Судья Городилова Д.Д.
Дело № 12-10/2022 (первая инстанция)
Дело №7-454/2022 (вторая инстанция)
УИД 18RS0003-01-2021-009457-08
РЕШЕНИЕ
Судья Верховного Суда Удмуртской Республики Захарчук Олег Васильевич, рассмотрев в судебном заседании 30 мая 2022 года жалобу защитника Публичного акционерного общества «<данные изъяты> Марьюсика С.В. на постановление заместителя начальника отдела федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) в лесах Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики от 19.08.2021, решение начальника отдела федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) в лесах Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики от 21.10.2021, решение судьи Октябрьского районного суда г.Ижевска Удмуртской Республики от 4 апреля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.8.32, ч.1 ст. 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Публичного акционерного общества «<данные изъяты>
установил:
постановлением о назначении административного наказания заместителя начальника отдела федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) в лесах Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики №211/1 от 19 августа 2021 года Публичное акционерное общество «<данные изъяты>» признано виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных ч.3 ст.8.32, ч.1 ст. 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) и ему назначено административное наказание с учетом требований ч.2 ст.4.4 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 310 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, Обществом подана на него жалоба вышестоящему должностному лицу.
Решением начальника отдела федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) в лесах Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики №211 от 21 октября 2021 года постановление №211/1 от 19.08.2021 оставлено без изменения, жалоба – без удовлетворения.
Не согласившись с указанными постановлением и решением, Обществом подана на них жалоба в Октябрьский районный суд г.Ижевска Удмуртской Республики.
Решением судьи Октябрьский районный суд г.Ижевска Удмуртской Республики от 4 апреля 2022 постановление №211/1 от 19.08.2021 и решение №211 от 21.10.2021 оставлены без изменения, жалоба - без удовлетворения.
Не согласившись с решением судьи, Общество обратилось с жалобой в Верховный Суд Удмуртской Республики, в которой ставит вопрос об отмене вынесших актов. В обосновании доводов жалобы указывает об отсутствии состава административного правонарушения, так как проверять правильность работ по очистке (рубке) просек вдоль линейного объекта могли только в конце года. Нарушение выявлено фактически при внеплановой проверке, которая не была согласована, поэтому доказательства по делу получены с нарушением закона.
В судебном заседании защитник Марьюсик С.В. доводы жалобы поддержал.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и проверив доводы жалобы, а дело в полном объеме, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии с ч. 3 ст. 8.32 КоАП РФ административная ответственность наступает за нарушение правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима.
Согласно ч. 3 ст. 53 Лесного кодекса Российской Федерации правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации. В силу ч. 3 ст. 16 данного Кодекса порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.2020 № 1614 утверждены Правила пожарной безопасности в лесах (далее - Правила), которые устанавливают единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах и при пребывании граждан в лесах, а также являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами (п. 1 Правил).
Пунктами 26 и 45 Правил установлено, что при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков. В случаях, когда граждане и юридические лица, осуществляющие использование лесов, обязаны сохранить подрост и молодняк, огневые способы очистки мест рубок (лесосек) от порубочных остатков запрещаются.
При строительстве, реконструкции и эксплуатации линий электропередачи, линий связи и трубопроводов, а также при содержании проложенных вдоль таких объектов просек обеспечиваются рубка лесных насаждений, складирование и уборка заготовленной древесины, порубочных остатков в соответствии с требованиями, предусмотренными пунктами 26 - 31 настоящих Правил. При этом допускается складирование вырубленной древесины в границах просеки с соблюдением требований пункта 29 настоящих Правил в случае, если выполнение требований пункта 31 при складировании невозможно ввиду отсутствия близлежащих открытых пространств или ширины просеки.
Постановлением Правительства УР от 20.04.2021 № 211 «О дополнительных мерах пожарной безопасности в лесах на территории УР» особый противопожарный режим в лесах установлен с 20.04.2021 (далее по тексту Постановление).
В нарушение указанных требований Обществом при проведении рубок лесных насаждений между опорами 99-105 на территории лесного фонда в квартале 26 выделы 2,3,5,8,9; квартале 35 выделы 1,2,4,8,9,13; квартал 36 выделы 1,4,14,21,22 Камбарского лесничества не обеспечило проведение очистки мест рубок от порубочных остатков. Порубочные остатки размещены на лесном участке в течение особого противопожарного режима в лесах с осени 2020 года до 12.05.2021.
Частью 1 статьи 8.31 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение санитарной безопасности в лесах.
Согласно ч. «в» п. 20 Правил санитарной безопасности в лесах, утверждённых Постановление Правительства РФ от 09.12.2020 N 2047 (далее - Правила санитарной безопасности в лесах), при использовании лесов не допускается невыполнение или несвоевременное выполнение работ по очистке лесосек, а также работ по приведению лесных участков, предоставленных физическим или юридическим лицам в пользование в установленном лесным законодательством порядке, в состояние, пригодное для использования этих участков по целевому назначению, или работ по их рекультивации
В нарушение указанного требования Общество допустило невыполнение в квартале 26 выделы 2,3,5,8,9; квартал 35 выделы 1,2,4,8,9,13; квартал 36 выделы 1,4,14,21,22 Камбарского лесничества Камбарского района Удмуртской Республики между опорами 99-105 очистки мест рубок от порубочных остатков, обнаружена спиленная древесина лежащая у пня, неотделенная от сучьев, частично складированная в штабеля и порубочные остатки, хаотично разбросанные в охранной зоне ВЛ 500.
Факт нарушения Обществом Правил пожарной безопасности в лесах, Правил санитарной безопасности в лесах, подтвержден собранными по делу доказательствами: протоколами об административном правонарушении 15.06.2021 №№2021-19/4, 2021-19/5, фототаблицы к акту осмотра от 12.05.2021 года с очевидностью усматривается захламление древесиной и порубочными остатками лесных кварталов 26 (выделы 2,3,5,8), 35 (выделы 1,2,4,8,9,13), 36 (выделы 1,4,14,21,22).
Довод об отсутствии состава отклоняется, так как указанное правовое регулирование предусматривает очистку мест порубки сразу после ее проведения, поэтому значение срока предоставления информации значения не имеют.
Ссылка в жалобе о выявленном нарушении в рамках внеплановой проверки отклоняется по следующим основаниям.
Согласно ч. 3 ст. 96 Лесной кодекс Российской Федерации (в ред. на май 2021 года) указано, что должностные лица органов государственного надзора, государственных учреждений, указанных в части 2.1 настоящей статьи, являющиеся государственными лесными инспекторами или лесничими, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право в том числе: проверять у граждан документы, подтверждающие право осуществлять использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов и лесоразведение; осуществлять в пределах своей компетенции производство по делам об административных правонарушениях.
Также, согласно п. 1 и п. 2 ч.1 ст. 28.1 КоАП РФ поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются: непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения; поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения
В рассматриваемом случае, обнаружение и поступление сведения являлись поводом к возбуждению дела об административном правонарушении, что и было сделано и это не является нарушением Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", так как позволяет должностным лицам не только в рамках плановых и внеплановых проверок пресекать административные правонарушения, но и при осуществлении патрулирования в рамках лесной охраны пресекать административные правонарушения.
В силу ч. 2 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по административному делу является любые документы относящиеся к значимым обстоятельствам по делу, поэтому собранные доказательства в рамках лесной охраны (лесного надзора) являются допустимыми доказательствами, в связи с чем данный довод отклоняется.
Квалификация действий Общества по ч.3 ст.8.32, ч.1 ст. 8.31 КоАП РФ и его виновность в совершении указанных административных правонарушения не вызывает сомнений.
Административное наказание назначено Обществу в соответствии с положениями ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ в пределах санкции, предусматривающей более строгое административное наказание (ч. 3 ст. 8.32 КоАП РФ).
Постановление вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Процессуальных нарушений, которые могли бы повлечь отмену состоявшихся по делу постановления должностного лица, решение должностного лица и решения судьи районного суда не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.2 - 30.9 КоАП РФ,
решил:
постановление заместителя начальника отдела федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) в лесах Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды УР от 19.08.2021, решение начальника отдела федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) в лесах Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды УР от 21.10.2021 и решение судьи Октябрьского районного суда г.Ижевска Удмуртской Республики от 4 апреля 2022 года о привлечении к административной ответственности по ч.1 ст.8.31 КоАП РФ и по ч. 3 ст. 8.32 КоАП РФ Публичного акционерного общества <данные изъяты>, жалобу – без удовлетворения.
В соответствии с пунктом 3 статьи 31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях решение вступает в законную силу немедленно после вынесения.
Вступившее в законную силу решение может быть обжаловано в соответствии с требованиями статей 30.12-30.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в Шестой кассационный суд общей юрисдикции.
Судья Верховного Суда
Удмуртской Республики О. В. Захарчук