Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-279/2023 ~ М-91/2023 от 20.02.2023

Дело № 2-279/2023

УИД 74RS0045-01-2023-000136-30

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Южноуральск Челябинской области 18 апреля 2023 года

Южноуральский городской суд Челябинской области в составе:

председательствующего судьи: Помыткиной А.А.,

при секретаре: Головиной Е.В.,

с участием представителя истца: Роот А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г.Южноуральска Челябинской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц к администрации Южноуральского городского округа Челябинской области о возложении обязанностей,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г.Южноуральска Челябинской области в интересах неопределенного круга лиц обратился с иском к администрации Южноуральского городского округа Челябинской области о возложении обязанностей.

В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой г.Южноуральска Челябинской области проведена проверка по обращению ФИО4 Установлено, что на территории г.Южноуральска находится объект недвижимого имущества – газопровод низкого давления, обеспечивающий газоснабжение <адрес> Данный газопровод в реестре муниципальной собственности муниципального образования «Южноуральский городской округ» не включен, техническая документация по проектированию и строительству указанного газопровода в администрации города и иных организациях отсутствует. Газопровод является юридически бесхозяйным, не передан Администрацией Южноуральского городского округа иной организации для осуществления функций содержания, обслуживания, в связи с чем, никем не обслуживается, не содержится.

С учетом уточнения исковых требований просит обязать администрацию Южноуральского городского округа Челябинской области в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет надземного газопровода низкого давления, диаметром 45 мм., протяженностью 34 м., обеспечивающего газоснабжение <адрес>. Обязать администрацию Южноуральского городского округа в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу определить обслуживающую организацию для содержания и обслуживания указанного бесхозяйного газопровода.

В судебном заседании представитель истца Роот А.А. исковые требования с учетом их уточнения поддержал по изложенным в исковом заявлении доводам.

Представитель ответчика администрации ЮГО Челябинской области Петелина И.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований в части обязания администрации Южноуральского городского округа в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу определить обслуживающую организацию для содержания и обслуживания указанного бесхозяйного газопровода.

Представители третьих лиц ООО «Билон», АО «Газпром газораспределение Челябинск» в судебное заседание не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежаще.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд считает исковые требования прокурора г.Южноуральска Челябинской области подлежащими удовлетворению последующим основаниям.

В соответствии со ст.7, 14 Федерального закона от 31 марта 1999 года №69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации», п.2 Постановления Правительства Российской Федерации от 17 мая 2002 года №317 "Об утверждении Правил пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в Российской Федерации" организация газоснабжения населения относится к полномочиям органов местного самоуправления, следовательно, именно они и должны осуществлять мероприятия по выявлению, постановке на учет как бесхозяйных недвижимых вещей и заключению договоров на обслуживание газовых сетей.

Мероприятия по выявлению бесхозяйных ресурсоснабжающих сетей, оформлению их в собственность и управление ими должны включаться в региональные и муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в соответствии с Федеральным законом "Об энергосбережении и о повышении эффективности".

Отсутствие собственника газопровода влечет неисполнение обязанностей по содержанию имущества и создает угрозу жизни и безопасности жителей и риск возникновения аварийной ситуации, предупреждение которых также является одной из функций органов местного самоуправления.

Право собственности на данные объекты недвижимого имущества подлежат государственной регистрации на основании ст.130, 131 Гражданского кодекса РФ, Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Федеральный закон №218-ФЗ).

Из содержания абз.1 п.3 ст.225 Гражданского кодекса РФ следует, что обязанность выявления бесхозяйного недвижимого имущества и постановки таких объектов на учет возложена на муниципальное образование, правом подачи заявления о постановке недвижимого имущества, обнаруженного на территории муниципального образования на учет в качестве бесхозяйной, обладает также только орган местного самоуправления.

Согласно ч.3 ст.225 Гражданского кодекса РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.

Частью 1 ст.15 Федерального закона №218-ФЗ установлено, что при осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав одновременно такие государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются по заявлению иного лица в случаях, установленных федеральным законом.

В соответствии с ч. 4 ст. 18 Федерального закона № 218-ФЗ к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы.

При этом п.7 ч.3 ст.3 Федерального закон 218-ФЗ определено, что к компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относится принятие на учет в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования, бесхозяйных недвижимых вещей.

Приказом Минэкономразвития России от 10 декабря 2015 года №931 установлен порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей (далее -Порядок).

Пунктом 5 данного Порядка установлено, что принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления органа местного самоуправления - городского округа о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей.

Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется путем внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости (п.9 Порядка).

В случае, если сведения об объекте недвижимого имущества отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости, принятие на учет такого объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного осуществляется одновременно с его постановкой на государственный кадастровый учет в порядке, установленном Законом (пункт 3 Порядка).

Из содержания приведенных норм следует, что обязанность проведения кадастрового учета недвижимой вещи (инициирования такого учета) при признании вещи бесхозной лежит на заявителе.

Несмотря на отсутствие законодательного регулирования порядка обслуживания бесхозяйных сетей газоснабжения, в силу приведенных норм органы местного самоуправления обязаны организовать мероприятия, направленные на устройство, содержание и надлежащую эксплуатацию бесхозяйных систем теплоснабжения ввиду следующего.

По смыслу ст. 225 Гражданского кодекса РФ распоряжение бесхозяйными вещами до определения их судьбы в имущественном обороте осуществляет орган местного самоуправления, на территории которого они находятся.

Орган местного самоуправления, если на находящейся в его ведении территории поселения или городского округа, выявлены бесхозяйные газопроводные сети и их составляющие, не имеющие эксплуатирующей организации, становится участником правоотношений по обслуживанию указанного хозяйства. В случае ненадлежащего использования системы газоснабжения, отсутствия должного контроля за ее техническим состоянием, могут возникнуть чрезвычайные ситуации в пределах территории, где она располагается.

Согласно п.1 ст.3 Федерального закона от 21 июля 1997 года №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» требованиями промышленной безопасности являются условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, а также в нормативных технических документах, которые принимаются в установленном порядке и соблюдение которых обеспечивает промышленную безопасность.

В соответствии с п.1 ст.4 Закона определено, что правовое регулирование в области промышленной безопасности осуществляется федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно п.5 Правил охраны газораспределительных сетей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 20 ноября 2000 года №878 в соответствии с законодательством Российской Федерации газораспределительные сети относятся к категории опасных производственных объектов, что обусловлено взрыво - и пожароопасными свойствами транспортируемого по ним газа.

В соответствии с п.6 Правил безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утвержденных Приказом Ростехнадзора от 15 декабря 2020 года №531 организации, осуществляющие эксплуатацию сетей газораспределения и газопотребления, кроме требований, предусмотренных Федеральным законом "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", должны: выполнять комплекс мероприятий, включая мониторинг, техническое обслуживание, ремонт и аварийно-диспетчерское обеспечение сетей газораспределения и газопотребления, обеспечивающих содержание сетей газораспределения и газопотребления в исправном и безопасном состоянии; обеспечивать проведение технического диагностирования газопроводов, зданий и сооружений, технических и технологических устройств сетей газораспределения и газопотребления по достижении предельных сроков эксплуатации, установленных проектной документацией.

Из анализа норм действующего законодательством РФ следует, что бесхозная система газоснабжения относится к опасным производственным объектам, эксплуатация и обслуживание которых регламентируется специальными нормами. Техническое и аварийное обслуживание должны осуществляться в обязательном порядке в целях обеспечения требований промышленной безопасности. Поскольку указанная система газоснабжения является взрывоопасным объектом, т.е. создает угрозу жизни и здоровью людей, то орган местного самоуправления обязан проводить соответствующие мероприятия самостоятельно либо путем заключения соответствующего договора со специализированной организацией.

Таким образом, органу местного самоуправления необходимо выполнять комплекс мероприятий, включающий систему технического обслуживания и ремонта, обеспечивающих содержание опасных производственных объектов в исправном и безопасном состоянии, обеспечивать проведение технической диагностики газопроводов, сооружений и газового оборудования (технических устройств) в установленные сроки. В случае ненадлежащего использования системы газоснабжения, отсутствия должного контроля за ее техническим состоянием, могут возникнуть чрезвычайные ситуации в пределах поселений, где она располагается.

Вопреки требованиям законодательства администрацией г.Южноуральска не приняты меры по обращению с заявлением о кадастровом учете вышеуказанного объекта газоснабжения в качестве бесхозяйной недвижимой вещи, обслуживающая организация не определена.

Суд соглашается с доводами истца о том, что непринятие мер по надлежащему оформлению права муниципальной собственности на бесхозяйный газопровод влечет отсутствие надлежащего контроля за состоянием его работоспособности, ненадлежащему содержанию и ремонту, создает угрозу перебоев газоснабжения, что может привести к неблагоприятным последствиям как для окружающей среды, так и для потребителей.

Кроме того, непринятие мер по обращению с заявлением о кадастровом учете названного объекта имущества в качестве бесхозяйной недвижимой вещи, нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, поскольку отсутствие собственника такого объекта и организации, которая следит за его техническим состоянием, влечет несвоевременное и некачественное решение вопросов по газоснабжению населения, обеспечению надлежащего технического и санитарно-эпидемиологического состояния сетей газоснабжения, несвоевременному проведению профилактических и ремонтных работ, устранению аварий в процессе их эксплуатации. Отсутствие необходимых мер по обеспечению надлежащего состояния участков сетей газоснабжения способствует возникновению чрезвычайной ситуации.

Учитывая данные обстоятельства, суд считает необходимым возложить на администрацию Южноуральского городского округа Челябинской области обязанность в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет надземного газопровода низкого давления, диаметром 45 мм., протяженностью 34 м., обеспечивающего газоснабжение жителей <адрес> а также в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу определить обслуживающую организацию для содержания и обслуживания надземного газопровода низкого давления, диаметром 45 мм., протяженностью 34 м., обеспечивающего газоснабжение <адрес>

Руководствуясь ст.ст.193-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора г.Южноуральска Челябинской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц к администрации Южноуральского городского округа Челябинской области о возложении обязанностей удовлетворить.

Возложить на администрацию Южноуральского городского округа Челябинской области (ИНН 7424017018) обязанность в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет надземного газопровода низкого давления, диаметром 45 мм., протяженностью 34 м., обеспечивающего газоснабжение <адрес>.

Возложить на администрацию Южноуральского городского округа Челябинской области (ИНН 7424017018) обязанность в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу определить обслуживающую организацию для содержания и обслуживания надземного газопровода низкого давления, диаметром 45 мм., протяженностью 34 м., обеспечивающего газоснабжение <адрес>.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Челябинский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Южноуральский городской суд Челябинской области.

Председательствующий А.А. Помыткина

Решение в окончательной форме изготовлено 18 апреля 2023 года

2-279/2023 ~ М-91/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор г. Южноуральска
Ответчики
Администрация ЮГО
Другие
ООО "БИЛОН"
АО «Газпром газораспределение Челябинск»
Суд
Южноуральский городской суд Челябинской области
Судья
Помыткина А.А.
Дело на сайте суда
uurals--chel.sudrf.ru
20.02.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.02.2023Передача материалов судье
20.02.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
20.02.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.02.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.03.2023Судебное заседание
06.04.2023Судебное заседание
18.04.2023Судебное заседание
18.04.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.05.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.05.2023Дело оформлено
31.05.2023Дело передано в архив
11.08.2023Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
23.08.2023Изучение поступившего ходатайства/заявления
23.08.2023Рассмотрение ходатайства/заявления/вопроса без назначения с.з. и без вызова лиц, участвующих в деле
11.10.2023Дело сдано в архив после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
17.10.2023Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
17.10.2023Изучение поступившего ходатайства/заявления
25.10.2023Судебное заседание
04.12.2023Дело сдано в архив после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее