Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1050/2023 ~ М-643/2023 от 05.05.2023

Мотивированное решение                                        Дело

изготовлено ДД.ММ.ГГГГ года                                   УИД 25RS0-73

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

«7» ноября 2023 года                           город Большой Камень

Шкотовский районный суд Приморского края в составе:

председательствующего судьи Беспаловой Е.Г.,

при секретаре Евсеевой К.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Владивостокского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Шкотовского муниципального района, КГУП «Приморский водоканал» о возложении обязанности,

установил:

Владивостокский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, указав, что в ходе проверки исполнения законодательства при организации водоотведения в <адрес> установлено, что водоотведение организовано и осуществляется с нарушением законодательства. В 2020 году введены в эксплуатацию очистные сооружения КОС в центральной части поселка. С 01.09.2022 года на основании договора аренды эксплуатация объектов водоотведения осуществляется КГУП «Приморский водоканал». Сточные воды после очистки поступают в ручей, приток реки Суходол. Проведенный анализ сточных вод показал существенное превышение нормативов их качества. При осмотре очистных сооружений и мест сброса сточных вод выявлено, что очистка сточных вод на очистных сооружениях не производилась, приборы учета показателей работы очистных сооружений не работали, на земельном участке из-под бетонной плиты, на которой расположен закрытый крышкой люк очистных сооружений, на рельеф местности (на почву) за пределы земельного участка вытекает потоком шириной от нескольких десятков сантиметров до нескольких метров, глубиной несколько сантиметров замутненная в сравнении с чистой водой жидкость серо-зеленоватого оттенка с характерным запахом хозяйственно-бытовых сточных вод. Указанная жидкость по почве попадает в канаву, а оттуда в ручей – приток первого порядка реки Суходол в непосредственной близости от места организованного сброса сточных вод в ручей через трубу. КОС работают с превышением по объему принимаемых стоков (из-за болотистой местности и попадания дренажных и ливневых вод в систему водоотведения), поэтому происходит излив на рельеф, в траншею, выкопанную администрацией Шкотовского района, для сброса стоков с территории КОС и отводом в ручей, что приводит к растеканию стоков по рельефу местности. Установить реальный объем поступающих стоков невозможно, так как изначально не работали приборы учета сточных вод. По мнению прокурора, обязанность по устранению нарушений закона должна быть возложена на орган местного самоуправления – администрацию Шкотовского муниципального района и на организацию, осуществляющую водоотведение, включая сброс загрязненных сточных вод, - КГУП «Приморский водоканал», которыми в нарушение норм действующего законодательства до настоящего времени не приняты надлежащие меры по организации водоотведения на территории <адрес> в части очистки сточных вод, вследствие чего нормативная очистка сточных вод не обеспечена, что влечет загрязнение почв и водных объектов, включая реку Суходол, сточными водами.

Прокурор просит обязать КГУП «Приморский водоканал», администрацию Шкотовского муниципального района солидарно устранить нарушения водного и земельного законодательства, а именно: принять меры по организации водоотведения в поселке Новонежино, обеспечив нормативную очистку на очистных сооружениях системы водоотведения всех сточных вод, сбрасываемых в водные объекты и на рельеф местности (почву), исключив их сброс на рельеф местности (почву), в соответствии с санитарно-эпидемиологическими и экологическими требованиями, исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах, в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании помощник Большекаменского межрайонного прокурора Зырянова А.А. поддержала исковые требования в полном объеме по доводам, изложенным в заявлении.

В судебном заседании представитель администрации Шкотовского муниципального района Калашник Т.О. не оспаривала факт допущенных нарушений природоохранного законодательства при работе очистных сооружений в <адрес>. Подтвердила факт окончания срока договора аренды объектов муниципальной собственности по водоотведению в поселке, заключенного с КГУП «Приморский водоканал» 01.09.2022 года, указав, что КГУП «Приморский водоканал» в настоящее время не имеет доступа к оборудованию очистных сооружений. Просила увеличить срок исполнения обязанности по устранению нарушений до шести месяцев, поскольку подрядчиком и субподрядчиком ведутся работы по ремонту неисправного оборудования, что в условиях санкций требует более значительного времени, так как установленное очистное оборудования импортного производства. Кроме того, полагала, что настоящее дело подлежит рассмотрению в порядке административного судопроизводства.

