Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-3678/2023 ~ М-3358/2023 от 08.08.2023

                                                                           Дело 2-3678/2023

91RS0002-01-2023-005752-71

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

08 декабря 2023 года                                                  город Симферополь

Киевский районный суд города Симферополя Республики Крым в составе:

председательствующего судьи – Сологуб Л.В.,

при секретаре – Куница Е.В.,

с участием: помощника прокурора - ФИО8,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокуратуры <адрес> в интересах муниципального образования городской округ Симферополь в лице Симферопольского городского Совета Республики Крым к ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, третьи лица – Муниципальное казенное учреждение Департамент развития муниципальной собственности Администрации <адрес> Республики Крым, Администрация <адрес> Республики Крым, о понуждении совершить определенные действия,

УСТАНОВИЛ:

ДД.ММ.ГГГГ прокуратура <адрес> в интересах муниципального образования городской округ Симферополь в лице Симферопольского городского совета Республики Крым обратилась в суд с иском к ФИО2 о возврате земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>-г, с кадастровыми номерами 90:22:010217:1071, 90:22:010217:1420, Администрации <адрес> по актам приема-передачи земельного участка.

Иск обоснован тем, что решением 40-й Сессии V созыва Симферопольского городского совета АР Крым от ДД.ММ.ГГГГ земельные участки расположенные по адресу: <адрес>-г общей площадью 57 кв.м, с кадастровыми номерами 90:22:010217:1071, 90:22:010217:1420 переданы ФИО2 на основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ с целью эксплуатации помещений торговли, сроком до ДД.ММ.ГГГГ В настоящее время действие указанного договора аренды прекращено. Земельные участки до настоящего времени используются ФИО2 и в нарушение п.7.1 договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ не переданы арендодателю по акту-приема передачи. Кроме того, ФИО2 уплачиваются арендные платежи за указанный земельный участок, что также подтверждает факт использования ею земельного участка. Согласно сведеньям ЕГРН земельные участки с кадастровыми номерами 90:22:010217:1071 и 90:22:010217:1420 являются муниципальной собственностью. Согласно акту осмотра проведено обследование земельных участков, расположенных по адресу: <адрес>, 1-д и установлено, что указанные земельные участки освобождены от застройки. Основанием предоставления в аренду земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, является расположение на нем здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, принадлежащие данным лицам.

В связи с уничтожением объекта недвижимости у ответчика прекращено право собственности на принадлежавшее арендатору нежилое помещение в здании, и, следовательно, подлежит прекращению и возникшее у него в силу ст. ст. 35, 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации право пользования земельным участком, на котором было расположено указанное здание, т.к. земельный участок, предоставлялся в аренду исключительно для эксплуатации здания под торговые цели. Согласно условиям договора, а именно и.7.1 имущество считается возвращённым при наличии подписанного акта приема-передачи. Указанный акт между ФИО2 и Администрацией <адрес> сторонами не подписан. В связи с фактическим владением земельным участком ФИО2 органы местного самоуправления не имеют возможности реализовать права, предусмотренные ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ. Ссылаясь на требования ст.46 ЗК РФ, ст.610 ГК РФ, а также требования ст.ст.45,46 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор <адрес> просил обязать ФИО2 возвратить земельные участки, расположенные по адресу: <адрес>-г, с кадастровыми номерами 90:22:010217:1071, 90:22:010217:1420 Администрации <адрес> по актам приема-передачи земельного участка.

Протокольным определением от ДД.ММ.ГГГГ в качестве соответчиков привлечены к участию в деле ФИО3, ФИО4, ФИО5 и в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечена Администрация <адрес> (л.д.154).

В судебном заседании старший помощник прокурора <адрес> ФИО8 исковые требования поддержала, просила иск удовлетворить в полном объеме. Пояснила, что после окончания срока аренды земельных участков ответчица ФИО2 не передала их по акту приема-передачи. Отсутствие актов приема-передачи препятствует Администрации <адрес> распоряжаться земельными участками. На земельных участках отсутствуют какие-либо строения, торговые объекты. Видимо, ответчик демонтировала здание, но не сняла его с кадастрового учета. Для расположения земельных участков и наличия на них строений, ни геодезист, ни кадастровый инженер не привлекались. Место расположение земельных участков с указанными в иске кадастровыми номерами, определялось визуально. В настоящее время городом на земельных участках размещены лавочки и зеленые насаждения. Полагает, что иск предъявлен верно в интересах муниципального образования городской округ Симферополь в лице Симферопольского городского совета, вместе с тем Администрация <адрес> осуществляет полномочия собственника муниципального имущества.

В письменных возражениях ответчица ФИО2 просила в иске отказать (л.д.177).

В письменных возражениях представитель ответчицы ФИО2ФИО9 заявил о несогласии с исковыми требованиями и указал о том, что Администрация <адрес> с требованиями об освобождении земельного участка к ответчице не обращалась, акт приема-передачи спорных участков не направляла. Кроме того, доводы иска прокурора об уничтожении объектов недвижимости на земельном участке являются необоснованными. Просил в иске отказать (л.д.142-143).

Лицо, в чьих интересах предъявлен иск, а также ответчики и представитель третьего лица в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещались надлежащим образом судебными повестками, о причинах неявки не сообщили. Конверты с судебными повестками, адресованные ответчикам ФИО4, ФИО3, ФИО5 возвращены суду с отметкой «Истек срок хранения».

В соответствии со ст.165.1 ГК РФ заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствии для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.

Статьями 2, 3 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» предусмотрена обязанность граждан РФ состоять на регистрационном учете по месту жительства и /или месту пребывания, в том числе в целях исполнения обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.

Осуществление лицом своих прав и обязанностей, связанных с местом проживания, находится в зависимости от волеизъявления такого лица, которое при добросовестном отношении должно было позаботиться о получении почтовой корреспонденции, направляемой на его имя.

В соответствии с частью 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Право на судебную защиту подразумевает создание условий для эффективного и справедливого разбирательства дела, реализуемых в процессуальных формах, регламентированных федеральным законом, а также возможность пересмотреть ошибочный судебный акт в целях восстановления в правах посредством правосудия.

В силу части 1 статьи 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства. О рассмотрении дела в таком порядке суд выносит определение.

В соответствии с требованиями ст. 167 ГПК РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, не явившихся в судебное заседание в соответствии с определением о заочном рассмотрении дела.

Суд, выслушав пояснения истца, исследовав материалы дела и все доказательства в их совокупности, считает, что иск не подлежит удовлетворению, исходя из следующего.

Как усматривается из материалов дела и установлено судом, земельные участки, расположенные по адресу: <адрес>-г, с кадастровыми номерами 90:22:010217:1071 площадью 39 кв.м., и 90:22:010217:1420, площадью 18 кв.м. находятся в муниципальной собственности с ДД.ММ.ГГГГ (л.д.5-10, 27-32).

ДД.ММ.ГГГГ между Симферопольским городским Советом АР Крым и ответчиком ФИО10 заключен договор аренды -Р сроком на 10 лет (до ДД.ММ.ГГГГ) земельного участка общей площадью 0,0057 га, в том числе: земельного участка площадью 0,0018 га и земельного участка , площадью 0,0039 га, для эксплуатации объектов торговли, расположенных в <адрес> (л.д.12-19).

На основании акта приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ указанные земельные участки переданы ФИО2 (л.д.20-21).

Срок, предусмотренный пунктом 3.1 Договора -Р аренды земельного участка, истек ДД.ММ.ГГГГ (л.д.13).

В соответствии с положениями части 1 статьи 622 Гражданского кодекса при прекращении договора аренды арендатор обязан вернуть арендодателю имущество в том состоянии, в котором он его получил, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором.

Статьей 12 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Данный принцип предполагает самостоятельное решение органами местного самоуправления вопросов местного значения, закрепленных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", исключает возможность вмешательства органов государственной власти в деятельность органов местного самоуправления, обуславливает пределы взаимодействия органов местного самоуправления и органов государственной власти.

Согласно статье 51 названного Федерального закона органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (часть 1).

Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами (часть 2).

Статьей 39.1 Земельного кодекса РФ установлено, что земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, предоставляются на основании: решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.

Исходя из правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ N 12-П, федеральный законодатель возложил на органы местного самоуправления осуществление управления и распоряжения земельными участками, находящимися в муниципальной собственности (часть 2 статьи 11 Земельного кодекса РФ), а также распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, если иное не предусмотрено законодательством РФ (статья 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ").

Согласно пункту 3, 3.2 Решения Симферопольского горсовета Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N 102 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О вопросах правопреемства" определено, что правопреемником имущественных прав и обязанностей органов местного самоуправления, действующих на территории Республики Крым на день принятия в ФИО1 Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, территории которых отнесены к территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, выступает: Администрация <адрес> Республики Крым:

- в части имущества, необходимого для обеспечения своей деятельности и принятого ею, согласно Приложению 3 (в ред. Решения Симферопольского горсовета Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N 1581);

- в отношении иного имущества в установленном законодательством Российской Федерации, законодательством Республики Крым в соответствии с правовыми актами Симферопольского городского совета Республики Крым порядке (в ред. Решения Симферопольского горсовета Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N 1581).

