Дело № 2-55/2024
УИД 44RS0023-01-2023-000592-93
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
06 февраля 2024 г. г. Макарьев
Макарьевский районный суд Костромской области в составе:
председательствующего судьи Чистяковой Ю.П.,
при секретаре Андрияновой Ю.Б.,
с участием прокурора Макарьевского района Костромской области Крюкова С.М.,
представителя ответчика Забродина С.В.,
представителя третьего лица Митрофанова А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Макарьевского района Костромской области областному государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Макарьевская районная больница» о возложении обязанности в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить ведение и внесение информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты, освободить пути эвакуации в коридорах 1- этажей хирургического и терапевтического отделений от ящиков с оборудованием и мебели, оборудовать автоматической пожарной сигнализацией помещения 1 этажа терапевтического отделения, в которых проводится перепланировка и ремонт, руководителю организации пройти обучение мерам пожарной безопасности, в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу заменить технические средства системы автоматической пожарной сигнализации с истекшим сроком службы (более 10 лет) на аналогичные, обеспечить ежегодное проведение комплексных испытаний автоматической пожарной сигнализации, эксплуатируемой сверх срока службы, установленного изготовителем (10 лет), установить аварийное освещение в эвакуационных коридорах 1, 2 и 3 этажей терапевтического отделения, обеспечить соответствие ширины эвакуационных выходов непосредственно наружу из терапевтического отделения, расположенного у входа в подвал, минимально допустимому значению в 1,2 метров,
установил:
Прокурором Макарьевского района Костромской области по информации ТО НД и ПР Макарьевского и Кадыйского районов проведена проверка исполнения законодательства о пожарной безопасности, в ходе которой в деятельности ОГБУЗ «Макарьевская районная больница» выявлены нарушения в указанной сфере, а именно, в нарушение Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», Федерального закона от 22.07.2008 № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479, Свода правил СП 1.13130 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы», утвержденного приказом МЧС России от 19.03.2020 № 194, Требований к оснащению объектов защиты автоматическими установками пожаротушения, системой пожарной сигнализации, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, утвержденных постановлением Правительства РФ от 01.09.2021 № 1464, «ГОСТ Р 59638-2021. Национальный стандарт Российской Федерации. Системы пожарной сигнализации. Руководство по проектированию, монтажу, техническому обслуживанию и ремонту. Методы испытаний на работоспособность», утвержденного приказом Росстандарта от 24.08.2021 №791-ст, Федерального закона от 06.03.2006 № 35-Ф3 «О противодействии терроризму», в здании ОГБУЗ «Макарьевская районная больница», расположенном по адресу: Костромская область, г. Макарьев, ул. Юрьевецкая, д. 23, в период с 16.10.2023 до настоящего времени не устранены следующие нарушения требований пожарной безопасности:
- на объекте защиты допускается эксплуатация технических средств системы автоматической пожарной сигнализации с истекшим сроком службы (более 10 лет), при этом не проводится замена технических средств на аналогичные, что является нарушением п.54 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479, ч.ч. 3, 4 ст. 4, ст. 54, ч.ч. 1, 10 ст. 83 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.6.6.3 «ГОСТ Р 59638-2021. Национальный стандарт Российской Федерации. Системы пожарной сигнализации. Руководство по проектированию, монтажу, техническому обслуживанию и ремонту. Методы испытаний на работоспособность», утвержденного приказом Росстандарта от 24.08.2021 № 791-ст;
- при эксплуатации автоматической пожарной сигнализации сверх срока службы, установленного изготовителем (10 лет), не обеспечено ежегодное проведение ее комплексных испытаний до замены в установленном порядке, что является нарушением п. 54 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479;
- руководителем организации не обеспечено ведение и внесение информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты, что является нарушением п. 17.1 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479;
- в эвакуационных коридорах 1, 2 и 3 этажей терапевтического отделения при наличии сидячих мест для ожидания (стулья, скамьи), размещенных вдоль стен, отсутствует аварийное освещение, что является нарушением ч.ч. 3, 4 ст.4 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.4.3.8 Свода правил СП 1.13130 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы», утвержденного приказом МЧС России от 19.03.2020 № 194;
- на путях эвакуации в коридорах 1 этажей терапевтического хирургического отделений размещены ящики с оборудованием и мебель, что является нарушением п.п. «б» п. 27 Правил противопожарного режима Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479;
- помещения 1 этажа терапевтического отделения, в которых проводится перепланировка и ремонт, не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией, что является нарушением п. 3, п. 38 таблицы приложения № 3 Требований к оснащению объектов защиты автоматическими установками пожаротушения, системой пожарной сигнализации, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, утвержденных постановлением Правительства РФ от 01.09.2021 № 1464;
- при эксплуатации эвакуационных выходов не обеспечено соблюдение минимальной ширины эвакуационных выходов непосредственно наружу из терапевтического отделения, расположенного у входа в подвал, а именно ш ширина составляет 0,78 м и 0,82 м соответственно вместо минимально допустимой ширины 1,2 м, что является нарушением ч.ч. 3, 4 ст. 4 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», ч. 1, п.п. «а» п. 1 ч. 3, ч. 8 ст. 89 Федерального закона от 22.07.200S № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», абз п. 4.2.19 Свода правил СП 1.13130 «Системы противопожарной защиты Эвакуационные пути и выходы», утвержденного приказом МЧС России от 19.03.2020 № 194;
- руководитель организации не прошел обучение мерам пожарной безопасности, что является нарушением п. 3 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479.
Названные нарушения установлены 16.10.2023 главным государственным инспектором Макарьевского и Кадыйского районов по пожарному надзору - начальником ТО НД и ПР Макарьевского и Кадыйского районов при проведении плановой выездной проверки учреждения.
По итогам проверки главному врачу ОГБУЗ «Макарьевская районная больница» 16.10.2023 внесено предписание № по устранению указанных нарушений требований пожарной безопасности, которое до настоящего времени не исполнено, нарушения требований пожарной безопасности не устранены.
ОГБУЗ «Макарьевская районная больница» является медицинской организацией, в которой ежедневно находятся работники организации, пациенты и иные лица, в том числе несовершеннолетние граждане и пациенты, пребывающие в организации круглосуточно на стационарном лечении.
Прокурор Макарьевского района Костромской области просил обязать ОГБУЗ «Макарьевская РБ» в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить ведение и внесение информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты, освободить пути эвакуации в коридорах 1- этажей хирургического и терапевтического отделений от ящиков с оборудованием и мебели, оборудовать автоматической пожарной сигнализацией помещения 1 этажа терапевтического отделения, в которых проводится перепланировка и ремонт, руководителю организации пройти обучение мерам пожарной безопасности, в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу заменить технические средства системы автоматической пожарной сигнализации с истекшим сроком службы (более 10 лет) на аналогичные, обеспечить ежегодное проведение комплексных испытаний автоматической пожарной сигнализации, эксплуатируемой сверх срока службы, установленного изготовителем (10 лет), установить аварийное освещение в эвакуационных коридорах 1, 2 и 3 этажей терапевтического отделения, обеспечить соответствие ширины эвакуационных выходов непосредственно наружу из терапевтического отделения, расположенного у входа в подвал, минимально допустимому значению в 1,2 метров.
В судебном заседании прокурор Макарьевского района Костромской области Крюков С.М. исковые требования уточнил, просил возложить на ОГБУЗ «Макарьевская РБ» обязанность устранить нарушения требования пожарной безопасности на объекте зашиты, расположенном по адресу: Костромская область, г. Макарьев, ул. Юрьевецкая, д. 23, в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу руководителю организации пройти обучение мерам пожарной безопасности, в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу заменить технические средства системы автоматической пожарной сигнализации с истекшим сроком службы (более 10 лет) на аналогичные, установить аварийное освещение в эвакуационных коридорах 1, 2 и 3 этажей терапевтического отделения, обеспечить соответствие ширины эвакуационных выходов непосредственно наружу из терапевтического отделения, расположенного у входа в подвал, минимально допустимому значению в 1,2 метров.
