№ 91RS0008-01-2022-004703-71
№ 2-1103/2023
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Джанкой 22 мая 2023 года
Джанкойский районный суд Республики Крым в составе
председательствующего судьи Пиун О.А.,
при помощнике судьи Рожковой О.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации Светловского сельского поселения Джанкойского района Республики Крым к Межрегиональному территориальному управлению Росимущества в Республике Крым и г. Севастополе, Ушениной Л.В. о признании права муниципальной собственности на невостребованную земельную долю,
установил:
16 декабря 2022 года истец обратился в суд с иском, в котором указывает, что в результате паевания земель КСП «<данные изъяты>» ФИО4 была выделена земельная доля (пай), расположенная в границах Светловского сельского поселения, а также выдан сертификат на земельную долю (пай). Ссылаясь на то, что более трех лет подряд никто не распоряжается земельной долей, не передал ее в аренду, не зарегистрировал на нее право собственности, земельная доля признана невостребованной, поэтому истец просит признать право муниципальной собственности на земельную долю размером <данные изъяты> га за муниципальным образованием.
Протокольным определением от 28.04.2023 к участию в деле в качестве соответчика привлечен наследник ФИО4 – Ушенина Л.В..
Представитель истца в судебное заседание не явился, подал заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, исковые требования поддержал в полном объеме.
Ответчик Ушенина Л.В. в судебное заседание не явилась, извещалась надлежащим образом, возвращен конверт с отметкой «истек срок хранения».
По смыслу статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе, и, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами по усмотрению лица является одним из основополагающих принципов судопроизводства.
В соответствии со статьей 35 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами, при этом они несут процессуальные обязанности, установленные действующим Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами, при неисполнении которых наступают последствия, предусмотренные законодательством о гражданском судопроизводстве.
В соответствии с пунктом 68 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 года № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» статья 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации подлежит применению также к судебным извещениям и вызовам, если гражданским процессуальным или арбитражным процессуальным законодательством не предусмотрено иное.
Согласно пункта 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю.
Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
Кроме того, в соответствии со статьей 6 Конвенции «О защите прав человека и основных свобод» каждый в случае спора о его гражданских правах и обязанностях имеет право на справедливое и публичное разбирательство дела в разумные сроки.
Учитывая изложенное, в соответствии с частью 4 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии ответчика.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о дате и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Суд, исследовав письменные доказательства, приходит к следующему.
В соответствии с решением исполнительного комитета Светловского сельского совета народных депутатов Джанкойского района АРК от 17.12.1997 в коллективную собственность КСП «<данные изъяты>» были переданы земельные участки, находившиеся в пользовании совхоза «<данные изъяты>» (л.д. 6,46).
Судом установлено, что в соответствии с распоряжением Джанкойской районной государственной администрации АРК № от 15.04.1998 «Об утверждении размера земельного участка (пая) и его стоимости по КСП «<данные изъяты>» утвержден расчетный размер земельного участка (пая) в количестве <данные изъяты> условных кадастровых гектаров и его стоимость <данные изъяты> гривен, правлению КСП поручено обеспечить заполнение бланков сертификатов на право на земельный участок (пай) членов КСП и предоставить райгосадминистрации на регистрацию (л.д. 8,41).
Из архивной справки № от 20.02.2023 следует, что в книге регистрации сертификатов на земельную долю (пай) членам КСП «<данные изъяты>» (Светловский сельский совет) зарегистрирован под № сертификат серии № от ДД.ММ.ГГГГ на имя ФИО3, размер пая указан <данные изъяты> условных кадастровых гектар, стоимость – <данные изъяты>. Основанием для регистрации сертификата на земельную долю (пай) послужило распоряжение Джанкойской райгосадминистрации от 15.04.1998 № «Об утверждении размера земельного пая и его стоимости по КСП «<данные изъяты>». Дополнительно к вышеуказанному тексту в книге регистрации сертификатов на право на земельную долю (пай) имеется запись дубликат № под № от ДД.ММ.ГГГГ на имя ФИО4. Размер земельной доли (пая) в условных кадастровых гектарах – <данные изъяты>, стоимость – <данные изъяты>, основание для регистрации сертификата – отсутствует, о получении сертификата на руки свидетельствует подпись в книге регистрации (л.д. 37).
Согласно распоряжения Джанкойской районной государственной администрации АРК № от 11.10.2001 «Об утверждении размера земельного участка (пая) и его стоимости по КСП «<данные изъяты>», распоряжение Джанкойской РГА от № от 15.04.1998 признано утратившим силу, и отменено. Утвержден расчетный размер земельного участка (пая) в количестве <данные изъяты> условных кадастровых гектаров и его стоимость в размере <данные изъяты> гривен (л.д. 9,45).
