Дело №
УИД: 05RS0№-37
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
<адрес> 24 апреля 2023 год
Судья Тарумовского районного суда РД Магомедов А.М.при секретаре ФИО3
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Министерства здравоохранения Республики Дагестан к ФИО1 о взыскании части единовременной компенсационной выплаты медицинским работникам,
установил:
Министерство здравоохранения Республики Дагестан обратилось в суд с названным выше иском к ФИО1, указав, что Между Министерством здравоохранения Республики Дагестан (далее - Министерство) и ФИО1был заключён договор о предоставлении единовременной компенсационной выплаты медицинским работникам (далее - Договор), согласно которому ответчику была предоставлена единовременная компенсационная выплата в размере 1 000 000 (один миллион) рублей в рамках федеральной программы «Земский доктор». ФИО1 был трудоустроен в ГБУ РД «Тарумовская ЦРБ» на должность врача-терапевта участкового согласно трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно выписке из приказа о прекращении трудового договора с работником от ДД.ММ.ГГГГ №п-ф 10 ФИО1 был освобожден от занимаемой должности врача-терапевта участкового по п. 3 ч. ст. 77 Трудового кодекса Российской Федерации (по инициативе работника). Данное обстоятельство является нарушением со стороны ФИО1 условий пункта 2.1.1 Договора, а именно, исполнять трудовые обязанности в течение пяти лет со дня заключения настоящего Договора на условиях полного рабочего дня (не менее одной ставки) с продолжительностью рабочего времени, установленной в соответствии с трудовым договором, заключённым с медицинской организацией, подведомственной Министерству.
Факт освобождения от занимаемой должности является основанием для исполнения Хайбулаевой СМ. обязательства, предусмотренного 3.1 Договора, а именно, возвратить в республиканский бюджет Республики Дагестан в случае прекращения трудового договора с государственным учреждением здравоохранения Республики Дагестан до истечения пятилетнего срока часть единовременной компенсационной выплаты, рассчитанной с даты прекращения трудового договора пропорционально неотработанному периоду. Данное положение также регламентировано в ст. 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».
В соответствии с п. 2.1.2 Договора медицинский работник обязуется письменно извещать Министерство не менее чем за две недели до дня прекращения трудового договора о намерении до истечения пяти лет с даты заключения расторгнуть трудовой договор. Письменное извещение медицинским работником направлено не было.
В соответствии со ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
Согласно ст. 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество за счет другого лица, обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество. Правила применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
Таким образом, ФИО1 отработал в ГБУ РД «Тарумовская ЦРБ» в должности врача-терапевта участкового 11 месяцев 25 дней, то есть 360 календарных дней.
По результатам произведённых Министерством расчётов задолженность ФИО1 перед республиканским бюджетом по факту прекращения трудовых отношений с ГБУ РД «Тарумовская ЦРБ» до истечения пятилетнего срока отработки согласно п. 2.1.1 Договора составила 802 846 (восемьсот две тысячи восемьсот сорок шесть) рублей.
На дату составления искового заявления ФИО6 P.B. задолженность перед республиканским бюджетом не погашена.
В соответствии со ст. 1103 Гражданского кодекса Российской Федерации поскольку иное не установлено настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами и не вытекает из существа соответствующих отношений, правила, предусмотренные настоящей главой, подлежат применению также к требованиям:
1) о возврате исполненного по недействительной сделке;
2) об истребовании имущества собственником из чужого незаконного владения;
3) одной стороны в обязательстве к другой о возврате исполненного в связи с этим обязательством;
4) о возмещении вреда, в том числе причиненного недобросовестным поведением обогатившегося лица.
Просит взыскать в доход республиканского бюджета Республики Дагестан с ФИО1 денежную сумму в размере 802 846 (восемьсот две тысячи восемьсот сорок шесть) рубля пропорционально неотработанному времени согласно заключенному Договору о предоставлении единовременной компенсационной выплаты медицинским работникам. Исполнительный лист направить в Тарумовский РОСП для возбуждения исполнительного производства.
Представитель истца по доверенности ФИО4, будучи надлежащим образом извещенная, в судебное заседание не явилась, при обращении с исковым заявлением в суд просила случае неявки представителя Минздрава РД рассмотреть дело без ее участия.
Ответчик ФИО1, будучи надлежащим образом извещенный в судебное заседание не явился, о причинах неявки суду не сообщил, об отложении рассмотрения дела не просил.
В соответствии с требованиями ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки. В связи с чем суд определил рассмотреть дело в отсутствие надлежаще извещенного ответчика.
Суд, изучив и исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В силу ст. 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В рамках реализации региональных программ и мероприятий по модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации с целью повышения качества и доступности медицинской помощи, предоставляемой застрахованным лицам, статьей 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 326-ФЗ) установлен механизм осуществления за счет средств бюджетов Российской Федерации и Федерального фонда обязательного медицинского страхования единовременных компенсационных выплат отдельным категориям медицинских работников, заключивших трудовые договоры с государственными учреждениями здравоохранения субъекта Российской Федерации либо с муниципальными учреждениями здравоохранения.
Положениями части 12.1 статьи 51 Федерального закон от ДД.ММ.ГГГГ N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" предусмотрено, что в 2017 году осуществляются единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам в возрасте до 50 лет, имеющим высшее образование, прибывшим в 2016 и 2017 годах на работу в сельский населенный пункт, либо рабочий поселок, либо поселок городского типа или переехавшим на работу в сельский населенный пункт, либо рабочий поселок, либо поселок городского типа из другого населенного пункта и заключившим с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации договор, в размере одного миллиона рублей на одного указанного медицинского работника. Финансовое обеспечение единовременных компенсационных выплат медицинским работникам в 2017 году осуществляется за счет иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых бюджету территориального фонда из бюджета Федерального фонда в соответствии с федеральным законом о бюджете Федерального фонда на очередной финансовый год и на плановый период, и средств бюджетов субъектов Российской Федерации в соотношении соответственно 60 и 40 процентов.
В силу требований ч. 12.2 статьи 51 Федерального закон от ДД.ММ.ГГГГ N 326-ФЗ иные межбюджетные трансферты, предусмотренные частью 12.1 настоящей статьи, предоставляются из бюджета Федерального фонда бюджетам территориальных фондов для последующего их перечисления в течение трех рабочих дней в бюджеты субъектов Российской Федерации при условии принятия высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации нормативных правовых актов, предусматривающих:
1) предоставление медицинским работникам (в том числе указанным в части 12.1 настоящей статьи), имеющим высшее медицинское образование или среднее медицинское образование, работающим в сельском населенном пункте, либо рабочем поселке, либо поселке городского типа и (или) переехавшим на работу в сельский населенный пункт, либо рабочий поселок, либо поселок городского типа из другого населенного пункта, жилого помещения, и (или) земельного участка для жилищного строительства, и (или) компенсации части процентной ставки по кредитам, предоставляемым на приобретение жилья, и (или) иных мер социальной поддержки;
2) установление обязанности уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и территориального фонда ежемесячно представлять в Федеральный фонд заявки на получение иных межбюджетных трансфертов, предусмотренных частью 12.1 настоящей статьи, по форме, установленной Федеральным фондом;
3) установление обязанности уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации заключить в порядке, определенном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с медицинским работником, указанным в части 12.1 настоящей статьи, после заключения им трудового договора с государственным учреждением здравоохранения субъекта Российской Федерации либо с муниципальным учреждением здравоохранения договор, предусматривающий:
а) обязанность медицинского работника работать в течение пяти лет по основному месту работы на условиях нормальной продолжительности рабочего времени, установленной трудовым законодательством для данной категории работников, в соответствии с трудовым договором, заключенным медицинским работником с государственным учреждением здравоохранения субъекта Российской Федерации или муниципальным учреждением здравоохранения;
б) порядок предоставления медицинскому работнику единовременной компенсационной выплаты в размере одного миллиона рублей в течение 30 рабочих дней со дня заключения договора с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
в) возврат медицинским работником в бюджет субъекта Российской Федерации части единовременной компенсационной выплаты в случае прекращения трудового договора с учреждением, указанным в подпункте "а" настоящего пункта, до истечения пятилетнего срока (за исключением случаев прекращения трудового договора по основаниям, предусмотренным пунктом 8 части первой статьи 77, пунктами 1, 2 и 4 части первой статьи 81, пунктами 1, 2, 5, 6 и 7 части первой статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации), рассчитанной с даты прекращения трудового договора, пропорционально неотработанному медицинским работником периоду;
г) ответственность медицинского работника за неисполнение обязанностей, предусмотренных договором с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в том числе по возврату единовременной компенсационной выплаты в случаях, указанных в подпункте "в" настоящего пункта;
4) установление обязанности уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации осуществлять контроль за соблюдением установленных настоящей статьей условий для осуществления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам.
