УИД - 78RS0015-01-2021-002349-87
Дело № 2-4734/2021 10 августа 2021 года
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Невский районный суд Санкт-Петербурга в составе:
Председательствующего судьи Завьяловой Т.С.,
при секретаре Емельяновой К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску <адрес> Санкт – Петербурга к Кирюхиной В. И., Филимонову С. В. об обязании привести планировку квартиры в прежнее состояние,
У С Т А Н О В И Л:
Истец, <адрес> Санкт–Петербурга, уточнив требования в порядке статьи 39 ГПК РФ, обратилась с иском к ответчикам с требованием об обязании в течение 2-х месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить самовольную перепланировку квартиры, произвести установку умывальника в совмещенном санитарном узле квартиры № № в доме 50 по улице Седова в Санкт- Петербурге прежнее состояние, в соответствии с поэтажным планом по состоянию на 1955 год.
Иск обоснован тем, что спорная квартира является коммунальной, на основании заявления сособственника Васильевой Н.К., МВК <адрес> проведено обследование мест общего пользования квартиры, совмещенного санитарного узла) по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>, установлено, что выполнено самовольное переустройство произведен демонтаж умывальника в санитарном узле. Квартира находится в собственности Кирюхиной В.И. 22/35 доли, Васильевой Н.К. 13/35 доли, предписания МВК не были исполнены.
Представитель истца в судебном заседании иск поддерживает, отсутствует согласие сособственников коммунальной квартиры на выполненную перепланировку в местах общего пользования, проект или иные документы на согласование в МВК района не представлены.
Ответчики Кирюхина В.И., Филимонов С.В. в судебное заседание явились, с иском не согласны.
Заслушав в судебном заседании доводы представителя истца, ответчиков, оценив обстоятельства дела по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, учитывая относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а так же достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, в совокупности с объяснениями сторон, ранее участвовавших в судебных заседаниях, суд пришел к выводу, что об удовлетворении иска <адрес> Санкт – Петербурга по следующим основаниям.
Согласно ч. 2 ст. 25 ЖК РФ, перепланировка помещений в многоквартирном доме представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
В соответствии со ст. 26 ЖК РФ, переустройство и (или) перепланировка помещений в многоквартирном доме проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.
Решение о согласовании или об отказе в согласовании должно быть принято по результатам рассмотрения соответствующего заявления и иных представленных в соответствии с частью 2 настоящей статьи документов органом, осуществляющим согласование, не позднее чем через сорок пять дней со дня представления указанных документов в данный орган.
Орган, осуществляющий согласование, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о согласовании выдает или направляет по адресу, указанному в заявлении, заявителю документ, подтверждающий принятие такого решения. Форма и содержание указанного документа устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Постановление Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" (далее Правил) определяют правила по эксплуатации, капитальному ремонту и реконструкции объектов жилищно-коммунального хозяйства, обеспечению сохранности и содержанию жилищного фонда, технической инвентаризации и являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами государственного контроля и надзора, органами местного самоуправления.
Пунктом 1.1. Правил и нормы технической эксплуатации жилищного фонда установлено, что они определяют требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью: обеспечения сохранности жилищного фонда всех форм собственности; проведения единой технической политики в жилищной сфере, обеспечивающей выполнение требований действующих нормативов по содержанию и ремонту жилых домов, их конструктивных элементов и инженерных систем, а также придомовых территорий; обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда.
В соответствии с п.1.7 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденной Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 г. № 170, переоборудование и перепланировку жилых и нежилых помещений допускается производить после получения соответствующих разрешений в установленном порядке. Перепланировка жилых помещений может включать: перенос и разборку перегородок, перенос и устройство дверных проемов, разукрупнение или укрупнение многокомнатных квартир, устройство дополнительных кухонь и санузлов, расширение жилой площади за счет вспомогательных помещений, ликвидация темных кухонь и входов в кухни через квартиры или жилые помещения, устройство или переоборудование существующих тамбуров.(п.7.1.1)
Собственники жилищного фонда или их уполномоченные должны своевременно вносить изменения в исполнительную документацию по планировке помещений, конструктивным элементам и инженерному оборудованию, возникающие в результате ремонтов, реконструкции, модернизации, перепланировки и повышения благоустройства с корректировкой технического паспорта на дома, строения и земельный участок.(пункт 1.6 Правил)
В силу ч. 1 ст. 29 Жилищного кодекса Российской Федерации самовольными являются переустройство и (или) перепланировка помещений в многоквартирном доме, проведенные с нарушением проекта переустройства и (или) перепланировки, представлявшегося в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 26 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Учитывая, что переустройством и переоборудованием помещений в многоквартирном доме могут быть затронуты публично-правовые интересы, интересы иных проживающих в доме граждан, законодатель в статье 26 Жилищного кодекса Российской Федерации установил для собственника жилого помещения необходимость соблюдения процедуры согласования проведения соответствующих работ, определил пределы компетенции органа местного самоуправления или иного органа, наделенного административно-властными полномочиями, осуществляющего согласование данных работ, и предусмотрел негативные последствия перепланировки или переустройства, проведенных без соблюдения установленных законом требований.
Однако, в соответствии с ч. 4 ст. 29 Жилищного кодекса Российской Федерации на основании решения суда помещение в многоквартирном доме может быть сохранено в переустроенном и (или) перепланированном состоянии, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан либо это не создает угрозу их жизни или здоровью.
Таким образом, законодательство предусматривает возможность сохранения самовольно перепланированного жилого помещения в переустроенном виде в случае отсутствия признаков нарушения прав и законных интересов граждан, если это не создает угрозу их жизни или здоровью и не оказывает влияния на конструктивные особенности здания.
Как установлено судом и следует из материалов гражданского дела, предметом настоящего спора выступает коммунальная двухкомнатная квартира по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>, общей площадью 50,2 кв.м., жилой площадью 34,50 кв.м., площадь мест общего пользования без кухни 10,10 кв.м., кухня 5,6 кв.м. ( л.д.21)
Указанная коммунальная квартира состоит из 2-х комнат (площадью: комната № 1 - 21.60 кв.м. собственник Кирюхина В.И.; комната № 2 - 12.90 кв.м., собственник Филимонов С.В.) и расположена на 2 этаже многоквартирного двухэтажного дома, 1950 года постройки, горячая вода колонка, отопление центральное.
Согласно акту МВК <адрес> от 27.12.2019 г. в спорной квартире выполнено самовольное переустройство: произведен демонтаж умывальника в санитарном узле. Собственникам в срок до 12.02.2020. были выданы предписания о приведение планировки мест общего пользования <адрес> прежнее состояние (согласно поэтажному плану на 1955 год) а именно: установить умывальник в санитарном узле.
По состоянию на 12.02.2020, 18.01.2021г. предписания уполномоченного органа не исполнены.
При принятии решения суд, руководствуется положениями «Методическое пособие по содержанию и ремонту жилищного фонда», согласно п. 1.7 «Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда», согласно приложению 10 «Распоряжения Комитета по строительству Правительства Санкт-Петербурга» от 12.10.2004 г. № 19 могут включать в себя следующие виды работ: Переоборудование квартир включает в себя: в том числе перенос и разборку перегородок; перенос и устройство дверных проемов; устройство новых или изменение планировки существующих тамбуров. 1.7.2. Переоборудование и перепланировка жилых домов и квартир (комнат), ведущие к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, нарушению противопожарных устройств, не допускаются. 1.7.3. Перепланировка квартир (комнат), ухудшающая условия эксплуатации и проживания всех или отдельных граждан дома или квартиры, не допускается. 1.7.4. Наниматель, допустивший самовольное переустройство жилого и подсобного помещений, переоборудование балконов и лоджий, перестановку либо установку дополнительного санитарно-технического и иного оборудования, обязан привести это помещение в прежнее состояние.
Согласно пункта 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения (Постановление Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 ) общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: …в) доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, г) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; д) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам;
Согласно ст. 30 п. 4 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
В силу ст. 41 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам комнат в коммунальной квартире принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данной квартире, используемые для обслуживания более одной комнаты (далее - общее имущество в коммунальной квартире) (ч. 1).
