Судья: Бадьева Н.Ю. адм. дело № 33а-1554/2020
(2а-4929/2019)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
25 февраля 2020 года
г. Самара
Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе: председательствующего Шилова А.Е.,
судей Клюева С.Б., Шабаевой Е.И.,
при секретаре Дементьевой Т.Г.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу МИ ФНС № 17 по Самарской области на решение Промышленного районного суда г. Самары от 18.11.2019, которым постановлено: «Административные исковые требования Межрайонной ИФНС России № 17 по Самарской области к Алексеевой М.Ю. о взыскании земельного налога – удовлетворить частично.
Взыскать с Алексеевой М.Ю. в пользу Межрайонной ИФНС России № 17 по Самарской области задолженность по земельному налогу по требованию от 29.01.2018 №4237: налог за 2017г. в размере 130 рублей, пени за период (с 14.02.2018 по 28.01.2019г.) в размере 1 рубль 86 копеек, а всего: 131 (сто тридцать один) рубль 86 копеек.
В остальной части административного иска отказать.
Взыскать с Алексеевой М.Ю. государственную пошлину в доход государства в размере 400 (четыреста) рублей».
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Клюева С.Б., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Административный истец - Межрайонная ИФНС России №17 по Самарской области - обратился в суд к административному ответчику Алексеевой М.Ю. в котором просил: взыскать с Алексеевой М.Ю. задолженность по земельному налогу в общем размере 1 748,16 руб. из них:
- по требованию от 02.12.2015 №47009: налог в размере 17,40руб. за 2012г., налог в размере 651 руб. за 2014г., пени за период (с 28.11.2015 по 02.12.2015) в размере 0,38 руб.
- по требованию от 15.02.2018 №1609: налог в размере 17 руб. за 2013г., налог в размере 260 руб. за 2015-2016г.г., пени за период (с 18.03.2017 по 14.02.2018) в размере 5,10 руб., пени за период (с 18.03.2017 по 14.02.2018) в размере 14,42 руб.
-по требованию от 29.01.2018 №4237: налог за 2017г. в размере 130 руб., пени за период (с 14.02.2018 по 28.01.2019) в размере 1,86 руб.
Указал, что ответчик является плательщиком земельного налога, поскольку является собственником земельного участка с кадастровым №, <адрес>
На текущую дату общая сумма задолженности составляет 17 748,16 руб. В установленный законом срок обязанность по уплате налога не исполнена, в адрес ответчику направлены соответствующие налоговые уведомления по уплате налога, с расчетом сумм имущественных налогов подлежащих уплате. Уведомления исполнены не были, в связи с чем, ответчику были направлены требования об уплате налогов и пени, которые ответчиком также оставлены без исполнения. Административным истцом направлено в суд заявление о вынесении судебного приказа на взыскание земельного налога.
26.06.2019 Мировым судьей судебного участка №48 Промышленного судебного района г.Самары Самарской области вынесено определение об отмене указанного судебного приказа, в связи с поступившими возражениями.
Административный ответчик Алексеева М.Ю. в судебное заседание не явилась, извещалась надлежащим образом, причина неявки суду неизвестна.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Межрайонная ИФНС России №17 по Самарской области ставит вопрос об отмене постановленного по делу судебного акта, и удовлетворении ее требований в полном объеме, ссылаясь на доводы и основания, положенный в основу административного иска.
Лица, участвующие в деле в заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в соответствии с ч. 2 ст. 306, ст. 150 КАС РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу статьи 57 Конституции РФ, статьи 3, подпункта 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса РФ (далее по тексту – НК РФ) каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Согласно статье 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнять обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом (статья 388 НК РФ).
В силу пункта 4 статьи 391 НК РФ для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Согласно пункту 4 статьи 397 НК РФ налогоплательщики - физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В соответствии с пунктом 1 статьи 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
В силу пункта 4 статьи 69 НК РФ требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
Согласно статье 48 НК РФ в случае неисполнения физическим лицом обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пени, штрафа.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Установлено, что ответчик Алексеева М.Ю. является плательщиком земельного налога, поскольку является собственником земельного участка с кадастровым №, расположенного по <адрес>
В установленный законом срок обязанность по уплате налога не исполнена, в адрес ответчику направлены налоговые уведомления по уплате налога, с расчетом сумм имущественных налогов подлежащих уплате:
№ 702795 от 29.09.2015 (л.д. 14);
№ 152922319 от 23.01.2017 (л.д. 13);
№ 32987893 от 21.09.2017 (л.д. 21);
№ 60483467 от 23.08.2018 (л.д. 20).
Данные уведомления исполнены не были, в связи с чем, ответчику были направлены требования об уплате налогов и пени:
№ 47009 по состоянию на 02.12.2015 (срок исполнения до 26.01.2016),
№ 1609 по состоянию на 15.02.2018 (срок исполнения до 03.04.2018),
№ 4237 по состоянию на 29.01.2019 (срок исполнения до 19.03.2019),
которые административным ответчиком также не исполнены.
Административным истцом направлено в суд заявление о вынесении судебного приказа на взыскание недоимки по налогу и пени.
26.06.2019 Мировым судьей судебного участка №48 Промышленного судебного района г.Самары Самарской области вынесено определение об отмене указанного судебного приказа, в связи с поступившими возражениями.
Постольку обязательства по уплате налога начисленного за 2017г. по требованию от 29.01.2018 № 4237 ответчиком не исполнены, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении административного иска в данной части. Решение суда в данной части является правильным и сторонами не оспаривается.
Отклоняя административный иск о взыскании недоимки по налогам и пени по требованию от 02.12.2015 №47009 и по требованию от 15.02.2018 №1609, суд указал, что налоговый орган имел возможность обратиться в суд в установленный законом шестимесячный срок, бесспорных доказательств уважительности причин пропуска срока истцом в соответствии со ст. 95 КАС РФ не представлено, в связи с чем, оснований для восстановления срока не имеется.
Судебная коллегия не может согласится с данным выводом суда первой инстанции в силу следующего:
В соответствии с ч. 2 ст. 286 КАС РФ, п. 2 ст. 48 НК РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (абзац 2 пункта 3 статьи 48 НК РФ).
Вместе с тем, судам следует учитывать специальные сроки обращения в суд с заявлением о взыскании задолженности исходя из суммы налога, предусмотренные положениями пункта 2 статьи 48 НК РФ.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей (абзац 2 пункта 2 статьи 48 НК РФ).
Таким образом, по общему правилу контролирующий орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащих взысканию с физического лица, когда общая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превышает 3 000 рублей.
Между тем, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока (абзац 3 пункта 2 статьи 48 НК РФ).
Заявление о вынесении судебного приказа поступило Мировому судье судебного участка №48 Промышленного судебного района г.Самары Самарской области 07.06.2019, тогда как предельный срок обращения с заявлением о взыскании недоимки по налогу и пени по требованию № 47009 (со сроком исполнения до 26.01.2016) истекал только 26.07.2019, по требованию № 1609 (со сроком исполнения до 03.04.2018) предельный срок обращения в суд также не истек.
Вместе с тем, из заявления о вынесении судебного приказа (л.д. 37) и судебного приказа (л.д. 36) следует, что предметом обращения в суд была недоимка по земельному налогу и пени, числящаяся за административным ответчиком за 2015-2018 годы.
Из налогового уведомления № 702795 от 29.09.2015 (л.д. 14) и требования № 47009 (л.д. 15) усматривается, что они касаются недоимок по налогам за период 2012-2014 годы, которые не являлись предметом заявления о вынесении судебного приказа.
Из налогового уведомления № 152922319 от 23.01.2017 (л.д. 13) и требования № 1609 (л.д. 17), следует, что в данное требование включена недоимка по налогу за 2013 год в сумме 17 рублей, которая также не была предметом данного заявления.
Согласно пункту 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Таким образом, пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации установлен специальный порядок обращения в суд налогового органа (таможенного органа), согласно которому требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица предъявляется налоговым органом (таможенным органом) в порядке приказного производства. В порядке искового производства такие требования могут быть предъявлены налоговым органом (таможенным органом) только со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 287 КАС РФ в административном исковом заявлении о взыскании обязательных платежей и санкций должны быть указаны сведения об отмене судебного приказа по требованию о взыскании обязательных платежей и санкций, вынесенного в порядке, установленном главой 11.1 настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 2 статьи 287 КАС РФ к административному исковому заявлению о взыскании обязательных платежей и санкций прилагается копия определения судьи об отмене судебного приказа по требованию о взыскании обязательных платежей и санкций.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 129 КАС РФ, судья возвращает административное исковое заявление административному истцу в случае, если имеются предусмотренные положениями настоящего Кодекса основания, определяющие особенности производства по отдельным категориям административных дел.
В связи с вышеприведенными нормами процессуального законодательства, административный иск в части взыскания недоимки по налогу и пени по требованию № 47009 от 02.12.2015, а также земельного налога и пени за 2013 год по требованию № 1609 от 15.02.2018 судом первой инстанции подлежал возвращению в связи не соблюдением административным истцом установленного федеральным законом обязательного досудебного порядка урегулирования данной категории административных споров.
По данному основанию решение в данной части подлежит отмене с оставлением административного искового заявления в соответствующей части без рассмотрения по основанию, предусмотренному п. 1 ч. 1 ст. 196 и ч. 4 ст. 309 КАС РФ.
В части недоимки по налогам за 2015-2016 годы по требованию № 1609 от 15.02.2018 административный иск подлежит удовлетворению, поскольку порядок обращения в суд налоговым органом соблюден, расчет задолженности произведен административным истцом в соответствии с требованиями НК РФ, проверен судом, признан арифметически верным и соответствующим закону. При таком положении решение суда первой инстанции в соответствующей части подлежит отмене с вынесением по делу нового решения.
Руководствуясь статьями 305, 309–310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Промышленного районного суда г. Самары от 18.11.2019 отменить в части отказа в удовлетворении административного иска Межрайонной ИФНС России № 17 по Самарской области к Алексеевой М.Ю. о взыскании земельного налога по требованиям № 47009 от 02.12.2015 и № 1609 от 15.02.2018.
Административный иск Межрайонной ИФНС России № 17 по Самарской области к Алексеевой М.Ю. о взыскании земельного налога и пени по требованию № 47009 от 02.12.2015, а также земельного налога и пени за 2013 год по требованию № 1609 от 15.02.2018 оставить без рассмотрения.
Административный иск Межрайонной ИФНС России № 17 по Самарской области к Алексеевой М.Ю. о взыскании земельного налога и пени за 2015-2016 годы по требованию № 1609 от 15.02.2018 удовлетворить.
Взыскать с Алексеевой М.Ю. земельный налог за 2016 год – 260 рублей, пени 5,10 рублей, земельный налог за – 2016 год в размере 651 рубль, пени – 14,05 рублей.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в силу со дня его принятия, может быть обжаловано в Шестой кассационной суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий
Судьи