Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-456/2022 ~ М-365/2022 от 21.03.2022

Дело № 2-456/22

УИД: 67RS0007-01-2022-000899-11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Сафоново                                16 мая 2022 года

Сафоновский районный суд Смоленской области

В составе:

председательствующего (судьи): Дроздова С.А.,

при секретаре : Кайченковой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации муниципального образования «Сафоновский район» Смоленской области к отделению судебных приставов по Сафоновскому и Холм-Жирковскому районам Управления Федеральной службы судебных приставов по Смоленской области, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Смоленской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора,

УСТАНОВИЛ:

Администрация муниципального образования «Сафоновский район» Смоленской области (далее – Администрация МО «Сафоновский район» Смоленской области, администрация) обратилась в суд с иском к отделению судебных приставов по Сафоновскому и Холм-Жирковскому районам Управления Федеральной службы судебных приставов по Смоленской области (далее – ОСП по Сафоновскому и Холм-Жирковскому районам) об освобождении от исполнительского сбора. В обоснование заявленных требований указала, что в соответствии с решением Сафоновского районного суда Смоленской области по гражданскому делу № ххх, вступившим в законную силу дд.мм.гггг, Администрация МО «Сафоновский район» обязана выполнить в отношении земельного участка с кадастровым номером № ххх, расположенного по адресу: <адрес>, комплекс инженерных мероприятий в составе, объеме, порядке и соответствии с нормативными документами, указанными в выводах заключения комплексной судебной строительно-технической, землеустроительной экспертизы ООО «Агентство оцени Ковалевой и Компании» № ххх. На основании данного судебного акта дд.мм.гггг возбуждено исполнительное производство № ххх-ИП, в рамках которого дд.мм.гггг на Администрацию МО «<адрес>» наложен исполнительский сбор в сумме 50 000 рублей. Вместе с тем, вина администрации в неисполнении решения суда отсутствует. В частности, вышеназванный земельный участок с кадастровым номером № ххх, в отношении которого согласно судебному акту необходимо произвести комплекс инженерных мероприятий, находится в непосредственной близости с поймой реки Величка, в связи с чем необходимо проектное решение, состоящее из специфического набора работ, требующих наличие соответствующих специалистов. Однако на сегодняшний день при мониторинге существующих проектных организаций такая организация администрацией не найдена. Помимо этого, поскольку бюджет муниципального образования является дотационным, дд.мм.гггг главой МО «Сафоновский район» на имя Губернатора Смоленской области направлено письмо с просьбой выделить бюджетные ассигнования, в том числе, на исполнение решения суда по исполнительному производству № ххх-ИП, в ответе на которое было указано на невозможность оказания финансовой помощи. Таким образом, на момент взыскания исполнительского сбора, администрация не имела возможности исполнить решение суда ввиду отсутствия денежных средств, а также проектных решений, разработанных специализированной организацией, что свидетельствует о наличии объективных причин неисполнения судебного акта.

С учетом разъяснений, содержащихся в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2010 года, утвержденным Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 15 сентября 2010 года, определением от 11 апреля 2022 г. к участию в деле в качестве соответчика привлечено Управление Федеральной службы судебных приставов по Смоленской области (далее – УФССП России по Смоленской области).

В судебном заседании представитель Администрации МО «Сафоновский район» Савинова А.М. заявленные требования поддержала, указав при этом, что постановление о взыскании исполнительского сбора администрацией не оспаривается.

Представитель ОСП по Сафоновскому и Холм-Жирковскому районам - заместитель начальника отделения - заместитель старшего судебного пристава – Григорьева Ю.Ю. иск не признала.

Представитель УФССП России по Смоленской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил. В связи с этим, дело рассмотрено в отсутствие представителя соответчика на основании ст.167 ГПК РФ.

Третье лицо по делу – Червякова Л.М. – возражала против удовлетворения исковых требований.

Выслушав лиц, участвующих в судебном заседании, суд приходит к следующему.

В силу части 2 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу решения суда, являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов определяются Федеральным законом от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее – Закон об исполнительном производстве).

Пунктом 13 части 1 статьи 64 Закона об исполнительном производстве установлено, что в процессе исполнения требований исполнительных документов судебный пристав-исполнитель вправе совершать исполнительные действия, в том числе, взыскивать исполнительский сбор.

В соответствии с частью 11 статьи 30 данного Закона, если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.

Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства либо с момента доставки извещения о размещении информации о возбуждении исполнительного производства в банке данных, отправленного посредством передачи короткого текстового сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи, либо иного извещения или постановления о возбуждении исполнительного производства, вынесенного в форме электронного документа и направленного адресату, в том числе в его единый личный кабинет на Едином портале государственных и муниципальных услуг, в соответствии с частью 2.1 статьи 14 настоящего Федерального закона, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (часть 12 статьи 30 Закона об исполнительном производстве).

Положениями статьи 112 Закона об исполнительном производстве определено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет (часть 1).

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом (часть 2).

Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (часть 3).

Должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора (часть 6).

Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (часть 7).

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 30.07.2001 г. № 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции РФ требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции РФ).

При этом должнику должна быть обеспечена возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа может быть вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности.

Общие основания ответственности за нарушение обязательства установлены статьей 401 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 1 указанной нормы закона лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Постановлением Пленума Верховного суда РФ N 50 от 17.11.2015 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» разъяснено, что суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора (абзац первый пункта 74).

При применении положений пункта 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401 ГК РФ).

Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.

Должник не может быть освобожден от уплаты исполнительского сбора, даже если требования исполнительного документа были в полном объеме исполнены им сразу после истечения срока для добровольного исполнения, однако такие действия должника с учетом объективных причин задержки исполнения могут учитываться судом при разрешении требований должника об уменьшении размера исполнительского сбора, но не более чем на одну четверть (пункт 75).

Таким образом, по смыслу приведенных правовых норм и разъяснений Верховного Суда Российской Федерации по их применению, а также правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа при условии, что им принимались все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. При этом, законом предусмотрен исковой порядок рассмотрения заявлений об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания при наличии соответствующих гражданско-правовых оснований.

Как следует из материалов дела, в производстве ОСП по Сафоновскому и Холм-Жирковскому районам находится исполнительное производство № ххх-ИП, возбужденное дд.мм.гггг на основании исполнительного листа (взыскатель Червякова Л.М.), выданного Сафоновским районным судом Смоленской области, предметом исполнения которого является обязанность Администрации МО «Сафоновский район» выполнить в отношении земельного участка с кадастровым номером № ххх, расположенного по адресу: <адрес>, комплекс инженерных мероприятий в составе, объеме, порядке и соответствии с нормативными документами, указанными в выводах заключения комплексной судебной строительно-технической, землеустроительной экспертизы ООО «Агентство оцени Ковалевой и Компании» № ххх (л.д. 5-6, 40-58, 60-61).

В рамках данного исполнительного производства в связи с неисполнением должником требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, дд.мм.гггг с Администрации МО «Сафоновский район» взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 рублей, при применении которого, как меры юридической ответственности, учитывались обстоятельства того, что доказательств, подтверждающих уважительность причин неисполнения исполнительного документа в указанный срок, должником не представлено. Также последним надлежащим образом не подтверждено, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась в целях надлежащего исполнения (л.д. 7-8).

При этом, каких-либо доказательств, свидетельствующих о наличии уважительных причин, в том числе, обстоятельств непреодолимой силы, объективно препятствовавших исполнению требований исполнительного производства, истцом в ходе судебного разбирательства также не представлено.

Напротив, из представленных истцом документов следует, что обращение администрации в адрес Губернатора Смоленской области о выделении бюджетных ассигнований на исполнение решение суда последовало только дд.мм.гггг, поручение на проведение мониторинга специализированных организаций по подготовке проектной документации, необходимой для исполнения решения суда, также дано только дд.мм.гггг, то есть по истечении длительного периода времени после возбуждения исполнительного производства, на стадии которого Администрации МО «Сафоновский район» был установлен срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа в соответствии с Законом об исполнительном производстве, и после взыскания исполнительского сбора (л.д. 9-11, 29-30).

Доказательств того, что истцом предпринимались какие-либо меры по исполнению требований исполнительного документа (решения суда) с момента возбуждения исполнительного производства до взыскания исполнительского сбора, не представлено.

Из имеющихся в материалах исполнительного производства объяснений представителя должника – Администрации МО «Сафоновский район» - усматривается, что решение суда не исполнено в связи с отсутствием денежных средств в бюджете органа местного самоуправления (л.д. 59).

Между тем, данное обстоятельство само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора в отсутствие всех мер, принятых для надлежащего исполнения требования, содержащегося в исполнительном документе (пункт 75 постановления Пленума Верховного суда РФ N 50 от 17.11.2015 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства»).

Помимо этого, суд исходит из того, что при наличии препятствий к исполнению решения администрация не была лишена права обратиться в суд с заявлением об отсрочке (рассрочке) исполнения решения суда в порядке ст. 203 ГПК РФ.

При таких установленных по делу обстоятельствах, оснований для освобождения истца от исполнительского сбора не усматривается.

Вместе с тем, учитывая принимавшиеся администрацией меры по исполнению требований исполнительного документа, суд приходит к выводу о возможном уменьшении размера исполнительского сбора до 37 500 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования Администрации муниципального образования «Сафоновский район» Смоленской области удовлетворить частично.

Уменьшить размер исполнительского сбора, взысканного с Администрации муниципального образования «Сафоновский район» Смоленской области по исполнительному производству № ххх-ИП от дд.мм.гггг, до 37 500 рублей.

В удовлетворении остальной части иска Администрации муниципального образования «Сафоновский район» Смоленской области – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Сафоновский районный суд Смоленской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий:             /подпись/        Дроздов С.А.

Копия верна.

Судья Сафоновского районного суда

Смоленской области                        Дроздов С.А.

2-456/2022 ~ М-365/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Администрация муниципального образования "Сафоновский район"
Ответчики
ОСП по Сафоновскому и Холм-Жирковскому районам
Суд
Сафоновский районный суд Смоленской области
Судья
Дроздов Сергей Алексеевич
Дело на сайте суда
safonovo--sml.sudrf.ru
21.03.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
21.03.2022Передача материалов судье
25.03.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.03.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.04.2022Подготовка дела (собеседование)
26.04.2022Подготовка дела (собеседование)
26.04.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.05.2022Судебное заседание
20.05.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.05.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.05.2022Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее