Дело № 2-16/2023
УИД 10RS0012-01-2022-000604-19
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 февраля 2023 года город Питкяранта
Питкярантский городской суд Республики Карелия в составе:
Председательствующего судьи Пуцыкиной Н.Ю.,
При секретаре Чикулаевой И.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лендяшовой И.Д., Родионовой Г.В. к администрации Питкярантского муниципального района об установлении факта принятия наследства и признании права собственности,
УСТАНОВИЛ:
Лендяшова И.Д., Родионова Г.В. обратились в суд с названным иском по тем основаниям, что ДД.ММ.ГГГГ умер С., после смерти которого осталось наследственное имущество: 1/2 доли квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, кадастровый номер №; земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый номер №, площадью 600 м2. Из заявления следует, что завещания со стороны умершего не было. После смерти С. истцы фактически приняли наследство, пользовались имуществом, однако в установленный законом срок не обратились к нотариусу за оформлением наследства, хотя фактически вступили в права наследования. С учетом уточненных исковых требований, истцы просят установить факт принятия наследства и признать С.., умершего ДД.ММ.ГГГГ, принявшим наследство после смерти ДД.ММ.ГГГГ его супруги СВ.; установить факт принятия наследства Родионовой Г.В. после смерти ее отца С.., умершего ДД.ММ.ГГГГ; признать за Родионовой Г.В. право собственности на 1/4 долю квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, кадастровый номер № и на <данные изъяты> долю земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> кадастровый номер №, площадью 600 м2; установить факт принятия наследства Лендяшовой И.Д. после смерти ее дедушки С.., умершего ДД.ММ.ГГГГ по праву представления; признать за Лендяшовой И.Д. право собственности на 1/4 долю квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, кадастровый номер № и на <данные изъяты> долю земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый номер №, площадью 600 м2.
Истцы Лендяшова И.Д., Родионова Г.В. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены.
В судебном заседании представитель истцов адвокат Григуць Я.С., действует на основании ордера А2054146 от 01.11.2022, исковые требования поддержала по вышеизложенным основаниям. Пояснила, что земельный участок принадлежал на праве собственности СВ., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умершей ДД.ММ.ГГГГ, наследником которой являлся С. фактически принявший наследство как наследник по закону первой очереди, но не оформивший своих наследственных прав. В установленный законом срок Лендяшова И.Д. и Родионова Г.В. к нотариусу не обратились, вместе с тем, фактически приняли наследство: продолжали владеть и пользоваться имуществом умершего, принимали меры по его сохранению, Родионова Г.В. оплачивала жилищно-коммунальные услуги, несла расходы по содержанию имущества.
Представитель ответчика администрации Питкярантского муниципального района, нотариус Питкярантского нотариального округа Патракова Н.Ю. - в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены.
Суд, исследовав материалы дела, заслушав представителя истцов Григуць Я.С., приходит к следующим выводам.
В судебном заседании установлено, что С. являлся собственником <данные изъяты> доли квартиры, расположенной по адресу: <адрес> (кадастровый номер №), что подтверждается выпиской из ЕГРН.
Из материалов дела следует, что на основании постановления мэрии г. Питкяранта и Питкярантского района от 24.11.1992 года № собственником земельного участка площадью 600 м2, расположенного по адресу: <адрес> (кадастровый номер №), вид разрешенного использования - под садово-огородный участок, являлась СВ., которая умерла ДД.ММ.ГГГГ. Из записи акта о заключении брака № от 20.07.1967 следует, что супругом СВ являлся С. Согласно сведениям нотариуса Питкярантского нотариального округа Республики Карелия Патраковой Н.Ю. после смерти СВ от наследников не поступало заявлений о принятии наследства или об отказе от наследства; круг наследников нотариусу неизвестен, наследственное дело не было заведено. На день смерти СВ ДД.ММ.ГГГГ супруги были зарегистрированы и проживали по адресу: <адрес>. По утверждению истцов, С. нёс бремя содержания и благоустройства земельного участка, использовал его в качестве дачного участка. Таким образом, С. фактически принял наследство как наследник по закону первой очереди, но не оформил своих наследственных прав.
ДД.ММ.ГГГГ С. умер, что подтверждается свидетельством о смерти №. Завещания со стороны умершего оставлено не было.
С. на день смерти был зарегистрирован по месту жительства: <адрес>.
После смерти С. его наследником по закону является дочь Родионова Г.В., внучка Лендяшова И.Д. по праву представления. Других наследников не установлено.
Наследственное дело после смерти С. открыто ДД.ММ.ГГГГ.
По утверждению истцов, они совершили действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, хотя в установленный законодательством срок для принятия наследства не обращались к нотариусу с заявлением о принятии наследства.
В силу части 4 статьи 35 Конституции Российской Федерации право наследования гарантируется.
На основании части 1 статьи 8 Гражданского кодекса РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав осуществляется путем признания права.
В соответствии со статьей 1112 Гражданского кодекса РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 218 Гражданского кодекса РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В соответствии с частью 1 статьи 1152 Гражданского кодекса РФ для приобретения наследства наследник должен его принять.
На основании части 2 статьи 1152 Гражданского кодекса РФ принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось.
Согласно части 4 статьи 1152 Гражданского кодекса РФ принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.Принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство (часть 1 статьи 1153 Гражданского кодекса РФ).
В соответствии с положениями части 1 статьи 1154 Гражданского кодекса РФ наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
По правилам части 2 статьи 1153 Гражданского кодекса РФ признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности, если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.
Анализ указанных выше норм позволяет прийти к выводу о том, что воля на принятие наследства считается проявленной в том случае, если наследник совершает фактические действия, свойственные собственнику. Такими действиями считаются действия, в которых проявляется отношение наследника к наследственному имуществу как к своему собственному, поэтому действия должны им совершаться для себя и в своих интересах.
Таким образом, предъявляя требования об установлении факта принятия наследства, на истце лежит обязанность доказать факт совершения им действий, свидетельствующих о фактическом принятии им наследства, то есть о совершении в отношении наследственного имущества действий, свойственных собственнику имущества.
Как следует из разъяснений, содержащихся в пунктах 35 и 36 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 9 от 29 мая 2012 г. "О судебной практике по делам о наследовании" принятие наследства, причитающегося наследнику только по одному из оснований, исключает возможность принятия наследства, причитающегося ему по другим основаниям, по истечении срока принятия наследства (статья 1154 Гражданского кодекса РФ), если наследник до истечения этого срока знал или должен был знать о наличии таких оснований.
Под совершением наследником действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства, следует понимать совершение предусмотренных пунктом 2 статьи 1153 Гражданского кодекса РФ действий, а также иных действий по управлению, распоряжению и пользованию наследственным имуществом, поддержанию его в надлежащем состоянии, в которых проявляется отношение наследника к наследству как к собственному имуществу. В качестве таких действий, в частности, могут выступать: вселение наследника в принадлежавшее наследодателю жилое помещение или проживание в нем на день открытия наследства (в том числе без регистрации наследника по месту жительства или по месту пребывания), обработка наследником земельного участка, подача в суд заявления о защите своих наследственных прав, обращение с требованием о проведении описи имущества наследодателя, осуществление оплаты коммунальных услуг, страховых платежей, возмещение за счет наследственного имущества расходов, предусмотренных статьей 1174 Гражданского кодекса РФ, иные действия по владению, пользованию и распоряжению наследственным имуществом. При этом такие действия могут быть совершены как самим наследником, так и по его поручению другими лицами. Указанные действия должны быть совершены в течение срока принятия наследства, установленного статьей 1154 Гражданского кодекса РФ.
В ходе рассмотрения спора по существу истцы указали, что после смерти С. к нотариусу с заявлением о принятии наследства они не обращались, однако фактически приняли наследство.
В судебном заседании нашел подтверждение факт, что после смерти С.. истцы продолжают пользоваться наследственным имуществом. Они принимали меры по сохранению, защите имущества от посягательств или притязаний третьих лиц, поддерживали имущество в надлежащем состоянии; Родионова Г.В. несет расходы на содержание имущества из собственных средств.
Оценив представленные истцами доказательства по делу, суд приходит к выводу о том, что истцы фактически вступили во владение наследственным имуществом после смерти С.., совершив действия, свидетельствующие о вступлении в фактическое обладание имуществом, принадлежавшее умершему.
Исходя из приведенных обстоятельств, положений закона и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенных в Постановлении N 9 от 29 мая 2012 г. "О судебной практике по делам о наследовании", с учетом пояснений представителя истцов и положений ст. 1153 Гражданского кодекса РФ, установив правомерность возникновения наследственных прав Лендяшовой И.Д., Родионовой Г.В., принимая во внимание, что иных наследников к имуществу умершего не имеется, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования удовлетворить.
Установить факт принятия наследства Родионовой Г.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (<данные изъяты>) в виде 1/4 доли квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, кадастровый номер № и на <данные изъяты> долю земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> кадастровый номер №, площадью 600 м2 после смерти С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умершего ДД.ММ.ГГГГ.
Признать за Родионовой Г.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (<данные изъяты>) право собственности на 1/4 долю квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, кадастровый номер № и на <данные изъяты> долю земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> кадастровый номер №, площадью 600 м2 после смерти С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умершего ДД.ММ.ГГГГ.
Установить факт принятия наследства Лендяшовой И.Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (<данные изъяты>) в виде 1/4 доли квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, кадастровый номер № и на <данные изъяты> долю земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> кадастровый номер №, площадью 600 м2 после смерти С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умершего ДД.ММ.ГГГГ.
Признать за Лендяшовой И.Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (<данные изъяты>) право собственности на 1/4 долю квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, кадастровый номер № и на <данные изъяты> долю земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> кадастровый номер №, площадью 600 м2 после смерти С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умершего ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Питкярантский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий Н.Ю. Пуцыкина
Мотивированное решение составлено в порядке ст. 199 ГПК РФ 17.02.2023 года.