Дело №
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
15 августа 2023 года с. Тоора-Хем
Тоджинский районный суд Республики Тыва в составе:
председательствующего Тугур-оола Ч.Б.,
при секретаре судебного заседания Сарыглар А.Б.,
с участием прокурора Тоджинского района Республики Тыва Эрина А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Тоджинского района Республики Тыва в интересах неопределенного круга лиц к Администрации сельского поселения сумона «<данные изъяты>» Тоджинского кожууна Республики Тыва о возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку отходов, расположенную на территории сельского поселения сумона <данные изъяты>» Тоджинского кожууна Республики Тыва, в течение 1 месяца со дня вступления в законную силу решения суда,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации Тоджинского кожууна Республики Тыва о возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку отходов, расположенную на территории сельского поселения сумона «<адрес> Тоджинского кожууна Республики Тыва, в течение 1 месяца со дня вступления в законную силу решения суда.
В обоснование иска указано, что прокуратурой проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления, в ходе которой установлено, что на территории сельского поселения сумона <данные изъяты> Тоджинского района, а именно на расстоянии <адрес> на расстоянии 500 м. от дороги возле скотомогильника с<адрес> обнаружена несанкционированная свалка твердых коммунальных отходов. Размещение указанной свалки осуществлено без учета требований в области охраны окружающей среды, предъявляемых к эксплуатации объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, на санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, что нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду, как проживающих на территории муниципального образования, так и неопределенного круга лиц. В силу указанных выше положений законодательства свалка, расположенная на территории сельского поселения сумона <адрес> Тоджинского района, а именно на расстоянии <адрес> на расстоянии 500 м. от дороги возле скотомогильника с. <адрес>, является несанкционированной.
В судебном заседании прокурор иск поддержал полностью, просил удовлетворить.
Представитель ответчика Администрации в судебное заседание не явился, о причинах неявки суду не сообщил, ходатайств не заявил, в связи с чем суд рассмотрел дело без его участия на основании ч. 4 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ).
Выслушав прокурора, изучив представленные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
Более того, в соответствии с п. 7.8 ГОСТ 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» собственником отходов является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которого они находятся, которое намерено осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение.
При этом согласно примечанию к п. 7.8 ГОСТа 30772-2001 в случае если собственник отходов не установлен, то собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
В соответствии с требованиями ст.3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека. Кроме того, принцип охраны здоровья человека, поддержания или восстановления благоприятного состояния окружающей природной среды и сохранения биологического разнообразия установлен ст.3 Федерального закона «Об отходах производства и потребления».
Статья 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» устанавливает, что отходы производства и потребления, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещаются сброс отходов производства и потребления, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Согласно ст. 1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).
В соответствии со ст. 12 указанного Федерального закона запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
Согласно Приказу прокуратуры РТ от 13.03.2023 года «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов в сфере охраны окружающей среды и природопользования» принято решение о прокурорском надзоре исполнения законов об охране атмосферного воздуха, вод, лесов, почв, недр, объектов растительного и животного мира, водных биологических ресурсов, особо охраняемых, природных территорий, об обращении с отходами, о рациональном использовании природных ресурсов, о промышленной безопасности.
Актом проверки поднадзорного объекта от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что на территории сельского сумона <данные изъяты> Тоджинского района, а именно на расстоянии <адрес> на расстоянии 500 м. от дороги возле скотомогильника <адрес> обнаружена несанкционированная свалка твердых коммунальных отходов с приложением фотоснимков территории.
Таким образом, судом установлено, что Администрация в нарушение указанных выше требований законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления допустил образование несанкционированной свалки твердых коммунальных отходов, что влечет загрязнение природной среды и создает угрозу возникновения иных тяжких последствий, чем нарушаются конституционные права населения на благоприятную окружающую среду.
Ответчиком суду не представлены доказательства, которые могли бы опровергнуть доводы истца, поэтому, у суда нет оснований не доверять представленным суду письменным доказательствам истца, так как они составлены в соответствии с требованиями гражданского законодательства и признаны судом относимыми и допустимыми.
При таких обстоятельствах исковое заявление подлежит полному удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 39, 173, 194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Иск прокурора Тоджинского района Республики Тыва в интересах неопределенного круга лиц к Администрации сельского поселения сумона <данные изъяты> Тоджинского кожууна Республики Тыва удовлетворить полностью.
Обязать Администрацию сельского поселения сумона «<данные изъяты> Тоджинского кожууна Республики Тыва в течение одного месяца после вступления решения суда в законную устранить ликвидировать несанкционированную свалку отходов, расположенную на территории сельского поселения сумона <данные изъяты> Тоджинского кожууна Республики Тыва, в течение 1 месяца со дня вступления в законную силу решения суда,
Мотивированное решение изготовлено 21 августа 2023 года (с учетом выходных дней 19 и 20 августа 2023 года).
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Тоджинский районный суд Республики Тыва.
Председательствующий Ч. Б. Тугур-оол