Дело №2-63/2024
УИД№ 22RS0055-01-2023-000846-28
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Троицкое 05 февраля 2024 года
Троицкий районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Белозерцевой М.С.,
при секретаре Бондарчук В.А.,
с участием прокурора Ростовцевой Я.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Троицкого района Алтайского края в интересах Куряковой Л.В. к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю об обеспечении техническими средствами реабилитации,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Троицкого района Алтайского края обратился в интересах Куряковой Л.В. в Троицкий районный суд Алтайского края с иском к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю.
В обоснование требований указано, что прокуратурой района проведена проверка по обращению Куряковой Л.В. по вопросу соблюдения законодательства при обеспечении инвалида техническими средствами реабилитации. Установлено, что Курякова Л.В. является инвалидом.
Индивидуальной программой реабилитации инвалида № от ДД.ММ.ГГГГ рекомендованы технические средства реабилитации: ортопедические брюки; кресло-стул с санитарным оснащением (без колес); поручни (перилы) для самоподнимания прямые (линейные); кресло-коляска с ручным приводом комнатная (для инвалидов и детей-инвалидов); кресло-коляска с ручным приводом прогулочная (для инвалидов и детей-инвалидов).
Заявление о предоставлении указанных технических средств подано в отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю ДД.ММ.ГГГГ. Однако до настоящего времени Курякова Л.В. не обеспечена данными техническими средствами реабилитации.
Согласно представленной ДД.ММ.ГГГГ отделением фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю в прокуратуру района информацией на запрос следует, что причина не предоставления Куряковой Л.В. технических средств реабилитации – полное распределение изделий в рамках действующих государственных контрактов среди инвалидов, обратившихся в более ранний период времени.
Бездействие должностных лиц отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю существенно нарушило законные права и интересы инвалида Куряковой Л.В.
Факт нравственных страданий Куряковой Л.В. в результате противоправного бездействия должностных лиц отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю подтверждается характером его заболевания (практически не передвигается без посторонней помощи), наличием ограничений способности к самообслуживанию, невозможностью длительное время пользоваться гарантированными государством техническими средствами реабилитации, а также причиненным физическим дискомфортом.
На основании ст. 45 ГПК РФ заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; охраны здоровья, включая медицинскую помощь.
При таком положении, учитывая, что Курякова Л.В. имеет право на полное и своевременное обеспечение техническими средствами реабилитации и в ходе проверки выявлены факты длительного бездействия и непринятия мер для ее реализации со стороны уполномоченных на это должностных лиц, прокурором принято решение обратиться с исковым заявлением в суд в его интересах.
Указанным нарушением Куряковой Л.В. причинены нравственные страдания, факт причинения которых в результате противоправного бездействия должностных лиц отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю подтверждается характером заболевания Куряковой Л.В., наличием ограничений способности к самообслуживанию, невозможностью длительное время пользоваться гарантированными государством техническими средствами реабилитации, а также причиненным физическим дискомфортом.
При таком положении, учитывая, что Курякова Л.В. имеет право на полное и своевременное обеспечение техническими средствами реабилитации и в ходе проверки выявлены факты длительного бездействия и непринятия мер для его реализации со стороны уполномоченных на это должностных лиц, прокурором принято решение обратиться с исковым заявлением в суд в его интересах.
