ПОСТАНОВЛЕНИЕ
об административном правонарушении
26 июня 2021 года г. Приволжск
Судья Приволжского районного суда Ивановской области Философов Д.С.,
рассмотрев поступивший из Отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по Приволжскому району Ивановской области административный материал в отношении: Шевченко П.А., ДАТА, зарегистрированного по адресу: <адрес>, - о совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
В Приволжский районный суд Ивановской области из ОМВД России по Приволжскому району Ивановской области поступил протокол № от ДАТА об административном правонарушении и другие материалы в отношении Шевченко П.А., ДАТА, зарегистрированного по адресу: <адрес>, - о совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно протоколу об административном правонарушении № от ДАТА в 22 часов 20 минут Шевченко П.А., находясь по адресу: <адрес> оказал неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции в связи с исполнением им обязанностей по охране общественного прядка и обеспечению общественной безопасности, а именно не выполнил законные требования сотрудников полиции проследовать в служебный автомобиль для составления протокола об административном правонарушении, в связи с наличием в его действиях признаков административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что выразилось в попытке скрыться, а именно убежать, тем самым совершил административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Права, предусмотренные ст. 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ст. 51 Конституции Российской Федерации, лицу, привлекаемому к административной ответственности, разъяснены не были. Протокол об административном правонарушении лицом, привлекаемым к административной ответственности, подписан не был. Сведений о том, что конкретное лицо, привлекаемое к административной ответственности, а именно Шевченко П.А., отказался от подписи протокола, протокол об административном правонарушении, представленный в административном материале в отношении Шевченко П.А., отраженный в описи документов, не содержит.
В судебное заседание должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении – представитель ОМВД России по Приволжскому району Ивановской области не явился. О дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил, не ходатайствовал об отложении судебного заседания.
В судебном заседании лицо, привлекаемое к административной ответственности, – Шевченко П.А. пояснил, что он проживает по адресу: <адрес>. По указанному адресу и в населенном пункте в целом на протяжении длительного времени имеют место перебои с водоснабжением. На его звонки, обращения в водоснабжающую, управляющую организации он не получал ответа и сложившаяся ситуация не разрешалась. Пояснил, что у него имеется малолетний ребенок. 25.06.2021 года обратился в полицию по телефону с целью разобраться с сложившейся ситуацией. Ему был дан ответ о том, что сотрудники полиции приедут по указанному им адресу. Вместе с тем Шевченко П.А. пояснил, что он сотрудников полиции не вызывал, он обратился в полицию по телефону, чтобы правоохранительные органы приняли меры реагирования к ответственным лицам за отсутствие водоснабжения в населенном пункте. Также пояснил, что вечером 25.06.2021 года по его адресу приехали сотрудники полиции, в настойчивой форме требовали от него написать заявление либо объяснения, от написания которых Шевченко П.А. отказался, так как сотрудников полиции он не вызывал, а лишь обратился в полицию по телефону. После этого сотрудники полиции в настойчивой форме потребовали от Шевченко П.А. проследовать в служебную машину для составления протокола об административном правонарушении за заведомо ложный вызов полиции. Шевченко П.А. не согласился и начал удаляться от служебной машины полиции на что сотрудником полиции ему было высказано требование остановиться и сотрудник полиции направился в его сторону. Шевченко П.А., понимая, что каких-либо правонарушений не совершал, ощущая агрессивное, немотивированное поведение со стороны сотрудника полиции, испугался за свою жизнь и здоровье, испытал страх и стал убегать, но сотрудники полиции его догнали, заломили руки, надели на него наручники и доставили в отделение полиции, где был задержан. О том, что в отношении него составлялся протокол об административном правонарушении ему не было известно, о составлении протокола об административном правонарушении его не извещали, с его содержанием его не ознакамливали. Пояснил, что кроме изъятых при задержании телефона, двух пакетов семечек, у него были также изъяты ключи от дома, от автомобиля. Шевченко П.А. пояснил, что не согласен с предъявленным ему административным правонарушением, так как он всего лишь обратился в полицию с обращением на нарушение его прав, а вместо оказания помощи, разрешения сложившейся ситуации, принятия мер реагирования в ответственным за водоснабжение населенного пункта лицам, сотрудники полиции выехали по его адресу и составили в отношении него протокол об административном правонарушении.
При таких обстоятельствах суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке на основании п. 4 ч. 1 ст. 29.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Выслушав Шевченко П.А., изучив доказательства, представленные в административном материале ОМВД России по Приволжскому району Ивановской области, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ст. 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при разбирательстве по делу об административных правонарушениях выяснению подлежат: 1) наличие события административного правонарушения; 2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; 3) виновность лица в совершении административного правонарушения; 4) обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; 5) характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; 6) обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; 7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Согласно ч. 1 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Положениями ч. 1 ст. 19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции, военнослужащего либо сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы либо сотрудника войск национальной гвардии Российской Федерации в связи с исполнением ими обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, а равно воспрепятствование исполнению ими служебных обязанностей.
Из протокола об административном правонарушении № следует, что Шевченко П.А. не выполнил законные требования сотрудников полиции проследовать в служебный автомобиль для составления протокола об административном правонарушении, в связи с наличием в его действиях признаков административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что выразилось в попытке скрыться, а именно убежать.
Права, предусмотренные ст. 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ст. 51 Конституции Российской Федерации, лицу, привлекаемому к административной ответственности, разъяснены не были. Протокол об административном правонарушении лицом, привлекаемым к административной ответственности, подписан не был. Сведений о том, что конкретное лицо, привлекаемое к административной ответственности, а именно Шевченко П.А., отказался от подписи протокола, протокол об административном правонарушении, представленный в административном материале в отношении Шевченко П.А., отраженный в описи документов, не содержит.
Согласно ст. 13 Федерального закона от 07.02.2011 года № 3-ФЗ «О полиции» полиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляются следующие права: -требовать от граждан и должностных лиц прекращения противоправных действий, а равно действий, препятствующих законной деятельности государственных и муниципальных органов, депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти, депутатов представительных органов муниципальных образований, членов избирательных комиссий, комиссий референдума, а также деятельности общественных объединений (п. 1 ч. 1); -требовать от граждан (групп граждан) покинуть место совершения преступления, административного правонарушения, место происшествия, если это необходимо для проведения следственных действий, оперативно-разыскных мероприятий, документирования обстоятельств совершения преступления, административного правонарушения, обстоятельств происшествия, для сохранения следов преступления, административного правонарушения, происшествия, для обеспечения безопасности граждан; в целях защиты жизни, здоровья и имущества граждан не допускать их на отдельные участки местности и объекты либо обязывать оставаться на соответствующих участках местности и объектах или покинуть их (п. 7 ч. 1); -доставлять граждан, то есть осуществлять их принудительное препровождение, в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции, в помещение муниципального органа, в иное служебное помещение в целях решения вопроса о задержании гражданина (при невозможности решения данного вопроса на месте); установления личности гражданина, если имеются основания полагать, что он находится в розыске как скрывшийся от органов дознания, следствия или суда, либо как уклоняющийся от исполнения уголовного наказания, либо как пропавший без вести; защиты гражданина от непосредственной угрозы его жизни и здоровью в случае, если он не способен позаботиться о себе либо если опасности невозможно избежать иным способом, а также в других случаях, предусмотренных федеральным законом, - с составлением протокола в порядке, установленном ч. 14, ч. 15 ст. 14 настоящего Федерального закона (п. 13, ч. 1).
Действующее законодательство не относит к законным требованиями сотрудников полиции требование к лицу проследовать в служебный автомобиль для составления протокола об административном правонарушении, так как служебный автомобиль не является служебным помещением территориального органа или подразделения полиции, а протокол об административном правонарушении в силу ч. 4.1 ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях может быть составлен в отсутствие лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, с последующим направлением копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Таким образом в материалах дела не представлено доказательств предъявления сотрудниками полиции законного требования в отношении Шевченко П.А., за неисполнение которого предусмотрена ответственность ч. 1 ст. 19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела (ч. 2).
При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе (ч. 3).
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (ч. 4).
Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола в нем делается соответствующая запись (ч. 5).
Согласно ст. 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (ч. 1). Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.
Из материалов дела следует, что в протоколе об административном правонарушении № от ДАТА отсутствуют объяснения Шевченко П.А., права и обязанности Шевченко П.А., предусмотренные ст. 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях разъяснены не были и подпись об этом в протоколе отсутствует, возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении Шевченко П.А. не предоставлена, что подтверждается как содержанием протокола, так и пояснениями Шевченко П.А., данными в судебном заседании. Протокол не подписан Шевченко П.А., сведений об отказе Шевченко П.А. от подписи протокола не имеется, соответствующая запись в нем отсутствует.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что протокол об административном правонарушении № от ДАТА как доказательство получен с нарушением закона, с существенным нарушением прав лица, привлекаемого к административной ответственности, в силу чего не может быть использован в качестве доказательства по настоящему делу об административном правонарушении.
Согласно ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств: 1) отсутствие события административного правонарушения; 2) отсутствие состава административного правонарушения.
Согласно ч. 1, ч. 4 ст. 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В рассматриваемом случае представленные доказательства - рапорт сотрудника полиции, показания свидетелей в отсутствии объяснений и показаний лица, привлекаемого к административной ответственности, с учетом признания протокола об административном правонарушении не допустимым доказательством не позволяют сделать вывод о совершении Шевченко П.А. вмененного административного правонарушения.
При таких обстоятельствах производство по делу на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подлежит прекращению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 29.7-29.10, ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
постановил:
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Шевченко П.А., ДАТА года рождения, в связи с отсутствием состава административного правонарушения на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - прекратить.
Постановление может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Приволжский районный суд Ивановской области в течение десяти суток со дня его вынесения.
Судья Философов Д.С.