использующим для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан по трудовому договору, нарушил порядок уведомления в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения договора ДД.ММ.ГГГГ с гражданином Узбекистана ФИО1 территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность. В нарушение п.8 ст. 13 Федерального закона № 115-ФЗ от 26.07.2002 «О правом положении иностранных граждан в РФ» уведомление о заключении трудового договора работодателем Хабибуллаевым Р.Х.у не подписано.
В судебном заседании Хабибуллаев Р.Х.у вину в совершении правонарушения признал, пояснил, что по невнимательности не подписал уведомление о заключении трудового договора с работником.
Выслушав в суде пояснения Хабибуллаева Р.Х.у, исследовав письменные доказательства по делу, прихожу к следующему.
Согласно положениям ст. 2.1 КоАП РФ под административным правонарушением понимается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом установлена административная ответственность.
В соответствии с частью 2 статьи 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, особенности их трудоустройства и трудовой деятельности на территории Российской Федерации и возникающие в этой связи обязанности работодателей определены Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ).
На основании ст. 13 Федерального Закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ работодателем, заказчиком работ (услуг) является физическое или юридическое лицо, получившее в установленном порядке разрешение на привлечение и использование иностранных работников и использующее труд иностранных работников на основании заключенных с ними трудовых договоров, гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг). Работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность при наличии разрешения на работу.
Согласно положениям ч.8 ст. 13 Федерального закона № 115-ФЗ от 26.07.2002 (в редакции, действующей на момент рассматриваемых событий), работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора.
Соответствующее уведомление может быть направлено работодателем или заказчиком работ (услуг) в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции на бумажном носителе либо подано в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг. Форма и порядок подачи указанного уведомления (в том числе в электронном виде) устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции.
Указом Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 года N 156 "О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" Федеральная миграционная служба упразднена, функции и полномочия ФМС переданы Министерству внутренних дел Российской Федерации.
В силу пункта 3 данного Указа Министерство внутренних дел Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере миграции, а также правоприменительные функции по федеральному государственному контролю (надзору) в указанной сфере.
Формы и порядок представления уведомлений утверждены Приказом МВД России от 4 июня 2019 г. N 363 "Об утверждении формы ходатайства иностранного гражданина (лица без гражданства) о привлечении его в качестве высококвалифицированного специалиста и порядка его заполнения, а также форм и порядках уведомления Министерства внутренних дел Российской Федерации или его территориального органа об осуществлении иностранными гражданами (лицами без гражданства) трудовой деятельности на территории Российской Федерации".
Форма уведомления о заключении трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином (лицом без гражданства) приводится в Приложении 13 к данному Приказу.
В приложении N 15 к Приказу N 363 установлен Порядок представления работодателями и заказчиками работ (услуг) уведомлений о заключении и прекращении (расторжении) трудовых договоров или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг) с иностранными гражданами (лицами без гражданства) (далее - Порядок).
Пунктом 2 данного Порядка установлено, что работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган МВД России на региональном уровне в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином (лицом без гражданства) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий 3 рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора.
Бланк уведомления заполняется разборчиво от руки или с использованием технических средств на русском языке. При заполнении уведомления не допускается использование сокращенных слов, аббревиатур и исправлений. В уведомлении указываются сведения о каждом иностранном работнике, с которым работодатель или заказчик работ (услуг) заключил или прекратил (расторг) трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг).
В уведомлении должны быть заполнены все соответствующие поля.
При приеме уведомления на бумажном носителе должностным лицом подразделения по вопросам миграции территориального органа на региональном или районном уровне проверяются правильность заполнения уведомления, а также наличие документов, удостоверяющих личность и полномочия лица, представившего уведомление.
В случае выявления недостоверности указанных в уведомлении сведений либо нарушения порядка или формы его заполнения должностное лицо докладывает рапортом начальнику подразделения, входящего в структуру подразделения по вопросам миграции на региональном или районном уровне, для принятия решения по существу.
Уполномоченное должностное лицо, принявшее уведомление, вносит запись о его приеме в журнал учета уведомлений о заключении и прекращении (расторжении) трудовых договоров или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг) с иностранными гражданами (лицами без гражданства) (приложение N 2 к Порядку).
Регистрационный номер и дата приема уведомления проставляются на бланке уведомления.
Уведомителю или его представителю, в случае, если уведомление подано непосредственно в подразделение по вопросам миграции территориального органа на региональном уровне или районном уровне, выдается справка о приеме уведомления о заключении и прекращении (расторжении) трудовых договоров или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг) с иностранными гражданами (лицами без гражданства) (приложение N 3 к Порядку).
Уполномоченное должностное лицо вносит сведения о приеме такого уведомления в информационную систему МВД России, предназначенную для оказания государственных услуг, в течение трех рабочих дней с даты его поступления.
Частью 3 ст. 18.15 КоАП РФ установлена административная ответственность за не уведомление или нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, о заключении или прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения, прекращения (расторжения) договора, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом, и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей, либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.
Согласно примечанию к ст. 18.15 КоАП РФ в целях указанной статьи под привлечением к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства понимается допуск в какой-либо форме к выполнению работ или оказанию услуг либо иное использование труда иностранного гражданина или лица без гражданства.
В силу примечания к статье 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за административные правонарушения, предусмотренные статьей 18.15 КоАП РФ и иными статьями главы 18 КоАП РФ, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в связи с осуществлением ими указанной деятельности несут административную ответственность как юридические лица, за исключением случаев, если в соответствующих статьях настоящей главы установлены специальные правила об административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, отличающиеся от правил об административной ответственности юридических лиц.
Следовательно, в указанной ситуации индивидуальный предприниматель несет ответственность как юридическое лицо.
Исходя из положений ч.1 ст. 1.5 и ч.2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признаётся виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Судом установлено, что ИП Хабибуллаев Р.Х.у зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя и поставлен на налоговый учет Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ.
На основании трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ИП Хабибуллаевым Р.Х.у (работодатель) и ФИО1 (работник), работодатель принял работника в качестве подсобного рабочего для работы по адресу: <данные изъяты> Срок действия договора с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ.
Из рапортов заместителя начальника ОВМ ОМВД России по Пермскому району ФИО6 следует, что в уведомлении о заключении трудового договора с иностранным гражданином ФИО1, направленном ДД.ММ.ГГГГ через почтовое отделение Почты России, поступившем ДД.ММ.ГГГГ в адрес ОВМ ОМВД России по <адрес> Хабибуллаевым Р.Х.у предоставленные данные не заверены подписью. В действиях Хабибуллаева Р.Х.у усматриваются признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 18.15 КоАП РФ.
Согласно сведениям ФМС России уведомления о заключении трудового договора и деятельности ФИО1 после ДД.ММ.ГГГГ надлежащим образом не зарегистрировано.
Из объяснений ИП Хабибуллаева Р.Х.у следует, что ДД.ММ.ГГГГ он принял на работу подсобным рабочим в пекарню ФИО1, направил уведомление о заключении трудового договора через почтовое отделение, подпись проставить забыл. Вину в совершении правонарушения признает.
Помимо признательных показаний виновность индивидуального предпринимателя Хабибуллаева Р.Х.у в совершении правонарушения подтверждается собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ, в котором изложено существо допущенного Хабибуллаевым Р.Х.у правонарушения, с которым последний был согласен; копией трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ с ФИО1; копией уведомления о заключении договора с ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ, не содержащего подписи Хабибуллаева Р.Х.у; свидетельством о государственной регистрации ИП Хабибуллаева Р.Х.у в качестве индивидуального предпринимателя и свидетельством о постановке его на учет в налоговом органе; сведениями ФМС России о том, что уведомление о заключении договора с ФИО1 направлено ДД.ММ.ГГГГ; письменными объяснениями ИП Хабибуллаева Р.Х.у о том, что ДД.ММ.ГГГГ он принял на работу подсобным рабочим в пекарню ФИО1, направил уведомление о заключении трудового договора через почтовое отделение, подпись проставить забыл; рапортами заместителя начальника ОВМ ОМВД России по Пермскому району ФИО6 о том, что в уведомлении о заключении трудового договора с иностранным гражданином ФИО1, направленном через почтовое отделение Хабибуллаевым Р.Х.у, предоставленные данные не заверены подписью.
Исследовав представленные доказательства по делу, нахожу вину ИП Хабибуллаева Р.Х.у в совершении изложенного выше правонарушения установленной и полностью доказанной совокупностью представленных в суд доказательств, которые сомнений не вызывают, так как они с точки зрения относимости, допустимости и достаточности соответствуют правовым нормам КоАП РФ. Указанные доказательства согласуются между собой и в своей совокупности свидетельствуют о наличии в действиях ИП Хабибуллаева Р.Х.у состава административного правонарушения, в связи с чем данные доказательства признаются достоверными и допустимыми доказательствами по делу. Оснований не доверять представленным письменным доказательствам или ставить под сомнение изложенные в них факты, не имеется.
Оценив и проанализировав все собранные по делу и исследованные в судебном заседании доказательства в совокупности с учетом требований ст.ст. 26.1, 26.7, 26.11 КоАП РФ, полагаю установленным, что индивидуальный предприниматель Хабибуллаев Р.Х.у в нарушение п.8 ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", который обязан был соблюсти, фактически не уведомил в срок, не превышающих трех рабочих дней с даты заключения трудового договора 09.12.2019 с иностранным гражданином – гражданином Узбекистана ФИО1 территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, поскольку направленное им уведомление через почтовое отделение связи 09.12.2019 подано с нарушением утверждённых формы и Порядка представления работодателями и заказчиками работ (услуг) уведомлений о заключении и прекращении (расторжении) трудовых договоров или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг) с иностранными гражданами (лицами без гражданства), поскольку предоставленные в нем данные не заверены подписью Хабибуллаева Р.Х.у.
Каких-либо доказательств невозможности соблюдения индивидуальным предпринимателем Хабибуллаевым Р.Х.у приведенных требований закона в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые он не мог предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, суду не представлено.
Поэтому признаю установленным, что у индивидуального предпринимателя Хабибуллаева Р.Х.у имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Для устранения установленного нарушения миграционного законодательства не требовался длительный период времени, существенные финансовые вложения, как следует из представленных данных ФМС России ранее такие уведомления уже Хабибуллаевым Р.Х.у подавались.
При указанных обстоятельствах квалифицирую действия индивидуального предпринимателя Хабибуллаева Р.Х.у по ч.3 ст. 18.15 КоАП РФ, как нарушение установленного порядка и формы уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции о прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения, прекращения (расторжения) договора.
При решении вопроса о назначении индивидуальному предпринимателю Хабибуллаеву Р.Х.у наказания учитываю характер и общественную опасность совершённого правонарушения, его имущественное и финансовое положение, причины и условия совершения правонарушения, а также наличие смягчающих и отсутствие отягчающих его административную ответственность обстоятельств.
Смягчающими административную ответственность ИП Хабибуллаева Р.Х.у обстоятельствами признаю: полное признание вины в совершении правонарушения, содействие в установлении обстоятельств по делу.
Отягчающих административную ответственность ИП Хабибуллаева Р.Х.у обстоятельств не установлено.
Принимая во внимание характер и общественную опасность совершённого правонарушения, особую значимость охраняемых отношений и конкретные обстоятельства совершения административного правонарушения, оснований для освобождения ИП Хабибуллаева Р.Х.у от административной ответственности в силу малозначительности совершенного административного правонарушения не усматриваю, и полагаю необходимым назначить ИП Хабибуллаеву Р.Х.у за совершенное правонарушение наказание в виде административного штрафа, учитывая, что последствий от допущенных им нарушений не наступило, а в соответствии со ст. 3.12 КоАП РФ административное приостановление деятельности применяется в случае угрозы жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии, и такая мера административного наказания является исключительной, назначается только в случаях, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.
При этом, исходя из обстоятельств совершенного правонарушения, принципа соразмерности наказания совершенному правонарушению, целей наказания, установленных ст. 3.1 КоАП РФ, совокупность установленных судом смягчающих административную ответственность ИП Хабибуллаева Р.Х.у обстоятельств полагаю возможным признать исключительной, учитывая, что ранее он к административной ответственности за аналогичные правонарушения не привлекался, последствий от его действий не наступило, применить положения ч.3.2 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении ИП Хабибулаеву Р.Х.у наказания, снизив размер административного штрафа, предусмотренного санкцией статьи за содеянное им.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 29.7-29.11 КоАП РФ,
п о с т а н о в и л:
индивидуального предпринимателя Хабибуллаева Рахматулло Хабибулло угли, <данные изъяты> признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и с применением ч.3.2 ст. 4.1 КоАП РФ назначить наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 (двухсот тысяч) рублей.
Реквизиты для уплаты штрафа: получатель – УФК по Пермскому краю (ГУ МВД России по Пермскому краю), ИНН 5948014860, КПП 590501001, БИК 045773001, ОКТМО 57701000, р/счет 40101810700000010003 в ГРКЦ ГУ Банка России по ПК отделение Пермь г. Пермь, вид платежа – КБК: 18811640000016025140 УФК по Пермскому краю (ГУ МВД России по Пермскому краю) «Денежные взыскания (штрафы) за нарушение миграционного законодательства РФ» (протокол № 25 от 11.02.2020 по ч.3 ст. 18.15 КоАП РФ, УИН 18891599990086006045).
Разъяснить ИП Хабибуллаеву Р.Х.у, что в соответствии с ч.1 ст. 32.2 КоАП РФ, административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней с момента вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных ст. 31.5 КоАП РФ. Квитанция об оплате административного штрафа представляется в суд. При неуплате административного штрафа в добровольном порядке штраф взыскивается принудительно. Неуплата административного штрафа в установленный срок, в соответствии с ч.1 ст. 20.25 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа.
Постановление может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления в Пермский краевой суд через Пермский районный суд Пермского края.
Судья подпись Т.Н. Костенко
Копия верна: судья Т.Н. Костенко
Подлинный документ подшит в деле об административном правонарушении № 5-55/2020 Пермского районного суда Пермского края
УИД 59RS0008-01-2019-000597-62