На основании вышеизложенного истец просил признать незаконным бездействие отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю по обеспечению Куряковой Л.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р. техническими средствами реабилитации: ортопедические брюки; кресло-стул с санитарным оснащением (без колес); поручни (перилы) для самоподнимания прямые (линейные); кресло-коляска с ручным приводом комнатная (для инвалидов и детей-инвалидов); кресло-коляска с ручным приводом прогулочная (для инвалидов и детей-инвалидов). Возложить на отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю обязанность предоставить Куряковой Л.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р. технические средства реабилитации: ортопедические брюки; кресло-стул с санитарным оснащением (без колес); поручни (перилы) для самоподнимания прямые (линейные); кресло-коляска с ручным приводом комнатная (для инвалидов и детей-инвалидов); кресло-коляска с ручным приводом прогулочная (для инвалидов и детей-инвалидов). Взыскать с отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю в пользу Куряковой Л.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р. компенсацию морального вреда в сумме 10 000 рублей. Установить срок для исполнения решения суда – в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
Согласно письменному отзыву на исковое заявление представитель ответчика указывает, что после отбора поставщика отделением Фонда с ИП П ДД.ММ.ГГГГ заключен Государственный контракт № на выполнение работ по обеспечению инвалидов ортопедическими брюками в рамках исполнения которого Куряковой Л.В. выдано направление № от ДД.ММ.ГГГГ на получение ортопедических брюк (1шт.), а исполнителю направлен реестр выданных направлений. Кроме того, после проведения процедуры отбора поставщика отделением Фонда с АО «Алтаймедтехника» заключен Государственный контракт № от ДД.ММ.ГГГГ, в рамках исполнения которого Куряковой Л.В. выдано направление № от ДД.ММ.ГГГГ на получение кресла-стула с санитарным оснащением (без колес) (1 шт.), а исполнителю направлен реестр выданных направлений. Также после проведения процедуры отбора поставщика отделением Фонда с АО «Алтаймедтехника» заключен государственный контракт № от ДД.ММ.ГГГГ, в рамках исполнения которого Куряковой Л.В. выдано направление № от ДД.ММ.ГГГГ на получение поручней (перил) для самоподнимания прямых (линейных) (2шт.), а исполнителю направлен реестр выданных направлений. Кроме того, после проведения процедуры отбора поставщика отделением Фонда с ООО «ОТТО БОКК МОБИЛИТИ» заключен Государственный контракт № от ДД.ММ.ГГГГ в рамках исполнения которого Куряковой Л.В. выдано направление № от ДД.ММ.ГГГГ на получение кресла-коляски с ручным приводом прогулочной (1 шт.), а исполнителю направлен реестр выданных направлений. Также после проведения процедуры отбора поставщика отделением Фонда с АО «Алтаймедтехника» заключен государственный контракт № от ДД.ММ.ГГГГ, в рамках исполнения которого Куряковой Л.В. выдано направление № от 0ДД.ММ.ГГГГ на получение кресла-коляски с ручным приводом прогулочной (1 шт.), а исполнителю направлен реестр выданных направлений.
Кроме того представитель ответчика указывает, что исковое заявление и материалы дела не содержат каких-либо указаний на обстоятельства причинения вреда истцу, а также того какой вред был причинен, в каком размере, не приведены доказательства причинения вреда, не указана степень вины ответчика. Также представитель ответчика выражает несогласие с требованием искового заявления об обращении решения суда к немедленному исполнению, полагает данное требование незаконным и необоснованным.
В судебном заседании прокурор Ростовцева Я.А. исковые требования уточнила, отказалась от требований в части возложения на отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю обязанность предоставить Куряковой Л.В. технические средства реабилитации: кресло-коляска с ручным приводом комнатная (для инвалидов и детей-инвалидов); опора в кровать металлическая; поручни (перилы) для самоподнимания угловые; кресло-стул с санитарным оснащением (без колес); кресло-коляска с ручным приводом прогулочная (для инвалидов и детей-инвалидов); ортопедические брюки; поручни (перилы) для самоподнимания прямые (линейные), в остальной части исковые требования поддержала, просила их удовлетворить.
Представитель ответчика Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю в судебное заседание не явился, просил рассмотреть материалы дела в его отсутствие.
Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Статья 39 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», инвалидом признается лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
В силу статьи 2 указанного Закона, социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Социальная поддержка инвалидов - система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам, устанавливаемая законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного законодательства.
Согласно статье 10 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.
В силу статьи 11 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида - комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций организма, формирование, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности. Федеральные учреждения медико-социальной экспертизы могут при необходимости привлекать к разработке индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалидов организации, осуществляющие деятельность по реабилитации, реабилитации инвалидов.
Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Частью 14 статьи 11.1 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» установлено, что технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.
Абзацем 2 пункта 2 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 07.04.2008 № 240, изданным во исполнение указанной нормы, предусмотрено, что обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
В силу пунктов 4, 5 указанных Правил заявление о предоставлении технического средства подается инвалидом в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства инвалида.
Уполномоченный орган рассматривает заявление в 5-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида о постановке на учет по обеспечению техническим средством.
При отсутствии действующего государственного контракта на обеспечение инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, указанным в пункте 4 настоящих Правил, уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) документы, предусмотренные настоящим пунктом в 7-дневный срок с даты заключения такого государственного контракта, при этом извещение о проведении закупки соответствующего технического средства (изделия) должно быть размещено уполномоченным органом в единой информационной системе в сфере закупок не позднее 30 календарных дней с даты подачи инвалидом (ветераном) заявления, указанного в пункте 4 настоящих Правил.
Срок обеспечения инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) серийного производства в рамках государственного контракта, заключенного с организацией, в которую выдано направление, не может превышать 30 календарных дней, а для инвалида, нуждающегося в оказании паллиативной медицинской помощи, 7 календарных дней со дня обращения инвалида (ветерана) в указанную организацию, а в отношении технических средств (изделий), изготавливаемых по индивидуальному заказу с привлечением инвалида (ветерана) и предназначенных исключительно для личного использования, - 60 календарных дней.
Из приведенных норм следует, что обеспечение инвалидов средствами технической реабилитации осуществляется отделением фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, на основании контрактов, заключенных с организациями, отобранными на конкурсной основе в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Из анализа приведенных норм права следует, что реализация прав граждан-инвалидов на предоставление технических средств реабилитации не ставится в зависимость от особенностей проведения закупок для обеспечения государственных нужд, поскольку отсутствие ответов поставщиков на запросы для обоснования начальной (максимальной) цены контракта, не является основанием для не предоставления им средств реабилитации, поскольку невыполнение данных обязательств лишает возможности инвалидов устранить или возможно более полно компенсировать ограничения жизнедеятельности, вызванные нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, а значит, и его социальной адаптации, материальной независимости и интеграции в обществе.
Как установлено в судебном заседании Курякова Л.В. является инвалидом.
Индивидуальной программой реабилитации инвалида № от ДД.ММ.ГГГГ рекомендованы технические средства реабилитации: ортопедические брюки; кресло-стул с санитарным оснащением (без колес); поручни (перилы) для самоподнимания прямые (линейные); кресло-коляска с ручным приводом комнатная (для инвалидов и детей-инвалидов); кресло-коляска с ручным приводом прогулочная (для инвалидов и детей-инвалидов).
Заявление о предоставлении указанных технических средств подано в отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю ДД.ММ.ГГГГ. Однако до настоящего времени Курякова Л.В. не обеспечена данными техническими средствами реабилитации.
Согласно представленной ДД.ММ.ГГГГ отделением фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю в прокуратуру района информацией на запрос следует, что причина не предоставления Куряковой Л.В. технических средств реабилитации – полное распределение изделий в рамках действующих государственных контрактов среди инвалидов, обратившихся в более ранний период времени.
Согласно документам, представленным в судебное заседание представителем ответчика после отбора поставщика отделением Фонда с ИП П ДД.ММ.ГГГГ заключен Государственный контракт № на выполнение работ по обеспечению инвалидов ортопедическими брюками в рамках исполнения которого Куряковой Л.В. выдано направление № от ДД.ММ.ГГГГ на получение ортопедических брюк (1шт.), а исполнителю направлен реестр выданных направлений. Кроме того, после проведения процедуры отбора поставщика отделением Фонда с АО «Алтаймедтехника» заключен Государственный контракт № от ДД.ММ.ГГГГ, в рамках исполнения которого Куряковой Л.В. выдано направление № от ДД.ММ.ГГГГ на получение кресла-стула с санитарным оснащением (без колес) (1 шт.), а исполнителю направлен реестр выданных направлений. Также после проведения процедуры отбора поставщика отделением Фонда с АО «Алтаймедтехника» заключен государственный контракт № от ДД.ММ.ГГГГ, в рамках исполнения которого Куряковой Л.В. выдано направление № от ДД.ММ.ГГГГ на получение поручней (перил) для самоподнимания прямых (линейных) (2шт.), а исполнителю направлен реестр выданных направлений. Кроме того, после проведения процедуры отбора поставщика отделением Фонда с ООО «ОТТО БОКК МОБИЛИТИ» заключен Государственный контракт № от ДД.ММ.ГГГГ в рамках исполнения которого Куряковой Л.В. выдано направление № от ДД.ММ.ГГГГ на получение кресла-коляски с ручным приводом прогулочной (1 шт.), а исполнителю направлен реестр выданных направлений. Также после проведения процедуры отбора поставщика отделением Фонда с АО «Алтаймедтехника» заключен государственный контракт № от ДД.ММ.ГГГГ, в рамках исполнения которого Куряковой Л.В. выдано направление № от 0ДД.ММ.ГГГГ на получение кресла-коляски с ручным приводом прогулочной (1 шт.), а исполнителю направлен реестр выданных направлений.
Право Куряковой Л.В. на получение технических средств реабилитации ответчиком не оспаривается.
Курякова Л.В., являясь инвалидом, имеет право на получение технических средств реабилитации, которое предоставлено инвалиду законом и несоблюдение уполномоченным органом требований федерального законодательства по предоставлению таких средств и услуг нарушает права и законные интересы инвалида.
Суд учитывает гарантированные государством конституционные права инвалидов на реабилитацию, предусматривающую полное или частичное восстановление способностей к бытовой, общественной и профессиональной деятельности.
Несвоевременное обеспечение ответчиком инвалида Куряковой Л.В. средствами реабилитации лишает последнего возможности социальной адаптации в обществе, а также ограничивает право на равные с другими гражданами возможности участия в жизни общества.
Таким образом, в течение продолжительного периода времени, а именно с ДД.ММ.ГГГГ по январь 2024 года Курякова Л.В. в нарушение срока установленного п.5 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № своевременно не была обеспечена вышеуказанными техническими средствами реабилитации, что повлекло длительное бездействие по обеспечению гарантированных законом и государством технических средств реабилитации инвалида.
По мнению суда, длительное бездействие должностных лиц Государственного учреждения – Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю существенно нарушило законные права и интересы инвалида Куряковой Л.В.
С учетом вышеизложенного суд находит обоснованными и подлежащим удовлетворению требования прокурора о признании незаконным бездействия Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю по обеспечению Куряковой Л.В. техническими средствами реабилитации: кресло-коляска с ручным приводом комнатная (для инвалидов и детей-инвалидов); опора в кровать металлическая; поручни (перилы) для самоподнимания угловые; кресло-стул с санитарным оснащением (без колес); кресло-коляска с ручным приводом прогулочная (для инвалидов и детей-инвалидов); ортопедические брюки; поручни (перилы) для самоподнимания прямые (линейные).
Исходя из предназначения социального государства механизм социальной защиты, предусмотренный законодательством, должен позволять наиболее уязвимым категориям граждан получать поддержку, включая материальную, со стороны государства и общества и обеспечивать благоприятные, не ущемляющие охраняемое государством достоинство личности, условия для реализации ими своих прав. Несоблюдение государственными органами, учреждениями нормативных предписаний при реализации гражданами права на социальное обеспечение, может порождать право таких граждан на компенсацию морального вреда в связи с тем, что социальное обеспечение граждан неразрывно связано с их нематериальными благами и личными неимущественными правами.
В силу п. 1 ст. 1099 ГК РФ основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными настоящей главой и статьей 151 настоящего Кодекса.
Как предусмотрено ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с невозможностью продолжать активную общественную жизнь, временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий, и др. Отсутствие в законодательном акте прямого указания на возможность компенсации причиненных нравственных или физических страданий по конкретным правоотношениям не всегда означает, что потерпевший не имеет права на возмещение морального вреда (Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15.11.2022 № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда»).
