Дело № 2-685/2023
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(полный текст)
15 февраля 2023 года г. Севастополь
Нахимовский районный суд города Севастополя в составе:
Председательствующего - судьи Лемешко А.С.,
при помощнике – Соловей Г.В.,
с участием прокурора – Скворцовой А.М.,
представителей ответчиков – Криштопы Е.И., Магомедовой Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по иску прокурора Нахимовского района города Севастополя в интересах неопределенного круга лиц к Государственному бюджетному образовательному учреждению дополнительного образования города Севастополя «Севастопольская детская музыкальная школа №6», Департаменту культуры города Севастополя о понуждении к выполнению определенных действий,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Нахимовского района города Севастополя обратился в суд с иском к ответчикам Государственному бюджетному образовательному учреждению дополнительного образования города Севастополя «Севастопольская детская музыкальная школа №6» (далее по тексту ГБОУ ДО «СМШ №6»), Департаменту культуры города Севастополя (далее по тексту Департамент) и просит обязать Департамент профинансировать расходы ГБОУ ДО «СМШ №6» с целью устранения выявленных нарушения требований законодательства о пожарной безопасности и приведения в соответствии с противопожарными нормами; обязать ГБОУ ДО «СМШ №6» в течение двух месяцев после доведения денежных средств устранить выявленные нарушения требований законодательства о пожарной безопасности и привести в соответствии с противопожарными нормами, а именно: - в соответствии с п. 30, п. 56 ППР в РФ приобрести исправные ручные электрические фонари из расчета не менее 1 фонаря на каждого дежурного и средства индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от опасных факторов пожара из расчета не менее 1 средства на каждого дежурного; - провести в соответствии с п. 13 ППР в РФ; ч. 3, ч. 4 ст. 4, ч. 1 ст. 6, ст. 136, ст. 150 Закона №123-ФЗ; п. 5.4.5 СП 2.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты» на объекте защиты огнезащитную обработку деревянных элементов кровли и проводить проверки состояния огнезащитного покрытия строительных конструкций крыши не реже 1 раза в год с составлением акта (протокола) проверки состояния огнезащитного покрытия с указанием места (мест) с наличием повреждений огнезащитного покрытия, описанием характера повреждений (при наличии) и рекомендуемых сроках их устранения; - обеспечить в соответствии с ч. 1, ч. 5 ст. 6, ст. 64, ч. 1 ст. 90 Закона №123-ФЗ,п. 8.1 СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям» подъезд пожарной техники со всех сторон здания, на основании документов предварительного планирования действий по тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ; - в соответствии с СП 52.13330 п. 37 ППР в РФ; ст. 4, ст. 6, ст. 53,ст. 82, ч. 1 ст. 84 Федерального закона №123-ФЗ; п. 4.3.12 СП 1.13130.2020 на путях эвакуации оборудовать аварийное освещение; устранить выявленные нарушения требований законодательства о пожарной безопасности и привести в соответствии с противопожарными нормами, а именно: - в соответствии с п. 10 ППР в РФ разместить в месте установки приемно-контрольного прибора пожарной сигнализации информацию с перечнем помещений, защищаемых установками противопожарной защиты, с указанием линии связи пожарной сигнализации; - в соответствии со ст. 25 Федерального закона от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности» провести обязательное обучение детей, посещающих объект защиты мерам пожарной безопасности; - привести в соответствии с ч. 5 ст. 6, ст. 64 Закона №123-ФЗ декларацию пожарной безопасности на объекте.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой района проведена проверка исполнения ГБОУ ДО «СМШ №6» требований федерального законодательства об обеспечении безопасных условий пребывания несовершеннолетних в учреждениях дополнительного образования. В соответствии со ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организаций обязаны содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению. В ходе проверки выявлены нарушения требований законодательства о пожарной безопасности. Вопреки п. 10 ППР в РФ в месте установки приемно-контрольного прибора пожарной сигнализации отсутствует информация с перечнем помещений, защищаемых установками противопожарной защиты, с указанием линии связи пожарной сигнализации. Вопреки ст. 25 Федерального закона от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности» не проводится обязательное обучение учащихся мерам пожарной безопасности. Вопреки п. 30, п. 56 ППР в РФ на объекте отсутствуют исправные ручные электрические фонари из расчета не менее 1 фонаря на каждого дежурного и средства индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от опасных факторов пожара из расчета не менее 1 средства на каждого дежурного. Также в нарушение ч. 5 ст. 6, ст. 64 Закона №123-ФЗ декларация пожарной безопасности на объекте защиты содержит неполные, недостоверные сведения, недействующие документы по пожарной безопасности, соответствующая документация отсутствует. В нарушение п. 13 ППР в РФ; ч. 3, ч. 4 ст. 4, ч. 1 ст. 6, ст. 136, ст. 150 Закона №123-ФЗ; п. 5.4.5 СП 2.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты» на объекте защиты не проведены огнезащитная обработка деревянных элементов кровли проверка состояния огнезащитного покрытия строительных конструкций крыши (не реже 1 раза в год с составлением акта (протокола) проверки состояния огнезащитного покрытия с указанием места (мест) с наличием повреждений огнезащитного покрытия, описанием характера повреждений (при наличии) и рекомендуемых сроках их устранения). Вопреки установленному порядку, предусмотренному ч. 1, ч. 5 ст. 6, ст. 64, ч. 1 ст. 90 Закона №123-ФЗ; п. 8.1 СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям», не обеспечен подъезд пожарной техники со всех сторон здания. При этом на объекте защиты, ввиду отступления от требований нормативных документов в части устройства пожарных подъездов, документы предварительного планирования действий по тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ не разработаны. Вопреки требованиям СП 52.13330 п. 37 ППР в РФ; ст. 4, ст. 6, ст. 53,ст. 82, ч. 1 ст. 84 Федерального закона №123-ФЗ; п. 4.3.12 СП 1.13130.2020 на путях эвакуации отсутствует аварийное освещение. В связи с выявленными нарушениями прокуратурой района в адрес директора ГБОУ ДО «СМШ №6» 14.10.2022 внесено представление №Исорг-3-178-22/-20670004, по результатам рассмотрения которого нарушения в полном объеме не устранены.
Помощник прокурора в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить.
Представитель Департамента культуры города Севастополя в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных исковых требований, предоставил письменные возражения, согласно которым пояснил, что в соответствии с Положением о Департаменте культуры города Севастополя, утвержденным постановлением Правительства Севастополя от 01.03.2021 №79-ПП, Департамент культуры является исполнительным органом государственной власти города Севастополя, осуществляющим функции по реализации государственных полномочий города Севастополя в сферах культуры, искусства, кинематографии, дополнительного образования, библиотечного дела, входящим в систему исполнительных органов государственной власти города Севастополя и финансируемым за счет средств бюджета города Севастополя, а также за счет субвенций из федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом от 06.10.1999 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Департамент осуществляет полномочия по реализации государственных программ Российской Федерации, федеральных целевых программ, государственных программ и целевых программ города Севастополя, международных договоров и соглашений, мероприятий, предусмотренных актами федерального законодательства и законодательства города Севастополя.
Департамент культуры осуществляет функции главного распорядителя бюджетных средств подведомственных учреждений, а также главного распорядителя и получателя средств бюджета города Севастополя, предусмотренных на содержание Департамента и реализацию возложенных на него функций. 19.12.2022 ГБОУДО ГС «СДМШ №6» обратилось в Департамент с просьбой о выделении дополнительных финансовых средств для устранения нарушений пожарной безопасности, выявленных в ходе проверки прокуратуры Нахимовского района города Севастополя (представление №ИСОРГ-3-178- 22/20670004 от 14.10.2022), а именно на разработку проектно-сметной документации системы аварийного освещения на путях эвакуации в сумме 18900,00 рублей и на изготовление актуального технического паспорта здания в сумме 35000,00 рублей. Во исполнение представления прокуратуры Нахимовского района города Севастополя об устранении нарушений закона, причин и условий им сопутствующим от 14.10.2022 №ИСОРГ-3-178-22/-20670004, в настоящее время Департаментом разрабатывается проект изменений в Государственную программу города Севастополя «Развитие культуры города Севастополя» от 29.12.2021 №710-ПП, в рамках которых планируется перераспределение финансовых средств с целью выделения необходимой суммы на разработку проектно-сметной документации системы аварийного освещения и на изготовление актуального технического паспорта здания ГБОУДО ГС «СДМШ №6».