В пункте 15-1 Решения Симферопольского горсовета Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N 1581 "О внесении изменений в решение 7-й сессии Симферопольского городского совета I созыва от ДД.ММ.ГГГГ N 102 "О вопросах правопреемства" определено, что муниципальное казенное учреждение Департамент развития муниципальной собственности Администрации <адрес> Республики Крым при осуществлении функций по учету и формированию Реестра муниципального имущества муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым является правопреемником имущественных прав и обязанностей в отношении недвижимого имущества, которое было приобретено, получено, создано Симферопольским городским советом, Исполнительным комитетом Симферопольского городского совета, действующих на территории Республики Крым на день принятия в ФИО1 Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, законодательством Республики Крым, в соответствии с правовыми актами Симферопольского городского совета Республики Крым."

Пунктами 2.3, 2.3.1 Приложения к решению 16-й сессии Симферопольского городского совета от ДД.ММ.ГГГГ N 225 «Порядок управления и распоряжения земельными участками, находящимся в муниципальной собственности муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым» определено, что Администрация в сфере управления и распоряжения земельными участками осуществляет следующие полномочия: распоряжается земельными участками путем принятия соответствующих муниципальных правовых актов, заключения гражданско-правовых договоров и выполнения иных действий, предусмотренных действующими нормативными правовыми актами, в процессе управления и распоряжения земельными участками, в том числе: обеспечивает образование земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, для различных нужд в установленном порядке; принимает решения о предоставлении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; заключает договоры купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность, договоры аренды в случае предоставления земельного участка в аренду, договоры безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование, дополнительные соглашения о внесении изменений в указанные договоры; принимает решения о прекращении возникших ранее прав на земельные участки и др.

Таким образом, исходя из положений Федерального конституционного закона N 6-ФКЗ "О принятии в ФИО1 Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", пункта 6 статьи 26 Закона Республики Крым 54-ЗРК "Об основах местного самоуправления в <адрес>", с учетом пункта 3 Решения Симферопольского горсовета Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N 102 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О вопросах правопреемства" Администрация <адрес> Республики Крым является правопреемником арендодателя, а следовательно надлежащим истцом (либо лицом, в чьих интересах может быть предъявлен иск).

Между тем, Администрация <адрес> не заявлена прокурором как лицо, в чьих интересах предъявлен иск, хотя в исковых требованиях и указано об обязании возврата земельных участков Администрации <адрес>.

В соответствии с абзацем четвертым статьи 148 и пунктом 4 части 1 статьи 150 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судья при подготовке дела к судебному разбирательству разрешает вопрос о составе лиц, участвующих в деле, и других участников процесса и о вступлении в дело соистцов, соответчиков и третьих лиц без самостоятельных требований относительно предмета спора, а также разрешает вопросы о замене ненадлежащего ответчика.

Как следует из абзаца второго пункта 23 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 11 "О подготовке гражданских дел к судебному разбирательству" следует, что в случае предъявления иска не всеми лицами, которым принадлежит оспариваемое право, судья не вправе привлечь таких лиц к участию в деле в качестве соистцов без их согласия, поскольку в соответствии с принципом диспозитивности лицо, которому принадлежит право требования, распоряжается своими правами по своему усмотрению. Судья должен известить таких лиц об имеющемся в суде деле.

С учетом изложенного суд, в целях правильного разрешения спора, разрешил вопрос о составе лиц, участвующих в деле, исходя из заявленных прокурором требований, обстоятельств дела и характера спорных правоотношений, не имея согласия Администрации на привлечение ее к участию в деле в качестве соистца, протокольным определением ДД.ММ.ГГГГ привлек к участию в деле в качестве третьего лица Администрацию <адрес> и известил ее о месте и времени рассмотрения дела.

Также по запросу суда из Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ поступили копии реестровых дел на земельные участки с кадастровыми номерами 90:22:010217:1071 и 90:22:010217:1420. Из имеющейся в нем копии постановления Администрации <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ вид разрешенного использования указанных земельных участков, расположенных по адресу: <адрес> изменен с «Магазины» на вид разрешенного использования - «Земельные участки (территории) общего пользования» (код-12.0) (л.д.87,116).

В своих письменных возражениях представитель ответчицы ФИО2ФИО9 заявил о несогласии с исковыми требованиями и указал о том, что Администрация <адрес> с требованиями об освобождении земельного участка к ответчице не обращалась, акт приема-передачи спорных участков не направляла. Кроме того, доводы иска прокурора об уничтожении объектов недвижимости на земельном участке являются необоснованными (л.д.142-143).

Проверяя доводы представителя ответчика о противоречиях, имеющихся в иске прокурора, утверждавшего об отсутствии объектов недвижимости на земельном участке, а также о наличии препятствий в использовании земельных участков в виду отсутствия акта приема-передачи, судом истребованы сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости.

Согласно выписки из ЕГРН на земельных участках с кадастровыми номерами 90:22:010217:1071 и 90:22:010217:1420, расположенными на <адрес> в <адрес>, расположен объект недвижимости с кадастровым номером 90:22:010217:467 (л.д.125-133).

Согласно выписки из ЕГРН по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ право общей долевой собственности на объект недвижимости с кадастровым номером 90:22:010217:467 зарегистрировано за ФИО3, ФИО4, ФИО5 и ФИО2 (л.д.145-146).

Однако в судебном заседании противоречия, имеющиеся в доводах прокурора об отсутствии строений на земельном участке и при наличии сведений в ЕГРН о расположении объекта недвижимости с кадастровым номером 90:22:010217:467 на спорных земельных участках, истцом не устранены.

При разрешении исковых требований суд учитывает, что прокурор в своем иске ссылается на то, что земельные участки фактически освобождены от каких либо строений, ответчики земельный участок фактически не используют.

Из фототаблицы и акта осмотра земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, предоставленной истцом в судебном заседании, усматривается, что земельные участки с кадастровыми номерами 90:22:010217:1071 и 90:22:010217:1420 строений не имеют. Указанные участки имеют зеленые насаждения и тротуарную плитку (л.д.182-185).

Как следует из представленных истцом – прокурором <адрес> доказательств, спорные земельные участки фактически возвращены во владение Администрации, которая надлежащим образом осуществила свои права по владению имуществом, благоустроив его средствами для отдыха и зелеными насаждениями.

Суд принимает во внимание, что сама по себе передача по акту спорного земельного участка подтверждает лишь переход во владение арендатора или о выбытии из его владения земельного участка, однако не исключает установления обстоятельств возможности его действительного использования.

Кроме того, отсутствие акта приема-передачи не исключает возможность собственника земельного участка использовать этот участок после истечения срока аренды, что и было выполнено Администрацией <адрес>, которая использует спорный земельный участок для общественных нужд благоустроив его и приведя в состояние, пригодное для проведения отдыха и досуга жителям города.

Таким образом, отсутствие акта приема-передачи земельного участка после истечения срока договора аренды, при фактическом его возврате в пользование Администрации <адрес>, не нарушает права лица, в чьих интересах прокурором был предъявлен иск. А сторона (правопреемник) договора аренды земельных участков -Р от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.12-13) с исковыми требованиями о возврате земельных участков по актам приема-передачи, не обращалась.

С учетом изложенных обстоятельств суд приходит к выводу о том, что истцом не верно избран способ защиты, кроме того права Симферопольского городского совета Республики Крым, в чьих интересах предъявлен иск, не нарушены.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198,233 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении иска прокуратуры <адрес> в интересах муниципального образования городской округ Симферополь в лице Симферопольского городского Совета Республики Крым к ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, третьи лица – МКУ Департамент развития муниципальной собственности Администрации <адрес> Республики Крым, Администрация <адрес> Республики Крым, о понуждении совершить определенные действия, - отказать.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.

Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления в Верховный Суд Республики Крым через Киевский районный суд <адрес>.

Судья                                                                                Л.В. Сологуб

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.

2-3678/2023 ~ М-3358/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Прокуратура Центрального района г. Симферополя в инт. МО ГО Симферополь в лице Симферопольского городского Совета РК
Ответчики
Ермак Наталья Владимировна
Рыбалко Валентина Васильевна
Киланава Майя Ревазиевна
Стоковская Татьяна Валентиновна
Рыбалка Валентина Васильевна
Другие
Администрация г. Симферополя Республики Крым
МКУ Департамент развития муниципальной собственности Администрации г. Симферополя РК
Суд
Киевский районный суд г. Симферополя Республики Крым
Судья
Сологуб Людмила Викторовна
Дело на сайте суда
kiev-simph--krm.sudrf.ru
08.08.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
08.08.2023Передача материалов судье
11.08.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.08.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.08.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
07.09.2023Предварительное судебное заседание
12.10.2023Судебное заседание
21.11.2023Судебное заседание
08.12.2023Судебное заседание
15.12.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.12.2023Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
11.01.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее