Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-810/2023 ~ М-52/2023 от 11.01.2023

Дело № 2-810/2023

УИД № 24RS0024-01-2023-000121-13

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 ноября 2023 года                             г. Канск

Канский городской суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Охроменко С.А.,

при секретаре Горбуновой В.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску КГКУ «Лесная охрана» к Марковой С. В. об обязании произвести работы по очистке мест вырубки от порубочных остатков,

УСТАНОВИЛ:

КГКУ «Лесная охрана» обратилось в суд с иском к Марковой С.В. об обязании устранить нарушения требований лесного законодательства, мотивировав свои требования тем, что между Министерством лесного хозяйства Красноярского края в лице КГБУ «Усольское лесничество» и Марковой С.В. заключен договор купли-продажи лесных насаждений от 07.12.2020 № 698, согласно которому КГБУ «Усольское лесничество» передало Марковой С.В. лесные насаждения объемом 142 куб.м. на площади 0,86 га для заготовки древесины в целях строительства жилого дома на земельном участке, предоставленном для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства, в границах населенного пункта на территории края, расположенные: Красноярский край, КГБУ «Усольское лесничество», Бирюсинское участковое лесничество, квартал № 148, выдел № 23, лесосека № 1, делянка № 7. Заготовка древесины Марковой С.В. производилась по Договору в период с 07.12.2020 по 06.11.2021. Лесничим Бирюсинского участкового лесничества произведен осмотр мест рубок, расположенных в делянке № 7, лесосеке № 1, выделе № 23, квартале № 148 лесничество, в ходе которого был выявлен факт нарушения лесного законодательства, а именно: неочистка мест рубок от порубочных остатков на площади 0,18 га. По результатам осмотра лесосеки составлен акт осмотра лесосеки от 07.06.2022, сообщение о результатах осмотра лесосеки от 07.06.2022, сообщение о нарушении требований лесного законодательства от 07.06.2022, схема (абрис) лесосеки, в которых отражены факты нарушения лесного законодательства. В результате нарушения требований лесного законодательства Марковой С.В. причинен ущерб государственному лесному фонду в размере 15 616 рублей, что подтверждается справкой расчета ущерба за нарушение требований лесного законодательства в области использования лесов и расчетно-технологической картой на 2020 год. Установленные правила осуществления лесопользования предусматривают обязанность по очистке мест рубок от порубочных остатков способами, предписанными технологической картой или договором, разработанными с учетом снижения негативного воздействия на природный объект в ходе лесозаготовительной деятельности, несоблюдение предписанного способа очистки мест рубок способствует возникновению факторов, негативно влияющих на санитарную и пожарную безопасность лесов. Истец полагает, что допущенный факт захламления лесного участка сам по себе свидетельствует об ухудшении экологической обстановки лесного объекта, следовательно, о причинении вреда объекту природной среды. Истец КГКУ «Лесная охрана», просит суд обязать ответчика в течение одного месяцев с момента вступления решения суда в законную силу произвести очистку мест рубок от порубочных остатков на площади 0,18 га в лесном участке, расположенном в делянке № 7, лесосеке № 1, выделе № 23 квартала № 148 Бирюсинского участкового лесничества, КГБУ «Усольское лесничество».

В судебное заседание представитель истца КГКУ «Лесная охрана» - Ерофеева Ю.С. (по доверенности), не явилась, о дате и времени его проведения была извещена надлежащим образом, в исковом заявлении просила рассмотреть дело в свое отсутствие.

Ответчик Маркова С.В. в судебном заседании исковые требования не признала, суду пояснила, что договор на покупку древесины не заключала, лес не вывозила, участок не оформляла. Представителя, указанного в договоре не знает. Знает, что по данному факту возбуждено уголовное дело, все документы с Усольского лесничества изъяла прокуратура. Однако указала, что Кичигина В.Н. предложила продать ей лес, передала ей копию паспорта, копию СНИЛС. Затем она поехала в лесничество с каким-то мужчиной, он не представился. Подписала заявление на выдел ей леса, но заявление не читала. Ездили к нотариусу оформлять доверенность. Мужчина взял её документы и зашел к нотариусу, затем позвали ее, она расписалась только в журнале, нотариус сказал, что отдаст документы мужчине, с которым она приехала. Последствия нотариус не разъяснил. Доверенность не читала и не подписывала, расписалась только в журнале. После этого мужчина передал ей денежную сумму в размере 4000 рублей. Сделку купли-продажи не оспаривает.

