УИД 59RS0018-01-2023-001975-05
Судья Дьяченко М.Ю.
Дело № 72-50/2024 (72-681/2023)
Р Е Ш Е Н И Е
Судья Пермского краевого суда Савельев А.А., рассмотрев в судебном заседании 25 января 2024 г. в г. Перми жалобу Соларева Савелия Алексеевича на постановление временно исполняющего обязанности военного комиссара г. Добрянка Пермского края от 23 октября 2023 г., решение судьи Добрянского районного суда Пермского края от 12 декабря 2023 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 21.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении заявителя жалобы,
у с т а н о в и л:
постановлением временно исполняющего обязанности военного комиссара г. Добрянка Пермского края 59 ПР № ** от 23 октября 2023 г. Соларев С.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 21.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 15000 рублей.
Решением судьи Добрянского районного суда Пермского края от 12 декабря 2023 г., вынесенным по результатам рассмотрения жалобы Соларева С.А., постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба - без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Пермский краевой суд, Соларев С.А. просит об отмене решения судьи районного суда по делу об административном правонарушении, указывая на его незаконность.
В судебном заседании в краевом суде Соларев С.А. настаивал на доводах жалобы.
Изучив доводы жалобы, заслушав Соларева С.А., исследовав материалы дела об административном правонарушении, материалы дела по жалобе, судья краевого суда не находит оснований к отмене или изменению постановления должностного лица административного органа и решения судьи районного суда, состоявшегося по делу об административном правонарушении.
Согласно статьей 21.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях уклонение гражданина от медицинского освидетельствования либо обследования по направлению комиссии по постановке граждан на воинский учет или от медицинского обследования по направлению призывной комиссии влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей.
В силу пункта 1 статьи 5 Федерального закона № 53-ФЗ от 28 марта 1998 г. "О воинской обязанности и военной службе" (далее по тексту - Федеральный закон № 53-ФЗ от 28 марта 1998 г.) проведение мероприятий по медицинскому обследованию при первоначальной постановке на воинский учет, призыве на военную службу или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в мобилизационный людской резерв, поступлении в военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования, заключении с Министерством обороны Российской Федерации договора об обучении, предусмотренного пунктом 1 или 4 статьи 20 или пунктом 1 статьи 20.2 настоящего Федерального закона, призыве на военные сборы осуществляется медицинскими организациями по направлению военных комиссариатов, а в случае, предусмотренном абзацем вторым настоящего пункта, также по направлениям войск национальной гвардии Российской Федерации и органов, указанных в пункте 1 статьи 2 настоящего Федерального закона.
На основании пункта 1 статьи 26 Федерального закона № 53-ФЗ от 28 марта 1998 г. призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает: явку на медицинское освидетельствование, профессиональный психологический отбор и заседание призывной комиссии; явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы. Призыв на военную службу граждан организуют военные комиссариаты, созданные в субъекте Российской Федерации, являющиеся территориальными органами Министерства обороны Российской Федерации и юридическими лицами, через свои структурные подразделения, в том числе военные комиссариаты муниципальных образований, и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
Пунктом 1 статьи 5.1 Федерального закона № 53-ФЗ от 28 марта 1998 г. предусмотрено, что граждане при постановке на воинский учет, призыве на военную службу или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в мобилизационный людской резерв, поступлении в военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования, заключении с Министерством обороны Российской Федерации договора об обучении, предусмотренного пунктом 1 или 4 статьи 20 или пунктом 1 статьи 20.2 настоящего Федерального закона, призыве на военные сборы, прохождении альтернативной гражданской службы, а также граждане, ранее признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами (терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом) и в случае необходимости - врачами других специальностей.
В случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе медицинского освидетельствования гражданин направляется на основании решения комиссии по постановке граждан на воинский учет или призывной комиссии, принятого по заключению врачей-специалистов, принимавших участие в медицинском освидетельствовании, на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинскую организацию государственной системы здравоохранения (за исключением медицинской организации, подведомственной федеральному органу исполнительной власти) или медицинскую организацию муниципальной системы здравоохранения, включенную в перечень медицинских организаций, проводящих медицинское обследование граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, утверждаемый решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), в порядке, установленном Положением о военно-врачебной экспертизе (пункт 4 статьи 5.1 Федерального закона № 53-ФЗ от 28 марта 1998 г.).
Порядок организации и проведения медицинского освидетельствования граждан определяется Положением о военно-врачебной экспертизе (пункт 3 статьи 5.1 Федерального закона № 53-ФЗ от 28 марта 1998 г.).
Постановлением Правительства Российской Федерации № 565 от 4 июля 2013 г. утверждено Положением о военно-врачебной экспертизе (далее по тексту – Положение о военно-врачебной экспертизе).
Пунктом 13 Положения о военно-врачебной экспертизе предусмотрено, что организация освидетельствования при призыве граждан на военную службу возлагается на призывную комиссию.
Согласно абзацу первому пункта 20 Положения о военно-врачебной экспертизе в случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе освидетельствования гражданин на основании решения комиссии по постановке граждан на воинский учет, призывной комиссии или военного комиссара муниципального образования (муниципальных образований), принятого по заключению врачей-специалистов, направляется в медицинскую организацию государственной или муниципальной систем здравоохранения на обследование в амбулаторных или стационарных условиях для уточнения диагноза заболевания.
Согласно правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации № 1171-О от 31 мая 2022 г., указанные нормы, действуя во взаимосвязи с иными предписаниями Положения о военно-врачебной экспертизе, обеспечивают получение наиболее полной и актуальной информации о состоянии здоровья гражданина в целях определения его годности к военной службе, не предполагают произвольного направления на медицинское обследование или отказа от вынесения заключения о годности гражданина к военной службе.
Из материалов дела следует, что Соларев С.А. не прошел назначенное 5 октября 2023 г. призывной комиссией Добрянского районного округа дополнительное медицинское обследование, результат которого должен был предоставить 23 октября 2023 г. в военный комиссариат г. Добрянка Пермского края. Направление получил лично 5 октября 2023 г. Документально подтвержденных уважительных причин не прохождения обследования не предъявил.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления 23 октября 2023 г. должностным лицом военного комиссариата г. Добрянка в отношении Соларев С.А. протокола об административном правонарушении, предусмотренном статьей 21.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и привлечения его к административной ответственности по указанной норме.
Несмотря на доводы жалобы, факт совершения Соларевым С.А. административного правонарушения, предусмотренного статьей 21.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подтверждается совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно: протоколом об административном правонарушении от 23 октября 2023 г., выпиской их протокола заседания призывной комиссии Добрянского районного округа Пермского края № 4 от 5 октября 2023 г., обязательством о явке в военный комиссариат с результатами медицинского обследования для проведения мероприятий, связанных с призывом на военную службу, назначенной на 23 октября 2023 г., копией листа медицинского освидетельствования, копией учетной карты призывника, которым должностным лицом и судьей районного суда дана оценка в соответствии со статьей 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При разрешении данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения.
В силу требований статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлены: наличие события административного правонарушения, лицо, его совершившее, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Вывод должностного лица и судьи районного суда о наличии в деянии Соларева С.А. состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 21.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
Действия Соларева С.А. верно квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами и нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы привлекаемого лица, что он не мог быть привлечён к ответственности за уклонение от медицинского освидетельствования, поскольку обязательные диагностические исследования граждане проходят до начала медицинского освидетельствования, подлежат отклонению, поскольку основаны на ошибочном толковании норм права, подлежащих применению при рассмотрении данного дела.
Доводы Соларева С.А. о том, что он не уклонялся от медицинского обследования по направлению призывной комиссии, поскольку с момента получения направления призывной комиссии на медицинское обследование он записывался на его прохождение к хирургу, терапевту, был записан на УЗИ брюшной полости, УЗИ шеи, три разных рентгена, а также врач-терапевт сообщил Солареву С.А., что без прохождения анализов направления к эндокринологу Соларев С.А. получить не сможет, был записан к эндокринологу по направлению терапевта на 13 декабря 2023 г., не свидетельствуют об отсутствии состава вмененного привлекаемому лицу административного правонарушения.
Как усматривается из материалов дела, 5 октября 2023 г. Соларев С.А., будучи направленным решением призывной комиссии на дополнительное медицинское обследование у врача-эндокринолога, не которое и не представив соответствующие результаты в призывную комиссию до 23 октября 2023 г., тем самым уклонился от прохождения медицинского освидетельствования.
Таким образом, деяние Соларева С.А. образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 21.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
О не прохождении дополнительного медицинского обследования у врача-эндокринолога Соларев С.А. не оспаривал в судебном заседании в краевом суде. Доказательств, подтверждающих объективную невозможность пройти дополнительное медицинское освидетельствование в установленный срок Соларевым С.А. в материалы дела не представлено.
Доводы жалобы в целом повторяют позицию привлекаемого лица при рассмотрении дела судьей районного суда, по существу сводятся к переоценке установленных в ходе производства по делу обстоятельств, которые были предметом исследования и оценки судьи районного суда, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшегося постановления по делу об административном правонарушении.
Несогласие заявителя жалобы с оценкой имеющихся в деле доказательств, установленными на их основании обстоятельствами, и с толкованием норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и действующего законодательства не свидетельствует о том, что нарушены нормы материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования в части законности и обоснованности привлечения к административной ответственности.
Доводов, влекущих отмену обжалуемых актов жалоба привлекаемого лица не содержит и данных оснований не установлено судьей краевого суда.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оснований для применения положений статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судьей краевого суда не установлено.
Административное наказание назначено Солареву С.А. в соответствии с положениями статей 3.1, 3.5 и 4.1 - 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с санкцией статьи 21.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует целям административного наказания, связанным с предупреждением совершения новых административных правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Постановление о привлечении Соларева С.А. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 21.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено должностным лицом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного часть 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при производстве по делу об административном правонарушении в отношении Соларева С.А. допущено не было.
При таких обстоятельствах основания для изменения, либо отмены постановления должностного лица административного органа и решения судьи районного суда и удовлетворения жалобы отсутствуют.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7, статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья краевого суда,
р е ш и л:
постановление временно исполняющего обязанности военного комиссара г. Добрянка Пермского края от 23 октября 2023 г., решение судьи Добрянского районного суда Пермского края от 12 декабря 2023 г. оставить без изменения, жалобу Соларева Савелия Алексеевича – без удовлетворения.
Судья: подпись