Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-824/2022 ~ М-790/2022 от 13.10.2022

<данные изъяты>

Дело №2-824/2022

Мотивированное решение составлено 20 декабря 2022 г

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Нижние Серги 14 декабря 2022г

Нижнесергинский районный суд Свердловской области в составе:

Председательствующего судьи Шторх Ю.Г.,

При секретаре судебного заседания Олейник А.Н.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Нижнесергинского района Свердловской области в интересах неопределенного круга лиц к Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области об обязании совершить действия

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Нижнесергинского района Свердловской области в интересах неопределенного круга лиц обратился с иском к Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области с требованием об обязании в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу принять в собственность Свердловской области недвижимое имущество: - скотомогильник, расположенный по адресу: Свердловская область, Нижнесергинский район, с. Тюльгаш, географические координаты N56?16?06,1??, Е59?16?0253,9??; - скотомогильник, расположенный по адресу: Свердловская область, Нижнесергинский район, с. Шокурово, географические координаты N56?18?28,8??, Е59?08?32,2??; - скотомогильник, расположенный по адресу: Свердловская область, Нижнесергинский район, п. Красноармейский, географические координаты N56?20?18,8??, Е59?02?49,2??; - скотомогильник, расположенный по адресу: Свердловская область, Нижнесергинский район, с. Аракаево, географические координаты N56?24?16,9??, Е059?10?49,3??.

В основание иска прокурор указал, что в ходе проведенной проверки соблюдения законодательства в сфере обращения с отходами животноводства (биологическими отходами) установлено, что на территории Михайловского МО Нижнесергинского муниципального района расположены бесхозяйные скотомогильники, состояние которых не отвечает ветеринарно-санитарным правилам сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденным главным государственным ветеринарным инспектором РФ от 04.12.1995 № 13-7-2/469. Скотомогильник, расположенный в с. Тюльгаш, не огорожен, не оканавлен, нет балансодержателя, посередине ямы плита отсутствует, категория объекта – не эксплуатируется. Крышка скотомогильника, расположенного в с. Шокурово, сломана, забор не глухой, категория объекта – эксплуатируемый. Забор по периметру скотомогильника, расположенного в п. Красноармейский, не глухой, местами упал, площадка для вскрытия трупов требует ремонта, категория объекта – эксплуатируемый. Скотомогильник, расположенный в с. Аракаево, не огорожен, не оканавлен, нет навеса, площадки для вскрытия трупов, подъезда, замка, помещения для дезинфицирующих средств, категория объекта – эксплуатируемый. Выявленные проверкой нарушения, в том числе бесхозяйность скотомогильников, подтверждаются актами обследования, проведенными ГБУ СО «Артинская ветеринарная станция по борьбе с болезнями животных» и информацией администрации Михайловского МО. Установлено, что основной причиной нахождения указанных скотомогильников в неудовлетворительном состоянии является их бесхозяйность. Отсутствие собственника у скотомогильников создает реальную угрозу загрязнения окружающей среды, возникновению чрезвычайной ситуации. Скотомогильники подлежат принятию МУГИСО, поскольку предупреждение и ликвидация заразных и массовых незаразных болезней животных, обеспечение безопасности продуктов животноводства в ветеринарно-санитарном отношении, защите населения от болезней, общих для человека и животных, сбор, утилизация и уничтожение биологических отходов являются полномочиями федеральных и региональных органов государственной власти. Согласно пп. «ц» п.2 ст.26.11 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ», в собственности субъекта Российской Федерации может находиться имущество, необходимое для проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечении, защите населения от болезней, общих для человека и животных, в том числе скотомогильники. Нахождение скотомогильника в собственности органов местного самоуправления Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» не предусматривает.

В судебном заседании прокурор Мамай А.В. уточнил исковые требования с учетом поступивших в порядке подготовки по делу сведений. Просил обязать Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу принять в собственность Свердловской области недвижимое имущество:

- скотомогильник, расположенный по адресу: Свердловская область, Нижнесергинский район, с. Тюльгаш, географические координаты северной широты 56?16?06,1??, восточной долготы 059?16?0253,9??;

- скотомогильник, расположенный по адресу: Свердловская область, Нижнесергинский район, с. Шокурово, географические координаты северной широты 56?18?28,8??, восточной долготы 059?08?32,2??.

Пояснил, что по результатам проведенной проверки было выявлено четыре скотомогильника, в дальнейшем было установлено, что два из них находятся в надлежащем состоянии, имеют владельцев, состоят на балансе конкретных лиц. В отношении скотомогильников в с.Тюльгаш и с.Шокурово владельцы, балансодержатели не установлены. Так как скотомогильники являются объектами сбора биологических отходов, они должны находиться в ведении органов государственной власти субъектов РФ, а именно МУГИСО, в соответствии с Федеральным законом №184-ФЗ. Так как скотомогильники не соответствуют предъявляемым к ним требованиям, они представляют угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения, соответственно нарушают права неопределенного круга лиц, так как представляют угрозу здоровью из-за ненадлежащего содержания, создают угрозу чрезвычайных ситуаций. Срок, в течение которого просил ответчика исполнить требования, считал, что достаточный, исходя из сложившейся практики.

Ответчик МУГИСО в судебное заседание не явилось, извещено, ходатайств и отзыва не представило.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований на предмет спора администрация Михайловского муниципального образования в судебное заседание не явилось, извещено.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований на предмет спора Департамент ветеринарии Свердловской области в судебное заседание не явилось, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя, представил письменный отзыв, в котором просил удовлетворить требования прокурора в отношении скотомогильника, расположенного в с.Тюльгаш и с.Шокурово, так как не имеется сведений о праве собственности или владении указанными скотомогильниками какими-либо лицами. Также в отзыве указали, что скотомогильники состоят на ветеринарном учете в ГБУ СО «Артинская ветеринарная станция по борьбе с болезнями животных». Скотомогильник в с.Шокурово эксплуатировался до 2015 г СПК «Шокуровскиий», который прекратил свою деятельность. Скотомогильник в с.Тюльгаш эксплуатировался СП совхозом «Тюльгашский», который прекратил свою деятельность 22.01.2004 г.

Третьи лица, не заявляющие требований на предмет спора ГБУЗ СО «Артинская ветеринарная станция по борьбе с болезнями животных», ПСК «Красноармейский», ООО «Торговый комплекс», ООО СП «Аракаевское» в судебное заседание не явились, извещены.

Суд считает возможным рассмотреть дело в заочном порядке, поскольку от ответчика не поступило ходатайств и возражений по иску, исковые требования прокурором не увеличивались.

Заслушав истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ст. 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Согласно положениям Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и охраны окружающей среды обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации.

В соответствии со ст.225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

В силу подп. 49, 49.1 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относятся организации проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, отлову и содержанию безнадзорных животных, защите населения от болезней, общих для человека и животных, а также организация изъятия животных и (или) продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных на территории субъекта Российской Федерации с возмещением стоимости изъятых животных и (или) продуктов животноводства.

Для осуществления перечисленных полномочий согласно подп. "ц" п. 2 ст. 26.11 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в собственности субъекта Российской Федерации может находиться имущество, необходимое для проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, в том числе скотомогильники (биотермические ямы).

Как следует из пояснений истца, прокурором Нижнесергинского района Свердловской области проведена проверка исполнения требований федерального законодательства об обращении с биологическими отходами на территории Нижнесергинского района.

ГБУЗ СО «Артинская ветеринарная станция по борьбе с болезнями животных» прокурору были представлены сведения о наличии на территории Нижнесергинского района 4 скотомогильников в с.Тюльгаш, с.Шокурово, с.Красноармеец, с.Аракаево. (л.д.13).

Согласно ветеринарно-санитарных карточек на скотомогильник (биотермическую яму) №1, находящийся в с.Тюльгаш, от последнего дома 1000м, пастбища 1000 м, дороги 1000 м. Скотомогильник находится в урочище бора «Сосновый лес». Координаты места нахождения скотомогильника с помощью GPS навигатора с.ш. 56?16?06,1? в.д. 059?16?0253,9??; площадь скотомогильника 0,06 кв.м., ограждение скотомогильника: бетонная яма 3х3 метра, глубина 5м, по бокам закрыта бетонными плитами. Санитарная характеристика скотомогильника не соответствует. Первое захоронение биологических отходов было в 2003 году. Указаны данные 31.05.2011 г о том, что скотомогильник не огорожен, не оканавлен, нет балансодержателя. В Сведениях при проверке в 2003-2007 г., 2013-2020 были установлены те же недостатки, собственник не определен (л.д.15-16).

Согласно акту обследования вышеуказанного скотомогильника от 13.10.2022 комиссией в составе ветеринарного врача ГБУСО Артинская ветстанция, ведущего ветеринарного врача Артинской ветеринарной лечебницы, заведующей Михайловской ветеринарной лечебницей, от 13.10.2022 года последнее захоронение произошло в 2022 г, скотомогильник действующий. Утилизация умеренно опасных биологических отходов путем захоронения в скотомогильник не осуществляется под наблюдением государственного специалиста в области ветеринарии. Правообладатель совхоз «Тюльгашский» прекратил деятельность в связи с ликвидацией в 2004 г. Скотомогильник не имеет подъездных путей, не оканавлен, ограждение и крышка люка отсутствует. Заключение комиссии- условия, обеспечивающие изоляцию захораниваемых умеренно опасных биологических отходов от объектов внешней среды (почвы, воды) и недопущение к ним посторонних физических лиц и животных не соблюдены. (л.д.49)

Согласно ветеринарно-санитарной карточки на скотомогильник (биотермическую яму) №2 в с.Шокурово, данный объект расположен в с.Шокурово от последнего дома 1000 м, фермы 400 м, водоема 1000 м, дороги 500м, на территории СПК «Шокуровский», координаты места нахождения географические координаты с.ш. 56?18?28,8??, в.д. 059?08?32,2??. Площадь скотомогильника 0,05 кв.м., забор не глухой, первое захоронение отходов было в 1980 году. На момент проверки 21.10.2021 г собственник не определен, ограждение и крышка люка отсутствуют. (л.д.18-23).

Согласно акту обследования вышеуказанного скотомогильника от 13.10.2022 года данный скотомогильник действующий. Утилизация умеренно опасных биологических отходов путем захоронения в скотомогильник не осуществляется под наблюдением государственного специалиста в области ветеринарии. Правообладатель СПК «Шокуровский» прекратил свою деятельность в 2015 г. Подъездных путей нет, ограждение и крышка люка биотермической ямы отсутствует. Заключение комиссии- условия, обеспечивающие изоляцию захораниваемых умеренно опасных биологических отходов от объектов внешней среды (почвы, воды) и недопущение к ним посторонних физических лиц и животных не соблюдены. (л.д55)

Согласно информации, предоставленной прокурору Нижнесергинского района администрацией Михайловского муниципального образования информация по вышеуказанным скотомогильникам в администрации отсутствует, данное имущество администрации не передавалось, указанные скотомогильники не являются муниципальной собственностью Михайловского муниципального образования, в реестре муниципальной собственности не числятся. Сведениями о собственниках, балансодержателях и иных правообладателях администрация не располагает. (л.д.35)

Согласно выписки из ЕГРЮЛ СП совхоз «Тюльгашский» прекратил свою деятельность путем ликвидации по решению суда 22.01.2004 г. (л.д.53,100-107)

Согласно выписки из ЕГРЮЛ СПК «Шокуровский» прекратил свою деятельность в связи с ликвидацией 22.06.2015г. (л.д.59,102-107)

Согласно сведений Росреестра не представляется возможным определить кадастровый номер и сообщить сведения о правообладателях земельных участков под скотомогильниками, в том числе, в с.Тюльгаш и с.Шокурово, федеральная информационная система ЕГРН не позволяет идентифицировать указанные объекты по географическим координатам. (л.д.119).

Вышеуказанные скотомогильник в муниципальной собственности не находятся, оснований нахождения скотомогильников в муниципальной собственности Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации» не предусмотрено.

Таким образом, порядок использования указанных скотомогильников никем не контролируется, лиц, ответственных за их состояние, за соблюдение ветеринарно-санитарных правил не имеется. Поскольку правообладатель спорных скотомогильников не определен, под ответственность никому спорные скотомогильники не переданы, что приводит к бесконтрольному их функционированию в нарушении ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, к ненадлежащему их состоянию, создающему угрозу чрезвычайных экологических ситуаций, здоровью населения и окружающей среде.

Представленные истцом доказательства и доводы не опровергнуты иными доказательствами со стороны ответчика. Доказательств наличия у скотомогильников правообладателей ответчиком суду не представлено, соответственно доводы истца о том, что скотомогильники являются бесхозяйными, обоснованные.

Установление балансодержателя (собственника) биологически опасных объектов приведет к эффективному обеспечению реализации гарантированных государством конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду, на охрану здоровья.

Кроме того, постановлением Правительства Свердловской области от 24.10.2013 N 1299-ПП (ред. от 27.09.2022) утверждена государственная программа Свердловской области "Обеспечение эпизоотического и ветеринарно-санитарного благополучия Свердловской области до 2027 года" предусматривающая проведение региональных мероприятий в отношении бесхозяйных скотомогильников на территории региона.

Исходя из распределения расходных обязательств Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения и охраны окружающей среды, суд считает обоснованным требование прокурора об обязании Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области принять в собственность Свердловской области недвижимое имущество: - скотомогильник, расположенный по адресу: Свердловская область, Нижнесергинский район, с. Тюльгаш, географические координаты с.ш.56?16?06,1??, в.д. 059?16?0253,9??; - скотомогильник, расположенный по адресу: Свердловская область, Нижнесергинский район, с. Шокурово, географические координаты с.ш.56?18?28,8??, в.д.059?08?32,2?? в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Срок, заявленный прокурором, в течение которого просит обязать ответчика принять имущество в собственность, суд считает разумным и достаточным для совершения указанных действий. Со стороны ответчика данный срок также не опровергнут иными доказательствами.

На основании изложенного и, руководствуясь ст.233-235 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Нижнесергинского района Свердловской области в интересах неопределенного круга лиц к Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области об обязании совершить действия – удовлетворить.

Обязать Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу принять в собственность Свердловской области недвижимое имущество: - скотомогильник, расположенный по адресу: Свердловская область, Нижнесергинский район, с. Тюльгаш, географические координаты с.ш.56?16?06,1??, в.д. 059?16?0253,9??; - скотомогильник, расположенный по адресу: Свердловская область, Нижнесергинский район, с. Шокурово, географические координаты с. ш. 56?18?28,8??, в.д. 059?08?32,2??.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.

Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья

Ю.Г. Шторх

2-824/2022 ~ М-790/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Нижнесергинского района
Ответчики
Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области
Другие
ПСК «Красноармейский»
администрация Михайловского муниципального образования
ООО«Сельскохозяйственное предприятие «Аракаевское»
Департамент ветеринарии Свердловской области
ООО «Торговый комплекс»
ГБУ СО "Артинская ветеринарная станция по борьбе с болезнями животных"
Суд
Нижнесергинский районный суд Свердловской области
Судья
Шторх Юлия Геннадьевна
Дело на сайте суда
nizhneserginsky--svd.sudrf.ru
13.10.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.10.2022Передача материалов судье
19.10.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
19.10.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.11.2022Подготовка дела (собеседование)
08.11.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.12.2022Судебное заседание
20.12.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.12.2022Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
23.12.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.12.2022Копия заочного решения ответчику (истцу) вручена
15.02.2023Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее