Дело №
55RS0№-33
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
г.Омск 31 марта 2022 года
Судья Центрального районного суда г. Омска Щеглаков Г.Г., при секретаре ФИО4, рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ в отношении: ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, <данные изъяты>, зарегистрированного и проживающего по адресу: <адрес>, паспорт <данные изъяты>
У С Т А Н О В И Л:
Гончаров А.Е. в нарушение требований п. 1 ч. 3 ст. 6 Федерального закона от 19.06.2004 года №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», 06.03.2022 года с 14 часов 00 минут до 14 часов 50 минут, находясь на Соборной площади по адресу: г. Омск, ул. Тарская, д. 7, принял участие в незаконном публичном мероприятии в форме митинга с количеством участников более 50 человек, проводимом с целью выражения общественного мнения по факту несогласия проведения специальной военной операции на территории Украины, на неоднократные требования сотрудников полиции, в том числе предъявляемых посредством звукоусиливающего устройства прекратить участие в несанкционированном публичном мероприятия не реагировал, тем самым нарушил, п. 11.2 Распоряжения Губернатора Омской области от 17.03.2020 №19-р «О мероприятиях по недопущению завоза и распространения новой коронавирсной инфекции (Covid-19), п. 1 ч. 3 ст. 6 Федерального закона от 19.06.2004 года №54-ФЗ. Таким образом, Гончаров А.Е. совершил административное правонарушение, предусмотренное п. 5 ст. 20.2 КоАП РФ.
Должностное лицо – инспектор ПДН ОП № 10 УМВД России по г. Омску Гончаров И.С. пояснил суду, что находит вину Гончарова А.Е. в совершении административного правонарушения доказанной. Составлен протокол о правонарушении.
В судебном заседании Гончаров А.Е. вину в совершении административного правонарушения признал. В содеянном раскаялся.
Заслушав участников процесса, обозрев видеозапись, рассмотрев представленные материалы, суд полагает, что в действиях Гончарова А.Е. имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ – нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных ч. 6 ст. 20.2 КоАП РФ, что влечет наложение административного штрафа в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или обязательные работы на срок до сорока часов.
Как следует из п. 33 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2018 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях» участником публичного мероприятия для целей статьи 20.2 КоАП РФ является гражданин, в том числе член политической партии, член или участник другого общественного, религиозного объединения, добровольно участвующий в таком мероприятии и реализующий права, предусмотренные ч. 2 ст.6Федерального закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ (ред. от 11.10.2018) «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», например, участвующий в обсуждении и принятии решений, использующий различную символику и иные средства публичного выражения коллективного или индивидуального мнения.
При этом, нарушение участником мирного публичного мероприятия установленного порядка проведения публичного мероприятия, влекущее административную ответственность по ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ, может иметь место только в случае невыполнения (нарушения) участником публичного мероприятия обязанностей (запретов), установленных ч.3, 4 ст. 6 Федерального закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ (ред. от 11.10.2018) «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».
Согласно п.1 ч.3 ст. 6 Федерального закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ (ред. от 11.10.2018) «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», во время проведения публичного мероприятия его участники обязаны выполнять все законные требования организатора публичного мероприятия, уполномоченных им лиц, уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления и сотрудников органов внутренних дел (военнослужащих и сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации).
К числу таких обязанностей относится, в частности, необходимость выполнения всех законных требований сотрудников органов внутренних дел, военнослужащих и сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации.
Невыполнение участником публичного мероприятия законных требований или распоряжений указанных представителей власти, подлежит квалификации по ч.5 ст.20.2 КоАП РФ.
Как следует из материалов дела и установлено в ходе судебного разбирательства, 06.03.2022 года с 14 часов 00 минут до 14 часов 50 минут, Гончаров А.Е., находясь на Соборной площади по адресу: г. Омск, ул. Тарская, д. 7, принял участие в незаконном публичном мероприятии в форме митинга с количеством участников более 50 человек, проводимом с целью выражения общественного мнения по факту несогласия проведения специальной военной операции на территории Украины, на неоднократные требования сотрудников полиции, в том числе предъявляемых посредством звукоусиливающего устройства прекратить участие в несанкционированном публичном мероприятия не реагировала, тем самым нарушил, п. 11.2 Распоряжения Губернатора Омской области от 17.03.2020 №19-р «О мероприятиях по недопущению завоза и распространения новой коронавирсной инфекции (Covid-19), п. 1 ч. 3 ст. 6 Федерального закона от 19.06.2004 года №54-ФЗ. Указанные обстоятельства Гончаровым А.Е. не отрицаются.
Действия Гончарова А.Е. квалифицированы по ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ.
Факт совершения административного правонарушения и вина Гончарова А.Е. вопреки его доводам, подтверждаются доказательствами, имеющимися в деле, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывают, а именно: протоколом об административном правонарушении от 11.03.2022 года (л.д. 4), рапортами сотрудников полиции (л.д. 5,12,13), письменными объяснениями Гончарова А.Е. (л.д. 6, 16-17),, видеозаписью (л.д.27), актом осмотра (л.д. 20-21) и иными материалами.
Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, судья приходит к выводу о доказанности вины Гончарова А.Е. в нарушении требований законодательства Российской Федерации о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях.
Порядок реализации установленного Конституцией Российской Федерации права граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование регулируется Федеральным законом от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях".
В соответствии со ст. 3 Федерального закона N 54-ФЗ одним из принципов проведения публичных мероприятий выступает законность - соблюдение положений Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона и иных законодательных актов Российской Федерации.
Статьей 7 Федерального закона N 54-ФЗ предусмотрена обязанность организатора публичного мероприятия уведомить орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления о проведении публичного мероприятия в случаях и в сроки, установленные указанной статьей.
Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в определениях от 24 октября 2013 г. N 1618-О, от 24 октября 2013 г. N 1619-О, Закон N 54-ФЗ в целях обеспечения мирного, доступного и безопасного характера публичных мероприятий, проводимых в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, закрепляет права и обязанности организатора публичного мероприятия (статьи 5, 7, 9, 11), участников публичного мероприятия (статья 6), а также органов публичной власти и их должностных лиц (статьи 12 - 17). Данным положениям корреспондируют положения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которыми предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях (статьи 5.38, 20.2), в том числе ответственность участника публичного мероприятия за нарушение установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования (части 5 и 6 статьи 20.2). При этом в силу общих положений данного Кодекса (часть 1 статьи 2.1) ответственность участника публичного мероприятия может наступать только в случае совершения им противоправных, виновных действий или его противоправного, виновного бездействия.
Правовой статус участника публичного мероприятия закреплен в ст. 6 Закона N 54-ФЗ.
Участие Гончарова А.Е. в несогласованном публичном мероприятии в форме митинга со всей очевидностью следует из рапортов и письменных объяснений сотрудников полиции, протокола об административном правонарушении, иных доказательств, из которых следует, что 06.03.2022 года по указанному выше адресу сотрудниками полиции был задержан Гончарова А.Е., который принял участие в несогласованном публичном мероприятии, проходившем в форме митинга, на требования прекратить участие в данном несогласованном публичном мероприятии не реагировал.
Изучив материалы дела, суд приходит к выводу о том, что протокол об административном правонарушении составлен в соответствии с требованиями ст. 28.2 КоАП РФ, уполномоченным должностным лицом, в пределах представленных ему полномочий. Из материалов дела следует, что Гончаров А.Е. вызывался для составления протокола об административном правонарушении, ему была вручена повестка, а потому суд считает, что органом, составившим протокол об административном правонарушении, приняты необходимые меры об уведомлении Гончарова А.Е. о составлении данного протокола. Гончаровым А.Е. протокол об административном правонарушении получен 11.03.2022, о чем свидетельствует отметка в протоколе об административном правонарушении.
Административная ответственность по ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ наступает за нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных ч. 6 данной статьи.
Порядок проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования определен положениями Федерального закона от 19.06.2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».
Согласно п. 31 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2018 г. «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях» в силу части 1.1 статьи 7 Закона о публичных мероприятиях уведомление о пикетировании, осуществляемом одним участником, не требуется, за исключением случая, если этот участник предполагает использовать быстровозводимую сборно-разборную конструкцию. При этом минимальное допустимое расстояние между лицами, осуществляющими указанное пикетирование, определяется законом субъекта Российской Федерации, но не может быть более пятидесяти метров. Совокупность актов пикетирования, осуществляемого одним участником, объединенных единым замыслом и общей организацией, может быть признана решением суда по конкретному гражданскому, административному или уголовному делу одним публичным мероприятием, в отношении которого данным законом установлена обязанность по подаче уведомления о его проведении в орган публичной власти.
Организация либо проведение публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия, административная ответственность за которые наступает по части 2 статьи 20.2 КоАП РФ, могут иметь место в случае, если несколько пикетов, каждый из которых формально подпадает под признаки одиночного, с достаточной очевидностью объединены единством целей и общей организацией, проводятся одновременно и территориально тяготеют друг к другу, а их участники используют ассоциативно узнаваемые или идентичные наглядные средства агитации и выдвигают общие требования и призывы. Данные обстоятельства могут подтверждаться, например, наличием одного организатора публичных мероприятий, единым оповещением возможных участников и проведением предварительной агитации, изготовлением и распространением средств наглядной агитации в отношении нескольких пикетов.
Гончаров А.Е. был участником 06.03.2022 года массового мероприятия, несогласованного с органами исполнительной власти по адресу на Соборной площади в городе Омске по ул. Тарская, д. 7 с количеством около50 человек, которое выражалось в форме проведенного митинга.
Изложенные требования законодательства Гончаровым А.Е. были нарушены, поскольку он принял участие в массовом мероприятии в форме митинга, проведение которого с органами исполнительной власти и органами местного самоуправления не согласовано, и как участник публичного мероприятия Гончаров А.Е. не выяснил юридические значимые обстоятельства, а именно, законность проведенного мероприятия.
Нарушение участником мирного публичного мероприятия установленного порядка проведения публичного мероприятия, выразившееся в невыполнении (нарушении) им обязанностей (запретов), установленных частями 3, 4 статьи 6 названного закона, влечет административную ответственность, предусмотренную частью 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Принципиальным моментом является само поведение Гончарова А.Е. на месте правонарушения и фактическое продемонстрированное длительное время нежелание покинуть место массового мероприятия, несмотря на неоднократные требования сотрудников полиции.
Из обозренной в судебном заседании видеозаписи также усматривается, что сотрудник полиции неоднократно уведомил лиц, участвующих в мероприятии о том, что оно не согласовано в установленном законом порядке и они могут быть подвергнуты задержанию за участие в мероприятии, в том числе и лично Гончарова А.Е., что было проигнорировано участниками мероприятия, в том числе и Гончаровым А.Е.
Кроме того, собравшиеся неоднократно предупреждались о запрете массовых публичных мероприятий в связи пандемией коронавируса в соответствии с Распоряжением Губернатора Омской области от 17.03.2020 г. № 19-р, однако они на это не реагировали, в связи с чем участник была задержана и доставлена в отдел полиции.
Кроме того, суд учитывает, что граждане Российской Федерации обязаны соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, выполнять установленные правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (статья 19 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера").
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Распоряжением Губернатора Омской области от 17.03.2020 № 19-р (в редакции Распоряжения Губернатора Омской области от 21.01.2022 N 1-р), «О мероприятиях по недопущению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), в соответствии с Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Указом Президента РФ от 02.04.2020 № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории РФ в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», Указом Президента РФ от 28.04.2020 № 294 «О продлении действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологическом благополучии населения на территории РФ в связи с распространением новой коронавирусной инфекции» (COVID-19)», п. 3.2 ст.6 Закона Омской области «О защите населения и территории Омской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», п.п. 16, 19 Положения о территориальной подсистеме единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Омской области, утвержденного постановлением Правительства Омской области от 15.11.2006 № 144-п, на территории Омской области введен режим повышенной готовности для органов управления и сил территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Омской области.
На основании полномочий, установленных подпунктом "а.2" пункта "а" статьи 10 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" Правительство Российской Федерации постановлением от 02.04.2020 N 417 утвердило Правила поведения, обязательные для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Правила предусматривают, в том числе, что при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, граждане обязаны выполнять законные требования должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций; иметь при себе и предъявлять по требованию уполномоченных должностных лиц документ, удостоверяющий личность гражданина, а также документы (при наличии), дающие право не соблюдать требования, установленные подпунктом "в" настоящего пункта и подпунктами "б" и "в" пункта 4 настоящих Правил; при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни и здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации (подпункты "б", «д» пункта 3, подпункты "в", "г" пункта 4 Правил).
