Дело №
РЕШЕНИЕ
ИФИО1
26 апреля 2023г. Коломенский городской суд <адрес> в составе: судьи Коротковой М.Е., при секретаре судебного заседания ФИО6, с участием прокурора ФИО7, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Федерального государственного автономного учреждения «Центральное Управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации к ФИО2, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО4 о признании прекратившими право пользования жилым помещением, выселении, взыскании убытков,
УСТАНОВИЛ:
ФГАУ «Центральное Управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации обратилось в Коломенский городской суд <адрес> с иском к ФИО2, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО4 о признании прекратившими право пользования жилым помещением, выселении, взыскании убытков.
В обоснование иска указывает на то, что ФИО2 как гражданскому персоналу на период трудовых отношений в войсковой части 17204 на состав семьи три человека: ФИО2, муж ФИО8, сын ФИО4 было предоставлено жилое помещение специализированного жилищного фонда Министерства обороны Российской Федерации, расположенное по адресу: <адрес>-1, <адрес>.
Указанное жилое помещение предоставлено на основании Договора найма служебного жилого помещения от 11.07.2005г. № на состав семьи три человека: ФИО2, муж ФИО8, сын ФИО4 на период работы.
ФИО2, ФИО8, ФИО4 были зарегистрированы постоянно в спорном жилом помещении – 06.09.2005г.
19.12.2006г. в спорном жилом помещении была зарегистрирована несовершеннолетняя дочь ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Приказом командира войсковой части № от 10.12.2020г. № ФИО2 уволена с должности врача-невролога медицинского пункта по п.2 ч.1 ст. 81 Трудового кодекса РФ в связи с сокращением штата работников войсковой части №.
Жилое помещение по адресу: <адрес>-1, <адрес> подлежало сдаче в уполномоченный орган в установленном Приказом Министерства обороны Российской Федерации «Об утверждении Инструкции о выдаче, учета и хранении справок о сдаче жилых помещений от ДД.ММ.ГГГГ № порядке.
В адрес ответчиков направлялись неоднократные уведомления об освобождении служебного жилого помещения.
Ответчики в установленном законом порядке спорное жилое помещение не сдали, с регистрационного учета не снялись, документы, подтверждающие фактическое освобождение квартиры: по адресу: <адрес>-1, <адрес> не представили.
В соответствии со ст.15 Федерального закона от 27.05.1998г. №76-ФЗ «О статусе военнослужащего» ФИО4 право на получение жилого помещения для постоянного проживания по избранному месту жительства на территории Российской Федерации не приобрел.
При увольнении ФИО8 была получена денежная субсидия на приобретение (строительство) жилого помещения для постоянного проживания по избранному месту жительства на территории Российской Федерации на состав семьи два человека: ФИО8 и дочь ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, которая была реализована в <адрес>.
ФИО2 и ФИО4 было отказано как членам семьи ФИО8 в выделении денежной субсидии, так как на момент выделения денежной субсидии и до настоящего времени они имеют в собственности жилые помещения по прежнему месту жительства в <адрес>.
ФИО8 после реализации своих прав на приобретение жилого помещения для постоянного проживания по избранному месту жительства на территории Российской Федерации снялся с регистрационного учета по адресу спорного жилого помещения. При этом, получив жилье на свою несовершеннолетнюю дочь - ФИО3, ФИО8 не снял ее с регистрационного учета в спорном жилом помещении.
Отказ ответчиков от исполнения обязательства об освобождении жилого помещения <адрес> препятствует реализации иными действующими военнослужащими права в соответствии с п. 5 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» на обеспечение служебным жилым помещением.
Истец считает, что имеются основания для прекращения у ответчиков права пользования спорным жилым помещением, их выселении и снятии с регистрационного учета.
Истец просит признать ФИО2, ФИО3, ФИО4 прекратившими право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес> -1, <адрес>.
Выселить ФИО2, ФИО3, ФИО4 из служебного жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> -1, <адрес>.
Указать, что вступившее в законную силу решение суда является основанием для снятия ФИО2, ФИО3, ФИО4 с регистрационного учета по адресу: <адрес> -1, <адрес>.
Взыскать с ФИО2в пользу Министерства обороны Российской Федерации денежные средства в размере 561 216 руб. 19 коп. за незаконное использование в период с 01.01.2021г. по 31.10.2022г. чужого имущества – служебного жилого помещения по адресу: <адрес> -1, <адрес> (уточненное исковое заявление л.д. 127-129).
При этом, суд отмечает, что 24.04.2023г. истец уточнил исковые требования только в части привлечения третьего лица - Отдела по вопросам миграции УМВД России по городскому округу Коломна по заявленным требования о снятии с регистрационного учета, ни предмет, ни основания иска не меняются. Представитель ответчиков произвел ознакомление с уточненным иском от 24.04.2023г. – 25.04.2023г., о чем составлена расписка, и в силу его полномочий должен был ознакомить ответчиков с уточненным исковым заявлением. Исходя из объяснений представителя ответчика, он довел до сведений ответчиков положения уточненного искового заявления до судебного заседания.
Истец ФГАУ «Центральное Управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации в судебное заседание не направило представителя, направив в суд заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя (л.д. 9, 73, 86, 93).
Ответчики ФИО2, ФИО3, ФИО4в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом (л.д.122, 123)
Представитель ответчиков по доверенности (л.д. 108) ФИО10 с иском не согласен
Третье лицо Отдел по вопросам миграции УМВД России по городскому округу Коломна не направил в суд представителя, извещен надлежащим образом (л.д.149).
Суд, проверив материалы дела, исследовав представленные доказательства, находит иск подлежащим удовлетворению частично по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 209 Гражданского кодекса РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения всем своим имуществом.
В силу п. 1 ст. 288 Гражданского кодекса РФ, ч. 1 ст. 30 Жилищного кодекса РФ собственник осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением.
На основании ч. 2 ст. 30 Жилищного кодекса РФ собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) в пользованиепринадлежащее ему направесобственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездногопользованияили на ином законном основании, а также юридическому лицу на основании договора аренды или на ином законном основании с учетом требований, установленных гражданским законодательством, настоящим Кодексом.
Согласно ч.ч. 1, 3, 4 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27.05.1998г. №76-ФЗ государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах.
Служебные жилые помещения предоставляются на весь срок военной службы в закрытых военных городках военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей.
Военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы военнослужащих - граждан, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей. Указанным военнослужащим - гражданам и членам их семей до получения жилых помещений предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития.
Военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, имеющим в собственности индивидуальные жилые дома (квартиры) либо являющимся членами жилищно-строительных (жилищных) кооперативов, а также военнослужащим - гражданам, за которыми в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации сохраняются жилые помещения по месту жительства до поступления на военную службу или бронируются жилые помещения, при переводе на новое место военной службы в другую местность предоставляются совместно с проживающими с ними членами их семей на период военной службы в данной местности служебные жилые помещения или общежития. В случае отсутствия указанных жилых помещений командир воинской части действует в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи.
По правилам абз. 13 п. 1 ст.15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащие, обеспечиваемые служебными жилыми помещениями, заключают с Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) договор найма служебного жилого помещения. В указанном договоре определяется порядок предоставления служебного жилого помещения, его содержания и освобождения. Условия и порядок заключения такого договора определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Как следует из п.23 Правил регистрация и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995г. №, военнослужащие, поступившие на военную службу по контракту, а также офицеры, проходящие военную службу по призыву, и члены их семей до получения жилых помещений регистрируются органами регистрационного учета по месту дислокации воинских частей в установленном порядке.
Судом установлено, что ФИО2 как гражданскому персоналу на период трудовых отношений в войсковой части 17204 на состав семьи три человека: ФИО2, муж ФИО8, сын ФИО4 было предоставлено жилое помещение специализированного жилищного фонда Министерства обороны Российской Федерации, расположенное по адресу: <адрес>-1, <адрес>.
Указанное жилое помещение предоставлено на основании Договора найма служебного жилого помещения от 11.07.2005г. №, заключенного с ФГКЭУ «Тимоновская КЭЧ района Министерства обороны Российской Федерации», на состав семьи три человека: ФИО2, муж ФИО8, сын ФИО4 на период работы (л.д. 34-35).
По условиям Договора найма служебного жилого помещения от 11.07.2005г. № договор прекращается в связи с истечением срока трудового договора ( п. 3 пункт 18).
В случае расторжения или прекращения договора в связи с истечением срока трудового договора наниматель и члены его семьи должны освободить жилое помещение. В случае отказа освободить жилое помещение граждане подлежат выселению без предоставления другого жилого помещения (пункт 19).
06.09.2005г. ФИО2, ФИО8, ФИО4 зарегистрированы по месту работы ФИО2 в предоставленном служебном жилом помещении по адресу <адрес>-1, <адрес>.
19.12.2006г. в спорном жилом помещении была зарегистрирована несовершеннолетняя дочь ФИО2 и ФИО8 – ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, что подтверждается выпиской из домовой книги (л.д. 36).
В соответствии с приказом Министерства обороны Российской Федерации № от 19.12.2020г. «Об уполномоченном органе Министерства обороны Российской Федерации и специализированной организации Министерства обороны Российской Федерации по вопросам жилищного обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации» ФГАУ «Центральное Управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» определено специализированной организацией Министерства обороны в сфере социальной защиты военнослужащих, в части реализации жилищных прав, в том числе при предоставлении жилых помещений и проживания в жилищном фонде.
Вышеуказанное спорное жилое помещение является собственностью Российской Федерации, закреплено на праве оперативного управления за ФГАУ «Центральное Управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации.
Согласно приказа начальника Тимоновской КЭЧ района от 30.06.2005г. № «О включении жилых помещений, расположенных на территории закрытого военного городка Коломна-1 в специализированный жилищный фонд» в число служебных жилых помещений включены квартиры, находящиеся по адресу: <адрес>-1, в том числе <адрес> (л.д. 38- 38 об.).
В соответствии со ст. 296 Гражданского кодекса РФ учреждение и казенное предприятие, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом.
В соответствии со ст. 92 Жилищного кодекса РФ к жилым помещениямспециализированного жилищного фонда относятся, в том числе служебные жилые помещения.
Согласно ст. 99 Жилищного кодекса РФспециализированные жилые помещенияпредоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования.
Договор найма служебного жилого помещенияв силу ст.104 ЖК РФзаключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
В соответствии со ст. 93 Жилищного кодекса РФслужебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, в связи с прохождением службы.
В силу ч. 1 ст. 103 Жилищного кодекса РФв случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещенийграждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежатвыселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 настоящего Кодекса и частью 2 настоящей статьи.
Приказом командира войсковой части № от 10.12.2020г. № ФИО2 уволена с должности врача-невролога медицинского пункта по п.2 ч.1 ст. 81 Трудового кодекса РФ в связи с сокращением штата работников войсковой части № (л.д.39).
В связи с прекращением трудовых отношений с ФИО2, жилое помещение по адресу: <адрес>-1, <адрес> подлежало сдаче в уполномоченный орган в порядке, установленном Приказом Министерства обороны Российской Федерации «Об утверждении Инструкции о выдаче, учета и хранении справок о сдаче жилых помещений» от ДД.ММ.ГГГГ №.
До настоящего времени ответчики не снялись с регистрационного учета и не освободили спорное жилое помещение.
В адрес ответчиков направлялись уведомления о необходимости предоставления документов, подтверждающих право проживания в жилищном фонде Министерства обороны Российской Федерации. До настоящего времени требование осталось без ответа.
Свой отказ освободить служебное жилое помещение ФИО2 мотивировала тем, что ее сын ФИО4 проходит службу по контракту в войсковой части №. Однако, после увольнения ФИО4 из Вооруженных Сил Российской Федерации ФИО2 и члены ее семьи не освободили спорную квартиру и не снялись с регистрационного учета.
В соответствии со ст.15 Федерального закона от 27.05.1998г. №76-ФЗ «О статусе военнослужащего» ФИО4 право на получение жилого помещения для постоянного проживания по избранному месту жительства на территории Российской Федерации не приобрел.
При увольнении ФИО8 была получена денежная субсидия на приобретение (строительство) жилого помещения для постоянного проживания по избранному месту жительства на территории Российской Федерации на состав семьи два человека: ФИО8 и дочь ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, которая была реализована в <адрес>.
ФИО2 и ФИО4 было отказано как членам семьи ФИО8 в выделении денежной субсидии, так как на момент выделения денежной субсидии и до настоящего времени они имеют в собственности жилые помещения по прежнему месту жительства в <адрес> (л.д.33).
ФИО8 после реализации своих прав на приобретение жилого помещения для постоянного проживания по избранному месту жительства на территории Российской Федерации снялся с регистрационного учета по адресу спорного жилого помещения. При этом, свою несовершеннолетнюю дочь ФИО3 не снял с регистрационного учета.
Отказ ответчиков от исполнения обязательства об освобождении жилого помещения <адрес> и снятии с регистрационного учета препятствует реализации иными действующими военнослужащими права в соответствии с п. 5 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» на обеспечение служебным жилым помещением.
В силу ст. 11 Жилищного кодекса РФ защита жилищных прав осуществляется, в том числе, путем прекращения или изменения жилищного правоотношения.
Частью 1 ст. 35 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что в случае прекращения у гражданина права пользования жилым помещением по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, другими федеральными законами, договором, или на основании решения суда данный гражданин обязан освободить соответствующее жилое помещение (прекратить пользоваться им). Если данный гражданин в срок, установленный собственником соответствующего жилого помещения, не освобождает указанное жилое помещение, он подлежит выселению по требованию собственника на основании решения суда.
В ходе рассмотрения дела представителем ответчиков сделано заявление о подложности доказательств, указывая, что Договор найма служебного жилого помещения от 11.07.2005г. №, представленный истцом на л.д.34-35, и Договор найма служебного жилого помещения от 11.07.2005г. №, представленный представителем ответчиков в последнем судебном заседании на л.д.148, разнятся по своему содержанию.
В договоре на л.д.34 -35 и в договоре на л.д.148 со стороны наймодателя выступают разные лица и стоят разные подписи. Кроме того, в договоре на л.д.34-35 имеется ссылка на нормативный документ- Распоряжение ТУАУФИ по <адрес> № от 19.09.2006г., несмотря на то, что договор датирован 2005 годом.
Суд соглашается с представителем ответчиков, что договоры на л.д.34-35 и л.д.148 разнятся по содержанию.
Однако, данные обстоятельства не опровергают доводы истца о предоставлении ФИО2 спорного жилого помещения в качестве служебного на период трудовых отношений и не могут служить основанием для отказа истцу в иске, поскольку имеются иные доказательства, представленные в материалы дела.
Вселение ответчиков в спорное жилое помещение было осуществлено на основании решения жилищной комиссии войсковой части 17204 от 22.06.2005г., согласно которого ФИО2 было предоставлено именно служебное жилое помещение (л.д.106-109), т.е. жилое помещение во временное пользование на период трудовых отношений, что ею не оспорено.
Кроме того, оснований для получения жилого помещения по договору социального найма - нет.
Ответчики также не признаны нуждающимися в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, на учете в качестве таковых не состоят.
Таким образом, имеются основания для прекращения ответчиков права пользования спорным жилым помещением, их выселении и снятии с регистрационного учета.
Суд признает ФИО2, ФИО3, ФИО4 прекратившими право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес> -1, <адрес>.
ФИО2, ФИО3, ФИО4 подлежат выселению из служебного жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> -1, <адрес>.
Вступившее в законную силу решение суда является основанием для снятия ФИО2, ФИО3, ФИО4 с регистрационного учета по адресу: <адрес> -1, <адрес>.
Рассматривая требования истца о взыскании с ФИО2 в пользу Министерства обороны Российской Федерации денежных средств в размере 561 216 руб. 19 коп. за незаконное использование в период с 01.01.2021г. по 31.10.2022г. чужого имущества – служебного жилого помещения по адресу: <адрес> -1, <адрес>, суд приходит к следующему.
Согласно п.1 ст. 12 Гражданского кодекса РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
В силу ч. 1 ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Заявляя вышеуказанные требования, истец ссылается на ст.15 ГК РФ, согласно которой лицо, право которого нарушено, может требоватьполноговозмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, лицо, право которого нарушено, вправе требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы.
Указывает, что Министерство обороны Российской Федерации понесло убытки, связанные с невозможностью пользования этим служебным жилым помещением военнослужащим и членам их семей, состоящим на учете в качестве нуждающихся в предоставлении служебных жилых помещений в городе Москве, и вынужденной необходимостью оплачивать им компенсации за наем (поднаем) жилых помещений эти военнослужащим за счет средств федерального бюджета, которые могли бы быть заселены в указанное жилое помещение в соответствии с требованиями действующего законодательства.
При этом, в нарушении ст.56 ГПК РФ истцом не представлены суду доказательства в подтверждении своих доводов о несении этих убытков в связи с не освобождением ответчиком спорного жилого помещения, а именно: доказательства того, что спорное жилое помещение было предоставлено иному лицу и это лицо не смогло вселиться в это жилое помещение из-за действий ответчика; доказательства в подтверждении отсутствия в военном городке Коломна-1 иных свободных служебных жилых помещений; доказательства стоимости найма жилого помещения в военном городке Коломна-1; доказательства в подтверждении выплаты военнослужащему, которому могло быть представлено спорное жилое помещение, денежных средств за поднаем.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требования истца о взыскании с ФИО2 в пользу Министерства обороны Российской Федерации денежных средств в размере 561 216 руб. 19 коп. за незаконное использование в период с 01.01.2021г. по 31.10.2022г. чужого имущества – служебного жилого помещения по адресу: <адрес> -1, <адрес> (недоказанности), в связи с чем отказывает истцу в удовлетворении в части данных исковых требований.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Иск Федерального государственного автономного учреждения «Центральное Управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации, ИНН №, удовлетворить.
Признать ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженку <адрес>, паспорт №, ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, паспорт №, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженку <адрес>, паспорт №, прекратившими право пользования жилым помещением – <адрес>.
Выселить ФИО2, ФИО3, ФИО4 из <адрес>.
Вступившее в законную силу решение суда является основанием для снятия ФИО2, ФИО3, ФИО5 регистрационного учета по адресу: <адрес> -1, <адрес>.
В остальной части иска о взыскании 561216 руб. 19 коп. за незаконное использование в период с 01.01.2021г. по 30.10.2022г. служебного жилого помещения по адресу: <адрес> Федеральному государственному автономному учреждению «Центральное Управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации – отказать.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Коломенский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья: М.Е. Короткова