Представитель КГУП «Приморский водоканал» в судебном заседании не участвовал, о дате и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. Согласно представленным пояснениям по иску от 03.11.2023 года ответчик исковые требования не признает в полном объеме, поскольку ООО «Эколос» не выполнило ранее принятые на себя обязательства по устранению неисправности в работе оборудования, установленного на очистных сооружениях. Кроме того, представитель указал, что срок действия договора аренды объектов муниципальной собственности от 01.09.2022 года, заключенного с администрацией Шкотовского муниципального района, истек, арендатором передано имущество, о чем составлен советующий акт.

В судебное заседание третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, Дальневосточное межрегиональное управление Росприроднадзора, Отдел водных ресурсов Амурского бассейного водного управления по Приморскому краю, Приморское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству и администрация Новонежинского сельского поселения не явились, о дате и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. Ходатайств об отложении не поступало.

Выслушав пояснения прокурора, возражения представителя ответчика, изучив доводы искового заявления и возражений, исследовав материалы дела, давая оценку фактическим обстоятельствам дела, всем имеющимся доказательствам в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.

В силу статьи 3 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов, в том числе, соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших доступных технологий с учетом экономических и социальных факторов.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона «Об охране окружающей среды» под негативным воздействием на окружающую среду понимается воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды. Сбросы загрязняющих веществ в водные объекты отнесены к негативному воздействию на окружающую среду (пункт 1 статьи 16 названного закона).

Пунктом 1 статьи 55 Федерального закона «Об охране окружающей среды» предусмотрена обязанность, в том числе, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц при осуществлении хозяйственной и иной деятельности принимать необходимые меры по предупреждению и устранению негативного воздействия на окружающую среду в населенных пунктах. Они обязаны проводить мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности (пункт 2 стать 34 названного закона).

В силу пункта 1 статьи 43.1 Федерального закона «Об охране окружающей среды» при эксплуатации централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и системы водоотведения также должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды.

В соответствии с частью 1 статьи 44 Водного кодекса РФ использование водных объектов для целей сброса сточных, в том числе дренажных, вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных названным кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды. Количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты (часть 4 статьи 35 названного кодекса).

При эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах или технологических нормативов, установленных в соответствии с Федеральным законом «Об охране окружающей среды») (пункт 1 части 6 статьи 60 Водного кодекса РФ).

Пунктом 4.2 муниципального правового акта № 58-МПА от 26.06.2018 года «Правила благоустройства территории Новонежинского сельского поселения» запрещено осуществлять сброс сточных вод из канализации жилых домов в дождевую (ливневую) канализацию, в реки и ручьи. Сброс жидких отходов от предприятий, организаций, учреждений и индивидуальных жилых домов осуществляется в соответствии с санитарными правилами и нормами СанПиН 42-128-4690-88 в канализационную сеть с последующей очисткой на очистных сооружениях (пункт 4.12 названных правил).

Из материалов дела следует, что <адрес> организована централизованная система водоотведения. Канализационные воды собираются по двум системам самотечных коллекторов на КОС. В 2020 году введены в эксплуатацию очистные сооружения КОС в центральной части поселка. Система водоотведения на <адрес> (канализационные стоки поступают в накопительные емкости, откачиваются спецтехникой и сливаются в новый КОС). В качестве технологического оборудования для перекачки канализационных стоков проектом предусмотрено устройство канализационных насосных станций КНС. Отвод хозяйственно-бытовой канализации осуществляется по закрытым самотечным и напорным сетям. Напорные канализационные коллекторы запроектированы в две линии из полиэтиленовых труб. Самотечный выпускной коллектор из хризотилцементных напорных труб. Сточные воды после очистки поступают в ручей – приток первого порядка реки Суходол. Контрольно-измерительная аппаратура на КОС до 15.03.2023 года находилась в неисправном состоянии. Канализационные очистные сооружения КОС обеспечивают биологическую очистку сточных вод с нарушением технологических параметров.

Приказом Минсельхоза России от 13.12.2016 года № 552 установлены нормативы качества сточных вод в водных объектах рыбохозяйственного значения. Для водоемов высшей и первой категории водных объектов рыбохозяйственного значения показатели качества воды составляют: аммоний-ион – 0,5 мг/дм3, фосфат-ион – 0,05-0,2 мг/дм3, нитрит-ион – 0,08 мг/дм3, БЛК5 – 2,1 мг/дм3.

Согласно результатам анализов сточных вод <адрес> за февраль 2023 года показатели сточных вод до и после очистки: аммоний-ион – 42,15±10,12 и 4,44±1,06 мг/дм3, фосфат-ион – 13,60±1,77 и 5,30±0,69 мг/дм3, нитрит-ион – 0,168±0,028 и 0,097±0,021 мг/дм3, БПК5 – 108,5±9,76 и 2,6±0,67 мг/дм3. За январь 2023 года показатели сточных вод до и после очистки: аммоний-ион – 44,15±10,60 и 4,87±1,17 мг/дм3, фосфат-ион – 13,50±1,75 и 5,59±0,73 мг/дм3, нитрит-ион – 0,178±0,030 и 0,121±0,020 мг/дм3, БПК5 –115,5±10,39 и 2,05±0,53 мг/дм3; за декабрь 2022 года показатели сточных вод до и после очистки: аммоний-ион – 40,46±9,71 5,5=1.32 мг/дм3, фосфат-ион – 13,9±1,81 и 5,21±0,68 мг/дм3, нитрит-ион – 0,140±0,024 и 0,111±0,019 мг/дм3, БПК5 – 103,5±9,31 и 2,5±0,65 мг/дм3. Аналогичные результаты анализов сточных вод, свидетельствующие о существенном превышении нормативов качества сточных вод, подучены в период ноябрь-сентябрь 2022 года.

Владивостокской межрайонной природоохранной прокуратурой 21.03.2023 года с участием представителей КГУП «Приморский водоканал» - начальника отдела экологии, начальника участка по эксплуатации сетей и сооружений водоотведения ПП «Артемовский гидроузел и насосно-фильтровальная станция» проведен осмотр очистных сооружений и мест сброса сточных вод в поселке Новонежино.

В ходе осмотра установлено, что на земельном участке с кадастровым номером 25:24:210201:740 в поселке Новонежино расположены очистные сооружения хозяйственно-бытовых сточных вод на базе мембранного биореактора ЛОС-МБР-500. На момент осмотра очистка сточных вод на очистных сооружениях не производится, приборы учета показателей работы очистных сооружений не работают. На земельном участке с кадастровым номером 25:24:210201:740 из-под бетонной плиты, на которой расположен закрытой крышкой люк очистных сооружений, в точке с координатами №43°13.027"E132°35.921" на рельеф местности (на почву) за пределы указанного земельного участка вытекает потоком шириной от нескольких десятков сантиметров до нескольких метров, глубиной несколько сантиметров замутненная в сравнении с чистой водой жидкость серо-зеленоватого оттенка с характерным запахом хозяйственно-бытовых сточных вод. Указанная жидкость по почве попадает в канаву, а оттуда в ручей – приток первого порядка реки Суходол в точке с координатами №43°13.036"Е132°35.833" в непосредственной близости от места организованного сброса сточных вод в ручей через трубу.

При разрешении спора суд принимает во внимание, что факт негативного воздействия на окружающую среду систематическим сбросом загрязненных сточных вод вследствие отсутствия нормативной очистки на очистных сооружениях системы водоотведения всех сточных вод, сбрасываемых в водные объекты и на рельеф местности (почву), нашел свое подтверждение в судебном заседании.

В силу пункта 4 части 1 статьи 16 Федеральный закон от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация водоотведения и водоснабжения населения в границах муниципального городского округа отнесена к вопросам местного значения муниципального, городского округа.

Таким образом, администрация Шкотовского муниципального района в силу своих полномочий обязана обеспечить нормативную очистку сточных вод в соответствии с санитарно-эпидемиологическими и экологическими требованиями, поскольку их несоблюдение создает угрозу причинению вреда жизни и здоровью населения поселка <адрес>.

В судебном заседании установлено, что в целях реализации полномочий в сфере водоотведения и водоснабжения населения 01.09.2022 года между администрацией Шкотовского муниципального района и КГУП «Приморский водоканал» заключен договор аренды № 207-2022 канализационных сетей и канализационных насосных станций в <адрес>, являющиеся объектом муниципальным имуществом, в соответствии которым КГУП «Приморский водоканал» во временное владение и пользование переданы объекты муниципальной собственности. На момент рассмотрения дела срок действия указанного договора аренды истек, в связи с чем, арендатором возвращено, а администрацией принято муниципальное имущество, о чем свидетельствует акт возврата имущества от 31.07.2023 года.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что надлежащим ответчиком по делу является администрация Шкотовского муниципального района, на которую должна быть возложена обязанность устранить допущенные нарушения законодательства об окружающей среде. Поскольку в настоящее время договорные отношения в сфере водоотведения и водоснабжения в <адрес> между органом местного самоуправления и КГУП «Приморский водоканал» отсутствуют, оснований для возложения на учреждение солидарной обязанности устранить нарушения законодательства об окружающей среде не имеется, в связи с этим, исковые требования к КГУП «Приморский водоканал» не подлежат удовлетворению.

Довод представителя администрации о рассмотрении настоящего спора в порядке административного судопроизводства, суд находит несостоятельным, поскольку в соответствии со статьей 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном кодексом административного судопроизводства, рассматривают и разрешают административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих. Прокурором заявлены исковые требования не только к администрации Шкотовского муниципального района, но и к КГУП «Приморский водоканал», который не относится к органам государственной власти и иным государственным органам, чьи действия (бездействие) могут быть оспорены в порядке административного судопроизводства.

При установлении срока для устранения допущенных нарушений суд учитывает, что администрацией Шкотовского муниципального района с подрядчиками и субподрядчиками ведется работа по восстановлению работоспособности оборудования, установленного на очистных сооружениях. Согласно письмам главного инженера ООО ДВЗ «Эколос» и директора ООО «Строй Комплекс» выполнен ряд мероприятий по устранению замечаний работы очистных сооружений, ведется работа с поставщиками для замены оборудования, ведутся поиски аналогов запасных и сменных частей, необходимых для восстановления оборудования и системы автоматизации. Ориентировочные сроки поставки материалов и запасных частей 40-130 календарных дней. С учетом изложенного суд полагает возможным установить срок для устранения допущенных нарушений шесть месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Владивостокского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Шкотовского муниципального района, КГУП «Приморский водоканал» о возложении обязанности удовлетворить частично.

Обязать администрацию Шкотовского муниципального района (ОГРН 1022500577175) устранить нарушения водного и земельного законодательства, а именно: принять меры по организации водоотведения в <адрес>, обеспечив нормативную очистку на очистных сооружениях системы водоотведения всех сточных вод, сбрасываемых в водные объекты и на рельеф местности (почву), исключив их сброс на рельеф местности (почву), в соответствии с санитарно-эпидемиологическими и экологическими требованиями, исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах, в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Исковые требования к КГУП «Приморский водоканал» оставить без удовлетворения в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Шкотовский районный суд Приморского края в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий                               Е.Г. Беспалова

2-1050/2023 ~ М-643/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Владивостокский межрайонный природоохранный прокурор в защиту прав неопределенного круга лиц
Ответчики
Администрация Шкотовского муниципального района
Краевое государственное унитарное предприятие "Приморский водоканал"
Другие
Приморское территориальное управление Росрыболовства
Отдел водных ресурсов Амурского бассейного водного управления по Приморскому краю
Администрация Новонежинского сельского поселения
Дальневосочное межрегиональное управление Росприроднадзора
Суд
Шкотовский районный суд Приморского края
Судья
Беспалова Елена Геннадьевна
Дело на странице суда
shkotovsky--prm.sudrf.ru
05.05.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
05.05.2023Передача материалов судье
10.05.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.05.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.06.2023Подготовка дела (собеседование)
21.06.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
04.07.2023Судебное заседание
11.08.2023Судебное заседание
11.08.2023Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
07.11.2023Судебное заседание
14.11.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.12.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.03.2024Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее