06RS0№-41
РЕШЕНИЕ 2-274/2022
именем Российской Федерации
18 мая 2022 года <адрес> РИ
Судья Карабулакского районного суда Республики Ингушсгня ФИО9., при секретаре ФИО4, с участием истца ФИО2-С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО2- Султановича об установлении факта наличия трудового стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2-С. обратился в суд с вышеуказанным заявлением об установлении факта наличия трудового стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в льготном исчислении более 25 лет на дату ДД.ММ.ГГГГ, ссылаясь на следующее. ФИО2-С. проживал и работал в Якутской АССР с 1977 года по 2007 года и соответственно выработал трудовой стаж с учетом льготного исчисления более 25 лет до ДД.ММ.ГГГГ. При обращении в ГУ Отделение Пенсионного фонда России по <адрес> с заявлением о начислении льготного трудового стажа ему отказали, поскольку стаж в Куларском продснабе УPC «Яку золото» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год и стаж работы в кооперативе «Ремонтник» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год не подтверждается. В связи с этим просит суд установить факт наличия у него трудового стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в льготном исчислении более 25 лет на дату ДД.ММ.ГГГГ и установить факт трудового стажа в Куларском продспабе УРС «Якутзолото» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год и в кооперативе «Ремонтник» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год.
В судебном заседании ФИО5-С. поддержал указанные требования по мотивам, изложенным в заявлении и просил удовлетворить его требования.
Представитель отделения Пенсионного фонда России по <адрес> по доверенности ФИО6 в судебном заседании не признала требования заявителя и просила суд отказать в удовлетворении заявления ФИО2-С., поскольку отдел Пенсионного фонда России по <адрес> не располагает сведения о стаже его работы.
Заслушав доводы и пояснения сторон, исследовав материалы дела суд приходит к следующему.
Как видно из статьи 15 Трудового кодекса РФ трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации: конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
В соответствии со статьей 16 Трудового кодекса РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем па основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с настоящим Кодексом. Трудовые отношения между работником и работодателем возникают также на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя в случае, когда трудовой договор не был надлежащим обратом оформлен.
На основании части 2 статьи 67 Трудового кодекса РФ трудовой договор, не оформленный в письменной форме, считается заключенным, если работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя. При фактическом допущении работника к работе работодатель обязан оформить с ним трудовой договор в письменной форме не позднее грех рабочих дней со дня фактического допущения работника к работе.
В силу статьи 68 Трудового кодекса РФ прием на работу оформляется приказом (распоряжением) работодателя, изданным на основании заключенного трудового договора.
Приказ (распоряжение) работодателя о приеме на работу объявляется работнику под расписку в трехдневный срок со дня подписания трудового договора.
Согласно статьи 66 Трудового кодекса РФ трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.
В соответствии со ст. 140 Трудового кодекса РФ при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника. Если работник в день увольнения не работал, то соответствующие суммы должны быть выплачены не позднее следующего дня после предъявления уволенным работником требования о расчете.
Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля ФИО7 подтвердил, что он проживал в <адрес>, примерно с 1987 года по 1996 год. В этот период он познакомился с заявителем ФИО2-С., который действительно работал в <адрес> в кооперативе «Ремонтник». Кооператив занимался ремонтом и пошивом одежды. Он более пяти лет с ними сотрудничал, то есть приобретал у них изготовленные ими дубленки для реализации в других регионах.
Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля ФИО1 подтвердила, что заявитель ФИО2-С. является ее супругом. Действительно они проживали в Куралске, где ФИО2-С. работал в Куларском продснабе УPC «Яку золото» в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год. В 1992 году они переехали в <адрес> и там они работали в кооперативе «Ремонтник» по 2007 год. Она работала в кооперативе «Ремонтник» технологом швейного цеха в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Старший сын у них родился в 1984 году в <адрес>.
Из копии трудовой книжки ФИО1 АТ-111 № усматривается, что действительно ФИО1 работала в кооперативе «Ремонтник» технологом швейного цеха в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Из военного билета НЧ № выданного <адрес> военным комиссариатом ЯАССР усматривается, что ФИО7 служил в период с ДД.ММ.ГГГГ по 1989 год.
Из копии трудовой книжки заявителя АТ-V № усматривается, что ФИО2-С. работал в Куларском продснабе УРС «Якутзолото» в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год и в кооперативе «Ремонтник» в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год в условиях Крайнего Севера.
Из справки № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной за подписью кадрового работника кооператива «Ремонтник» ФИО8, усматривается, что заявитель ФИО2-С. работал в кооперативе «Ремонтник» в должности заместителя директора с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Из ответа государственного казенного учреждения Республики Саха (Якутия) «Национальный архив Республики Саха (Якутия) № от ДД.ММ.ГГГГ на запрос отдела организации заблаговременной работы Управления установления пенсий ГУ-ОПФ РФ по РС(Я) <адрес> усматривается, что не могут предоставить необходимую справку о подтверждении трудового стажа и размера заработной платы ФИО2-С., поскольку документы по личному составу кооператива «Ремонтник» в Национальный архив РС(Я) на государственное хранение не поступали.
Из ответа Муниципального казенного учреждения «Национальный архив городского округа «<адрес>» №С- 190 от ДД.ММ.ГГГГ на запрос отдела организации заблаговременной работы Управления установления пенсий ГУ-ОПФ РФ по РС(Я) <адрес> усматривается, что не могут предоставить необходимую информацию о подтверждении трудового стажа и размера заработной платы ФИО2-С., поскольку документы по личному составу кооператива «Ремонтник» в Национальный архив РС(Я) на муниципальное хранение не поступали.
Из ответа государственного учреждения отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республики Саха (Якутия) №НД- 1661 от ДД.ММ.ГГГГ на запрос ГУ-Центр по назначению, перерасчету и выплате пенсий ПФР в <адрес> усматривается, что не могут предоставить необходимую информацию о подтверждения трудового стажа и размера заработной платы ФИО2-С., документы по личному составу кооператива «Ремонтник» в архив на хранение не поступали.
Из справки № от ДД.ММ.ГГГГ государственного учреждения «Отряд противопожарной службы <адрес> (Якутия)» усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ произошел пожар в административном здании Куларского продснаба УРСа Объединения «Якутзолото», в результате чего была уничтожена часть здания и архива.
В соответствии со статьями 146 и 148 Трудового кодекса РФ груд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, оплачивается в повышенном размере. Оплата труда на работах в таких местностях производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В соответствии с и. 4 ст.32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №75-ФЗ «О негосударственных пенсионных ([зондах», сроки хранения документов негосударственных пенсионных фондов по пенсионным счетам юридических лип Государственного пенсионного обеспечения составляет до 3-х лет начиная со дня исполнения своих обязанностей по пенсионному договору с юридическими лицами.
Сроки хранения журналов, содержащие сведения о выявленных нарушениях, а также сведения об их устранении, отчеты контролера по результатам проверки в негосударственных пенсионных фондах, хранятся в течение 5-ти лет. если иное не установлено нормативными правовыми актами РФ на основании обз. 18 и. 13 и обз. 7 п.15 требовании к правилам организации и осуществления внутреннего контроля в НПФ утвержденных приказом ФСФР от ДД.ММ.ГГГГ №/пз-н.
Срок хранения декларации и расчетов, авансовых платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование юридическими лицами составляет 5 лет согласно статьи 23 Налогового кодекса РФ.
Обязанности хранить 6 лет документы юридическими лицами по страховым взносам в соответствии с Федеральным законом №212-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, обязывающий обеспечить хранение в течение 6-ти лет утратил силу с ДД.ММ.ГГГГ.
При условии отсутствия документов в архивах стаж заявителей в условиях Крайнего Севера подтверждается в соответствии с документами выданными работодателями.
При таких обстоятельствах считаем необходимым поставить перед судом вопрос об установлении факта трудовых отношений в районах Крайнего Севера.
Министерство труда и социального развития РФ. в своем разъяснении «О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со статьями 27. 28. 30 Федеральною закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением от ДД.ММ.ГГГГ № указывает «При исчислении продолжительности страхового стажа (абзац 3 статьи 2 Закона от ДД.ММ.ГГГГ) и (или) стажа на соответствующих видах работ в целях определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую (статьи 27. 28 Закона от ДД.ММ.ГГГГ), в указанный стаж включаются все периоды работы и иной общественно полезной деятельности, которые засчитывались соответственно в общий трудовой стаж и в специальный трудовой стаж при назначении пенсии но законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы (деятельности), с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа)».
Конституционный суд РФ в своем постановлении от ДД.ММ.ГГГГ № признал содержащуюся в пункте 4 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" норму в той части, в какой она во взаимосвязи с пунктом 2 статьи 31 данного Федерального закона при оценке пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал исключает льготный (кратный) порядок исчисления общего трудового стажа и не позволяет учитывать в общем трудовом стаже некоторые периоды общественно полезной деятельности, включавшиеся в него ранее действовавшим законодательством, не противоречащей Конституции Российской Федерации. Конституционный суд также указал, что данная норма - по своему конституционно правовому смыслу в системе норм - не может служить основанием для ухудшения условий реализации нрава па пенсионное обеспечение, поскольку не препятствует гражданину осуществить оценку приобретенных им до ДД.ММ.ГГГГ пенсионных прав, в том числе в части, касающейся исчисления трудового стажа и размера пенсии, по нормам ранее действовавшего законодательства.
Конституционно-правовой смысл указанной нормы, выявленный в настоящем Постановлении, является общеобязательным, что исключает любое иное ее истолкование в правоприменительной практике.
Также, Конституционный суд РФ указал в п. 3.3 данного постановления указал: «Дела граждан-заявителей, разрешенные на основании пункта 4 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в не толковании, расходящемся с его конституционно-правовым смыслом, выявленным в настоящем Постановлении, подлежат пересмотру в установленном порядке, если для этого нет иных препятствий».
В соответствии с пунктом 3 статьи 13 статьи 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» до получения СНИЛС страховой стаж может устанавливаться на основе показаний 2 или более свидетелей.
Согласно статье 89 закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О государственных пенсиях в Российской Федерации» в общий трудовой стаж включается любая работа в качестве рабочего.
В соответствии с пунктом 4 постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Правил подсчете и подтверждении страхового стажа подтверждаются периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным Законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" документами выдаваемыми работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
Документы подтверждающие период работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица включаются в страховой стаж (Разъяснение, абз. 4 п. 15 Постановления Пленума Верховного суда от ДД.ММ.ГГГГ № “О практике рассмотрения судами дел. связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии").
В соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены правила исчисления периода работы.
Как видно из пункта 1 указанных правил установлен порядок, исчисления периодов работы в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального Закона от 17 12.2001 года № «О трудовых пенсиях в Российской Федерации Приказом Минздравсоцразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГ №н в соответствии с подпунктом 2 постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении правил исчисления периода работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости».
Согласно пункту 3 порядка периода работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости подтверждаются: до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, документами выдаваемыми работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
В соответствии с пунктом 2 статьи 28.1 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ № «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предназначение трудовой пенсии но старости в соответствии с подпунктами 2.6 и 13 пункта I настоящей статьи применяется перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей применявшиеся при назначении государственных пенсий по старости в связи с работой на Крайнем Севере по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно пункта 2 статьи 28.1 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ № «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» лица проработавшие не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющие необходимые для досрочного назначения трудовой пенсии по старости предусмотренный подпунктами 1-10 и 16-18 пункта 1 статьи 27 настоящего Федерального Закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный до досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на 5 лет.
В соответствии с постановлением Конституционного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федеральною закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы, а также Государственною Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), <адрес> и жалобами ряда граждан» признана содержащаяся в пункте 4 статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» норма в той части, в какой она во взаимосвязи с пунктом 2 статьи 31 данного Федерального закона при оценке пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию па ДД.ММ.ГГГГ путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал исключает льготный (кратный) порядок исчисления общего трудового стажа и не позволяет учитывать в общем трудовом стаже некоторые периоды общественно полезной деятельности, включавшиеся в него ранее действовавшим законодательством, не противоречащей Конституции Российской Федерации.
Конституционный суд РФ в указанном постановлении указал, что данная норма - по своему конституционно-правовому смыслу в системе норм - не может служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, поскольку не препятствует гражданину осуществить оценку приобретенных им до ДД.ММ.ГГГГ пенсионных прав, в том числе в части, касающейся исчисления трудового стажа и размера пенсии, по нормам ранее действовавшего законодательства.
Таким образом, указанная норма не препятствует гражданину осуществить оценку приобретенных гражданином до ДД.ММ.ГГГГ пенсионных прав в том числе части касающееся исчисления трудового стажа и размера пенсии по нормам ранее действовавшего законодательства.
С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что если заявитель выработал 17 и более лет стажа в районе Крайнего Севера без учета срочной военной службы до ДД.ММ.ГГГГ, его общий стаж с учетом льготного исчисления составляет 25,5 лет, а с учетом льготной срочной военной службы 29.5 лет, что является фактом трудового стажа работы в районах Крайнего Севера.
Далее, суд считает, что заявитель имеет право на трудовую пенсию с ранее действовавшим законодательством в соответствии с законом Российской Федерации от 20.1 1.1990 года №. При этом заявителю не требуется страховой стаж для назначения пенсии в соответствии со ст. 32 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ №400-ФЗ «О страховых пенсиях». На его индивидуальном счете не требуется наличие средств и сведения о работе т.к лицевые счета Пенсионный фонд РФ ведет только с ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с Федеральными Законами от ДД.ММ.ГГГГ №-Ф3 «О трудовых пенсиях Российской Федерации» и от ДД.ММ.ГГГГ 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
На основании статья 264 Гражданского процессуального кодекса РФ суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций. Факт постановки на учет является юридическим фактом, и порождаем гражданские права и обязанности, связанные с улучшением жилищных условий.
На основании изложенного и в соответствии со статьями 191-199. 264-268 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
заявление ФИО2-Султановича удовлетворить.
Установить факт наличия у ФИО2-Султановича трудового стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в льготном исчислении более 25 лет на дату ДД.ММ.ГГГГ.
Установить факт работы ФИО2-Султановича в Куларском продснабе УPC «Якутзолото» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год и в кооперативе «Ремонтник» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год.
Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Республики Ингушетия в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Председательствующий
Копия верна:
судья Карабулакского районного суда РИ ФИО10
Решение вступило в законную силу ______________________________________
Судья Карабулакского районного суда ФИО11