Следовательно, в силу п. 5 ч.4 статьи 12 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года № 38-ЗPK «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым», предусматривающего, что документами, удостоверяющими право на земельную долю (пай), являются: решение органа исполнительной власти или органа местного самоуправления о приватизации земель государственных и коммунальных сельскохозяйственных предприятий, учреждений и организаций либо решение совета народных депутатов о передаче земель в коллективную собственность со списком граждан-совладельцев, имеющих право на земельную долю (пай), у ФИО4 возникло право собственности на земельную долю (пай) размером <данные изъяты> условных кадастровых гектаров.
Согласно актовой записи о смерти № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 умер ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 55).
Из наследственного дела № усматривается, что после смерти ФИО4 с заявлением о принятии наследства обратилась жена Ушенина Л.В. (л.д. 75). Иные наследники отсутствуют, свидетельство о праве на наследство на спорную земельную долю (пай) не выдавалось (л.д. 75-88).
В соответствии с частью 3 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случаях и в порядке предусмотренных настоящим Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям предусмотренным законом.
На основании пункта 1 статьи 1151 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае, если отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования (статья 1117), либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника (статья 1158), имущество умершего считается выморочным.
Согласно пункту 2 статьи 1151 Гражданского кодекса Российской Федерации в порядке наследования по закону в собственность городского или сельского поселения, муниципального района (в части межселенных территорий) либо городского округа переходит следующее выморочное имущество, находящееся на соответствующей территории: жилое помещение; земельный участок, а также расположенные на нем здания, сооружения, иные объекты недвижимого имущества; доля в праве общей долевой собственности на указанные в абзацах втором и третьем настоящего пункта объекты недвижимого имущества.
В силу пункта 3 статьи 1151 Гражданского кодекса Российской Федерации порядок наследования и учета выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований определяется законом.
На момент разрешения спора по существу такой закон на территории Российской Федерации не принят. Вместе с тем, орган, уполномоченный на принятие в собственность Российской Федерации выморочного имущества, нормами федерального законодательства определен.
В силу пункта 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Как разъяснено в пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 № 9 «О судебной практике по делам о наследовании», впредь до принятия соответствующего закона, определяющего порядок наследования и учета выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований, при рассмотрении судами дел о наследовании от имени Российской Федерации выступает Федеральное агентство по управлению государственным имуществом Росимущество) в лице его территориальных органов, осуществляющее в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника федерального имущества, а также функцию по принятию и управлению выморочным имуществом.
При этом пункт 50 указанного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, устанавливает, что выморочное имущество, при наследовании которого отказ от наследства не допускается, со дня открытия наследства переходит в порядке наследования по закону в собственность соответственно Российской Федерации (любое выморочное имущество, в том числе невостребованная земельная доля, за исключением расположенных на территории Российской Федерации жилых помещений), муниципального образования, города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга (выморочное имущество в виде расположенного на соответствующей территории жилого помещения) в силу фактов, указанных в пункте 1 статьи 1151 Гражданского кодекса Российской Федерации, без акта принятия наследства, а также вне зависимости от оформления наследственных прав и их государственной регистрации.
Таким образом, согласно положениям гражданского законодательства, невостребованные земельные доли в праве долевой собственности на земельный участок при отсутствии иных наследников считаются выморочным имуществом и переходят в порядке наследования по закону в собственность государства (Российской Федерации) без акта принятия наследства и независимо от оформления наследственных прав и их государственной регистрации. Вместе с тем, положениями специального закона, а именно - главой III Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», урегулированы особенности оборота долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.
Порядок признания земельных долей невостребованными и процедура признания права муниципальной собственности на невостребованные доли определены статьей 12.1 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
В силу пункта 8 статьи 12.1 данного закона, органу местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, предоставлено право обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные в установленном настоящей статьей порядке невостребованными, в том числе, которые по аналогии со статьей 1151 Гражданского кодекса Российской Федерации можно назвать выморочными.
Данный закон не содержит запрета на признание за муниципальным образованием права собственности на земельные доли, перешедшие по праву наследования к государству в качестве выморочного имущества, но оставшиеся невостребованными государством.
В соответствии со статьей 12.1 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» невостребованной земельной долей может быть признана земельная доля, принадлежащая на праве собственности гражданину, который не передал эту земельную долю в аренду или не распорядился ею иным образом в течение трех и более лет подряд. Невостребованной земельной долей может быть признана также земельная доля, сведения о собственнике которой не содержатся в принятых до дня вступления в силу Федерального закона от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» решениях органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, либо земельная доля, собственник которой умер и отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, или никто из наследников не имеет права наследовать, или все наследники отстранены от наследования, или никто из наследников не принял наследства, или все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника.
Орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, составляет список лиц (при их наличии), земельные доли которых могут быть признаны невостребованными по основанию, указанному в пункте 1 настоящей статьи, и земельных долей, которые могут быть признаны невостребованными по основаниям, указанным в пункте 2 настоящей статьи.
Орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, опубликовывает список невостребованных земельный долей в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, и размещает на своем официальном сайте в сети «Интернет» (при его наличии) не менее чем за три месяца до созыва общего собрания участников долевой собственности. Указанный список размещается также на информационных щитах, расположенных на территории данного муниципального образования.
В соответствии с пунктами 5, 6 статьи 12.1 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», список невостребованных земельных долей представляется органом местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, на утверждение общему собранию участников долевой собственности.
Лица, считающие, что они или принадлежащие им доли необоснованно включены в список невостребованных земельных долей, вправе представить в письменной форме возражения в орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, и заявить об этом на общем собрании участников долевой собственности, что является основанием для исключения указанных лиц и (или) земельных долей из списка невостребованных земельных долей.
Согласно пункта 7 статьи 12.1 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», в случае, если общим собранием участников долевой собственности в течение четырех месяцев со дня опубликования указанного списка не принято решение по вопросу о невостребованных земельных долях, орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе утвердить такой список самостоятельно.
Истцом в соответствии с п. 3 ст. 12.1 ФЗ от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», на основании постановления администрации Светловского сельского поселения Джанкойского района РК № от 05.08.2020 начата процедура признания невостребованных долей (паев) на территории Светловского сельского поселения Джанкойского района РК. Данным постановлением сформирован список лиц, доли которых могут быть признаны невостребованными по основаниям, указанным в п. 1 и 2 ст. 12.1 закона № 101-ФЗ (л.д.10). Список был размещен в Джанкойской горрайонной общественно-политической газете «Заря Присивашья» № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 12), а также был обнародован путем размещении на официальном сайте Светловского сельского поселения Джанкойского района РК в сети Интернет. ФИО4, имеющий на праве собственности земельную долю (пай), включен в указанный список.
Из протокола от 09.11.2020 (л.д. 13) усматривается, что общим собранием бывших членов КСП «<данные изъяты>» список невостребованных земельных долей, в которых включена земельная доля ФИО4, не утвержден ввиду отсутствия кворума, что послужило основанием для утверждения списка постановлением администрации Светловского сельского поселения Джанкойского района РК от 18.02.2021 № «Об утверждении списка невостребованных земельных долей (паев) на территории Светловского сельского поселения Джанкойского района РК в новой редакции» (л.д. 14). Земельная доля ФИО4 входит в список невостребованных земельных долей (л.д. 16).
Суд считает, что администрация Светловского сельского поселения Джанкойского района Республики Крым выполнила все необходимые мероприятия, указанные в законе, для признания земельной доли, принадлежавшей ФИО4 невостребованной.
Таким образом, судом установлено, что с даты смерти ФИО4 и до настоящего времени наследники земельной доли или иные лица, претендующие на получение в собственность данного имущества, в администрацию Светловского сельского поселения Джанкойского района Республики Крым не обращались, свои возражения не представляли. Право на спорную земельную долю в установленном законом порядке за ФИО4 зарегистрировано не было; не были предъявлены какие-либо требования в отношении земельной доли и в судебном порядке. В материалах дела отсутствуют сведения о том, что в отношении земельной доли кто-либо выражал намерение распорядиться ею, а также об использовании земельной доли по назначению более трех лет подряд, что свидетельствует о том, что названная земельная доля не была востребована никем. В материалах дела также отсутствуют доказательства тому, что при условии соблюдения истцом процедуры признания спорных земельных долей невостребованными по правилам статьи 12.1 Федерального закона от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», Росимущество реализовало правомочия собственника на спорную земельную долю.
На основании изложенного, проанализировав представленные в материалы дела доказательства с учетом положений Федерального закона № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», суд приходит к выводу, что земельная доля, признанная в установленном этим законом порядке невостребованной, может быть признана муниципальной собственностью.
Вместе с тем, суд удовлетворяет исковые требования частично и признает право муниципальной собственности истца на земельную долю размером <данные изъяты> условных кадастровых гектар, а не <данные изъяты> га, как заявлено в иске, поскольку на основании распоряжения Джанкойской РГА АРК № от 11.10.2001 у ФИО4 возникло право собственности на земельную долю (пай) размером <данные изъяты> именно условных кадастровых гектар.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
иск администрации Светловского сельского поселения Джанкойского района Республики Крым к Межрегиональному территориальному управлению Росимущества в Республике Крым и г. Севастополе, Ушениной Л.В. о признании права муниципальной собственности на невостребованную земельную долю – удовлетворить частично.
Признать за муниципальным образованием Светловское сельское поселение Джанкойского района Республики Крым право муниципальной собственности на невостребованную земельную долю размером <данные изъяты> условных кадастровых гектара из состава земель сельскохозяйственного назначения площадью, расположенную на территории Светловского сельского поселения Джанкойского района Республики Крым, принадлежащую ФИО4, умершему ДД.ММ.ГГГГ.
В остальной части иска отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым через Джанкойский районный суд РК в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий О.А. Пиун