В соответствии с постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 19 декабря 2017 г. N 1098 "Об администрациях районов Санкт-Петербурга" к полномочиям администрации района входит: п. 3.12.36. согласовывать в установленном порядке переустройство и перепланировку жилых помещений, а также осуществлять в установленном порядке иные полномочия в области переустройства и перепланировки жилых помещений.
Согласно Положения о районной межведомственной комиссии, утвержденного Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 04 февраля 2005 года N 112, районная межведомственная комиссия создается администрацией района Санкт-Петербурга, к полномочиям Комиссии относятся, в том числе, согласование проектов на переустройство и перепланировку жилых помещений без изменения их назначения (п. 2.1.6.1); определение необходимости проведения работ по переустройству и(или) переоборудованию при переводе жилого помещения в нежилое и нежилого помещения в жилое, а также соответствия проекта переустройства и(или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства. (п. 2.1.2); Осуществление полномочий приемочной комиссии по оформлению акта приемочной комиссии: подтверждающего завершение переустройства и(или) перепланировки объектов(п.2.1.7.).
Таким образом, выполнение работ по перепланировке (переустройству) жилых помещений возможно лишь только после рассмотрения МВК проектной документации и принятию по нему положительного решения. При этом, обязательным условием является соответствие проекта переустройства и (или) перепланировки помещения требованиям законодательства РФ и наличия полного пакета документов, согласованных уполномоченными органами в установленном законом порядке.
В силу ст.3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Указанным Положением предусмотрено, что задачами администрации являются, в том числе: осуществление мер по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности, общественного порядка на территории района (п. 2.1.1), организация содержания, обеспечение функционирования и обслуживания государственного жилищного и нежилого фонда Санкт-Петербурга (п. 2.4.1), участие в проведении государственной жилищной политики Санкт-Петербурга (п. 2.4.2), обеспечение контроля за соблюдением требований законодательства Российской Федерации и Санкт-Петербурга на территории района (п. 2.7.6).
С учетом указанных полномочий и задач Администрации района и вышеизложенных положений ст. ст. 26, 29 Жилищного кодекса Российской Федерации Администрация района наделена полномочиями требовать от лица, которым было самовольно переустроено и (или) перепланировано жилое помещение, привести такое жилое помещение в прежнее состояние и устанавливать срок и порядок такого приведения в прежнее состояние, в том числе в случае не выполнения указанных требований в добровольном порядке - путем обращения в суд.
Таким образом, учитывая, что собственниками квартиры произведена самовольная перепланировка жилого помещения, нарушающая права и законные интересы сособственников коммунальной квартиры, возражающих против такой перепланировки с изменением общего имущества, суд приходит к выводу о наличии оснований для обязания ответчиков в соответствии с ч. 3 ст. 29 Жилищного кодекса Российской Федерации привести жилое помещение в прежнее состояние в соответствии с поэтажным планом, по состоянию на 1955 год.
При таких обстоятельствах, суд находит требования Администрации Невского района Санкт – Петербурга обоснованными и подлежащими удовлетворению с возложением на ответчиков обязанности по устранению самовольной перепланировки в квартире в течение 2 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу в соответствии со ст. 206 ГПК РФ.
В соответствии с положениями ст. 103 ГПК РФ с ответчиков солидарно подлежит взысканию в доход бюджета Санкт – Петербурга государственная пошлина в размере 300 рублей, от уплаты которой истец освобожден в силу закона.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление <адрес> Санкт – Петербурга - удовлетворить.
Обязать Кирюхину В. И., Филимонова С. В. в течение 2-х месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить самовольную перепланировку квартиры, произвести установку умывальника в совмещенном санитарном узле квартиры № в доме 50 по улице Седова в Санкт- Петербурге прежнее состояние, в соответствии с поэтажным планом по состоянию на 1955 год.
Взыскать с Кирюхиной В. И., Филимонова С. В. в доход бюджета Санкт–Петербурга государственную пошлину в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Санкт-Петербургский городской суд через Невский районный суд Санкт-Петербурга в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья: Т.С. Завьялова