Третье лицо Мартюшев Г.Н. в судебное заседание не явился, извещен о рассмотрении дела надлежаще, путем направления судебного извещения по месту регистрации, с которого возвращен конверт с отметкой об истечении срока хранения.

Третьи лица Кичигина В.Н., Сотников А.В., Обухов Г.А. в судебное заседание не явились, извещены о рассмотрении дела надлежаще, путем направления судебного извещения по месту регистрации, с которого возвращен конверт с отметкой об истечении срока хранения.

Представитель третьего лица по делу КГБУ «Усольское лесничество» в судебном заседании участия также не принимал, будучи извещенным о времени и месте его проведения надлежащим образом.

С учетом мнения стороны, положений п. 2 ст. 1 ГК РФ, ч. 1 ст. 35 ГПК РФ, ч. 2.1, 4 ст. 113 ГПК РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц и заслушав сторону, исследовав письменные материалы дела, считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Статья 42 Конституции Российской Федерации предусматривает, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В соответствии со статьей 307 ГК РФ в силу обязательств, одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. В качестве основания возникновения обязательств статья 307 ГК РФ называет договоры и сделки. В силу статьи 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий – в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Согласно п. 1 ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

Граждане обязаны: сохранять природу и окружающую среду; бережно относиться к природе и природным богатствам; соблюдать иные требования законодательства. В силу ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Земельный кодекс РФ в пункте 1 статьи 1 определяет землю как природный объект, охраняемый в качестве важнейшей составной части природы, природный ресурс, используемый в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основу осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются: земли, недра, почвы.

Согласно ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ, отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулировать законодательством РФ.

В силу ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Принципы лесного законодательство и иные регулирующие лесные отношения нормативные правовые акты основываются на принципах, в числе которых сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду; использование лесов с учетом их глобального экологического значения, а также с учетом длительности их выращивания и иных природных свойств лесов; обеспечение многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах; сохранение лесов, в том числе посредством их охраны, защиты, воспроизводства, лесоразведения; улучшение качества лесов, а также повышение их продуктивности; использование лесов способами, не наносящими вреда окружающей среде и здоровью человека и др. (ст. 1 Лесного кодекса Российской Федерации).

Частью 2 ст. 11 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане обязаны соблюдать правила пожарной безопасности в лесах, правила санитарной безопасности в лесах, правила лесовосстановления и правила ухода за лесами.

Согласно статьям 51 и 53 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от пожаров, что включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах.

Правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Правила пожарной безопасности в лесах утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.2020 № 1614 и устанавливают единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах и при пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами (п. 1).

В силу п. 9 Постановления Правительства РФ от 07.10.2020 № 1614 запрещается засорение леса отходами производства и потребления.

Согласно п. 26 и п. 27 Постановления Правительства РФ от 07.10.2020 № 1614 при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков.

В случаях, когда граждане и юридические лица, осуществляющие использование лесов, обязаны сохранить подрост и молодняк, огневые способы очистки мест рубок (лесосек) от порубочных остатков запрещаются.

При проведении очистки мест рубок (лесосек) осуществляются:

а) весенняя доочистка в случае рубки в зимнее время;

б) укладка порубочных остатков длиной не более 2 метров в кучи или валы шириной не более 3 метров с уплотнением их к земле для перегнивания, сжигания или разбрасывания в измельченном виде по площади места рубки (лесосеки) на расстоянии не менее 10 метров от прилегающих лесных насаждений. Расстояние между валами должно быть не менее 20 метров, если оно не обусловлено технологией лесосечных работ;

в) завершение сжигания порубочных остатков при огневом способе очистки мест рубок (лесосек) до начала пожароопасного сезона. Сжигание порубочных остатков от летней заготовки древесины и порубочных остатков, собранных при весенней доочистке мест рубок (лесосек), производится осенью, после окончания пожароопасного сезона.

Согласно Приказу Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242 «Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов» к отходам относятся: отходы при лесозаготовках, отходы производства круглых лесоматериалов; отходы древесины от лесоразработок: отходы сучьев, ветвей, вершинок от лесоразработок, отходы корчевания пней, зелень древесная, отходы раскряжевки; прочие отходы при лесоводстве и лесозаготовках.