Представитель ответчика ГБОУ ДО «СМШ №6» в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных исковых требований, предоставил письменные возражения, согласно которым пояснил, что в настоящее время ГБОУДО ГС «СДМШ № 6» осуществлены следующие мероприятия: - приобретен новый ручной электрический фонарь; - проведен визуальный осмотр кровли здания по адресу: ул. Школьная, д. 1-А, выявлено отсутствие деревянных конструкций, техническая документация не соответствует настоящей конструкции кровли здания (протокол и акт обследования от 12.12.2022); - 26.01.2022 ГБОУДО ГС «СДМШ № 6» обратилось в ГУ МЧС России по г. Севастополю с просьбой разработать план действий по тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ для здания по ул. Школьная, д. 1-А; - в месте установки приемно-контрольного прибора пожарной сигнализации размещена информация с перечнем помещений, с указанием линии связи пожарной сигнализации; - проведено обучение детей мерам пожарной безопасности, а в учебных кабинетах размещены информационные памятки и инструкции для детей (распоряжение от 19.12.2022 №5); - декларация пожарной безопасности приведена в соответствие с ч. 5 ст. 6 ст. 64 Закона №123-ФЗ. Кроме того, 18.11.2022, 19.12.2022 и 24.01.2023 ГБОУДО ГС «СДМШ №6» обратилось в Департамент культуры города Севастополя с просьбой о выделении дополнительных финансовых средств для устранения нарушений пожарной безопасности, выявленных в ходе проверки прокуратуры Нахимовского района города Севастополя (представление №ИСОРГ-3-178-22/20670004 от 14.10.2022), а именно на разработку проектно-сметной документации системы аварийного освещения на путях эвакуации и благоустройства территории в сумме 1218440,00 рублей, на изготовление актуального технического паспорта здания в сумме 35000,00 рублей, на приобретение средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения в сумме 16300,00 рублей.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В силу ст. 35 Федерального Закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан.
В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Согласно ст.12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов защиты гражданских прав является присуждение к исполнению обязанности в натуре.
Судом установлено, прокуратурой района проведена проверка исполнения ГБОУ ДО «СМШ №6» требований федерального законодательства об обеспечении безопасных условий пребывания несовершеннолетних в учреждениях дополнительного образования.
Согласно п. 15 ч. 3 ст. 28, ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее Закон № 273-ФЗ) к компетенции образовательной организации относится, в том числе создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья учащихся.
В соответствии со ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организаций обязаны содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.
В ходе проверки выявлены нарушения требований законодательства о пожарной безопасности.
Вопреки п. 10 ППР в РФ в месте установки приемно-контрольного прибора пожарной сигнализации отсутствует информация с перечнем помещений, защищаемых установками противопожарной защиты, с указанием линии связи пожарной сигнализации.
Вопреки ст. 25 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» не проводится обязательное обучение учащихся мерам пожарной безопасности.
Вопреки п. 30, п. 56 ППР в РФ на объекте отсутствуют исправные ручные электрические фонари из расчета не менее 1 фонаря на каждого дежурного и средства индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от опасных факторов пожара из расчета не менее 1 средства на каждого дежурного.
Также в нарушение ч. 5 ст. 6, ст. 64 Закона № 123-ФЗ декларация пожарной безопасности на объекте защиты содержит неполные, недостоверные сведения, недействующие документы по пожарной безопасности, соответствующая документация отсутствует.
В нарушение п. 13 ППР в РФ; ч. 3, ч. 4 ст. 4, ч. 1 ст. 6, ст. 136, ст. 150 Закона № 123-ФЗ; п. 5.4.5 СП 2.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты» на объекте защиты не проведены огнезащитная обработка деревянных элементов кровли проверка состояния огнезащитного покрытия строительных конструкций крыши (не реже 1 раза в год с составлением акта (протокола) проверки состояния огнезащитного покрытия с указанием места (мест) с наличием повреждений огнезащитного покрытия, описанием характера повреждений (при наличии) и рекомендуемых сроках их устранения).
Вопреки установленному порядку, предусмотренному ч. 1, ч. 5 ст. 6, ст. 64, ч. 1 ст. 90 Закона № 123-ФЗ; п. 8.1 СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям», не обеспечен подъезд пожарной техники со всех сторон здания. При этом на объекте защиты, ввиду отступления от требований нормативных документов в части устройства пожарных подъездов, документы предварительного планирования действий по тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ не разработаны.
Вопреки требованиям СП 52.13330 п. 37 ППР в РФ; ст. 4, ст. 6, ст. 53,ст. 82, ч. 1 ст. 84 Федерального закона № 123-ФЗ; п. 4.3.12 СП 1.13130.2020 на путях эвакуации отсутствует аварийное освещение.
В связи с выявленными нарушениями прокуратурой района в адрес директора ГБОУ ДО «СМШ №6» 14.10.2022 внесено представление №Исорг-3-178-22/-20670004, по результатам рассмотрения которого нарушения в полном объеме не устранены.
Осуществление образовательной деятельности с нарушением федерального законодательства и непринятие мер по устранению допущенных нарушений закона может причинить ущерб жизни и здоровью детей и тем самым нарушить их право на безопасные условия пребывания в образовательной организации дополнительного образования.
Как следует из пояснений представителя ответчика, по факту выявленных в ходе проверки нарушений, в настоящее время выполнены следующие мероприятия:
- приобретен новый ручной электрический фонарь;
- проведен визуальный осмотр кровли здания по адресу: ул. Школьная, д. 1-А, выявлено отсутствие деревянных конструкций, техническая документация не соответствует настоящей конструкции кровли здания (протокол и акт обследования от 12.12.2022);
- 26.01.2022 ГБОУДО ГС «СДМШ № 6» обратилось в ГУ МЧС России по г. Севастополю с просьбой разработать план действий по тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ для здания по ул. Школьная, д. 1-А;
- в месте установки приемно-контрольного прибора пожарной сигнализации размещена информация с перечнем помещений, с указанием линии связи пожарной сигнализации;
- проведено обучение детей мерам пожарной безопасности, а в учебных кабинетах размещены информационные памятки и инструкции для детей (распоряжение от 19.12.2022 №5);
- декларация пожарной безопасности приведена в соответствие с ч. 5 ст. 6 ст. 64 Закона №123-ФЗ.
В связи с вышеизложенным, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований истца в части: - обеспечить в соответствии с ч. 1, ч. 5 ст. 6, ст. 64, ч. 1 ст. 90 Закона №123-ФЗ, п. 8.1 СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям» подъезд пожарной техники со всех сторон здания, на основании документов предварительного планирования действий по тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ; - в соответствии с СП 52.13330 п. 37 ППР в РФ; ст. 4, ст. 6, ст. 53,ст. 82, ч. 1 ст. 84 Федерального закона № 123-ФЗ; п. 4.3.12 СП 1.13130.2020 на путях эвакуации оборудовать аварийное освещение.
Руководствуясь статей 197-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск прокурора Нахимовского района города Севастополя – удовлетворить частично.
Обязать государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования города Севастополя «Музыкальная школа № 6» в течение шести месяцев после доведения денежных средств устранить выявленные нарушения требований законодательства о пожарной безопасности и привести в соответствии с противопожарными нормами, а именно: - обеспечить в соответствии с ч. 1, ч. 5 ст. 6, ст. 64, ч. 1 ст. 90 Закона №123-ФЗ, п. 8.1 СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям» подъезд пожарной техники со всех сторон здания, на основании документов предварительного планирования действий по тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ; - в соответствии с СП 52.13330 п. 37 ППР в РФ; ст. 4, ст. 6, ст. 53,ст. 82, ч. 1 ст. 84 Федерального закона № 123-ФЗ; п. 4.3.12 СП 1.13130.2020 на путях эвакуации оборудовать аварийное освещение.
Обязать Департамент культуры города Севастополя профинансировать расходы государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования города Севастополя «Музыкальная школа № 6» с целью устранения выявленных нарушений требований законодательства о пожарной безопасности и приведения в соответствии с противопожарными нормами.
В удовлетворении остальной части исковых требований – отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Севастопольский городской суд через суд, принявший решение, в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 20 февраля 2023 года.
Судья Нахимовского районного
суда г. Севастополя А.С. Лемешко