дело №2-580/2023
(26RS0026-01-2023-000841-25)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Нефтекумск 25 августа 2023 года
Нефтекумский районный суд Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи – Мазикина М.А.,
при секретаре – Карталиеве И.А.,
с участием представителя истца – старшего помощника прокурора Нефтекумского района Ставропольского края Калина Ю.В.,
представителя ответчика Управления имущественных и земельных отношений администрации Нефтекумского городского округа Ставропольского края – А, действующего на основании доверенности,
представителя третьего лица - администрации Нефтекумского городского округа Ставропольского края – Б., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Нефтекумского района в интересах неопределенного круга лиц к Управлению имущественных и земельных отношений администрации Нефтекумского городского округа Ставропольского края, В, О о признании сделки недействительной и применении последствий недействительности сделки,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Нефтекумского района Ставропольского края обратился в суд с исковым заявлением, в интересах неопределенного круга лиц к Управлению имущественных и земельных отношений администрации Нефтекумского городского округа Ставропольского края, В, О, и просит признать недействительной сделкой договор аренды земельного участка с кадастровым номером № от ДД.ММ.ГГГГ №, заключенный между управлением имущественных и земельных отношений администрации Нефтекумского городского округа Ставропольского края и В; признать недействительным договор о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ №, заключенный ДД.ММ.ГГГГ между В и О; применить последствия недействительности ничтожных сделок – договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ № и договора о передаче прав и обязанностей от ДД.ММ.ГГГГ, обязав О передать земельный участок с кадастровым номером № администрации Нефтекумского городского округа Ставропольского края по акту приема-передачи в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу, мотивируя следующим.
Прокуратурой района в рамках осуществления надзора за исполнением земельного законодательства проведена проверка деятельности администрации Нефтекумского городского округа Ставропольского края при реализации полномочий по распоряжению земельными участками. Установлено, в соответствии с пп. 14 п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) во взаимосвязи со ст. 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов», В на основании постановления администрации Нефтекумского городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № предоставлен в аренду земельный участок, местоположение: <адрес>, из категории земель «земли населенных пунктов», с кадастровым номером № для индивидуального жилищного строительства, площадью 765 квадратных метров, на срок 20 лет. Между управлением имущественных и земельных отношений администрации Нефтекумского городского округа Ставропольского края и В ДД.ММ.ГГГГ заключен договор аренды указанного земельного участка №. Договор аренды зарегистрирован в установленном законом порядке. Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ между В и О ДД.ММ.ГГГГ заключен договор о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ №. Таким образом, по истечении одного месяца с момента приобретения права аренды на земельный участок с кадастровым номером 26:22:020405:294, который получен без проведения торгов, В отказался от права аренды на предоставляемый ему земельный участок. Учитывая изложенное, В не имел реальных намерений исполнять обязанности по указанному договору аренды земельного участка. Договор аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ № фактически был заключен с целью реализации права В на первоочередное предоставление земельного участка по упрощенной процедуре в обход проведения аукциона на право заключения договора аренды. Фактическим выгодоприобретателем и субъектом договора аренды является О, которому В ДД.ММ.ГГГГ передал права и обязанности арендатора. Первоочередное обеспечение земельными участками инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, для индивидуального жилищного строительства, является мерой социальной поддержки, направленной не на всех инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, а на тех, относящихся к этой категории лиц, которые нуждаются в получении такой социальной поддержки как дополнительной гарантии реализации их жилищных прав, то есть на инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, состоящих на жилищном учете или имеющих основания для постановки на жилищный учет. Данный подход соответствует принципу справедливости как соразмерности предоставления прав субъектам правоотношений. Учитывая, что управлением имущественных и земельных отношений администрации Нефтекумского городского округа <адрес> при предоставлении в аренду земельного участка без проведения торгов В не установлена его нуждаемость в улучшении жилищных условий, во взаимосвязи с тем, что В впоследствии переуступлено право аренды на земельный участок, можно сделать вывод, что у В отсутствовали права на первоочередное получение данного земельного участка без проведения торгов. При таких обстоятельствах, договор аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ имеет признаки ничтожной сделки, совершенной без намерения В использовать земельный участок по назначению и исполнять иные обязанности по договору аренды, и фактически направленной на достижение иных правовых последствий. Администрацией Нефтекумского городского округа Ставропольского края нуждаемость В в улучшении жилищных условий не устанавливалась. В связи с чем, сделка, заключенная между В и управлением имущественных земельных отношений администрации Нефтекумского городского округа <адрес> ничтожна ввиду ее несоответствия требованиям ст. 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». В обратившись в орган местного самоуправления с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 26:22:020405:294 и предоставив все необходимые документы для получения мер социальной поддержки в виде права на первоочередное и внеочередное предоставление земельного участка, не намеревался создать правовые последствия в виде получения земельного участка в аренду, осуществления платежей по договору и использования полученного земельного участка по назначению с целью улучшения своих жилищных условий. Заключив ДД.ММ.ГГГГ договор аренды земельного участка, уже ДД.ММ.ГГГГ переуступил права аренды по нему третьему лицу. Частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурору предоставлено право на предъявление искового заявления в защиту в суд с заявлением в защиту неопределенного круга лиц. В связи с тем, что указанная сделка направлена на получение земельного участка в первоочередном порядке, то есть в обход конкурсных процедур, указанной сделкой нарушаются права неопределенного крута лиц, которые могли изъявить желание принять участие в аукционе по продаже права аренды на указанный земельный участок, а также права муниципального образования Нефтекумского городского округа Ставропольского края, доходная часть бюджета которого могла пополниться денежными средствами, полученными после проведения такого аукциона.
В судебном заседании представитель истца старший помощник прокурора Нефтекумского района - Калина Ю.В. поддержала заявленные требования, просила удовлетворить исковые требования в полном объеме.
В судебном заседании представитель ответчика - Управления имущественных и земельных отношений администрации Нефтекумского городского округа <адрес> А возражал против удовлетворения исковых требований прокурора Нефтекумского района, представил также суду письменные возражения, согласно которым, просил в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме, по следующим основаниям.
По вопросу заключения договора аренды земельного участка № без проведения торгов: в соответствии с пп. 14 п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации (ЗК РФ) договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим право на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации. Согласно абз. 16 ст. 17 Федерального закона №181-ФЗ установлено, что инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного хозяйства и садоводства. Указанная норма действующего законодательства не содержит положений и разъяснений предусматривающих зависимость предоставления земельных участков в аренду от нуждаемости заявителя в улучшении жилищных условий. Данная позиция изложена на сайте Минэкономразвития в обзоре вопросов, содержащихся в обращении граждан, представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, где прямо указано, что положения Земельного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» не содержат положений, предусматривающих зависимость предоставления земельных участков в аренду от нуждаемости заявителя в улучшении жилищных условий. Кроме того пунктом 39 перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов, утвержденного Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №П/0321 установлено, что в случае предоставления земельного участка в соответствии с подп. 14 п. 2 ст. 39.6. Земельного кодекса Российской Федерации, гражданин, имеющий право на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков представляет документ выданный уполномоченным органом, подтверждающий принадлежность гражданина к категории граждан, обладающих правом на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков. Как следует из разъяснения, содержащегося в «Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за второй квартал 2008 года», утверждённых Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ Согласно статье 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства. Согласно статье 2 Земельного Кодекса Р.Ф. Земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации. Таким образом, субъекты Российской Федерации вправе устанавливать, самостоятельные условия для предоставления земельных участков инвалидам, в связи с чем, в рамках реализации государственной политики в области социальной защиты инвалидов, земельные участки инвалидам предоставляются на праве аренды. Предоставляя данный вид социальной поддержки инвалидам, проживающим на территории Нефтекумского городского округа Ставропольского края, органы местного самоуправления Нефтекумского городского округа реализовывают свое право без ущерба местному бюджету и государству в целом устанавливать дополнительные льготы инвалидам и семьям, имеющим детей - инвалидов, выражающиеся в предоставлении земельных участков, для индивидуального жилищного строительства, без признания нуждающимся в жилищных условиях, без проведения торгов. По данному спору возможно применение закона по аналогии в связи с тем, что п. 9 ст. 14 Закона Ставропольского края № 36-кз определено, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам в собственность бесплатно осуществляется в случае возникновения у граждан, признанных инвалидами, права собственности на построенный на участке объект индивидуального жилищного строительства. Исходя из положений вышеприведенной нормы Закона Ставропольского края № 36-кз возникновение права граждан на предоставление в собственность бесплатно земельного участка возможно при соблюдении следующих условий: 1) признание гражданина инвалидом; 2) оформление инвалидом права собственности на объект индивидуального жилищного строительства как на объект завершенного строительства. Иных условий, в том числе условия предоставления инвалиду земельного участка в первоочередном порядке без проведения торгов и условия признания гражданина в улучшении жилищных условий Положения Закона № 36-кз не содержат. Указанный в исковом заявлении земельный участок относится к участкам, государственная собственность на которые не разграничена, в связи с чем, органом, наделенным полномочиями по распоряжению и предоставлению земельных участков, является управление имущественных и земельных отношений администрации Нефтекумского городского округа Ставропольского края. Особенности предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, содержатся в ст. 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации. Согласно ч. 2 ст. 30.1 ЗК РФ продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случаев, установленных подпунктами 5 и 5.1 пункта 1 статьи 24, пунктом 2.1 статьи 30 и пунктом 27 статьи 38.1 настоящего Кодекса. Аукцион представляет собой продажу, в частности имущества, с публичных торгов, при которой продаваемое имущество приобретается лицом, предложившим наивысшую цену, тогда как право на первоочередное получение чего-либо предполагает безусловное предоставление при отсутствии торгов. Действующим законодательством не предусмотрены какие-либо льготы для лиц, участвующих в аукционе. Таким образом, в рамках аукциона, проведение которого предполагает соблюдение определенных условий (внесение задатка, «шаг аукциона» и т.д.), а также обязательное участие нескольких лиц, невозможна реализация принципа первоочередности предоставления гражданам земельных участков. Поэтому при предоставлении инвалиду земельного участка для жилищного строительства в соответствии со ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» на условиях возмездности (в собственность или аренду) торги не проводятся. То обстоятельство, что такая социальная гарантия инвалидов как право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства (часть 16 статьи 17 Федерального закона 181-ФЗ) содержится в статье под названием «Обеспечение инвалидов жилой площадью», не свидетельствует о том, что к ней применяются требования, указанные в части первой этой правовой нормы о нуждаемости инвалида в улучшении жилищных условий и нахождении его на соответствующем учете, поскольку эти нормы имеют разное правовое регулирование: к части 1 статьи 17 применяется жилищное законодательство, а к абз. 16 статьи 17 - земельное. В первом случае инвалид получает жилое помещение всегда бесплатно, а во втором – за плату, и только за счет средств субъекта Российской Федерации инвалид может получить земельный участок под жилищное строительство бесплатно в случае принятия субъектом такого закона. На основании изложенного, договор аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между Управлением и В не может иметь признаков недействительной (ничтожной) сделки, так как заключен с применением взаимосвязей Земельного Законодательства РФ и Положениями абз. 16 ст. 17 Закона № 181-ФЗ которые не подразумевают под собой буквального применения всей статьи 17 Закона № 181-ФЗ, а также заключение договора аренды земельного участка без признания арендатора нуждающимся в улучшении жилищных условий, являлось законным правом субъекта Российской Федерации, которое выражается в дополнительных гарантиях представленных инвалидам и семьям, имеющим в своем составе детей инвалидов. По вопросу переуступки прав и обязанностей по договору аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ Управление поясняет следующее. По общему правилу, предусмотренному пунктом 5 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации, арендатор земельного участка вправе передать свои права и обязанности по договору аренды земельного участка третьему лицу, в том числе отдать арендные права земельного участка в залог и внести их в качестве вклада в уставный капитал хозяйственного товарищества или общества либо паевого взноса в производственный кооператив в пределах срока договора аренды земельного участка без согласия арендодателя при условии его уведомления, если договором аренды земельного участка не предусмотрено иное. В указанных случаях ответственным по договору аренды земельного участка перед арендодателем становится новый арендатор земельного участка, за исключением передачи арендных прав в залог. При этом заключение нового договора аренды земельного участка не требуется. При аренде земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на срок более чем пять лет арендатор земельного участка имеет право, если иное не установлено федеральными законами, в пределах срока договора аренды земельного участка передавать свои права и обязанности по этому договору третьему лицу, в том числе права и обязанности, указанные в пунктах 5 и 6 настоящей статьи, без согласия арендодателя при условии его уведомления. Изменение условий договора аренды земельного участка без согласия его арендатора и ограничение установленных договором аренды земельного участка прав его арендатора не допускаются. Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другим федеральным законом, досрочное расторжение договора аренды земельного участка, заключенного на срок более чем пять лет, по требованию арендодателя возможно только на основании решения суда при существенном нарушении договора аренды земельного участка его арендатором. Исходя из изложенного, само по себе предоставление инвалиду земельного участка в аренду без проведения торгов в порядке, предусмотренном подпунктом 14 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, не свидетельствует о наличии у арендатора ограничений по распоряжению арендованным земельным участком, в том числе путем передачи прав и обязанностей (уступки прав) по договору аренды, заключенному на срок более пяти лет, третьему лицу. Данное право арендатора не может быть ограничено договором. (Обзор Судебной практики Верховного суда Российской Федерации от 2021 г. утвержденный Президиумом Верховного суда от ДД.ММ.ГГГГ). Поскольку обязанность при заключении соглашения о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка по получению согласия в данном случае Управления ни законом ни договором аренды не предусмотрена, а напротив, предусмотрено право арендатора на передачу своих прав и обязанностей по договору аренды без такого согласия, с учетом разъяснений, изложенных в пунктах 15, 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства», согласно которым для передачи арендатором своих прав и обязанностей по договору аренды земельного участка достаточно уведомления об этом арендодателя, если иное не предусмотрено договором, доводы о незаконной уступке прав и обязанностей по договору аренды № О несостоятельны. Таким образом, О не является выгодоприобретателем по данному договору аренды земельного участка. Договор аренды земельного участка № заключен ДД.ММ.ГГГГ, договор уступки права требования по данному договору между В и О заключен ДД.ММ.ГГГГ, то есть по истечении одного месяца. С момента заключения договора и по настоящее время обязанности по данному договору аренды земельного участка арендатором исполняются надлежащим образом, арендная плата вносится вовремя, задолженности нет. При таких обстоятельствах, на основании изложенного, Управление считает, что действия администрации Нефтекумского городского округа Ставропольского края по предоставлению В в аренду, как инвалиду, являются законными, а требования прокурора <адрес> о признании указанного договора недействительной сделкой, ущемляющим права отдельной категории граждан, находящихся под особой защитой государства. С момента заключения договора и по настоящее время обязанности по данному договору аренды земельного участка арендатором исполняются надлежащим образом, арендная плата вносится вовремя, задолженности нет.
В судебное заседание ответчик О не явился, о времени и месте слушания по делу извещен надлежащим образом, о причинах своей неявки суд не уведомил, ранее поданные возражения им были отозваны.
В судебное заседание ответчик В не явился, о времени и месте слушания по делу извещен надлежащим образом посредством направления судебного извещения заказной почтой по адресу регистрации, а также путем размещения сведений на официальном сайте Нефтекумского районного суда Ставропольского края. Согласно данным внутрироссийского почтового идентификатора, размещенным на официальном сайте ФГУП «Почта России» pochta.ru (№), указанное извещение получено адресатом ДД.ММ.ГГГГ, а также извещение на 25.08.2023г. получено последним 16.08.2023г..
В соответствии с п.1 ст.165.1 ГК РФ заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015г. №25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», по смыслу п.1 ст.165.1 ГК РФ, юридически значимое сообщение, адресованное гражданину, должно быть направлено по адресу его регистрации по месту жительства или пребывания либо по адресу, который гражданин указал сам, либо его представителю. При этом необходимо учитывать, что гражданин, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо несут риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресам, перечисленным в абзацах первом и втором данного пункта, а также риск отсутствия по указанным адресам своего представителя. Сообщения, доставленные по названным адресам, считаются полученными, даже если соответствующее лицо фактически не проживает (не находится) по указанному адресу (п.63).
При таких обстоятельствах, с учетом принятия судом исчерпывающих мер об извещении ответчика о времени и месте слушания дела, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчиков В, О, поскольку их неявку в судебное заседание в данном случае, суд расценивает как их волеизъявление, обусловленное не желанием принимать участие в гражданском процессе, что не препятствует рассмотрению дела в отсутствие неявившихся лиц.
В судебном заседании представитель третьего лица – администрации Нефтекумского городского округа Ставропольского края Б. с исковыми требованиями прокурора <адрес> не согласилась, просила в удовлетворении иска отказать в полном объеме, поддержала представленные ранее суду письменные возражения с аналогичным содержанием вышеприведенных возражений представителя управления имущественных и земельных отношений администрации Нефтекумского городского округа <адрес>.
В судебное заседание представители третьих лиц – Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, Нефтекумского РОСП ГУФССП России по <адрес> не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
С учетом мнения сторон, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц в соответствии со ст.167 ГПК РФ.
Выслушав участвующих лиц, исследовав представленные доказательства в совокупности, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с положением ст.10 Земельного кодекса РФ, субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.
Органами местного самоуправления осуществляется управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Согласно п.п.7 п.1 ст.39.14 Земельного кодекса РФ, предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов путем заключения договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
В соответствии с п.п.14 п.2 ст.39.6 Земельного кодекса РФ, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим право на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Согласно ст.17 Федерального закона от 24.11.1995г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного хозяйства и садоводства.
Судом установлено, что В является инвалидом второй группы, что подтверждается справкой серии № года № об установлении В второй группы инвалидности бессрочно.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ от В в Управление имущественных и земельных отношений администрации Нефтекумского городского округа поступило заявление о предоставлении земельного участка с кадастровым номером № для ИЖС, местоположение земельного участка: <адрес>, площадью 765 кв.м.. В качестве основания предоставления земельного участка без проведения торгов из числа предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации оснований, в заявлении указано: инвалидность.
Постановлением администрации Нефтекумского городского округа Ставропольского края № от 31.05.2021г. решено предоставить В в аренду земельный участок, местоположение земельного участка: <адрес> из категории земель «земли населенных пунктов», с кадастровым номером №, для индивидуального жилищного строительства, площадью 765 кв.м., на срок 20 лет.
Согласно договору аренды № земельного участка, относящегося к категории земель «земли населенных пунктов» от ДД.ММ.ГГГГ, Управление имущественных и земельных отношений администрации Нефтекумского городского округа Ставропольского края, в лице начальника управления Л предоставило В в аренду земельный участок, относящийся к категории земель «земли населенных пунктов», местоположение: Российская Федерация, <адрес>, с кадастровым номером №, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства, площадью 765 кв.м., в границах, указанных в выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости. Срок аренды установлен на 20 лет.
В соответствии с актом приема-передачи арендуемого земельного участка от 01.06.2021г., Управление имущественных и земельных отношений администрации Нефтекумского городского округа <адрес>, в лице начальника управления Л (арендодатель) на основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ № передал в аренду В (арендатор), а арендатор принял в аренду земельный участок из категории земель «земли населенных пунктов», местоположение: Российская Федерация, <адрес>, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства, площадью 765 кв.м..
Согласно договору о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, В (арендатор) уступил (передал) О (новому арендатору) права и обязанности по договору аренды № земельного участка, относящегося к категории «земли населенных пунктов» от ДД.ММ.ГГГГ.
Из выписки из ЕГРН о переходе прав на объект недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ следует, что между В и О ДД.ММ.ГГГГ заключен договор о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ №.
Исходя из толкования норм ст.17 Федерального закона №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства с учетом цели использования земельного участка установлено в качестве меры, направленной на улучшение жилищных условий инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов; соответственно, указанное право ставится в зависимость от наличия нуждаемости соответствующей категории лиц в улучшении жилищных условий.
Согласно ч. 3 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии.
В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями.
Право на первоочередное получение земельных участков в соответствии со ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено законодателем с целью установления дополнительных гарантий реализации жилищных прав инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, и связано с нуждаемостью граждан, относящихся к данной категории лиц, в улучшении жилищных условий.
В свою очередь принятие гражданина на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий означает наличие у гражданина прав, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации, на обеспечение жилым помещением за счет государства.
Конституция Российской Федерации (ст.7), провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие каждого человека, возлагает на государство обязанность обеспечивать государственную поддержку инвалидов, развивать систему социальных служб, устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
К числу таких гарантий относятся и положения ч.14 ст.17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», закрепляющие право инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
Вместе с тем ст. 17 указанного Федерального закона поименована «Обеспечение инвалидов жилой площадью» и регламентирует способы реализации права инвалидов и их семей на улучшение жилищных условий.
Исходя из системного анализа приведенных норм закона право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства предусмотрено законодателем с целью установления дополнительных гарантий реализации жилищных прав инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, и соответственно, связано с нуждаемостью граждан, относящихся к данной категории лиц, в улучшении жилищных условий.
Таким образом, первоочередное обеспечение земельными участками инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, для индивидуального жилищного строительства является мерой социальной поддержки, направленной не на всех инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, а на тех относящихся к этой категории лиц, которые нуждаются в получении такой социальной поддержки как дополнительной гарантии реализации их жилищных прав, то есть на инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, состоящих на жилищном учете или имеющих основания для постановки на жилищный учет.
Данный подход соответствует принципу справедливости как соразмерности предоставления прав субъектам правоотношений.
С учетом изложенного по делам, связанным с правами инвалидов на первоочередное обеспечение земельными участками, одним из юридически значимых обстоятельств, имеющих юридическое значение и подлежащих установлению, является наличие или отсутствие нуждаемости инвалида в улучшении жилищных условий.
Установление данного юридически значимого обстоятельства включает в себя как исследование вопроса состояния инвалида на жилищном учете, так и проверку наличия у инвалида оснований для постановки на учет нуждающихся в жилом помещении. Указанная позиция подтверждается Определением Верховного Суда РФ от 04.02.2014 №91-КГ13-7, а также «Обзором судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за январь-июль 2014 года» утвержденной Президиумом Верховного Суда РФ 01.09.2014г..
Как установлено проверкой прокуратуры Нефтекумского района, нуждаемость В в улучшении жилищных условий, администрацией Нефтекумского городского округа не устанавливалась.
При этом предоставление гражданину земельного участка для строительства жилого дома является основанием для снятия его с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении (п.5 ч.1 ст.6 Жилищного кодекса РФ).
Анализ приведенных норм позволяет сделать вывод, что одной из форм обеспечения инвалида, нуждающегося в улучшении жилищных условий, жилой площадью является реализация им права на первоочередное получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства.
Между тем, вопреки доводам ответчика Управления имущественных и земельных отношений администрации Нефтекумского городского округа Ставропольского края и третьего лица - администрации Нефтекумского городского округа Ставропольского края, исходя из вышеприведенных норм закона, суд считает, что наличие у В инвалидности само по себе в отсутствие установленного критерия нуждаемости инвалида в улучшении жилищных условий не может выступать безусловным основанием для предварительного согласования предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства в порядке п.п.14 п. 2 ст.39.6 Земельного кодекса РФ.
Согласно ч.1 и ч.2 ст.166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка). Требование о признании оспоримой сделки недействительной может быть предъявлено стороной сделки или иным лицом, указанным в законе. Оспоримая сделка может быть признана недействительной, если она нарушает права или охраняемые законом интересы лица, оспаривающего сделку, в том числе повлекла неблагоприятные для него последствия.
Согласно ст.168 ГК РФ, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки. Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Учитывая, что администрацией Нефтекумского городского округа при предоставлении в аренду земельного участка без проведения торгов В, не была установлена его нуждаемость в улучшении жилищных условий, учитывая, что В спустя непродолжительный период времени переуступил право аренды на земельный участок третьему лицу, что свидетельствует об отсутствии нуждаемости В в улучшении жилищных условий и заинтересованности в земельном участке с целью улучшения жилищных условий, суд приходит к выводу, что у В отсутствовало право на первоочередное получение земельного участка в аренду без проведения торгов.
Таким образом, суд считает, что постановление администрации Нефтекумского городского округа о предоставлении В в аренду земельного участка принято с нарушением требований земельного законодательства РФ, следовательно, сделка по заключению договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ № между управлением имущественных и земельных отношений администрации Нефтекумского городского округа и В подлежит признанию недействительной.
Учитывая, что сделка по заключению договора аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ является недействительной, последующая сделка, совершенная В по заключению договора от ДД.ММ.ГГГГ о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ, также подлежит признанию недействительной.
При таких обстоятельствах, исковые требования прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме.
Согласно ч.2 ст.167 ГК РФ при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.
С учетом того, что договор аренды земельного участка с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, № от ДД.ММ.ГГГГ, является недействительным, суд считает необходимым применить последствия недействительной сделки, а именно прекратить право аренды на указанный земельный участок арендатора О, которому уступлены права и обязанности по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ, и передать данный земельный участок администрации Нефтекумского городского округа Ставропольского края.
Исковые требования прокурора законны и обоснованы, в связи с чем, подлежат удовлетворению в полном объеме.
При принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, если данные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого это решение суда должно быть исполнено.
Определением Нефтекумского районного суда Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ приняты меры по обеспечению иска в виде запрета В и О совершать сделки и иные действия, которые могут повлечь обременение правами третьих лиц в отношении земельного участка с кадастровым номером №; в виде запрета В, О осуществление строительства на земельном участке с кадастровым номером № в виде запрета Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю регистрацию любых сделок в отношении земельного участка с кадастровым номером №.
Принимая во внимание, что исковые требования удовлетворены в полном объеме, суд полагает необходимым оставить без изменения до исполнения решения суда обеспечительные меры, наложенные определением суда от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно п.52 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №10, Пленума ВАС РФ №22 от 29.04.2010г. «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» указать, что настоящее решение является основанием для внесения записи в ЕГРН.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление прокурора Нефтекумского района в интересах неопределенного круга лиц к Управлению имущественных и земельных отношений администрации Нефтекумского городского округа Ставропольского края, ИНН 2614021581, В, паспорт гражданина РФ: серии №, О, паспорт гражданина РФ: серии №, о признании сделки недействительной и применении последствий недействительности сделки, - удовлетворить.
Признать недействительной сделкой договор аренды земельного участка с кадастровым номером № от ДД.ММ.ГГГГ №, заключенный между управлением имущественных и земельных отношений администрации Нефтекумского городского округа Ставропольского края и В.
Признать недействительным договор о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ №, заключенный ДД.ММ.ГГГГ между В и О.
Применить последствия недействительности ничтожных сделок – договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ № и договора о передаче прав и обязанностей от ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать О передать земельный участок с кадастровым номером № администрации Нефтекумского городского округа Ставропольского края по акту приема-передачи в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение является основанием для аннулирования Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю в Едином государственном реестре недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах записи о государственной регистрации права аренды О на земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, произведенной ДД.ММ.ГГГГ №.
Обеспечительные меры, наложенные определением суда от ДД.ММ.ГГГГ, в виде запрета В и О совершать сделки и иные действия, которые могут повлечь обременение правами третьих лиц в отношении земельного участка с кадастровым номером №; в виде запрета В, О осуществление строительства на земельном участке с кадастровым номером №; в виде запрета Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю регистрацию любых сделок в отношении земельного участка с кадастровым номером № - оставить без изменения до исполнения решения суда.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Ставропольского краевого суда через Нефтекумский районный суд Ставропольского края в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 01.09.2023 года.
Судья
Нефтекумского районного суда М.А. Мазикин