Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-717/2024 (2-8386/2023;) ~ М-5057/2023 от 23.05.2023

78RS0002-01-2023-006386-46

Г. Санкт-Петербург

08 апреля 2024 года Дело № 2-717/2024

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Выборгский районный суд г. Санкт-Петербурга в составе

Председательствующего судьи Кирсановой Е.В.,

при секретаре Максимовой Е.В.

с участием прокурора Володькиной И.С., представителя ответчика Антоновой Ю.А., представителя третьего лица ГУ МЧС России по г. Санкт-Петербургу Серова А.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Выборгского района Санкт-Петербурга выступавшего в интересах неопределенного круга лиц к СПБ ГКУ «Жилищное агентство Выборгского района Санкт-Петербурга» об обязании совершить определенные действия

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Выборгского района Санкт-Петербургу (далее Истец) с учетом уточнения иска обратился в суд с иском к СПБ ГКУ «Жилищное агентство Выборгского района Санкт-Петербурга» (далее ответчик) об обязании в течение 18 мес. с момента вступления решения суда в законную силу в защитном сооружении ЗС ГО №0847, расположенном по адресу <адрес> устранить выявленные и изложенные нарушения в области гражданской обороны, а именно: обеспечить подготовку и содержание защитного сооружения гражданской обороны к приему укрываемых; обеспечить содержание инженерно-технического оборудования защитного сооружения гражданской обороны в исправном состоянии для использования по назначению; обеспечить наличие документации в защитном сооружении гражданской обороны; обеспечить проведение мероприятий по техническому обслуживанию и ремонту технических систем защитных сооружений гражданской обороны в полном объеме и с установленной периодичностью, по планово-предупредительному ремонту строительных конструкций, а также по техническому обслуживанию средств связи и оповещения; обеспечить защитное сооружение гражданской обороны условиями для безопасного пребывания укрываемых в военное время, а также условиями для безопасного пребывания укрываемых в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени; обеспечить содержание в исправном состоянии для использования по назначению входов в защитные сооружения гражданской обороны, защитных устройств и помещений для укрываемых. В обоснование требований указывал на то, что за СПб ГКУ «Жилищное агентство Выборгского района Санкт-Петербурга» закреплено право оперативного управления за нежилыми помещениями, расположенными по вышеуказанному адресу, по результатам проведенной прокуратурой района с привлечением инспектора ОНДПР Выборгского района Управления по Выборгскому району ГУ МЧС России по г. Санкт-Петербургу проверки установлено, что защитное сооружение находится в неудовлетворительном состоянии и не готово к приему укрываемых.

Представитель прокуратуры в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме.

Представитель ответчика возражала против удовлетворения заявленных требований, поддержала доводы, указанные в письменном отзыве, ссылалась на то, что при передачи объекта был проведен комплексный осмотр помещения, определен объем необходимый для выполнения работ и определена сумма, в настоящее время объект н готов, выделенная сумма была меньше запрашиваемой и ее было недостаточно.

Представитель третьего лица ГУ МЧС России по г. Санкт-Петербургу явился в судебное заседание, поддержал заявленные требования.

Представитель третьего лица Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения дела был извещен, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Суд, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, с учетом согласия сторон, рассмотрел дело в отсутствии не явившегося третьего лица.

Изучив материалы дела, выслушав мнение участвующих в деле лиц, суд приходит к следующему:

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц, и интересов Российской Федерации.

Согласно ст. 1, 2 и 6 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» гражданская оборона представляет собой мероприятия по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. Одной из основных задач в области гражданской обороны является предоставление населению средств индивидуальной и коллективной защиты. Одной из основных задач в области гражданской обороны является предоставление населению средств индивидуальной и коллективной защиты.

В силу ст. 2 Федерального закона «О противодействии терроризму» противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах: обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности, приоритет мер предупреждения терроризма, минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма.

Согласно ч. ч. 1, 2 ст. 4 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» организация и ведение гражданской обороны являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государства. Подготовка государства к ведению гражданской обороны осуществляется заблаговременно в мирное время с учетом развития вооружения, военной техники и средств защиты населения от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

Статьей 9 вышеуказанного закона предусмотрено, что организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации: планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне; проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время; осуществляют подготовку своих работников в области гражданской обороны; создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально- технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 № 1309 «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны» к объектам гражданской обороны отнесены убежища, противорадиационные укрытия, специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и транспорта, а также иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне.

Приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583 утверждены Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны (далее - Правила), рассчитанные на случаи: режима повседневной деятельности, военного времени, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Согласно пункту 3.2.1 Правил при эксплуатации защитных сооружений в режиме повседневной деятельности должны выполняться требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени.

При этом должна быть обеспечена сохранность: защитных свойств как сооружения в целом, так и отдельных его элементов: входов, аварийных выходов, защитно-герметических и герметических дверей и ставней, противовзрывных устройств; герметизации и гидроизоляции всего сооружения; инженерно-технического оборудования и возможность перевода его в любое время на эксплуатацию в режиме чрезвычайной ситуации

На основании приложения № 1 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» объекты гражданской обороны, предназначенные для использования в особый период, относятся исключительно к федеральной собственности.

В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Согласно ч. 1 ст. 214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).

В силу ст. 296 ГК РФ учреждения, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

Согласно распоряжение Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга № 282-РК от 03.04.2023 за Санкт-Петербургским государственным казенным учреждением «Жилищное агентство <адрес> Санкт-Петербурга» закреплено право оперативного управления за нежилым помещением, расположенным по адресу <адрес> в котором располагается защитное сооружение гражданской обороны инв. №0847.

Согласно п. 3.2 вышеуказанного распоряжения Учреждению необходимо обеспечить соблюдение в отношении Нежилого помещения требований приказа МЧС России от 15.12.2002 № 583 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны» и приказа МЧС России от 21.07.2005 № 575 «Об утверждении Порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время».

04.04.2024 Прокуратурой Выборгского района Санкт-Петербурга с привлечением инспектора ОНДПР Выборгского района Управления по Выборгскому району ГУ МЧС России по г. Санкт-Петербургу проведена проверка соблюдения ответчиком требований законодательства о государственной собственности и гражданской обороне при эксплуатации вышеуказанных защитных сооружений, по результатам которой установлено, что защитное сооружение находится в неудовлетворительном состоянии и не готово к приему укрываемых. Выявлены следующие нарушения Правил эксплуатации ЗС ГО утвержденных МЧС России от 15.12.2002 №583, Порядка содержания и использования ЗС ГО в мирное время, утвержденного Приказом МЧС России от 21.07.2005 №575:

- в ЗС ГО нарушена сохранность защитных свойств как сооружения в целом, так и входов, аварийных выходов (частично допущен демонтаж защитно-герметических дверей и ставней, требуется замена ставней и дверей)- нарушение п.3.2.1-3.2.2.

-элементы инженерных систем внутри ЗС ГО не окрашены в соответствующие цвета- нарушение п.3.2.10

-нарушена периодичность окрашивания стен ЗС ГО (окраска стен находится в неудовлетворительном состоянии, требуется окраска стен)- нарушение п.3.2.8, 5.2.3.

-отсутствует табличка-обозначение ЗС ГО, установленного образца - нарушение п. 6.2.1.

-отсутствуют указатели маршрутов движения укрываемых к защитным сооружениям гражданской обороны- нарушение п.6.2.1-6.2.6.

-отсутствуют заготовленные таблички, указывающие направление движения к ЗС ГО на случай перевода ЗС ГО на режим приема укрываемых- нарушение п.6.2.3., 6.2.4

-не обеспечена работоспособность и сохранность санузлов ЗС ГО (допущено отлучение от водоснабжения канализации, а также демонтаж унитазов и раковин, не представлены сведения об оценке состояния, а также о мероприятиях по их ремонту и (или) обслуживанию) - нарушение п.3.2.1, 3.2.2, 3.2.24, 4.1.1-4.1.7.

-система водоснабжения ЗС ГО находится в не исправном состоянии (система трубопроводов повреждена, корродирована, частично демонтирована, отсутствуют журналы оценки технического состояния ЗС ГО)- нарушение п.3.2.1, 3.2.2, 3.2.11, 4.5.1

-отсутствуют места для размещения укрываемых (нары) в ЗС ГО- нарушение п.6.4.2.

-не проводится техническое обслуживание и ремонт технических систем ЗС ГО (отсутствуют журналы оценки технического состояния ЗС ГО, а также документы, подтверждающие проведение технического обслуживания и ремонта технических систем ЗС ГО, система частично демонтирована)- нарушение п.4.1.1-4.1.7, 5.1.1., таблица 2

- не проводится планово-предупредительный ремонт строительных конструкций ЗС ГО (текущий и капитальный ремонт)в соответствии с установленной периодичностью (отсутствуют документы, подтверждающие проведение планово-предупредительного ремонта строительных конструкций ЗС ГО, требуется ремонт всех помещений ЗС ГО)- нарушение п.5.2.1, 5.2.2.

-не проводятся мероприятия по оценке технического состояния ограждающих конструкций и защитных устройств (не представлены сведения об оценке состояния ограждающих конструкций и защитных устройств, а также мероприятий по их ремонту и обслуживанию)- нарушение п.4.1.1-4.1.7, 4.2.1-4.2.6

-не проводятся мероприятия по оценке технического состояния энергетических устройств (не представлены сведения об оценке состояния об оценке состояния, а также о мероприятиях по их ремонту и(или) обслуживанию)- нарушение п.4.1.1-4.1.7, 4.5.3-4.5.5

-на дверях ЗС ГО не указан порядковый номер с наружной и внутренней сторон -нарушение п.6.2.2.

-не обеспечена сохранность герметичности ЗС ГО (защитно-герметические двери закрываются неплотно, частично демонтированы, корродированы, требуют замены, резиновые уплотнители дверей потеряли эластичность, запорные механизмы не исправлены, отсутствует документация подтверждающая проведение проверок на герметичность ЗС ГО)- нарушение п.3.2.1, 3.2.2, 3.2.11,

-не представлена информация о проведении технического обслуживания дверей и ставней (замена уплотнительных резинок, ТО механизма задраивания, требуется замена защитно-герметических дверей и ставней, подверженных коррозии)- нарушение п.3.2.1, 3.6, 5.1.1

-не обеспечена сохранность гидроизоляции ЗС ГО (имеются подтеки и подтопления помещений)- нарушение п.3.2.1, 3.2.2,

-защитно-герметические и герметические двери не находятся на подставках -нарушение п.3.2.5

Таким образом, в нарушение п. 1 ст. 9 Закона № 28-ФЗ и п. 10 Постановления № 1309 Учреждением не проводятся мероприятия по подготовке защитных сооружений гражданской обороны к приему укрываемых, техническому облуживанию защитных сооружений гражданской обороны, текущему и капитальному ремонтам, несмотря на то, что с момента принятия распоряжения прошел год.

Согласно ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ), содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющими принципы состязательности гражданского судопроизводства и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Таким образом, суд приходит к выводу, что ответчиком не соблюдены необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО, как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени, выразившиеся в непринятии мер по поддержанию в постоянной готовности ЗС ГО, а также их сохранности, что может привести к нанесению ущерба Российской Федерации. Непринятие мер по соблюдению правил в области гражданской обороны создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.

Таким образом, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных исковых требований в полном объеме.

При определении срока, в течение которого ответчик обязан совершить определенные действия, в соответствии со ст.206 ГПК, суд отмечает особенность данного спора, и полагает возможным установить срок для исполнения требований прокурора Выборгского района Санкт-Петербурга – 18 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу. Суд разъясняет ответчику право на обращение с заявлением о предоставление отсрочки исполнения решения суда по доводам, указанным в письменном отзыве, в случае если в установленный срок требования исполнены не будут.

Частью 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований, что составляет 300 руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Прокурора Выборгского района Санкт-Петербурга удовлетворить в полном объеме.

Обязать СПб ГКУ «Жилищное агентство Выборгского района Санкт-Петербурга» в течение 18 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу в защитном сооружении ЗС ГО №0847, расположенном по адресу <адрес> устранить выявленные и изложенные нарушения в области гражданской обороны, а именно:

- обеспечить подготовку и содержание защитного сооружения гражданской обороны к приему укрываемых;

- обеспечить содержание инженерно-технического оборудования защитного сооружения гражданской обороны в исправном состоянии для использования по назначению;

- обеспечить наличие документации в защитном сооружении гражданской обороны;

- обеспечить проведение мероприятий по техническому обслуживанию и ремонту технических систем защитных сооружений гражданской обороны в полном объеме и с установленной периодичностью, по планово-предупредительному ремонту строительных конструкций, а также по техническому обслуживанию средств связи и оповещения;

- обеспечить защитное сооружение гражданской обороны условиями для безопасного пребывания укрываемых в военное время, а также условиями для безопасного пребывания укрываемых в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени;

- обеспечить содержание в исправном состоянии для использования по назначению входов в защитные сооружения гражданской обороны, защитных устройств и помещений для укрываемых.

Взыскать с СПб ГКУ «Жилищное агентство Выборгского района Санкт-Петербурга» в доход государства государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей.

Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья Кирсанова Е.В.

Изготовлено в окончательной форме 13 мая 2024 г.

2-717/2024 (2-8386/2023;) ~ М-5057/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Выборгского района Санкт-Петербурга
Ответчики
СПБ ГКУ "Жилищное агентство Выборгского района Санкт-Петербурга"
Другие
Главное управление МЧС России по Санкт-Петербургу
Комитет имущественных отношений Санкт-Петербург
Суд
Выборгский районный суд города Санкт-Петербурга
Судья
Кирсанова Елена Владимировна
Дело на сайте суда
vbr--spb.sudrf.ru
23.05.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
24.05.2023Передача материалов судье
26.05.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.05.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.05.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.07.2023Судебное заседание
25.09.2023Судебное заседание
20.11.2023Судебное заседание
29.01.2024Судебное заседание
08.04.2024Судебное заседание
13.05.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.05.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее