Дело № 2-363/2023 Мотивированный текст составлен 14.07.2023
УИД 51RS0011-01-2023-000314-30
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Оленегорск 11 июля 2023 года
Оленегорский городской суд Мурманской области в составе
председательствующего судьи Двойнишниковой И.Н.,
при помощнике судьи Ростиславиной В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Оленегорска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации муниципального округа город Оленегорск с подведомственной территорией Мурманской области и Муниципальному казенному учреждению «Управление городского хозяйства» муниципального образования город Оленегорск с подведомственной территорией об устранении нарушения законодательства о безопасности дорожного движения,
установил:
прокурор города Оленегорска в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации муниципального округа город Оленегорск с подведомственной территорией Мурманской области (далее – Администрация города Оленегорска) и Муниципальному казенному учреждению «Управление городского хозяйства» муниципального образования город Оленегорск с подведомственной территорией (далее – МКУ «Управление городского хозяйства») об устранении нарушения законодательства о безопасности дорожного движения.
Требования мотивировал тем, что прокуратурой города Оленегорска в августе 2021 года проведена проверка исполнения законодательства в сфере безопасности дорожного движения в деятельности МКУ «Управление городского хозяйства».
В результате обследования участка дороги на Ленинградском проспекте (направление от автомобильной дороги «Автоподъезд к городу Оленегорску» в сторону центра города Оленегорска) установлено, что имеющаяся на данном участке автодороги конструкция металлического ограждения барьерного типа представляет собой конструкцию, сваренную из элементов железнодорожных рельсов, что не соответствует требованиям ГОСТ 33220, ГОСТ Р 50597.
В связи с выявленными нарушениями прокуратурой города 30 августа 2021 года в адрес руководителя МКУ «Управление городского хозяйства» было внесено представление.
Однако до настоящего времени дорожное ограждение, отвечающее требованиям действующего законодательства, на данном участке дороги не установлено.
Указанные факты увеличивают вероятность дорожно – транспортных происшествий на данном участке дороги, создавая угрозу безопасности дорожного движения.
Уточнив требования, просил обязать Администрацию города Оленегорска выделить МКУ «Управление городского хозяйства» денежные средства для оборудования дорожного ограждения на участке дороги, расположенном по Ленинградскому проспекту в городе Оленегорске (направление от автомобильной дороги «Автоподъезд к городу Оленегорску в сторону цента города Оленегорска) в соответствии с требованиями ГОСТ 33220, ГОСТ Р 50597 в срок до 31 декабря 2024 года.
Возложить на МКУ «Управление городского хозяйства» обязанность обеспечить установку дорожного ограждения в соответствии с требованиями ГОСТ 33220, ГОСТ Р 50597 в течение одного года со дня поступления соответствующего финансирования.
Уточненные исковые требования приняты судом к производству определением от 20 июня 2023 года (л.д. 189-192).
В судебном заседании прокурор Попильнух А.В. на уточненных исковых требованиях настаивала.
Представитель ответчиков Администрации города Оленегорска и МКУ «Управление городского хозяйства» Иванова И.Н. с исковыми требованиями согласна.
Представитель третьего лица Министерства транспорта и дорожного хозяйства Мурманской области, извещенный о месте и времени рассмотрения, в судебном заседании участия не принимал. Из представленного отзыва следует, что ремонт участка дороги общего пользования местного значения на Ленинградском проспекте (направление от автомобильной дороги «Автоподъезд к городу Оленегорску в сторону цента города Оленегорска) за счет средств субсидии из областного бюджета не предусмотрен. Представил рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица.
Представители третьих лиц МО МВД России «Оленегорский» и ОГИБДД МО МВД России «Оленегорский», извещенные о месте и времени рассмотрения дела, участия в судебном заседании не принимали.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный Закон № 257-ФЗ).
В соответствии с пунктом 6 статьи 3 Федерального закона № 257-ФЗ дорожной деятельностью признается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (пункт 12 статьи 3 Федерального закона № 257-ФЗ).
В силу статьи 15 Федерального закона № 257-ФЗ осуществление дорожной деятельности обеспечивается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также физическими или юридическими лицами, являющимися собственниками таких автомобильных дорог или правообладателями земельных участков, предоставленных для размещения таких автомобильных дорог.
Из содержания статей 1 и 2 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Федеральный закон № 196-ФЗ) следует, что задачами в сфере безопасности дорожного движения являются охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий. Обеспечение безопасности дорожного движения - деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий. К числу участников дорожного движения закон относит лиц, принимающих непосредственное участие в процессе дорожного движения в качестве водителя транспортного средства, пешехода, пассажира транспортного средства.
Пунктом 4 статьи 6 этого же Федерального закона № 196-ФЗ установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах городского округа при осуществлении дорожной деятельности. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 12 Федерального закона № 196-ФЗ содержание дорог на территории Российской Федерации должно обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Пунктом 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-Ф3) определено, что к вопросам местного значения городского округа относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Частью 1 статьи 37 названного закона предусмотрено, что местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Пунктом 6 части 1 статьи 13 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ закреплено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
В соответствии с пунктом 23 Устава муниципального округа город Оленегорск с подведомственной территорией Мурманской области, принятого решением Совета депутатов города Оленегорска с подведомственной территорией от 5 октября 2021 года № 01-22РС, к полномочиям Администрации города Оленегорска в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах соответственно муниципального округа при осуществлении дорожной деятельности.
Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципального образования.
Таким образом, обязанность по осуществлению дорожной деятельности в отношении дорог местного значения возложена на орган местного самоуправления.В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17 Федерального закона № 131-Ф3 в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления создают муниципальные предприятия и учреждения, осуществляют финансовое обеспечение деятельности муниципальных казенных учреждений и финансовое обеспечение выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществляют закупки товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
Администрацией города Оленегорска создано МКУ «Управление городского хозяйства» в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления (Устав МКУ «Управление городского хозяйства» утвержден постановлением Администрации города Оленегорска от 19 апреля 2012 года № 170) (л.д. 15).
Из пункта 2.2 Устава МКУ «Управление городского хозяйства» следует, что на Учреждение возложены муниципальные функции, в том числе по обеспечению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации (л.д. 17).
В соответствии с пунктом 4.10 Устава МКУ «Управление городского хозяйства» финансовое обеспечение Учреждения осуществляется за счет средств бюджета местного самоуправления города Оленегорска и на основании утвержденной бюджетной сметы (л.д. 21).
В соответствии с приказом Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации города Оленегорска от 13 мая 2015 года № 193 «О закреплении на праве оперативного управления за МКУ «УГХ» города Оленегорска недвижимого имущества», автомобильная дорога общего пользования местного значения муниципального округа город Оленегорск с подведомственной территорией по Ленинградскому проспекту, протяженностью 3830 метров передана на праве оперативного управления МКУ «Управление городского хозяйства». Право оперативного управления зарегистрировано в установленном законом порядке (л.д. 201, 202).
Таким образом, МКУ «Управление городского хозяйства» выполняет муниципальные функции по обеспечению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств бюджета местного самоуправления города Оленегорска.
В судебном заседании установлено, что распоряжением Администрации города Оленегорска от 11 марта 2022 года № 92-р утвержден Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах муниципального округа город Оленегорск с подведомственной территорией, в который включена, в том числе автомобильная дорога проспекта Ленинградский, протяженностью 3830 метров, III категории, группы Д (л.д. 34).
Пунктом 1 статьи 17 Федерального закона № 257-ФЗ установлено, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 20 декабря 2019 года № 1425-ст утвержден «Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств. ГОСТ Р 52289-2019», введенный в действие с 1 апреля 2020 года.
В соответствии с пунктом 8.1.1 ГОСТ Р 52289-2019 на автомобильных дорогах, улицах и мостовых сооружениях применяют боковые дорожные ограждения, в том числе временные, прошедшие испытания в соответствии с ГОСТ 33129 или ГОСТ Р 52721. В процессе эксплуатации дорожные ограждения должны отвечать требованиям ГОСТ 33220 и ГОСТ Р 50597.
Проектом организации дорожного движения на улично – дорожной сети города Оленегорска по Ленинградскому проспекту предусмотрена установка одностороннего металлического ограждения барьерного типа на металлических стойках, справа: начало участка - 0+465 (км+м), конец участка – 0+820 (км+м), всего 355 м, уровень удерживающей способности – У-1, 07; справа: начало участка - 0+465 (км+м), конец участка – 1+089 (км+м), всего 624 м, уровень удерживающей способности – У-1, 07; всего 979 метров (л.д. 37-57).
В судебном заседании установлено, что прокуратурой города Оленегорска проведена проверка соблюдения законодательства Российской Федерации в сфере безопасности дорожного движения в деятельности МКУ «Управление городского хозяйства», в результате которой установлено, что в нарушение пункта 8.1.1 ГОСТ Р 52289-2019 на участке дороги по Ленинградскому проспекту (направление от автомобильной дороги «Автоподъезд к городу Оленегорску» в сторону центра города Оленегорска) конструкция металлического ограждения барьерного типа не отвечает требованиям ГОСТ 33220 и ГОСТ Р 50597 и представляет собой конструкцию, сваренную из элементов железнодорожных рельсов.
В связи с указанными нарушениями прокуратурой в адрес МКУ «Управление городского хозяйства» внесено представление об устранении нарушений законодательства о безопасности дорожного движения от 30 августа 2021 года (л.д. 7-9).
В связи с неисполнением представления прокурора МКУ «Управление городского хозяйства» постановлением мирового судьи судебного участка № 2 города Оленегорска от 29 октября 2021 года по делу № 5-324/2021 подвергнуто административному наказанию в виде штрафа (л.д. 100-106).
Однако, до настоящего времени указанные нарушения не устранены, что подтверждается актом осмотра автомобильной дороги, составленным государственным инспектором дорожного надзора ОГИБДД МО МВД России «Оленегорский» от 25 мая 2023 года и фототаблицей к нему (л.д. 60, 64, 111-116) и не оспаривается представителем ответчиков в судебном заседании.
Таким образом, судом установлено, что дорожное ограждение на участке дороги, расположенном по Ленинградскому проспекту в городе Оленегорске (направление от автомобильной дороги «Автоподъезд к городу Оленегорску в сторону цента города Оленегорска) не отвечает требованиям ГОСТ 33220, ГОСТ Р 50597.
Из локальной сметы МКУ «Управление городского хозяйства» следует, что приобретение и установка металлических барьерных ограждений, протяженностью 979 метров в ценах на 2 квартал 2023 года составляет 4 742 177 рублей (л.д. 200-201).
Согласно коммерческому предложению ООО «Дор Технологии» от 2 мая 2023 года поставка и монтаж оцинкованного барьерного ограждения составляет 4 533 400 рублей (л.д. 59).
Принимая во внимание, что обязанность по осуществлению дорожной деятельности в отношении дорог местного значения возложена на орган местного самоуправления, при этом, МКУ «Управление городского хозяйства» выполняет муниципальные функции по обеспечению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа за счет средств бюджета местного самоуправления города Оленегорска, суд приходит к выводу о том, что ответственность по иску должны нести Администрация города Оленегорска и МКУ «Управление городского хозяйства».
Учитывая, что дорожное ограждение на участке дороги, расположенном по Ленинградскому проспекту в городе Оленегорске (направление от автомобильной дороги «Автоподъезд к городу Оленегорску в сторону цента города Оленегорска) не отвечает требованиям ГОСТ 33220, ГОСТ Р 50597, что является нарушением пункта 1 статьи 17 Федерального закона № 257-ФЗ и ставит под угрозу безопасность дорожного движения, суд находит заявленные прокурором требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Срок, указанный прокурором в соответствии с частью 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является разумным и достаточным. Возражений по сроку представителем ответчиков не заявлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ 33220, ░░░░ ░ 50597, ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░), ░ ░░░░ ░░ 31 ░░░░░░░ 2024 ░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ 33220, ░░░░ ░ 50597, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░