Согласно пунктам «а, у, ф» части 1 статьи 11 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" органы государственной власти субъектов Российской Федерации: принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера; устанавливают обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в соответствии с подпунктом "м" настоящего пункта; с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подпунктом "а.2" статьи 10 настоящего Федерального закона, могут устанавливать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в соответствии с подпунктом "а.1" статьи 10 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 11.2 Распоряжение Губернатора Омской области от 17.03.2020 N 19-р(ред. от 28.02.2022) "О мероприятиях по недопущению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Омской области" на период повышенной готовности: запретить проведение всех массовых и публичных мероприятий, включая молодежные форумы, слеты, фестивали, концерты под открытым небом, за исключением официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, а также мероприятий, предусмотренных решениями постоянно действующего штаба по борьбе с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Омской области, по 31 марта 2022 года. Ограничения, предусмотренные настоящим пунктом в отношении публичных и иных массовых мероприятий, распространяются также на граждан, политические партии, другие общественные и религиозные объединения.
Указание в протоколе на нарушение Гончарова А.Е. п. 11.2 Распоряжения Губернатора Омской области от 17.03.2020 № 19-р для установления виновности лица по составу нарушения предусмотренного ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ правового значения по делу не имеет.
В силу положений ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Протокол об административном правонарушении и другие материалы дела составлены в соответствии с требованиями закона, надлежащим должностным лицом, не доверять сведениям, указанным в них, оснований не имеется, в связи с чем, судья признает их допустимыми доказательствами.
Оснований для признания рапортов сотрудников полиции недопустимыми доказательствами, не имеется, поскольку изложенные в них обстоятельства согласуются между собой и с изложенным в протоколе об административном правонарушении событием административного правонарушения.
Данные документы отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам ст. 26.2 КоАП РФ.
Установив, что рапорты были составлены должностными лицами в рамках их должностных обязанностей, причиной составления рапортов послужило непосредственное выявление сотрудниками полиции совершения административного правонарушения, при этом порядок их составления был соблюден, суд приходит к выводу о допустимости таких доказательств по данному делу.
Совокупность исследованных доказательств является достаточной для установления вины Гончарова А.Е. в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ.
Оснований ставить под сомнение достоверность содержания протокола об административном правонарушении, составленного в отношении Гончарова А.Е., представленного наряду с иными письменными документами в материалах дела об административном правонарушении, не имеется.
В соответствии с частью 5 статьи 20.2 КоАП РФ нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или обязательные работы на срок до сорока часов.
Смягчающим вину обстоятельством суд признает признание вины, отягчающие административную ответственность обстоятельства отсутствуют.
При назначении наказания учитываю личность Гончарова А.Е., характер совершенного административного правонарушения, посягающего на общественный порядок и общественную безопасность, обстоятельства совершения административного правонарушения, и считаю необходимым назначить ему административное наказание в виде минимального административного штрафа в размере 10000 рублей.
Руководствуясь статьями 29.9, 29.10 КоАП РФ, судья
постановил:
признать ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, <данные изъяты> зарегистрированного и проживающего по адресу: <адрес>, паспорт <данные изъяты> виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему административное наказание в виде штрафа в размере 10 000 (десять тысяч) рублей.
В силу ст. 46 Бюджетного кодекса штраф подлежит зачислению в доход федерального бюджета, реквизиты: получатель штрафа - получатель штрафа УФК России по Омской области (УМВД России по Омской области); - ИНН 5507213615; - КПП 550701001; - расчётный счёт 40102810245370000044; -БИК 015209001; -ОКТМО 52701000; -Код БК 18811601201010601140; -УИИ 18880455222810008060.
В соответствии со ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлечённым к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу.
При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении шестидесяти дней, судья, вынесший постановление, направляет соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренным законодательством.
Кроме того, в отношении лица, не уплатившего в установленный срок административный штраф, возбуждается дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, что влечёт за собой ответственность в виде штрафа в двукратном размере неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест сроком до пятнадцати суток либо обязательные работы сроком до пятидесяти часов.
Постановление может быть обжаловано в Омский областной суд в течение 10 суток с момента его вручения или получения копии постановления через Центральный районный суд г.Омска.
Судья Г.Г. Щеглаков