На основании материалов дела судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между министерством здравоохранения Республики Дагестан в лице врио министра здравоохранения Республики Дагестан ФИО5, действующего на основании Положения о Министерстве здравоохранения Республики Дагестан, утвержденного постановлением Правительства Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ № как уполномоченным органом, с одной стороны, и медицинским работником в возрасте до 50 лет, прибывшим в 2021 году на работу в сельский населенный пункт из другого населенного пункта, заключен договор с медицинской организацией подведомственной Министерству здравоохранения РД о единовременной компенсационной выплате. Предметом договора является осуществление получателю, а именно ФИО1, компенсации единовременной компенсационной выплаты в размере 1 000 000 рублей за счет средств областного бюджета и межбюджетных трансфертов из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования.
Согласно п. 2.1.1 указанного договора получатель ФИО1 обязан исполнять трудовые обязанности и течение пяти лет непрерывно со дня заключения настоящего Договора на условиях полного рабочего дня (не менее одной ставки) с продолжительностью рабочего времени, установленной в соответствии со статьей 350 Трудовою кодекса РФ, в соответствии с трудовым договором, (заключенным с медицинской организацией, подведомственной Министерству. В данном случае с «Тарумовская центральная районная больница» « ГБУ РД «Тарумовская ЦРБ».
С ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 принят на работу врачом участковым терапевтом в ГБУ РД «Тарумовская ЦРБ» на основании трудового договора № от 21.10.2021г.
Согласно пункту 2.1.4 договора от 26.11.2021г медицинский работник обязуется в случае прекращения трудового договора с медицинской организацией до истечения пяти лет с даты заключения настоящего Договора (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 8 части первой статьи 77, пунктами 5-7 части первой статьи 83 Трудовою кодекса Российской Федерации) пли поступления на обучение по дополнительным профессиональным программам возвратить часть единовременной компенсационной выплаты. рассчитанной с даты прекращения трудовою договора или Направления на обучение пропорционально неотработанному Медицинским работником периоду, исчисленному с учетом подпункта 2.1.1 Настоящего Договора, в республиканский бюджет Республики Дагестан.
Приказом от 71 п - ф от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1, - участковому врачу терапевту предоставлен отпуск за 2022г. на 28 основных календарных дней с 01.09.2022г. по 28.09.2022г., за период работы с 25.04.2022г. по 01.09.2022г. с последующим увольнением. Уволен с 29.09.2022г. на основании заявления.
Действия трудового договора с ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ № прекращено с 29.09.20222 года на основании пункта 3 части 1 статьи 77 ТК РФ - расторжение трудового договора по инициативе работника, в ГБУ РД «Тарумовская ЦРБ» ФИО1 отработал менее пяти лет.
Факт заключения договоров на изложенных в них условиях, а также факт получения компенсационной выплаты ответчик в суде не оспаривал.
В соответствии с п. 2.1.2 Договора от 26.11.2021г медицинский работник обязуется письменно извещать Министерство не менее чем за две недели до дня прекращения трудового договора о намерении до истечения пяти лет с даты заключения расторгнуть трудовой договор. Письменное извещение медицинским работником направлено не было.
Добровольно возврат части единовременной компенсационной выплаты ФИО1, не осуществил, в связи с чем, истец обратился в суд с рассматриваемым иском.
Статья 307 ГК РФ предусматривает, что в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, оказать услугу, внести вклад в совместную деятельность, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.
Обязательства возникают из договоров и других сделок, вследствие причинения вреда, вследствие неосновательного обогащения, а также из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе.
При установлении, исполнении обязательства и после его прекращения стороны обязаны действовать добросовестно, учитывая права и законные интересы друг друга, взаимно оказывая необходимое содействие для достижения цели обязательства, а также предоставляя друг другу необходимую информацию.
Согласно ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Заключая договор на получение единовременной компенсационной выплаты, ФИО1 добровольно принял на себя обязательство отработать не менее определенного срока по трудовому договору – пять лет, а в случае увольнения до истечения данного срока по основаниям, не перечисленным как исключения в пункте 2.1.4-2.1.6 договора, обязался возвратить через отделения кредитных организации, зарегистрированных на территории Российской Федерации, в Управление Федерального казначейства по <адрес> на счет Министерства.
В связи с неисполнением договорных обязательств, возврат части компенсационной выплату следует осуществить в судебном порядке.
Предоставление указанной единовременной компенсационной выплаты обусловлено обязанностью медицинских работников в числе прочего отработать в течение пяти лет по основному месту работы на условиях нормальной продолжительности рабочего времени, установленной трудовым законодательством для данной категории работников, в соответствии с трудовым договором, заключенным медицинским работником с государственным учреждением здравоохранения субъекта Российской Федерации или муниципальным учреждением здравоохранения, а также в случае прекращения трудового договора с названным учреждением здравоохранения до истечения пятилетнего срока (за исключением случаев прекращения трудового договора по основаниям, предусмотренным пунктом 8 части 1 статьи 77, пунктами 1, 2 и 4 части 1 статьи 81, пунктами 1, 2, 5, 6 и 7 части 1 статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации) возвратить в бюджет субъекта Российской Федерации единовременную компенсационную выплату, рассчитанную с даты прекращения трудового договора, пропорционально не отработанному медицинским работников периоду (Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 70-КГ17-15).
Оценив собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу о том, что исковые требования заявлены законно и обоснованно, подлежат удовлетворению
Таким образом с ответчика в пользу истца подлежит взысканию часть единовременной компенсационной выплаты после прекращения трудового договора до истечения установленного пятилетнего срока в размере 802846 рублей.
Поскольку при обращении в суд министерство здравоохранения Республики Дагестан в силу п.19 ч.1 ст. 336 НК РФ освобождено от уплаты государственной пошлины, с ФИО1 в доход государства в соответствии с положениями статей 98, 103 ГПК РФ, ст.333.19 НК РФ подлежит взысканию государственная пошлина в размере 11 228,46 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Министерства здравоохранения Республики Дагестан к ФИО1 о взыскании части единовременной компенсационной выплаты удовлетворить.
Взыскать с ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ, г.р., уроженца пос. Кр.<адрес>, зарегистрированного по адресу: РД, <адрес> в доход республиканского бюджета Республики Дагестан денежную сумму в размере 802 846 (восемьсот две тысячи восемьсот сорок шесть) рублей пропорционально неотработанному времени согласно заключенному Договору о предоставлении единовременной компенсационной выплаты медицинским работникам.
Взыскать с ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ, г.р., уроженца пос. Кр. <адрес>, зарегистрированного по адресу: <адрес> в доход государства госпошлину в размере 11 228 (одиннадцать тысяч двести двадцать восемь) рублей 46 (сорок шесть) копеек.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Дагестан в течение одного месяца со дня его вынесения через Тарумовский районный суд Республики Дагестан.
Судья