Из приведенных нормативных положений и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по их применению следует, что моральный вред - это нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающим на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага, перечень которых законом не ограничен. В статье 151 ГК РФ закреплены общие правила по компенсации морального вреда без указания случаев, когда допускается такая компенсация.
Согласно статье 22 Всеобщей декларации прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) каждый человек, как член общества, имеет право на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях через посредство национальных усилий и международного сотрудничества и в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства.
В соответствии с частью 1 статьи 25 Всеобщей декларации прав человека каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам.
Факт нравственных страданий Куряковой Л.В. в результате противоправного бездействия должностных лиц отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю подтверждается характером его заболевания, наличием ограничений способности к самообслуживанию, невозможностью длительное время пользоваться гарантированными государством техническими средствами реабилитации, а также причиненным физическим дискомфортом.
Разрешая исковые требования о взыскании с ответчика компенсации морального вреда суд учитывает, что на основании части 1 статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации суд вправе удовлетворить требование о взыскании компенсации морального вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц этих органов, нарушающими личные неимущественные права гражданина, либо посягающие на принадлежащие ему нематериальные блага.
Также при определении правовой природы спорных отношений по реализации гражданами имущественных прав суд учитывает, что нарушение личных неимущественных прав и нематериальных благ гражданина может являться неотъемлемым последствием нарушения его имущественных прав. Например, несоблюдение государственными органами нормативных предписаний при реализации гражданами права на получение мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг, предоставляемых в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий, осуществляемое, в том числе в виде предоставления технических средств реабилитации, порождает право таких граждан на компенсацию морального вреда, если указанные нарушения лишают гражданина возможности сохранять жизненный уровень, необходимый для поддержания его жизнедеятельности и здоровья, обеспечения достоинства личности.
В данном случает суд приходит к выводу, что сам факт необеспечения Куряковой Л.В. техническими средствами реабилитации является доказательством того, что инвалиду причинены нравственные и физические страдания, поскольку отсутствие рекомендованных средств реабилитации неизбежно влечет ограничение жизнедеятельности инвалида, создавая при этом дополнительные препятствия для его социальной адаптации. Несоблюдение государственными органами нормативных предписаний при реализации гражданами права на социальное обеспечение, осуществляемое, в том числе в виде обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации, может порождать право таких граждан на компенсацию морального вреда в связи с тем, что социальное обеспечение граждан неразрывно связано с их нематериальными благами и личными неимущественными правами.
При таких обстоятельствах, установив, что Курякова Л.В. не была своевременно обеспечена ответчиком необходимыми ей техническими средствами реабилитации, а также учитывая, что предусмотренная законом процедура предоставления инвалидам технических средств реабилитации направлена на создание им достойных условий жизни, поддержание их жизнедеятельности, сохранение их здоровья (состояния физического, психического и социального благополучия человека) и в связи с этим на обеспечение достоинства их личности, что и есть охраняемые законом нематериальные блага, нарушенные ответчиком, приходит к выводу о том, что на Отделении фонда пенсионного и социального страхования РФ по Алтайскому краю лежит обязанность по компенсации истцу морального вреда.
Таким образом, оценивая установленные по делу обстоятельства, доводы истца о перенесенном нравственных страданиях Куряковой Л.В. суд, определяя размер компенсации морального вреда в силу ст.1101 ГК РФ, принимая во внимание характер причиненных истцу нравственных страданий, фактические обстоятельства дела, при которых был причинен моральный вред, степень вины причинителя вреда, с учетом индивидуальных особенностей Куряковой Л.В., суд находит разумным и справедливым взыскание с ответчика в пользу Куряковой Л.В. компенсации морального вреда в размере 3000 рублей, в связи с чем удовлетворяет исковые требования о компенсации морального вреда частично.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194,198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░., ░░.░░.░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░: ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░; ░░░░░░-░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ (░░░ ░░░░░); ░░░░░░░ (░░░░░░) ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ (░░░░░░░░); ░░░░░░-░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ (░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░-░░░░░░░░░); ░░░░░░-░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ (░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░-░░░░░░░░░).
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░., ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░ 3 000 (░░░ ░░░░░░) ░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 06.02.2024