Согласно пп. «к» п. 12 Приказа Минприроды России от 01.12.2020 № 993 «Об утверждении Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации» при заготовке древесины не допускается невыполнение или несвоевременное выполнение работ по очистке лесосеки от порубочных остатков.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.12.2020 № 2047 утверждены правила санитарной безопасности в лесах, которые устанавливают единые требования к мерам санитарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов и обеспечению санитарной безопасности в лесах, в том числе при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах (п. 1 Постановления).

Пунктом 2 указанных Правил предусмотрено, что меры санитарной безопасности в лесах включают в себя иные меры санитарной безопасности в лесах.

Согласно п. «в» п. 20 указанных Правил при использовании лесов не допускается невыполнение или несвоевременное выполнение работ по очистке лесосек. Аналогичные требования были установлены п. 14 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.05.2017 № 607, действовавших до принятия Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.12.2020 № 2047.

Данные нормы направлены на предупреждение пожаров, иного вредного воздействия на лесные ресурсы и на соблюдение санитарного благополучия окружающей среды в целях обеспечения сохранности, рационального использования лесных ресурсов в соответствии с принципами лесного законодательства.

Согласно ст. 5 Лесного кодекса РФ использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются исходя из понятия о лесе, как об экологической системе или, как о природном ресурсе. В соответствии с ч. 3 ст. 23.1 Лесного кодекса РФ порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами. В соответствии с ч. 1 ст. 24 Лесного Кодекса РФ использование лесов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесных участков, с изъятием или без изъятия лесных ресурсов. Согласно ч. 1 ст. 51 Лесного кодекса РФ леса подлежат охране от пожаров.

Согласно ч. 3 ст. 53 Лесного кодекса РФ правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством РФ.

Правила пожарной безопасности в лесах устанавливают единые требования к обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами. Правила пожарной безопасности в лесах утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.2020 № 1614 «Об утверждении Правил пожарный безопасности в лесах». Правила пожарной безопасности в лесах устанавливают единые требования к обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами.

Согласно Правилам пожарной безопасности в лесах, при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков.

Статья 99 Лесного кодекса РФ устанавливает, что лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную, уголовную и иную ответственность в порядке, установленном законодательством РФ.

В силу статьи 100 Лесного кодекса РФ возмещение вреда, причиненного лесам, и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства осуществляется добровольно или в судебном порядке.

Оставленные на месте рубок порубочные остатки многократно усиливают пожарную опасность, способствуют перерастанию беглых низовых пожаров в устойчивые, которые в свою очередь, становятся первопричиной лесных верховых и почвенных пожаров, особенно при высоком уровне пожарной опасности. Суд полагает, что допущенный факт захламления лесного участка свидетельствует об ухудшении экологической обстановки лесного объекта, а, следовательно, объекту природной среды ответчиком причинен вред.

Установленные правила осуществления лесопользования предусматривают обязанность по очистке мест рубок от порубочных остатков способами, предписанными технологической картой или договором, разработанными с учетом снижения негативного воздействия на природный объект в ходе лесозаготовительной деятельности. Несоблюдение предписанного способа очистки мест рубок способствует возникновению факторов, негативно влияющих на санитарную и пожарную безопасность лесов.

В соответствии со ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных ГПК РФ.

Вступившие в законную силу приговор суда по уголовному делу, постановления суда по делу об административном правонарушении обязательны для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого они вынесены, по вопросам, имели ли место эти действия и совершены ли они данным лицом.

В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что между Министерством лесного хозяйства Красноярского края в лице КГБУ «Усольское лесничество» и Марковой С. В. в лице её представителя Мартюшева Г. Н., действующего на основании доверенности <адрес>1 от ДД.ММ.ГГГГ, заключен договор купли-продажи лесных насаждений от ДД.ММ.ГГГГ , согласно которому КГБУ «Усольское лесничество» передало Марковой С.В. лесные насаждения объемом 142 куб.м. на площади 0,86 га для заготовки древесины в целях строительства жилого дома на земельном участке, предоставленном для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства, в границах населенного пункта на территории края, расположенные: Красноярский край, КГБУ «Усольское лесничество», Бирюсинское участковое лесничество, квартал , выдел , лесосека , делянка .

