УИД44RS0003-01-2022-001379-37
Дело №2-926/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 ноября 2022 года г.Шарья
Шарьинский районный суд Костромской области в составе председательствующего судьи Игуменовой О.В.,
с участием представителя истца помощника Шарьинского межрайонного прокурора Вестниковой Т.О., представителя ответчика МБДОУ «Детский сад № 13 «Колокольчик», Акатовой Л.В.,
при секретаре судебного заседания Анакиной Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шарьинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад № 13 «Колокольчик» городского округа город Шарья Костромской области об устранении нарушений требований законодательства в сфере охраны жизни и здоровья несовершеннолетних
установил:
Шарьинский межрайонный прокурор обратился в Шарьинский районный суд в интересах неопределенного круга лиц с исковым заявлением к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад № 13 «Колокольчик» городского округа город Шарья Костромской области об обязании провести ремонт разрушенного асфальтового покрытия, обеспечить наличие технической документации на системы противопожарной защиты, в том числе технические средства, функционирующие в составе указанных систем, организовать наличие достаточного для безопасной эвакуации людей при пожаре эвакуационного (аварийного) освещения на путях эвакуации.
В обоснование заявленных требований указано, что Шарьинской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства в сфере охраны жизни и здоровья несовершеннолетних, пожарной безопасности при подготовке образовательных организаций к новому учебному году на предмет создания условий для безопасного пребывания несовершеннолетних, в ходе которой в деятельности муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №13 «Колокольчик» г.о.г.Шарья Костромской области выявлены нарушения указанного законодательства.
Согласно лицензии от 31.03.2016 №, выданной Департаментом образования и науки Костромской области МБДОУ «Детский сад №13 «Колокольчик» г.о.г.Шарья осуществляет образовательную деятельность по реализации программ дошкольного образования по адресу: Костромская область, гШарья, пгтВетлужский, улТерешковой, д.5.
Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе: создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, соблюдать права и свободы обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников образовательной организации (ч.6 ст28 Федерального закона от 29.122012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
Санитарно-эпидемиологические требования к обеспечению безопасных условий образовательной деятельности определены СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №28. Согласно п.2.2.4 СП 2.4.3648-20 покрытие проездов, подходов и дорожек на собственной территории хозяйствующего субъекта не должно иметь дефектов. Вместе с тем, установлено, что на территории образовательной организации имеется необходимость провести ремонт разрушенного асфальтового покрытия.
Также установлено, что в образовательной организации в нарушение требований ст. 1,37 Федерального закона №69-ФЗ, ст.4 Федерального закона №123-ФЗ, п.54 ППР отсутствует техническая документация на системы противопожарной защиты, в том числе технические средства, функционирующие в составе указанных систем. Помимо этого, эвакуационное (аварийное) освещение на путях эвакуации недостаточно для безопасной эвакуации людей при пожаре, что не отвечает требованиям п.3 ст.4 Федерального закона №123-ФЗ, абз.2 п.37 ППР, абз.9 п.4.2.1.1 ГОСТ Р 55842-2013 «Освещение аварийное. Классификации и нормы». Вышеприведенные нарушения свидетельствуют об отсутствии в учреждении безопасных и благоприятных условий для воспитанников и персонала, что может повлечь причинение вреда их жизни и здоровью.
Ранее прокурором в адрес руководителя учреждения вносилось представление с требованием устранить допущенные нарушения, вместе с тем до настоящего времени нарушения не устранены.
МБДОУ «Детский сад №13 «Колокольчик» г.о.г.Шарья является юридическим лицом, состоит в Едином государственном реестре юридических лиц. Пунктом 1.5 Устава МБДОУ «Детский сад №13 «Колокольчик» г.о.г.Шарья, утв. постановлением администрации г.о.г.Шарья Костромской области от 09.11.2015 №, предусмотрено, что учреждение является юридическим лицом, имеет обособленное имущество, самостоятельный баланс, лицевые счета в Управлении Федерального казначейства по Костромской области, печать со своим наименованием, бланки, штампы, от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и неимущественные права, несет обязанности, выступает истцом и ответчиком в суде в соответствии с федеральными законами РФ.
Шарьинский межрайонный прокурор просит суд обязать муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №13 «Колокольчик» городского округа город Шарья Костромской области в срок до 01 сентября 2023 года устранить нарушения требований действующего законодательства, а именно: провести ремонт разрушенного асфальтового покрытия, обеспечить наличие технической документации на системы противопожарной защиты, в том числе технические средства, функционирующие в составе указанных систем, организовать наличие достаточного для безопасной эвакуации людей при пожаре эвакуационного (аварийного) освещения на путях эвакуации.
В ходе судебного заседания помощник Шарьинского межрайонного прокурора Вестникова Т.О. заявленные требования поддержала, по изложенным в исковом заявлении основаниям, просила их удовлетворить.
Представитель МБДОУ «Детский сад № 13 «Колокольчик» в судебном заседании заявленные требования признала в полном объеме. Подтвердила, что на момент рассмотрения дела судом указанные недостатки не устранены. Но ими ведется работа по устранению указанных нарушений.
Представитель администрации городского округа г.Шарья в судебном заседании не участвовал. Согласно имеющегося в материалах дела почтового уведомления был надлежащим образом уведомлен о времени и месте рассмотрения дела. Уважительных причин неявки суду не представил, ходатайств об отложении слушания дела не заявлял (л.д. 39).
Выслушав мнение представителей истца, ответчика, исследовав представленные доказательства, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст.41 Конституции РФ, каждый имеет право на охрану здоровья.
В силу ч.1 ст. 7 ФЗ от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в РФ" государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей.
Согласно ч.1 ст.9 ФЗ от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ" при осуществлении деятельности в области образования ребенка в семье или в организации, осуществляющей образовательную деятельность, не могут ущемляться права ребенка.
В соответствии с п.15 ч.3 ст.28 Федерального закона от 29.12.2012 №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (далее ФЗ «Об образовании в РФ») к компетенции образовательной организации относится создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
В силу положений закрепленных в п.3 ч.6 ст. 28 ФЗ «Об образовании в РФ» образовательная организация обязана соблюдать права и свободы обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников образовательной организации.
Пунктом 7 данной статьи установлено, что образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В соответствии с лицензией от 31.03.2016 г. №, выданной Департаментом образования и науки Костромской области, МБДОУ «Детский сад № 13 «Колокольчик» городского округа город Шарья осуществляет образовательную деятельность по оказанию образовательных услуг по реализации образовательных программ по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениями подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования, по адресу: Костромская область, г. Шарья, п. Ветлужский, ул. Терешковой, д. 5 (л.д. 10-12)
Согласно Уставу, утвержденному Постановлением администрации г.о.г. Шарья № от 09.11.2015 г., МБДОУ «Детский сад №13 «Колокольчик» городского округа город Шарья Костромской является некоммерческой организацией муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением, обеспечивающее получение дошкольного образования путем реализации образовательной программы дошкольного образования, а так же присмотр и уход за воспитанниками в возрасте от 2 месяцев до прекращения образовательных отношений. Учреждение является юридическим лицом, имеет обособленное имущество, самостоятельный баланс, лицевые счета в Управлении Федерального казначейства по Костромской области, печать со своим наименованием, бланки, штампы. Учреждение от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и неимущественные права, несет обязанности, выступает истцом и ответчиком в судах в соответствии с федеральными законами РФ (л.д.22-35).
Следовательно, МБДОУ «Детский сад №13 «Колокольчик» городского округа город Шарья являясь образовательной организацией, несет ответственность за создание безопасных условий для обучения и воспитания обучающихся, жизнь и здоровье детей и работников образовательной организации.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. N 28 утверждены санитарные правила СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" которые направлены на охрану здоровья детей и молодежи, предотвращение инфекционных, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к обеспечению безопасных условий образовательной деятельности, оказания услуг по воспитанию и обучению, спортивной подготовке, уходу и присмотру за детьми, включая требования к организации проведения временного досуга детей в помещениях (специально выделенных местах), устроенных в торговых, культурно-досуговых центрах, аэропортах, железнодорожных вокзалах и иных объектах нежилого назначения, отдыху и оздоровлению, предоставлению мест временного проживания, социальных услуг для детей, а также к условиям проведения спортивных, художественных и культурно-массовых мероприятий с участием детей и молодежи и определяют санитарно-противоэпидемические (профилактические) меры при организации перевозок организованных групп детей железнодорожным транспортом.
Так согласно положений СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", а именно п.2.2.4 СП установлено, что покрытие проездов, подходов и дорожек на собственной территории не должно иметь дефектов. Данные требования являются общими к зданиям всех учреждений для детей и молодежи.
Согласно абз. 2 преамбулы Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства.
Статьей 1 Закона о пожарной безопасности определено, что под требованиями пожарной безопасности понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности заключается в невыполнении или ненадлежащем выполнении требований пожарной безопасности.
В силу ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" руководители организации обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности; включать в коллективный договор (соглашение) вопросы пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использование не по назначению. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
Законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности, согласно статье 2 Федерального закона от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности», основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
К иным нормативно-правовым актам, регламентирующим требования пожарной безопасности, относятся, в том числе: Федеральный закон от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; Правила противопожарного режима в Российской Федерации, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 16.092020 №1479; Государственные строительные нормы и правила.
В соответствии с представлением Шарьинской межрайонной прокуратуры № от 26.08.2022 направленного в адрес заведующей МБДОУ «Детский сад № 13 «Колокольчик», в деятельности учреждения были выявлены следующие нарушения законодательства:
установлено, что на территории образовательной организации имеется необходимость провести ремонт разрушенного асфальтового покрытия (п.2.2.4 СП 2.4.3648-20);
отсутствует техническая документация на системы противопожарной защиты, в том числе технические средства, функционирующие в составе указанных систем (ст. 1,37 Федерального закона №69-ФЗ, ст.4 Федерального закона №123-ФЗ, п.54 ППР);
эвакуационное (аварийное) освещение на путях эвакуации недостаточно для безопасной эвакуации людей при пожаре, что не отвечает требованиям п.3 ст.4 Федерального закона №123-ФЗ, абз.2 п.37 ППР, абз.9 п.4.2.1.1 ГОСТ Р 55842-2013 «Освещение аварийное. Классификации и нормы» (л.д. 5-6)
12 октября 2022 года за № директором МБДОУ «Детский сад № 13 «Колокольчик» в адрес Шарьинской межрайонной прокуратуры был направлен ответ на представление, согласно которого: ремонт разрушенного асфальтового покрытия планируется провести в августе 2023 года. Денежные средства заложены в проект бюджета на 2023 год; заявка на проект монтажа АПС и СОУЭ направлена ИП Ф.Е.Л., изготовление Проекта запланировано на 1 квартал 2023 года; ремонт системы эвакуационного освещения проводится и будет завершен в ноябре 2022 года. К дисциплинарной ответственности привлечен сотрудник ответственный за пожарную безопасность в МБДОУ (л.д. 7-9).
Таким образом, суд приходит к выводу, что до настоящего времени установленные нарушения не устранены, требования действующего законодательства не соблюдаются.
Обязанность по устранению указанных нарушений в силу закона лежит на образовательном учреждении, организующем охрану здоровья несовершеннолетних в период обучения и воспитания, т.е. на МБДОУ «Детский сад № 13 «Колокольчик» г.о.г. Шарья Костромской области.
Возложение на ответчика обязанности исполнить требования по пожарной безопасности, направлено на устранение нарушений требований Федерального закона "О пожарной безопасности" и Правил пожарной безопасности в РФ.
Предписания и требования, предъявляемые в различных нормативных актах к видам деятельности, не осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба указанным правам и законным интересам, относятся к мерам безопасности и направлены на предупреждение, устранение угрозы причинения этого ущерба. Невыполнение нормативных требований, предъявляемых к той или иной деятельности, в данном случае при организации воспитательного процесса в МБДОУ «Детский сад № 13 «Колокольчик» г.о.г. Шарья Костромской области, свидетельствует о наличии угрозы причинения вреда в будущем.
Поскольку дальнейшая эксплуатация ответчиком здания без устранения выявленных нарушений может привести к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара, суд находит исковые требования Шарьинского межрайонного прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Оценив все представленные в материалы доказательства, в их совокупности и взаимосвязи, по правилам ст. 67 ГПК РФ, исходя из конкретных обстоятельств дела, вышеприведенных норм законодательства, регулирующих спорные правоотношения, выслушав лиц участвующих в деле, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Шарьинского межрайонного прокурора об обязании МБДОУ «Детский сад № 13 «Колокольчик» устранить нарушения действующего законодательства.
Суд считает установленным, что Шарьинский межрайонный прокурор обратился в суд с требованиями в интересах неопределенного круга лиц. Данные полномочия предоставлены ему в силу положений ч.1 ст.45 ГПК РФ и стороной ответчика не оспариваются.
Согласно части 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, несоблюдение которого влечет применение в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа мер, предусмотренных федеральным законом.
При указанных обстоятельствах, учитывая, что для исполнения решения суда необходимо проведение определенных процедур, социальную значимость исполнения данных требований, суд считает разумным установить сроки выполнения требований для МБДОУ «Детский сад № 13 «Колокольчик» заявленные истцом.
На основании изложенного, руководствуясь, ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░ № 13 «░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░ №13 «░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ 01 ░░░░░░░░ 2023 ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░:
░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░,
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░,
░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░░░░░░░░░ ░.░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 16 ░░░░░░ 2022 ░░░░.