Дело № 2-7346/2023
УИД: 48RS0001-01-2022-002949-86
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 декабря 2023 года город Липецк
Советский районный суд города Липецка в составе:
председательствующего судьи Санкиной Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Жиляковой Т.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Левобережного района города Липецка в интересах неопределенного круга несовершеннолетних лиц к администрации города Липецка о понуждении к постановке на учет бесхозяйного имущества,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Левобережного района города Липецка обратился с исковыми требованиями к ответчику, указав в их обоснование, что в рамках проведенной прокурорской проверки по вопросу подтопления подвала многоквартирного дома <адрес> установлено, что состояние инженерных сетей в подвале работоспособное, утечек не обнаружено. При этом подвальные помещения затоплены водой, имеет место замачивание грунтов основания под фундаментами. По результатам исследования эксперты пришли к выводу, что вода в подвале является технологической вследствие утечек из дворового холодного водопровода. Из раздела 6 технического заключения ООО «ПроектСтройКонтроль» следует, что на прилегающей территории к дому <адрес> имеется водопроводный колодец, затопленный холодной водой. Сети водоснабжения с пожарным гидрантом, проходящие с торца здания многоквартирного дома <адрес> к торговым павильонам, являются объектами, собственник которых не определен. Пожарные гидранты и смотровые колодцы, размещенные на сетях водоснабжения и водоотведения, являются их неотъемлемой частью. Сеть водоотведения в районе административного здания <адрес> является объектом, собственник которого не определен. Бесхозяйные объекты централизованных систем водоснабжения с пожарным гидрантом, проходящие в районе дома <адрес> и сеть водоотведения в районе административного здания <адрес> на основании акта приема передачи бесхозяйных централизованных систем водоснабжения и водоотведения, расположенных на территории г.Липецка 01.10.2018, переданы департаментом ЖКХ администрации г.Липецка в ФИО5», осуществляющее на тот момент деятельность по обеспечению водоснабжения и водоотведения. В связи с чем 31.03.2022 в адрес ФИО5 вынесено представление об устранении нарушений. По результатам рассмотрения представления ФИО5 06.05.2022 сообщил о возврате бесхозяйных объектов в связи со снятием статуса гарантирующей организации. Таким образом, результаты проведенной проверки свидетельствуют о том, что в нарушение требований гражданского законодательства администрация города Липецка не обратилась в территориальное подразделение Росреестра с заявлением о постановке на учет централизованной системы водоснабжения, протяженностью 62,9 кв.м., расположенной по адресу: <адрес>, и централизованной системы водоотведения, протяженностью 35 метров, расположенной по адресу: <адрес> В муниципальную собственность указанные объекты не приняты, являются бесхозяйными. Бездействие органа местного самоуправления не отвечает публичным интересам муниципального образования.
С учетом изложенных обстоятельств, прокурор района просил обязать администрацию г.Липецка обратиться с заявлением в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, о принятии на учет централизованной системы водоснабжения, протяженностью 62,9 метра, расположенной по адресу: <адрес> и централизованной системы водоотведения, протяженностью 35 метров, расположенной по адресу: <адрес>
В судебное заседание лица, участвующие в деле, не явились, о рассмотрении дела извещены своевременно и надлежащим образом, причины неявки суду не сообщили.
Судом, в соответствии со ст.ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определено о рассмотрении дела в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, далее ГК РФ, в качестве способов защиты гражданских прав предусмотрено пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В соответствии с ч. 1 ст. 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
В силу п.3 ч.1 ст.85 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ст. 225 ГК РФ муниципальное образование должно принять бесхозяйное имущество на учет и впоследствии признать на него право муниципальной собственности, а также обеспечить ввиду отсутствия собственника имущества его эксплуатацию в целях организации электроснабжения населения.
Так, в соответствии с п.1 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Согласно ч.3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территориях которого они находятся.
Для признания вещи бесхозяйной по основаниям ст.ст. 225, 226 ГК Российской Федерации, ст. 291 ГПК Российской Федерации необходимо также, чтобы вещь, признаваемая судом бесхозяйной, была в необходимой степени определена как вещь и объект гражданских прав, заявителем должны быть указаны существенные признаки данной вещи, позволяющие ее идентифицировать для дальнейшего законного владения и пользования, выделить из однородных вещей.
И как следует из п.5 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 10 декабря 2015 г. № 931, принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей, в том числе органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях – органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.
По смыслу указанной правовой нормы, орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке недвижимого имущества на учет в качестве бесхозяйного, следовательно, при наличии у недвижимого имущества признаков бесхозяйной вещи, он обязан совершить данные действия. Законодательство разделяет обязанность органов местного самоуправления заниматься судьбой выявленных бесхозяйных вещей и обязанность исполнения отдельных полномочий в сфере водоснабжения и водоотведения.
При этом отсутствие государственной регистрации права собственности на спорные объекты само по себе не может являться основанием для признания их бесхозяйными.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относятся: организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 50 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных законом вопросов местного значения.
Согласно п. 5 ст. 8 Федерального закона № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), со дня подписания с органом местного самоуправления передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.
Судом установлено и следует из материалов гражданского дела, что в результате рассмотрения коллективного обращения жильцов дома <адрес> по вопросу подтопления подвала дома, была проведена прокурорская проверка.
В соответствии со сведениями ФИО4 по состоянию на 25.01.2021, 04.02.2021, 22.04.2021, 02.04.2021 факты подтопления подтверждены. Подтверждены и действия управляющей компании в рамках решения данной проблемы.
Согласно техническому заключению № 2101-22, выполненному 21.01.2022 ООО «ПроектСтройКонтроль», состояние инженерных сетей здания в подвале – работоспособное, утечек не обнаружено.
Подвальные помещения затоплены водой, имеет место замачивание грунтов основания под фундаментами.
Вода в подвале является технологической вследствие утечек из дворового холодного водопровода.
Также данный жилой дом № расположен в подзоне слабого подтопления (залегание грунтовых вод в пределах 1,2/3,0 метра).
Для отведения грунтовых вод и эксплуатационной пригодности подвала жилого дома <адрес> необходимо: устранить утечки из дворовой сети холодного водоснабжения; выполнить гидроизоляцию стен и пола подвала с обработкой водонепроницаемым составом. Предварительно выполнить устройство бетонного пола. Данные виды работ являются капитального характера.
Представленное заключение сторонами не оспорено и принимается в качестве допустимого доказательства по делу.
Также установлено, что в сообщении от 30.03.2022 администрация города Липецка информировала прокурора Левобережного района о передаче сетей водоснабжения в районе многоквартирных домов № и <адрес> в собственность ФИО5.
Из указанного сообщения следует, что сети водоснабжения с пожарным гидрантом, проходящие с торца здания многоквартирного <адрес> по пл. Мира в <адрес> (+магазин) к торговым павильонам, являются объектом, собственник которого не определен.
Пожарные гидранты и смотровые колодцы, размещенные на сетях водоснабжения и водоотведения, являются их неотъемлемой частью. Ответственность по их содержанию и обслуживанию возложена на ФИО5 в соответствии с актом приема-передачи бесхозяйных объектов централизованных систем водоснабжения и водоотведения от 01.10.2018.
Постановлением администрации города Липецка от 27.12.2021 № 2952 «О наделении ООО «РВК-Липецк» статусом гарантирующей организации» с 01.01.2022 ООО «РВК-Липецк» наделено статусом гарантирующей организации для централизованных систем холодного водоснабжения питьевой водой и водоотведения на территории муниципального образования город Липецк.
В этой связи, 06.06.2022 ООО «РВК-Липецк» приняло на обслуживание бесхозяйные объекты централизованных систем водоснабжения и водоотведения, в том числе и по адресу: <адрес>
Таким образом, судом установлено, что до настоящего времени указанные объекты не переданы в муниципальную собственность.
По делу установлено, что регистрация права на данный объект не производилась, недвижимое имущество является бесхозяйным, собственник объекта не установлен, в реестре муниципальной собственности не значится.
В ч.1 ст.12 ГПК Российской Федерации, конкретизирующей положения ч.3 ст. 123 Конституции Российской Федерации, определено, что правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. В развитие указанных принципов ч.1 ст. 56 ГПК Российской Федерации предусматривает, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно ч.1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
То обстоятельство, что объекты централизованной системы водоснабжения являются бесхозяйными и по отношению него должно быть принято решение о постановке на учет, участниками процесса не оспаривалось.
Согласно п.5 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 10.12.2015 года № 931, орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного. Принимая во внимание то обстоятельство, что предметом рассмотрения дела является недвижимое имущество, которое используется неопределенным кругом лиц, следовательно, в силу указанных выше нормативных актов ответственность за данное имущество несет Администрация города Липецка, а поэтому, именно данное лицо обязано обратиться с заявлением в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав о постановке объектов центрального водоснабжения.
Непринятие мер по надлежащему оформлению права муниципальной собственности на бесхозные объекты, уклонение ответчика от учета бесхозяйного имущества может привести к отсутствию контроля за состоянием его работоспособности, ненадлежащему содержанию и ремонту, что может привести к неблагоприятным последствиям и опасности для неопределенного круга лиц.
Таким образом, суд приходит к выводу, о необходимости удовлетворить исковые требования в полном объеме.
В соответствии с п.19 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления освобождены от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст.194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд,
РЕШИЛ:
Возложить на администрацию города Липецка обязанность по принятию мер по постановке на учет бесхозяйного имущества путем обращения в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество о принятии на учет централизованной системы водоснабжения, протяженностью 62,9 метра, расположенной по адресу: <адрес> и централизованной системы водоотведения, протяженностью 35 метров, расположенной по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд через Советский районный суд города Липецка в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий: Н.А. Санкина
Мотивированное решение составлено 19.12.2023.