Изготовлено 27.02.2024 г.
Дело № 2-579/2024
УИД 76RS0015-01-2024-00266-32
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 февраля 2024 г. г. Ярославль
Ленинский районный суд г. Ярославля в составе
председательствующего судьи Кутенева Л.С.,
при секретаре Самохваловой Ю.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению зам. прокурора г. Ярославля в интересах неопределенного круга лиц к мэрии г. Ярославля, КУМИ мэрии г. Ярославля, департаменту городского хозяйства мэрии г. Ярославля о возложении обязанности,
установил:
Зам. прокурора г. Ярославля обратился в суд с исковым заявлением, в интересах неопределенного круга лиц, в котором просит обязать мэрию г. Ярославля в течение девяти месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обратиться в орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество с заявлением о постановке на учет бесхозяйного недвижимого объекта – сети теплоснабжения, расположенного по адресу: <адрес>, а также обязать мэрию г. Ярославля в течение трех месяцев после постановки на учет указанной сети теплоснабжения в качестве бесхозяйного недвижимого объекта организовать его передачу организации, осуществляющей эксплуатацию инженерных сетей, по договорам, предусмотренным действующим законодательством, на содержание и ремонт до признания права собственности на указанный объект.
В обоснование требований указано, что прокуратурой города проведена проверка наличия бесхозяйных объектов недвижимого имущества на территории г. Ярославля. Установлено, что на территории Ленинского района г. Ярославля имеется бесхозяйный объект недвижимости – сеть теплоснабжения, расположенная по адресу: <адрес>. Данный объект не является объектом муниципальной собственности г. Ярославля, бесхозяйным не признан, на учет не поставлен, его правообладатель или балансодержатель не определен. Финансирование ремонта и содержания бесхозяйных сети теплоснабжения бюджетом г. Ярославля не предусмотрено. По данной сети теплоснабжения обеспечивается поставка коммунальных ресурсов в многоквартирные жилые дома. По указанным основаниям возник настоящий иск.
КУМИ мэрии г. Ярославля, департамент городского хозяйства мэрии г. Ярославля привлечены к участию в деле в качестве соответчиков.
Представитель истца – ст. помощник прокурора Шарапова А.В. в судебном заседании исковые требования поддержала, дала пояснения согласно иску.
Представители ответчиков мэрии г. Ярославля, КУМИ мэрии г. Ярославля, департамента городского хозяйства мэрии г. Ярославля, представитель третьего лица АО «Ярославские ЭнергоСистемы» в судебное заседание не явились, извещены своевременно, надлежащим образом, ответчиком КУМИ мэрии г. Ярославля представлен отзыв на исковое заявление, в котором просит рассмотреть дело в свое отсутствие.
Выслушав прокурора, исследовав и оценив письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В ходе рассмотрения дела установлено, что на территории Ленинского района г. Ярославля имеется следующий бесхозяйный спорный объект недвижимости: сеть теплоснабжения, расположенная по адресу: <адрес>.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 16 ФЗ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 51 ФЗ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ, органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Согласно ч. 3 ст. 7 ФЗ от 31.03.1999 г. № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» организация газоснабжения населения является полномочием органов местного самоуправления городских поселений, городских округов и осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами.
В соответствии со ст. 7 Устава г. Ярославля, принятого решением муниципалитета города Ярославля от 16.10.1995 г. № 42 (далее - Устав), структуру органов городского самоуправления составляет, в том числе, местная администрация города Ярославля (исполнительно-распорядительный орган) – мэрия г. Ярославля.
Согласно ст. 98 Устава, к полномочиям мэрии города по вопросам управления муниципальным имуществом относится в том числе осуществление от имени города права собственника в отношении муниципального имущества в порядке, установленном муниципалитетом города.
В соответствии с п. 1 ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Согласно п. 1 ст. 131 ГК РФ, право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
В соответствии с п. 1 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Пункт 3 ст. 225 ГК РФ устанавливает, что бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
Судом установлено, что спорная сеть теплоснабжения не является объектом муниципальной собственности г. Ярославля, бесхозяйной не признана, на учет не поставлена, его правообладатель или балансодержатель не определен. Финансирование ремонта и содержания бесхозяйных участков сети теплоснабжения бюджетом г. Ярославля не предусмотрено.
Исходя из положений ст. 36 ЖК РФ, постановления Правительства РФ от 13.08.2006 г. № 491, в состав общедомового имущества указанная сеть теплоснабжения не входит.
Спорный участок сети теплоснабжения до настоящего времени не обслуживается технологически, сведения о собственнике отсутствуют, то есть он является бесхозяйным, как следствие, создает угрозу для жизни и здоровья неопределенного круга лиц.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Согласно п. 5 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 г. № 931, принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.
В заявлении указываются: вид объекта недвижимости, его кадастровый номер, адрес (при наличии), сведения о заявителе, а также сведения о собственнике в случае, если принятие объекта недвижимости на учет в качестве бесхозяйного осуществляется в связи с отказом лица (лиц) от права собственности на объект недвижимости.
В соответствии с п. 2.4 Порядка взаимодействия структурных подразделений мэрии города Ярославля при приобретении права муниципальной собственности на бесхозяйные сети (далее - Порядок), утвержденного постановлением мэрии г. Ярославля от 07.06.2007 г. № 1805, комитет по управлению муниципальным имуществом мэрии г. Ярославля обеспечивает постановку бесхозяйных сетей на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, с целью последующего обращения в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на указанные сети.
Согласно п. 1.6 Порядка, Департамент городского хозяйства мэрии г. Ярославля после получения выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о принятии на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества организует передачу бесхозяйных сетей на содержание и ремонт сроком на один год организации, осуществляющей эксплуатацию инженерных сетей, по договорам, предусмотренным действующим законодательством.
В данном случае, непринятие мер по обращению в орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество с заявлением о постановке на учет бесхозяйных недвижимых объектов, снижает степень антитеррористической защищенности объектов с пребыванием граждан.
На основе анализа действующего законодательства, суд приходит к выводу о том, что спорный участок сети теплоснабжения относится к недвижимому имуществу, подлежит идентификации на основании акта о приемке, строительного паспорта, акта осмотра, в силу ст. 225 ГК РФ и Приказа Минэкономразвития России от 10.12.2015 г. № 931 «Об утверждении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей», он подлежит постановке на учет, осуществление которой согласно ФЗ «Об общих принципа организации местного самоуправления в Российской Федерации» возложено на орган местного самоуправления, путем подачи заявления в регистрирующий орган.
Со стороны ответчиков возражений по иску не поступило.
Исходя из положений ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, удовлетворяя требование кредитора о понуждении к исполнению обязательства в натуре, суд обязан установить срок, в течение которого вынесенное решение должно быть исполнено.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 г. № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств», удовлетворяя требование кредитора о понуждении к исполнению обязательства в натуре, суд обязан установить срок, в течение которого вынесенное решение должно быть исполнено (часть 2 статьи 206 ГПК РФ). При установлении указанного срока суд учитывает возможности ответчика по его исполнению, степень затруднительности исполнения судебного акта, а также иные заслуживающие внимания обстоятельства.
С предложенными прокурором сроками суд соглашается, данные сроки отвечают принципам разумности и обоснованности, обеспечивая при этом соблюдение баланса прав и обязанностей сторон.
Таким образом, заявленные исковые требования подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
исковое заявление зам. прокурора г. Ярославля удовлетворить.
Обязать мэрию г. Ярославля, ИНН 7601001234, ОГРН 1027600683824, в течение девяти месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обратиться в орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество с заявлением о постановке на учет бесхозяйного недвижимого объекта: сети теплоснабжения, расположенной по адресу: <адрес>.
Обязать мэрию г. Ярославля, ИНН 7601001234, ОГРН 1027600683824, в течение трех месяцев после постановки на учет недвижимого объекта – сети теплоснабжения, расположенной по адресу: <адрес>, в качестве бесхозяйного недвижимого объекта организовать его передачу организации, осуществляющей эксплуатацию инженерных сетей, по договорам, предусмотренным действующим законодательством, на содержание и ремонт до признания права собственности на указанный объект.
Решение может быть обжаловано и опротестовано в апелляционном порядке в Ярославский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи жалобы (представления) через Ленинский районный суд г. Ярославля.
Судья Л.С. Кутенев