дело № 2-351/2023
10RS0013-01-2023-000188-66
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 июня 2023 г. г.Петрозаводск
Прионежский районный суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Панасенко Н.В.,
при секретаре Чупуковой К.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Волкова Владимира Львовича к администрации Прионежского муниципального района Республики Карелия, Министерству строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия о признании права на получение жилищной субсидии, принятии на учет граждан, имеющих право на получение социальной выплаты,
у с т а н о в и л :
Волков В.Л. обратился в суд с административным иском по тем основаниям, что хх.хх.хх г. он направил в администрацию Прионежского муниципального района заявление о постановке на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей как ранее стоявший на таком учете в ... районе. Письмом от хх.хх.хх г. ему отказано в постановке на учет в качестве имеющего право на получение социальной выплаты в связи с несоответствием требованиям ст.1 Закона Российской Федерации от 25 октября 2002 г. № 25-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», поскольку его супруга Волкова Е.В. является собственником жилого помещения, расположенного в .... Указывая, что факт принадлежности жилого помещения его супруге не соответствует действительности, истец просил признать незаконным отказ администрации Прионежского муниципального района от хх.хх.хх г. № в постановке на учет в качестве имеющего право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Судом к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия, в качестве заинтересованного лица Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия.
На основании ч.5 ст.16.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд перешел к рассмотрению дела по правилам гражданского судопроизводства.
Истец, уточнив исковые требования, просит признать за ним право на получение жилищной субсидии в соответствии с положениями Федерального закона от 25 октября 2002 г. № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», поставить его на учет в качестве гражданина, имеющего право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, в соответствии с утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2002 г. № 879 «Об утверждении Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплаты для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» с даты обращения с хх.хх.хх г.
В судебном заседании истец и его представитель Колесов А.В. требования поддержали.
Третьего лицо Волкова Е.В. считала требования обоснованными.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание своих представителей не направили, извещены о рассмотрении дела.
Установлено, что хх.хх.хх г. Волков В.Л. обратился с заявлением в администрацию ... муниципального района Республики Карелия с заявлением о включении его в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», в заявлении истец указал состав своей семьи- Волкова Е.В. и Н.
Распоряжением администрации ... муниципального района № от хх.хх.хх г. Волков В.Л. поставлен на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
хх.хх.хх г. Волков В.Л. обратился с заявлением в администрацию Прионежского муниципального района с заявлением о включении его в список граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в соответствии с Федеральным законом «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», указав состав семьи: супруга Волкова Е.В., дочь Н., внучка М.
Администрацией Прионежского муниципального района осуществлена проверка соблюдения условий, при которых возможно включение Волкова В.Л. в соответствующий список граждан.
Согласно полученной выписке из Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия супруга истца Волкова Е.В. является собственником квартиры, расположенной по адресу: ... площадью 49,3 кв.м, приобретенной на основании договора купли-продажи от хх.хх.хх г.
Установив, что обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более учетной нормы площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления, администрация Прионежского муниципального района Республики Карелия направила документы по заявлению Волкова В.Л. в Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия с целью принятия решения о признании либо об отказе в признании участником основного мероприятия.
Письмом от хх.хх.хх г. Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия сообщила Главе администрации Прионежского муниципального района о том, что Волков В.Л. не может быть включен в списки граждан, имеющих право на получение социальных выплат на приобретения жилья, поскольку его супруге Волковой Е.В. принадлежит на праве собственности жилое помещение в ....
Право на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений и условия их предоставления гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 г. устанавливается Федеральным законом от 25 октября 2002 г. № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных в ним местностей».
В соответствии со ст.1 указанного закона право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не обеспеченные жилыми помещениями для постоянного проживания на территории Российской Федерации, расположенными за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Для целей настоящего Федерального закона не обеспеченными жилыми помещениями для постоянного проживания на территории Российской Федерации, расположенными за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, признаются граждане, которые являются нанимателями таких жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя такого жилого помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками таких жилых помещений или членами семьи собственника такого жилого помещения при условии обеспеченности общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления в соответствии со статьей 50 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно ст.3 указанного закона постановка на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с настоящим Федеральным законом, и определение размера жилищных субсидий осуществляются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту жительства таких граждан. Осуществление государственных полномочий субъектов Российской Федерации по постановке на учет и учету граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, законами субъектов Российской Федерации может быть передано органам местного самоуправления.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2022 г. № 879 утверждено Положение о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей (далее – Положение).
Согласно п.2 Положения регистрация и учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, производятся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту жительства таких граждан.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передавать органам местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществление полномочий по регистрации и учету граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья (п.3 Положения).
В силу п.9 Положения для регистрации и постановки на учет гражданин, имеющий право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в соответствии с Федеральным законом «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», представляет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства документы, указанные в данном пункте.
Исходя из п.10 Положения заявление регистрируется в книге регистрации и учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, которая является документом строгой отчетности.
В соответствии с п.11 Положения документы, представленные в соответствии с пунктом 9 либо пунктом 9(1) настоящего Положения, проверяются органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации (органами местного самоуправления). В указанных целях органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации (органы местного самоуправления) в установленном законодательством Российской Федерации порядке запрашивают, в том числе, в территориальном органе федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, - выписку (выписки) из Единого государственного реестра недвижимости о правах гражданина, имеющего право на получение социальной выплаты для приобретения жилья, и членов его семьи на имеющиеся (имевшиеся) у них жилые помещения.
В силу п.12 Положения решение о постановке на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, или об отказе в постановке на учет принимается органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации (органами местного самоуправления) не позднее чем через 15 рабочих дней с даты регистрации заявлений граждан.
На основании подп. «а» п.12 (1) Положения основанием для отказа в постановке на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, является несоответствие гражданина требованиям, указанным в статье 1 Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» либо в статье 2 Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из закрывающихся населенных пунктов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях».
В соответствии с п.17 (2) Положения в случае выезда гражданина, состоящего на учете в качестве имеющего право на получение социальных выплат для приобретения жилья в соответствии с Федеральным законом «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», на место жительства в другое муниципальное образование в пределах субъекта Российской Федерации, если органы местного самоуправления наделены согласно пункту 3 настоящего Положения соответствующими полномочиями, такой гражданин обращается в орган местного самоуправления по новому месту жительства с заявлением в произвольной форме о постановке его на такой учет, в котором указывает, что он состоял на данном учете в органе местного самоуправления по предыдущему месту жительства. Орган местного самоуправления на основании указанного заявления в течение 5 рабочих дней запрашивает в органе местного самоуправления по предыдущему месту жительства гражданина его учетное дело, которое орган местного самоуправления по предыдущему месту жительства гражданина не позднее чем через 5 рабочих дней после получения указанного запроса направляет в орган местного самоуправления по новому месту жительства. После получения учетного дела гражданина орган местного самоуправления по новому месту жительства гражданина не позднее чем через 15 рабочих дней принимает решение о постановке его на учет в качестве имеющего право на получение социальных выплат для приобретения жилья (с учетом даты постановки на учет такого гражданина по предыдущему месту жительства и категории очередности предоставления социальных выплат для приобретения жилья, установленной статьей 2 Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», к которой относится гражданин) или об отказе в постановке на такой учет по основаниям, установленным пунктом 12(1) настоящего Положения.
Из материалов дела следует, что Волков В.Л. первоначально обращался в орган местного самоуправления ... муниципального района с заявлением о постановке его на учет граждан, имеющих право на получение социальной выплаты, и состоял на таком учете.
После изменения места жительства Волков В.Л. хх.хх.хх г. обратился в администрацию Прионежского муниципального района с заявлением о постановке его на учет граждан, имеющих право на получение социальной выплаты. Администрация Прионежского муниципального района Республики Карелия запросила в администрации ... муниципального района документы в отношении Волкова В.Л. хх.хх.хх г. администрация ... муниципального района направила в администрацию Прионежского муниципального района пакет документов в отношении Волкова В.Л.
Администрация Прионежского муниципального района Республики Карелия в рамках проведения проверки запросила в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия выписку из Единого государственного реестра недвижимости о правах Волковой Е.В. на имеющиеся (имевшиеся) у них жилые помещения.
Согласно представленной выписке из Единого государственного реестра недвижимости от хх.хх.хх г. у Волковой Елены Вячеславовны, родившейся хх.хх.хх г., имеющей паспорт № от хх.хх.хх г. имеется на праве общей долевой собственности жилое помещение, расположенное по адресу: ... и помещение, расположенное по адресу: ....
Супруге Волкова В.Л. – Волковой Е.В. родившейся хх.хх.хх г., в ..., имеющей паспорт №, принадлежит на праве общей долевой собственности жилое помещение в ..., между тем, жилое помещение в ... принадлежит Волковой Елене Вячеславовне, родившейся хх.хх.хх г., в ..., имеющей паспорт №.
Представленные суду доказательства, договор купли-продажи жилого помещения, расположенного вг...., свидетельствуют о том, что на запрос администрации Прионежского муниципального района Республики Карелия Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия была представлена выписка из Единого государственного реестра, содержащая ошибочные сведения.
В соответствии с ч.2 ст.1 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.
Считая представленные сведения достоверными, ответчики не имели возможность подвергнуть сомнению сведения, указанные в выписке, и повторно запросить требуемую информацию. Между тем, на основании недостоверных сведений Волкову В.Л. отказано в постановке на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, в связи с чем его права нарушены и требования о признании за ним права состоять на таком учете являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
В соответствии с п.20 Положения очередность предоставления гражданам социальных выплат для приобретения жилья в соответствии с Федеральным законом «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из закрывающихся населенных пунктов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» определяется в зависимости от даты регистрации поданного заявления о постановке на учет, а в случае, когда даты совпадают, - от номера, за которым зарегистрировано заявление.
Поскольку Волков В.Л. обратился в администрацию Прионежского муниципального района Республики Карелия с заявлением о включении в списки граждан, имеющих право на получение социальной выплаты хх.хх.хх г. (вх № от хх.хх.хх г.) следует признать за Волковым В.Л. право состоять на таком учете с хх.хх.хх г.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-197 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л :
исковые требования Волкова Владимира Львовича к администрации Прионежского муниципального района Республики Карелия, Министерству строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия о признании права на получение жилищной субсидии, принятии на учет граждан, имеющих право на получение социальной выплаты удовлетворить.
Признать право Волкова Владимира Львовича (паспорт №) на получение жилищной субсидии в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностям.
Обязать администрацию Прионежского муниципального района Республики Карелия, Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия принять Волкова Владимира Львовича на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностям с датой постановки на учет хх.хх.хх г.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Прионежский районный суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Н.В.Панасенко
мотивированное решение изготовлено 06 июля 2023 г.