Представитель ответчика - главный врач ОГБУЗ «Макарьевская районная больница» Забродин С.В. исковые требования прокурора не признал, обосновывая это тем, что требования, указанные в иске в п. 1.1 исполнены в полном объеме, а требования, которые указаны в п. 1.2, а именно в срок, в который просит прокурор устранить выявленные нарушения требований пожарной безопасности, невозможно в связи с отсутствием финансовых средств. Пожарная сигнализация в больнице подлежит замене, так срок её эксплуатации вышел и об этом в адрес Департамента здравоохранения Костромской области направлялись письма, но финансирования на эти цели не выделяются.
Третье лицо- Департамент здравоохранения Костромской области о месте и времени судебного заседания уведомлены надлежащим образом, в суд своего представителя не направило, в ходатайстве, направленном в суд, просили о рассмотрении дела в их отсутствие.
Представитель третьего лица – ТО НД и ПР Макарьевского и Кадыйского районов УНД и ПР ГУ МЧС России по Костромской области Митрофанов А.И. исковые требования прокурора Макарьевского района поддержал, указав, что нарушения требований пожарной безопасности им были выявлены в ходе проверки 16.10.2023 года, после чего было выдано предписание об их устранении, но в полном объеме они до настоящего времени ответчиком не исполнены.
Допрошенная по ходатайству представителя ответчика свидетель ФИО5 указала, что работает в ОГБУЗ «Макарьевская районная больница в должности специалиста по гражданской обороне. В её должностные обязанности входит, в том числе, организация и проведение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности и антитеррористической защищенности объектов ЛПУ, подготовке и обучению работников в области пожарной безопасности и антитеррора. После проведения в октябре 2023 года проверки, часть выявленных нарушений, которые возможно было устранить без больших финансовых затрат, они устранили, а остальные нарушения в отсутствие финансирования устранить невозможно.
Выслушав прокурора Крюкова С.М., представителя ответчика Забродина С.В., представителя третьего лица Митрофанова А.И., свидетеля ФИО5, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 20 и ч. 1 ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на жизнь и на охрану здоровья.
Статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» установлено, что пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; обязательные требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, а также нормативными документами по пожарной безопасности; меры пожарной безопасности - действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности; обучение мерам пожарной безопасности - организованный процесс по формированию знаний, умений, навыков граждан в области обеспечения пожарной безопасности в системе общего, профессионального и дополнительного образования, в процессе трудовой и служебной деятельности.
Согласно ст. 34 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара.
В силу ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты.
На основании ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» настоящий Федеральный закон принят в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает минимально необходимые требования пожарной безопасности к объектам защиты, в том числе к зданиям и сооружениям.
В соответствии с п.п. 20, 48 - 49 ст. 2 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» пожарная безопасность объекта защиты - состояние объекта защиты, характеризуемое возможностью предотвращения возникновения и развития пожара, а также воздействия на людей и имущество опасных факторов пожара; эвакуационный выход - выход, ведущий на путь эвакуации, непосредственно наружу или в безопасную зону; эвакуационный путь (путь эвакуации) - путь движения и (или) перемещения людей, ведущий непосредственно наружу или в безопасную зону, удовлетворяющий требованиям безопасной эвакуации людей при пожаре.
Согласно ч.ч. 3, 4 ст.4 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» к нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований ФЗ от 22.07.2008 № 123-Ф3. В случае, если положениями ФЗ от 22.07.2008 № 123-Ф3 (за исключением положений ст. 64, ч. 1 ст. 82, ч. 7 ст. 83, ч. 12 ст. 84, ч.ч. 1.1 и 1.2 ст. 97) устанавливаются более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений ФЗ от 22.07.2008 № 123-Ф3, в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию либо проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу соответствующих положений ФЗ от 22.07.2008 № 123-Ф3, применяются ранее действовавшие требования. При этом в отношении объектов защиты, на которых были проведены капитальный ремонт, реконструкция или техническое перевооружение, требования ФЗ от 22.07.2008 № 123-Ф3 применяются в части, соответствующей объему работ по капитальному ремонту, реконструкции или техническому перевооружению.
В силу ст. 54 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» системы обнаружения пожара (установки и системы пожарной сигнализации), оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны обеспечивать автоматическое обнаружение пожара за время, необходимое для включения систем оповещения о пожаре в целях организации безопасной (с учетом допустимого пожарного риска) эвакуации людей в условиях конкретного объекта. Системы пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны быть установлены на объектах, где воздействие опасных факторов пожара может привести к травматизму и (или) гибели людей.
На основании ч. ч. 1, 10 ст. 83 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» автоматические установки пожаротушения и пожарной сигнализации должны монтироваться в зданиях и сооружениях в соответствии с проектной документацией, разработанной и утвержденной в установленном порядке. Требования к проектированию автоматических установок пожаротушения и автоматической пожарной сигнализации устанавливаются Федеральным законом от 22.07.2008 № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и (или) нормативными документами по пожарной безопасности.
В соответствии с 4.1, пп. «а» п. 1 ч. 3, ч. 8 ст. 89 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» эвакуационные выходы из зданий и сооружений должны обеспечивать безопасную эвакуацию людей. Выходы являются эвакуационными, если они ведут непосредственно наружу из помещений первого или подвального этажа. Ширина эвакуационных выходов из помещений с этажей и из зданий определяются в зависимости от максимально возможного числа эвакуируемых через них людей и предельно допустимого расстояния от наиболее удаленного места возможного пребывания людей (рабочего места) до ближайшего эвакуационного выхода.
Согласно п. 2.1 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479, руководитель организации обеспечивает эксплуатацию зданий, сооружений в соответствии с требованиями Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и (или) проектной документации.
В силу п. 3 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479, лица допускаются к работе на объекте защиты только после прохождения обучения мерам пожарной безопасности. Обучение лиц мерам пожарной безопасности осуществляется по программам противопожарного инструктажа или дополнительным профессиональным программам.
На основании п. 17.1 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479, руководитель организации обеспечивает ведение и внесение информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты.
В соответствии с пп. «б» п. 27 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479, при эксплуатации эвакуационных путей, эвакуационных и аварийных выходов запрещается размещать мебель (за исключением сидячих мест для ожидания) и предметы (за исключением технологического, выставочного и другого оборудования) на путях эвакуации, у дверей эвакуационных и аварийных выходов, в переходах между секциями.
Согласно п. 54 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479, руководитель организации организует работы по ремонту, техническому обслуживанию и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, обеспечивающие исправное состояние указанных средств. Работы осуществляются с учетом инструкции изготовителя на технические средства, функционирующие в составе систем противопожарной защиты. При эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения сверх срока службы, установленного изготовителем (поставщиком), и при отсутствии информации изготовителя (поставщика) о возможности дальнейшей эксплуатации правообладатель объекта защиты обеспечивает ежегодное проведение испытаний средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения до их замены в установленном порядке. Информация о работах, проводимых со средствами обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, вносится в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты.
В силу п. 4.1.1 Свода правил СП 1.13130 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы», утвержденного приказом МЧС России от 19.03.2020 № 194, требования настоящего свода правил установлены для обеспечения возможности своевременной и беспрепятственной эвакуации людей при пожаре; обеспечения возможности спасения людей при пожаре.
На основании п. 4.1.5 Свода правил СП 1.13130 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы», утвержденного приказом МЧС России от 19.03.2020 № 194, отклонения от геометрических параметров эвакуационных путей и выходов допускается в пределах не более чем 5%.
В соответствии с абз. 2 п. 4.2.19 Свода правил СП 1.13130 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы», утвержденного приказом МЧС России от 19.03.2020 № 194, минимальная ширина эвакуационных выходов из помещений и зданий, при числе эвакуирующихся через указанные выходы более 50 человек, должна быть не менее 1,2 м.
Согласно п. 4.3.8 Свода правил СП 1.13130 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы», утвержденного приказом МЧС России от 19.03.2020 № 194, допускается размещение в эвакуационных коридорах общественных зданий вдоль стен сидячих мест для ожидания (стулья, скамьи) при наличии аварийного освещения, ширине коридоров не менее 2,5 м и сохранении нормативного значения ширины пути эвакуации с учетом размещения указанных мест.
В силу п. 3, п. 38 таблицы приложения № 3 Требований к оснащению объектов защиты автоматическими установками пожаротушения, системой пожарной сигнализации, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, утвержденных постановлением Правительства РФ от 01.09.2021 № 1464, объекты защиты - помещения - оснащаются автоматическими установками пожаротушения и системой пожарной сигнализации в соответствии с критериями оснащения помещений системой пожарной сигнализации и автоматическими установками пожаротушения согласно приложению № 3. Помещения иного административного, административно-бытового и общественного назначения, в том числе встроенные и пристроенные, оснащаются системой пожарной сигнализации независимо от площади помещения.
На основании п. 6.6.3 «ГОСТ Р 59638-2021. Национальный стандарт Российской Федерации. Системы пожарной сигнализации. Руководство по проектированию, монтажу, техническому обслуживанию и ремонту. Методы испытаний на работоспособность», утвержденного приказом Росстандарта от 24.08.2021 № 791-ст, по истечении срока службы технические средства должны быть заменены на аналогичные либо на иные по согласованию с заказчиком и проектной организацией.
В соответствии с пп. «в» п. 4 ст. 3, ч. 3.1 ст. 5 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-Ф3 «О противодействии терроризму» противодействие терроризму - деятельность юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма. Юридические лица обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.
Проверкой установлено, что на объекте защиты - в здании ОГБУЗ «Макарьевская районная больница», расположенном по адресу: Костромская область, г. Макарьев, ул. Юрьевецкая, д. 23, в период с 16.10.2023 до настоящего времени не устранены нарушения требований пожарной безопасности, а именно:
- на объекте защиты допускается эксплуатация технических средств системы автоматической пожарной сигнализации с истекшим сроком службы (более 10 лет), при этом не проводится замена технических средств на аналогичные, что является нарушением п.54 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479, ч.ч. 3, 4 ст. 4, ст. 54, ч.ч. 1, 10 ст. 83 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.6.6.3 «ГОСТ Р 59638-2021. Национальный стандарт Российской Федерации. Системы пожарной сигнализации. Руководство по проектированию, монтажу, техническому обслуживанию и ремонту. Методы испытаний на работоспособность», утвержденного приказом Росстандарта от 24.08.2021 № 791-ст;
- при эксплуатации автоматической пожарной сигнализации сверх срока службы, установленного изготовителем (10 лет), не обеспечено ежегодное проведение ее комплексных испытаний до замены в установленном порядке, что является нарушением п. 54 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479;
- руководителем организации не обеспечено ведение и внесение информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты, что является нарушением п. 17.1 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479;
- в эвакуационных коридорах 1, 2 и 3 этажей терапевтического отделения при наличии сидячих мест для ожидания (стулья, скамьи), размещенных вдоль стен, отсутствует аварийное освещение, что является нарушением ч.ч. 3, 4 ст.4 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.4.3.8 Свода правил СП 1.13130 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы», утвержденного приказом МЧС России от 19.03.2020 № 194;
- на путях эвакуации в коридорах 1 этажей терапевтического хирургического отделений размещены ящики с оборудованием и мебель, что является нарушением п.п. «б» п. 27 Правил противопожарного режима Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479;
- помещения 1 этажа терапевтического отделения, в которых проводится перепланировка и ремонт, не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией, что является нарушением п. 3, п. 38 таблицы приложения № 3 Требований к оснащению объектов защиты автоматическими установками пожаротушения, системой пожарной сигнализации, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, утвержденных постановлением Правительства РФ от 01.09.2021 № 1464;
- при эксплуатации эвакуационных выходов не обеспечено соблюдение минимальной ширины эвакуационных выходов непосредственно наружу из терапевтического отделения, расположенного у входа в подвал, а именно ш ширина составляет 0,78 м и 0,82 м соответственно вместо минимально допустимой ширины 1,2 м, что является нарушением ч.ч. 3, 4 ст. 4 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», ч. 1, п.п. «а» п. 1 ч. 3, ч. 8 ст. 89 Федерального закона от 22.07.200S № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», абз п. 4.2.19 Свода правил СП 1.13130 «Системы противопожарной защиты Эвакуационные пути и выходы», утвержденного приказом МЧС России от 19.03.2020 № 194;
- руководитель организации не прошел обучение мерам пожарной безопасности, что является нарушением п. 3 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479.
Названные нарушения установлены 16.10.2023 главным государственным инспектором Макарьевского и Кадыйского районов по пожарному надзору - начальником ТО НД и ПР Макарьевского и Кадыйского районов при проведении плановой выездной проверки учреждения.
По итогам проверки главному врачу ОГБУЗ «Макарьевская районная больница» 16.10.2023 внесено предписание № по устранению указанных нарушений требований пожарной безопасности, которое до настоящего времени не исполнено, нарушения требований пожарной безопасности не устранены.
ОГБУЗ «Макарьевская районная больница» является медицинской организацией, в которой ежедневно находятся работники организации, пациенты и иные лица, в том числе несовершеннолетние граждане и пациенты, пребывающие в организации круглосуточно на стационарном лечении.
Эксплуатация здания ОГБУЗ «Макарьевская районная больница» с нарушениями правил пожарной безопасности препятствует своевременной локализации и своевременному тушению пожаров, что создает предпосылки для причинения вреда жизни и здоровью людей, в том числе несовершеннолетних лиц, создает угрозу причинения имущественного ущерба гражданам и организации, государственному имуществу, тем самым нарушает права неопределенного круга лиц.
Таким образом, уточненные требования прокурора Макарьевского района Костромской области о возложении на ОГБУЗ «Макарьевская районная больница» обязанности устранить нарушения требований пожарной безопасности подлежат удовлетворению.
Вместе с тем, суд находит доводы представителя ответчика Забродина С.В. о том, что в срок, который просит прокурор устранить нарушения требований пожарной безопасности, а именно: заменить технические средства системы автоматической пожарной сигнализации и установить аварийное освещение в эвакуационных коридорах в шестимесячный срок после вступления решения суда в законную силу, не будет исполнимо, заслуживают внимание, поскольку учитывая объем и стоимость работ, тот факт, что финансирование устранения нарушений требований пожарной безопасности осуществляется исключительно Департаментом здравоохранения Костромской области, а также наличия в данный момент в здании больницы исправной пожарной сигнализации, суд считает срок, в течение которого возможно выполнение решения суда, установить 1 год с момента вступления его в законную силу.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд,
решил:
Уточненные исковые требования прокурора Макарьевского района Костромской области удовлетворить частично.
Возложить на областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Макарьевская районная больница» обязанность течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушения требований пожарной безопасности на объекте защиты по адресу: Костромская область, г. Макарьев, ул. Юрьевецкая, д. 23:
- руководителю организации пройти обучение мерам пожарной безопасности;
Возложить на областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Макарьевская районная больница» обязанность течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушения требований пожарной безопасности на объекте защиты по адресу: Костромская область, г. Макарьев, ул. Юрьевецкая, д. 23:
- заменить технические средства системы автоматической пожарной сигнализации с истекшим сроком службы (более 10 лет) на аналогичные;
- установить аварийное освещение в эвакуационных коридорах 1, 2 и 3 этажей терапевтического отделения;
- обеспечить соответствие ширины эвакуационных выходов непосредственно наружу из терапевтического отделения, расположенного у входа в подвал, минимально допустимому значению в 1,2 метров;
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Костромской областной суд через Макарьевский районный суд Костромской области в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Судья:подпись
Копия верна. Судья Ю.П. Чистякова
В окончательной форме решение принято 06.02.2024 года