Договор подписан сторонами, подлинность подписи в договоре, а также в Акте приема-передачи лесных насаждений, являющегося приложением к договору, сторонами не оспаривалось.

До настоящего времени заключенный между Министерством лесного хозяйства Красноярского края в лице руководителя краевого государственного бюджетного учреждения «Иланское лесничество» и Марковой С.В. в лице Мартюшева Н.Г. договор купли-продажи лесных насаждений от 07.12.2020 № 698, недействительным не признан.

Заготовка древесины Марковой С.В. производилась по Договору в период с 07.12.2020 по 06.11.2021. По окончанию срока действия лесной декларации, в соответствии с пунктом 3 Порядка осмотра лесосеки, утвержденного приказом Минприроды России от 27.06.2016 № 367 «Об утверждении видов лесосечных работ, порядка и последовательности их поведения, формы технологической карты лесосечных работ, формы акта осмотра лесосеки и порядка осмотра лесосеки», 07.06.2022 лесничим Бирюсинского участкового лесничества Зеремба В.П. в одностороннем порядке, произведен осмотр мест рубок древесины, расположенных в деляне № 7, лесосеке № 1, выделе № 23, в результате которого выявлен факт нарушения лесного законодательства, а именно: неочистка мест рубок от порубочных остатков на площади 0,18 га.

По результатам осмотра лесосеки составлен акт осмотра лесосеки от 07.06.2022, сообщение о результатах осмотра лесосеки от 07.06.2022, сообщение о нарушении требований лесного законодательства от 07.06.2022, схема (абрис) лесосеки, в которых отражены факты нарушения лесного законодательства.

В результате нарушения требований лесного законодательства Марковой С.В. причинен ущерб государственному лесному фонду в размере 15 616 рублей, что подтверждается справкой расчета ущерба за нарушение требований лесного законодательства в области использования лесов и расчетно-технологической картой на 2020 год.

Согласно сведениям, представленным ОП МО МВД России «Дзержинский», 28.03.2022 руководителем следственной группы – заместителем начальника отдела СЧ ГСУ ГУ МВД по Красноярскому краю подполковником юстиции Андрийчуком Р.А. возбуждено уголовное дело № 12201040048100018 по признакам состава преступления, предусмотренного ч.3 ст. 260 УК РФ. В ходе предварительного следствия установлено, что Мартюшев Н.Г., совершил незаконную рубку деревьев пород сосна и лиственница, в коммерческих целях, которые были выделены физическим лицам на основании договоров купли-продажи лесных насаждений в лесосеке №1, расположенной в выделе 23 квартал № 148 Бирюсинского участкового лесничества «Усольское лесничество», чем лесному фонду РФ причинен материальный ущерб. 05.01.2023 Мартюшеву Н.Г. предъявлено обвинение в совершении преступления, предусмотренного п. «г» ч.2 ст. 260 УК РФ и 12.02.2023 направлено с обвинительным заключением прокурору Тасеевского района.

Уголовное дело № 12201040048100018 находилось на рассмотрении в Тасеевском районном суде Красноярского края. Маркова С.В. в указанном уголовном деле имеет процессуальный статус свидетеля.

Кичигина В.Н., Обухов Г.А. и Сотников А.В. в указанном уголовном деле имеют процессуальный статус свидетелей.

Приговором Тасеевского районного суда Красноярского края от 23.05.2023 Мартюшев Г.Н. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного п. «г» ч.2 ст. 260 УК РФ и назначено наказание в виде лишения свобод сроком на 2 года (условно с испытательным сроком в 2 года). Приговор вступил в законную силу 31.08.2023.

Согласно проведенной проверки установлено, что 25.11.2020 нотариусом Канского нотариального округа Ивановым Д.А. удостоверена доверенность №24АА4148731 согласно которой Маркова С.В. уполномочила Мартюшева Н.Г. представлять интересы, в том числе в КГБУ «Усольское лесничество» по вопросу, связанному с оформлением и получением документов на деловую древесину, предназначенную для строительства дома и хозяйственных построек на земельном участке по адресу: <адрес>, для чего Мартюшеву Н.Г. было предоставлено право делать от имени Марковой С.В. любые заявления, заключать и подписывать договор купли-продажи лесных насаждений для строительства и ремонта объектов недвижимости на вышеуказанном земельном участке, в том числе для собственных нужд физических лиц, на условиях, за цену и с определением сроков по своему усмотрению, производить оплату, подписывать любые платежные документы, заготавливать лесные насаждения, заключить на условиях и за цену по своему усмотрению любой договор подряда, производить оплату по договору подряда, производить вывозку, переработку заготовленной древесины и использовать ее по своему усмотрению, расписываться за Маркову С.В. и совершать иные фактические и юридические действия, связанные с выполнением перечисленных поручений. Указанная доверенность выдана сроком на один год.

Согласно договору купли-продажи лесных насаждений , заключенному ДД.ММ.ГГГГ между Министерством лесного хозяйства Красноярского края в лице и.о. руководителя КГБУ «Усольское лесничество» Абрамовой А.В. и Мартюшевым Г.Н. действующим на основании вышеуказанной доверенности в интересах Марковой С.В., Марковой С.В. проданы лесные насаждения пород береза, ель, лиственница, пихта, сосна в общем объеме 142 куб.м., расположенные в 148 квартале 23 выделе 1 лесосеке 7 деляне Бирюсинское участкового лесничества Усольского лесничества. Срок действия указанного договора установлен с 07.12.2020 по 06.11.2021. В настоящее время срок действия указанного договора истек, в связи, с чем расторгнуть его не представляется возможным.

Извещение от 29.03.2022 о проведении 07.06.2022 осмотра мест рубок по договору купли-продажи лесных насаждений от 07.12.2020 №698 направлено в адрес Марковой С.В. в соответствии с требованиями лесного законодательства, поскольку до настоящего времени вышеуказанный договор недействительным не признан.

Согласно пункту 16 Правил пожарной безопасности в лесах, при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.07.2020 № 1132 «О признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации и об отмене некоторых актов федеральных органов исполнительной власти, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах и государственного надзора в области семеноводства в отношении семян лесных растений», Постановление Правительства РФ от 30.06.2007 № 417 «Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах» утратило силу в связи с утверждением новых правил, предусмотренных Постановлением Правительства РФ от 07.10.2020 № 1614 «Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах». Согласно п. 26 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 07.10.2020 № 1614 «Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах», при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков.

Анализ норм Постановлений Правительства РФ от 30.06.2007 № 417 и от 07.10.2020 № 1614 в части обязания лесопользователей при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков показывает, что правовое положение лица, в отношении которого ведется административное производство, в связи с изданным новым постановлением, не изменяется ни в худшую, ни в лучшую сторону, и не нарушает права и законные интересы такого лица.

В соответствии со статьей 1 Лесного кодекса РФ, лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения, нормативные правовые акты основываются на принципах сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно - гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду, обеспечения многоцелевого, рационального, непрерывного, не истощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах, обеспечение охраны и защиты лесов, использование лесов способами, не наносящими вреда окружающей среде и здоровью человека.

Согласно ст. 5 Лесного кодекса РФ использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются исходя из понятия о лесе, как об экологической системе или, как о природном ресурсе.

В соответствии с п. 3 ст. 16 Лесного кодекса РФ порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами. В соответствии с ч. 1 ст. 24 Лесного Кодекса РФ использование лесов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесных участков, с изъятием или без изъятия лесных ресурсов. Согласно ч. 1 ст. 51 Лесного кодекса РФ леса подлежат охране от пожаров.

Согласно ч. 3 ст. 53 Лесного кодекса РФ правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством РФ.

Правила пожарной безопасности в лесах устанавливают единые требования к обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами.

Правила пожарной безопасности в лесах утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.2020 № 1614 «Об утверждении Правил пожарный безопасности в лесах». Правила пожарной безопасности в лесах устанавливают единые требования к обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами.

Согласно пункту 26 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 07.10.2020 № 1614 «Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах», при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков.

В соответствии со статьей 307 ГК РФ в силу обязательств, одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. В качестве основания возникновения обязательств статья 307 ГК РФ называет договоры и сделки.

В силу статьи 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Статья 99 Лесного кодекса РФ устанавливает, что лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную, уголовную и иную ответственность в порядке, установленном законодательством РФ. В силу статьи 100 Лесного кодекса РФ возмещение вреда, причиненного лесам, и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства осуществляется добровольно или в судебном порядке.

Оставленные на месте рубок порубочные остатки многократно усиливают пожарную опасность, способствуют перерастанию беглых низовых пожаров в устойчивые, которые в свою очередь, становятся первопричиной лесных верховых и почвенных пожаров, особенно при высоком уровне пожарной опасности. Суд полагает, что допущенный факт захламления лесного участка свидетельствует об ухудшении экологической обстановки лесного объекта, а, следовательно, объекту природной среды ответчиком причинен вред.

Природный объект определяется, как естественная экологическая система, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства; естественная экологическая система - это объективно существующая часть природной среды, которая имеет пространственно-территориальные границы и в которой живые (растения, животные и другие организмы) и неживые ее элементы взаимодействуют, как единое функциональное целое и связаны между собой обменом веществом и энергией. Качество окружающей среды - состояние окружающей среды, которое характеризуется физическими, химическими, биологическими и иными показателями и (или) их совокупностью.

Установленные правила осуществления лесопользования предусматривают обязанность по очистке мест рубок от порубочных остатков способами, предписанными технологической картой или договором, разработанными с учетом снижения негативного воздействия на природный объект в ходе лесозаготовительной деятельности. Несоблюдение предписанного способа очистки мест рубок способствует возникновению факторов, негативно влияющих на санитарную и пожарную безопасность лесов.

Согласно ч. 2 ст. 4 Лесного кодекса РФ, от имени Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований в лесных отношениях участвуют соответственно органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, установленных нормативными правовыми актами. Согласно ст. 96 Лесного кодекса РФ федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана) осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ, а также государственными учреждениями, подведомственными органам государственной власти субъектов РФ (части 2, 2.1 ст. 96 Лесного кодекса РФ).

КГКУ «Лесная охрана» создано для исполнения государственных функций и в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий Учредителя в области лесных отношений. Учредителем является Красноярский край, функции и полномочия Учредителя осуществляет Министерство лесного хозяйства Красноярского края, что подтверждается Уставом истца.

Согласно пункту 1.4 Устава КГКУ «Лесная охрана» для достижения целей своей деятельности вправе быть истцом и ответчиком в арбитражном, третейском судах, судах общей юрисдикции в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, а в соответствии с подпунктом 3 пункта 2.4.1 Устава Учреждение осуществляет предъявление исков о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды. Согласно представленным КГКУ «Лесная охрана» сведениям, на участке, где произведена рубка лесных насаждений, территория от порубочных остатков до настоящего времени не очищена, т.е. лесной массив в месте незаконной рубки не приведен в надлежащие противопожарное и санитарное состояние.

Доводы ответчика Марковой С.В. о том, что она не подписывала нотариальную доверенность Мартюшеву Н.Г. и не уполномочила последнего на совершение сделки, суд считает не состоятельными, поскольку они опровергаются протоколом допроса Марковой С.В. в качестве свидетеля в ходе предварительного следствия, в ходе которого она показала, что с мужчиной ездила к нотариусу Иванову в г. Канске, где подписывала нотариальную доверенность, в которой указывалось на пользование ее лесом, а также ее показаниями в ходе судебного следствия при рассмотрении вышеуказанного уголовного дела в отношении Мартюшева Н.Г., по итогам рассмотрения установлено, что он производил незаконную рубку на участке, расположенном по адресу: Красноярский край, КГБУ «Усольское лесничество», Бирюсинское участковое лесничество, квартал , выдел , лесосека , делянка . Таким образом, выдавая нотариальную доверенность Мартюшеву Н.Г. Маркова С.В. письменно уполномочила последнего на совершение сделки, которая до настоящего времени в установленном законом порядке не оспорена, является действующей.

Доказательств подтверждающих осуществления рубки лесных насаждений в месте определенном указанным договором купли-продажи, расположенном по адресу: Красноярский край, КГБУ «Усольское лесничество», Бирюсинское участковое лесничество, квартал , выдел , лесосека , делянка , иными лицами, либо не лицом которому ответчик поручила выполнение указанных в договоре работ, не представлено, в судебном заседании не установлено.

При этом передача Марковой С.В. предоставленного ей лесного участка для заготовки древесины, по договору купли-продажи , иным лицам, в том числе Мартюшеву Н.Г., не могло повлечь изменение, исключение принятой на себя со стороны Марковой С.В. обязанности по договору, в части обеспечения осуществить работы по очистке лесосеки от порубочных остатков в срок до ДД.ММ.ГГГГ (п.п.»ж» п.15 Договора), в связи с чем суд находит не состоятельными и юридически безразличными в рассматриваемом споре доводы ответчика о том что она заключила договор купли-продажи лесных насаждений формально, с целью получения денежных средств за право на причитающиеся ей бесплатно по закону 150 куб.м. древесины, сама заготовкой древесины не занималась, поэтому на нее не может быть возложена обязанность по очистке порубочных мест.

Таким образом, в нарушение требований лесного законодательства после совершения рубки лесных насаждений представителем Марковой С.В. по доверенности, оставлены на месте рубки порубочные остатки, которые до настоящего времени не убраны, ответчик добровольно не исполнила обязанность по устранению допущенных нарушений лесного законодательства, очистку места незаконной рубки лесных насаждений от порубочных остатков в добровольном порядке не произвела.

В силу действующего законодательства, обязанность по принятию мер по очистке лесных участков от порубочных остатков и вывоз срубленной древесины возлагается на лицо, осуществившее рубку деревьев. Лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную, уголовную и иную ответственность в порядке, установленном законодательством РФ (ст. 99 Лесного кодекса РФ).

Частью 1 ст. 100 Лесного кодекса РФ предусмотрено, что лица, причинившие вред лесам, возмещают его добровольно или в судебном порядке. В соответствии со статьей 12 ГК РФ способом защиты гражданских прав является присуждение к исполнению обязанности в натуре.

Оценивая представленные по делу доказательства, суд находит установленным в судебном заседании факт того, что в результате деятельности представителя Марковой С.В. по доверенности Мартюшева Н.Г. возникла реальная необходимость произвести очистку места совершенной рубки от порубочных остатков на площади 0,18 га, по адресу Красноярский край, КГБУ «Усольское лесничество», Бирюсинское участковое лесничество, квартал , выдел , лесосека , делянка , и, поскольку факт вышеуказанных нарушений природоохранного законодательства нашел подтверждение в судебном заседании, ответчиком оспаривался, однако доказательств обратного Маркова С.В. не предоставила, вина Марковой С.В. в нарушении природоохранного законодательства установлена материалами дела, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований КГКУ «Лесная охрана» в полном объеме.

В соответствии с пп. 3 п.1 ст. 333.19 НК РФ при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера государственная пошлина для физических лиц составляет – 300 рублей. В силу ст. 103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

В связи с этим, с ответчика Марковой С.В. подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета в размере 300 рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 – 199, 233 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования КГКУ «Лесная охрана» к Марковой С. В. об обязании произвести работы по очистке мест вырубки от порубочных остатков – удовлетворить.

Обязать Маркову С. В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженку <адрес>, паспортные данные 0417 , выдан ДД.ММ.ГГГГ ГУ МВД по <адрес>, код подразделения 240-010, произвести очистку мест рубок от порубочных остатков на площади 0,18 га в лесном участке, расположенном в делянке , лесосеке , выделе , квартале Бирюсинского участкового лесничества, КГБУ «Усольское лесничество» в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с Марковой С. В. государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 300 рублей.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме в Красноясркий краевой суд, через Канский городской суд.

Судья:                            Охроменко С.А.

Дата принятия решения в окончательной форме 27.11.2023.

2-810/2023 ~ М-52/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
КГКУ "Лесная охрана"
Ответчики
Маркова Светлана Викторовна
Другие
Обухов Геннадий Александрович
Кичигина Валентина Николаевна
Сотников Андрей Владимирович
КГБУ "Усольское лесничество"
Суд
Канский городской суд Красноярского края
Судья
Охроменко С.А.
Дело на сайте суда
kanskgor--krk.sudrf.ru
11.01.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.01.2023Передача материалов судье
13.01.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
13.01.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.01.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.02.2023Судебное заседание
17.04.2023Судебное заседание
17.05.2023Судебное заседание
27.09.2023Производство по делу возобновлено
23.10.2023Судебное заседание
21.11.2023Судебное заседание
27.11.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.12.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее