Дело № 2-354/2021
22RS0053-01-2021-000658-84
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
30 ноября 2021 г. с. Топчиха
Топчихинский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего Хабаровой Т.В.,
при секретаре Сухочевой С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Тарасова Сергея Анатольевича, поданное его представителем по доверенности Замятиной Л.В. к ООО «Ресурс», Администрации Топчихинского района Алтайского края о признании права собственности на жилой дом и земельный участок,
у с т а н о в и л :
22 октября истец Тарасов Сергей Анатольевич, ДД.ММ.ГГ года рождения, уроженец <адрес>, зарегистрированный по адресу: <адрес>, через своего представителя Замятину Л.В. обратился в суд с иском к ООО «Ресурс», Администрации Топчихинского района Алтайского края, требуя признать за ним право собственности на жилой дом и земельный участок по адресу: <адрес>.
В обоснование исковых требований Тарасов С.А., ссылаясь на статьи 1, 2, 6,7, 8 и 11 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», статьи 218, 1112, 1141, 1152-1153 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункт 9.1 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», пункты 11, 59 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», указал, что 27 апреля 1992 г. между администрацией колхоза «Родина» в лице ФИО5 и Тарасовым А.И. был заключен договор на передачу и продажу квартир, домов в собственность граждан, на основании которого Тарасову А.И. в составе семьи из 3 человек была передана в собственность квартира (дом), в котором на момент приватизации проживали: Тарасов Анатолий Иванович (муж), ФИО3 (жена) и несовершеннолетний сын Тарасов С.А., ДД.ММ.ГГ года рождения. Таким образом, каждому из них принадлежало по № доле в праве собственности на указанный жилой дом. Договор подписан, удостоверен печатью колхоза «Родина», зарегистрирован в БТИ ДД.ММ.ГГ за № и в исполнительном комитете Белояровского сельского Совета народных депутатов за № 111, удостоверен его печатью. К указанному договору имеется соглашение, в котором перечислены все участники приватизации.
Архивной выпиской из постановления № от ДД.ММ.ГГ «О предоставлении приусадебного земельного участка жителям администрации Белояровского сельсовета» подтверждается, что по заявлениям граждан с. Белояровка были предоставлены земельные участки жителям Белояровского сельсовета. В указанном списке жителей значится Тарасов А.И.
ДД.ММ.ГГ умер его отец ФИО2, после его смерти было оформлено наследство, жене ФИО3 и сыну Тарасову С.А. выдано свидетельство о праве на наследство по закону на № долю жилого дома и № долю земельного участка по адресу: <адрес>.
На основании данного свидетельства Тарасовой Л.Н. было выдано свидетельство на право собственности на землю серия РФ - №, к данному свидетельству прилагается список собственников. Из указанного свидетельства видно, что Тарасовой Л.Н. принадлежит № доля земельного участка по адресу: <адрес>.
Вместе с тем право собственности на долю жилого дома и долю земельного участка после смерти ФИО2 в Росреестре зарегистрировано не было.
ДД.ММ.ГГ умерла его мать – ФИО3, после ее смерти он принял наследство и обратился нотариусу с имеющимися у него документами на жилой дом и земельный участок. Однако нотариусом ему было разъяснено о необходимости обратиться в суд с настоящим иском, так как в договоре на передачу и продажу квартир, домов в собственность граждан указано, что в собственность передана квартира, а фактически был передан жилой дом, отсутствует адрес жилого дома, имеются разночтения в его площади, не указаны фамилии всех членов семьи, от имени продавца договор подписан неустановленным лицом, ранее возникшее право на земельный участок по адресу: <адрес>, за Тарасовой Л.Н. в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» не зарегистрировано, не оформлена и принадлежащая ему доля указанного земельного участка.
Согласно выписке из похозяйственной книги по адресу: <адрес>, семья Тарасовых жила по указанному адресу с ДД.ММ.ГГ. На момент заключения договора в апреле 1992 г. они все трое проживали в указанном доме и дом был передан в собственность всем троим.
Постановлением Администрации Белояровского сельсовета Топчихинского района Алтайского края «Об уточнении адреса дома» от ДД.ММ.ГГ № подтверждается, что дому присвоен адрес: <адрес>.
Согласно справочной информации на объект недвижимости – жилой дом по адресу: <адрес>, поставлен на кадастровый учет с кадастровым номером №, имеет площадь <данные изъяты> кв.м., сведения о его правообладателях отсутствуют.
Согласно справочной информации на объект недвижимости – земельный участок по адресу: <адрес>, поставлен на кадастровый учет с кадастровым номером №, имеет площадь <данные изъяты> кв.м., сведения о его правообладателях отсутствуют.
Считает, что предоставленными им документами подтверждается его право собственности на жилой дом по адресу: <адрес>, в порядке приватизации и в порядке наследования, на земельный участок по указанному адресу – в порядке наследования и в силу приобретательной давности.
В судебное заседание истец Тарасов С.А. и его представитель Замятина Л.В. не явились, о месте и времени его проведения извещены надлежащим образом.
Тарасов С.А. просил рассмотреть дело в его отсутствие, представил об этом письменное заявление, в котором указал, что исковые требования поддерживает и просит их удовлетворить.
В предварительном судебном заседании истец Тарасов С.А. и его представитель Замятина Л.В. настаивали на удовлетворении иска по изложенным в нем основаниям, истец Тарасов С.А. пояснил, что является единственным наследником после смерти родителей – ФИО2 и ФИО3
Ответчики – ООО «Ресурс», Администрация Топчихинского района Алтайского края, третьи лица – Администрация Белояровского сельсовета Топчихинского района Алтайского края, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю Топчихинский отдел, КГБУ «Алтайский центр недвижимости и государственной оценки», нотариус Топчихинского нотариального округа Носкова Т.А. в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Возражений против требований Тарасова С.А. никто из них не представил.
ООО «Ресурс», Администрация Белояровского сельсовета, нотариус Носкова Т.А. просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Представитель ответчика – Администрации Топчихинского района Трусов Е.Д. в предварительном судебном заседании против удовлетворения иска не возражал, пояснив, что спорные жилой дом и земельный участок в муниципальной собственности не находятся. Представленными документами подтверждается, что жилой дом передан семье Тарасовых в собственность по договору на передачу и продажу квартир, домов в собственность граждан от ДД.ММ.ГГ, земельный участок – на основании постановления Администрации Белояровского сельсовета от ДД.ММ.ГГ, однако в Росреестре право на указанные объекты не зарегистрировано.
На основании статьи 167 ГПК РФ суд рассматривал дело в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, суд полагает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В силу статьи 304 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
В силу статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путём признания права.
Согласно статье 92 Гражданского кодекса РСФСР, действовавшей до 1 января 1995 г., положения которой согласуются с пунктом 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), действующего в настоящее время, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения имуществом в пределах, установленных законом.
В силу статьи 99 Гражданского кодекса РСФСР колхозы, иные кооперативные организации, их объединения владеют, пользуются и распоряжаются принадлежащим им на праве собственности имуществом в соответствии с их уставами (положениями).
Право распоряжения имуществом, составляющим собственность колхозов, иных кооперативных организаций, их объединений, принадлежит исключительно самим собственникам.
Как видно из договора на передачу и продажу квартир, домов в собственность граждан от ДД.ММ.ГГ, зарегистрированного в Белояровском сельском Совете народных депутатов и в Бюро технической инвентаризации ДД.ММ.ГГ за №, колхоз «Родина» в лице председателя ФИО5, действовавшего на основании устава колхоза, именуемый в дальнейшем «продавец», передал в собственность ФИО2 с семьей из трех человек квартиру, состоящую из трех комнат общей площадью <данные изъяты> кв.м., жилой – <данные изъяты> кв.м. по адресу: <адрес>.
Соглашением от ДД.ММ.ГГ, заключенным между ООО «Ресурс» - правопреемником колхоза «Родина» и ФИО3, Тарасовым С.А. в указанный договор внесены изменения, покупателями жилого дома по адресу: <адрес>, указаны ФИО2, умерший ДД.ММ.ГГ, ФИО3 и Тарасовым С.А.
В соответствии с частью 1 пункта 2 статьи 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
Понятие приватизации жилья было введено Законом РСФСР № 1541-1 от 4 июля 1991 г. «О приватизации жилищного фонда в РСФСР», в соответствии со статьёй 1 которого приватизация жилья – это бесплатная передача или продажа в собственность граждан на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде.
В соответствии со статьёй 2 указанного Закона право на приобретение в собственность, в том числе совместную, долевую жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищного фонда имели граждане, занимающие эти жилые помещения по договору найма или аренды, с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами РСФСР и республик в составе РСФСР.
Согласно выписке из похозяйственной книги по адресу: <адрес>, семья Тарасовых жила по указанному адресу с ДД.ММ.ГГ На момент заключения договора в ДД.ММ.ГГ в указанном доме проживали ФИО2, ФИО3, Тарасов С.А.
С учётом положений закона о приватизации, все они имели право на приватизацию занимаемого ими жилого помещения, и с учётом совокупности приведённых выше доказательств этим правом и воспользовались, следовательно, у них у всех на основании договора на передачу и продажу квартир, домов в собственность граждан возникло право собственности на жилое помещение, в котором они проживали, то есть, каждому из них принадлежало по № доле в праве собственности на указанный жилой дом.
Постановлением Администрации Белояровского сельсовета Топчихинского района Алтайского края «Об уточнении адреса дома» от ДД.ММ.ГГ № подтверждается, что дому, переданному в собственность Тарасовым на основании договора на передачу и продажу квартир, домов в собственность граждан от ДД.ММ.ГГ по адресу: с. Белояровка, присвоен адрес: <адрес>.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости ДД.ММ.ГГ жилому дому, расположенному по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м. присвоен кадастровый №. Данные о правообладателях отсутствуют.
На основании постановления Администрации Белояровского сельсовета Топчихинского района Алтайского края № от ДД.ММ.ГГ «О предоставлении приусадебного земельного участка жителям администрации Белояровского сельсовета» ФИО2 был предоставлен в собственность приусадебный земельный участок.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости ДД.ММ.ГГ земельному участку, расположенному по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м. присвоен кадастровый №. Данные о правообладателях отсутствуют.
ДД.ММ.ГГ умер ФИО2
ДД.ММ.ГГ жене ФИО3 и сыну Тарасову С.А. после его смерти было выдано свидетельство о праве на наследство по закону на <данные изъяты> долю жилого дома и 1/3 долю земельного участка по адресу: <адрес>.
ДД.ММ.ГГ умерла ФИО3
По сообщению нотариуса Топчихинского нотариального округа Носковой Т.А., заявление о принятии наследства после ее смерти подал сын – Тарасов С.А.
При этом, свидетельством о рождении подтверждается, что ФИО2 и ФИО3 являются родителями Тарасова Сергея Анатольевича, ДД.ММ.ГГ года рождения.
На основании части 1 статьи 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
В соответствии с частью 2 пункта 2 статьи 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В силу пункта 4 статьи 1152 ГК РФ принятое наследство признаётся принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
Таким образом, всё имущество, принадлежавшее ФИО2 и ФИО3 на момент смерти, принадлежит теперь их наследнику Тарасову С.А., и ему в настоящее время принадлежит жилой дом и земельный участок, расположенные по <адрес>.
Отсутствие возражений Администрации Белояровского сельсовета и ООО «Ресурс» против исковых требований Тарасова С.А. также свидетельствует о том, что Администрация после вынесения ДД.ММ.ГГ постановления и колхоз «Родина» после заключения ДД.ММ.ГГ договора, также полагали, что передали находящиеся в их распоряжении земельный участок и жилой дом в собственность ФИО2 и его семьи.
При таких обстоятельствах исковые требования Тарасова С.А. о признании за ним права собственности на жилой дом и земельный участок по адресу: <адрес>, подлежат удовлетворению.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд также руководствуется разъяснениями, содержащимися в пункте 59 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», согласно которым иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права. Иск о признании права, заявленный лицами, права и сделки которых в отношении спорного имущества никогда не были зарегистрированы, могут быть удовлетворены в тех случаях, когда права на спорное имущество возникли до вступления в силу Закона о регистрации и не регистрировались в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 6 названного Закона, либо возникли независимо от их регистрации в соответствии с пунктом 2 статьи 8 Гражданского кодекса.
Расходы по оплате государственной пошлины истец Тарасов С.А. и его представитель Замятина Л.В. просили отнести за счёт истца и с ответчиков их не взыскивать.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Тарасова Сергея Анатольевича удовлетворить.
Признать за Тарасовым С.А., ДД.ММ.ГГ года рождения, уроженцем <адрес>, зарегистрированным по адресу: <адрес>, право собственности на жилой дом и земельный участок по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Алтайского краевого суда через Топчихинский районный суд в течение месяца со дня его вынесения.
Судья Т.В. Хабарова