Дело № 12-2117/2022
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
11 ноября 2022 года г. Пермь
Судья Ленинского районного суда г.Перми Порошин О.В.,
с участием защитника Курбатовой И.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника ФКУ «УПРДОР «Прикамье» Подпалого Ю.В. на постановление мирового судьи судебного участка № 4 Ленинского судебного района г.Перми (мотивированное постановление вынесено 03.10.2022) по делу об административном правонарушении в отношении Федерального казенного учреждения «Управление федеральных автомобильных дорог «Прикамье» Федерального дорожного агентства» (ИНН 2126000323, КПП 590201001, ОГРН 1022101144306), юридический адрес: <Адрес>, предусмотренном ч. 1 ст. 12.34 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением мирового судьи от 03.10.2022 ФКУ «УПРДОР «Прикамье» признано виновным в совершении административного правонарушения, выразившегося в том, что ДД.ММ.ГГГГ в период времени с 9:00 часов до 14:00 часов должностными лицами отделения дорожного надзора отдела надзора управления ГИБДД МВД по Удмуртской Республике выявлен факт нарушения правил содержания дороги на участках автодороги М-7 «Волга» Москва-Владимир-Нижний Новгород-Казань-Уфа подъезд к городам Ижевск и Пермь, проходящей по территории Малопургинского, Завьяловского и Якшур-Бодьинского районов Удмуртской Республики, а именно:
км 133+945 - км 133+951, км 140+585 - км 140+589, км 142+421 - км 142+427 в Малопургинском районе, км 148+993 - км 148+999, км 152+649 - км 152+655, км 193+960 - км 193+966 в Завьяловском районе, км 196+423 - км 196+429, км 198+528 - км 198+534, км 200+225 - км 200+231, км 202+596 - км 202+602, км 204+114 - км 201+120, км 207+301 - км 207+307, км 210+349 - км 210+355 в Якшур-Бодьинском районе - отсутствует горизонтальная дорожная разметка 1.14.1, обозначающая пешеходные переходы;
- км 133+000 - км 144+670 в Малопургинском районе, км 144+670 - км 153+600, км 192+260 - км 194+295 в Завьяловском районе, км 194+295 - км 211+000 в Якшур-Бодьинском районе - отсутствует горизонтальная дорожная разметка 1.1, 1.3, 1.5, 1.6, 1.7, 1.11, разделяющая транспортные потоки;
- км 133+000 - км 144+670 в Малопургинском районе, км 144+670 - км 153+600 в Завьяловском районе - отсутствует горизонтальная дорожная разметка 1.2, 1.4, обозначающая край проезжей части.
Таким образом Федеральное казенное учреждение «Управление федеральных автомобильных дорог «Прикамье» Федерального дорожного агентства» (далее - ФКУ «Упрдор «Прикамье»), ответственное за содержание указанной автодороги, нарушило положение пп. 4.2, 6.3.1, 6.3.2 ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», п. 6.2.2 ГОСТ Р 52289-2019 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств».
ФКУ «УПРДОР «Прикамье» назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Защитник ФКУ «УПРДОР «Прикамье» ФИО2 не согласившись с указанным постановлением, обратился в суд с жалобой, указал, что постановление является незаконным, необоснованным.
ФКУ «УПРДОР «Прикамье» деятельность по содержанию автомобильных дорог непосредственно не осуществляет, между ФКУ «УПРДОР «Прикамье» и АО ДП «Ижевское» заключен государственный контракт № от ДД.ММ.ГГГГ на оказание услуг по содержанию действующей сети автомобильных дорог общего пользования федерального значения М-7 «Волга» в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с целью содержания указанной автомобильной дороги, в том числе путем нанесения дорожной разметки. ФКУ «УПРДОР «Прикамье» не имеет собственных материальных и людских ресурсов для проведения работ по нанесению разметки, не может вмешиваться в производственную деятельность подрядной организации. Вывод в постановлении о том, что дорожная разметка наносилась подрядной организацией в период, указанный в акте оказанных услуг с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ противоречит материалам дела.
Выдаваемые предписания свидетельствуют о том, что заказчик осуществлял контроль за исполнением обязательств подрядной организацией надлежащим образом. Выявленные в актах проверки исполнения предписаний дефекты явились основанием для повторного устранения некачественно выполненных работ, что повлекло нарушение сроков их выполнения с последующим выставлением претензий по пене.
Вывод административного органа и мирового судьи о необходимости ограничения движения в связи с отсутствием дорожной разметки также несостоятелен, не выяснялось, каким образом эта мера повлияет на права участников дорожного движения и как повлияет на сроки устранения недостатков подрядной организацией.
Считает, что учреждение не является субъектом административного правонарушения, отсутствует объективная сторона правонарушения - непринятие мер, направленных на обеспечение безопасности дорожного движения, следовательно, не установлен состав административного правонарушения.
Просит постановление отменить, производство по делу прекратить.
Защитник ФКУ «Упрдор «Прикамье» Курбатова И.С. в судебном заседании с административным правонарушением не согласилась по доводам, изложенным в жалобе.
Частью 1 ст. 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании дорог.
В соответствии с пунктами 1.2, 1.3 Устава ФКУ «Упрдор «Прикамье» является федеральным казенным учреждением, предназначенным для осуществления функций оперативного управления автомобильными дорогами общего пользования федерального значения и искусственными сооружениями на них, закрепленными за ним, обеспечения безопасного и бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения.
Предметом деятельности ФКУ «Упрдор «Прикамье» является организация выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования федерального значения и искусственных сооружений на них, закрепленных за ним на праве оперативного управления.
В соответствии с Уставом ФКУ «Упрдор «Прикамье» для достижения целей и реализации предмета деятельности в числе иных выполняет функции по осуществлению контроля за надлежащим исполнением подрядными организациями обязательств по заключенным государственным контрактам; применению мер ответственности, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Согласно Распоряжению Федерального дорожного агентства № 4238-р от 26.12.2017 автомобильная дорога федерального значения М-7 «Волга» Москва-Владимир-Нижний Новгород-Казань-Уфа подъезд в городам Ижевск и Пермь закреплена на праве оперативного управления за ФКУ «Упрдор «Прикамье».
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ).
Согласно п. 2 ст. 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Федеральный закон от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ) обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Частью 1 ст. 17 Федерального закона № 257-ФЗ предусмотрено, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Технические требования к эксплуатационному состоянию автомобильных дорог и улиц установлены ГОСТом Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» (далее по тексту - ГОСТ Р 50597-2017), утвержденным Приказом Госстандарта от 26.09.2017 года № 1245-ст.
В соответствии с п. 4.2 ГОСТ Р 50597-2017 в случае, когда эксплуатационное состояние дорог и улиц не отвечает требованиям настоящего стандарта, организациями, осуществляющими их содержание, принимаются меры, направленные на скорейшее устранение дефектов.
В соответствии с п. 6.3.1, 6.3.2 ГОСТ Р 50597-2017 разметка должна быть нанесена по ГОСТ Р 52289-2004 в соответствии с утвержденным проектом (схемой) организации дорожного движения, она не должна быть иметь дефектов, указанных в таблице Б.2 приложения Б. Устранение дефектов осуществляют в сроки, приведенные в таблице 6.2.
В соответствии с п. 6.2.2 ГОСТ Р 52289-2019 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, утвержденным Приказом Росстандарта от 20.12.2019 года № 1425-ст, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» в населенных пунктах горизонтальную разметку применяют на магистральных городских дорогах, магистральных улицах, улицах и дорогах местного значения, а в сельских поселениях - на улицах и дорогах, по которым осуществляется движение маршрутных транспортных средств.
Вне населенных пунктов горизонтальную разметку применяют на дорогах, по которым осуществляется движение маршрутных транспортных средств, а также на дорогах с проезжей частью шириной не менее 6 м при интенсивности движения 1000 авт./сут <**> и более.
В соответствии с п. 13 Основных положений ПДД должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны: содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил; информировать участников дорожного движения о вводимых ограничениях и об изменениях в организации дорожного движения с помощью соответствующих технических средств, информационных щитов и средств массовой информации; принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.
Согласно материалам дела, ДД.ММ.ГГГГ с 9:00 часов до 14:00 часов актом выездного обследования на участках автодороги М-7 «Волга» Москва-Владимир-Нижний Новгород-Казань-Уфа подъезд к городам Ижевск и Пермь, проходящей по территории Малопургинского, Завьяловского и Якшур-Бодьинского районов Удмуртской Республики установлено наличие недостатков, угрожающих безопасности дорожного движения, а именно: на км 133+945 - км 133+951, км 140+585 - км 140+589, км 142+421 - км 142+427, км 148+993 - км 148+999, км 152+649 - км 152+655, км 193+960 - км 193+966, км 196+423 - км 196+429, км 198+528 - км 198+534, км 200+225 - км 200+231, км 202+596 - км 202+602, км 204+114 - км 201+120, км 207+301 - км 207+307, км 210+349 - км 210+355 отсутствует (изношена, разрушена) горизонтальная дорожная разметка, обозначающая пешеходные переходы; на км 133+000 - км 144+670, км 144+670 - км 153+600, км 192+260 - км 194+295, км 194+295 - км 211+000 отсутствует (изношена, разрушена) горизонтальная дорожная разметка, разделяющая транспортные потоки; на км 133+000 - км 144+670, км 144+670 - км 153+600 отсутствует (изношена, разрушена) горизонтальная дорожная разметка, обозначающая край проезжей части.
Выявленные в ходе осуществления надзора нарушения послужили основанием для составления в отношении ФКУ «Упрдор «Прикамье» протокола об административном правонарушении 18 АВ № 0000505 от 08.08.2022 года и для привлечения постановлением мирового судьи судебного участка № 4 Ленинского судебного района г. Перми от 30.09.2022 года ФКУ «Упрдор «Прикамье» к административной ответственности по ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ.
Обстоятельства совершенного правонарушения и вина ФКУ «Упрдор «Прикамье» в совершении административного правонарушения объективно подтверждаются доказательствами, имеющимися в материалах дела: протоколом 18 АВ № 0000505 об административном правонарушении от 08.08.2022 года; протоколом осмотра при проведении контрольного (надзорного) мероприятия при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в области безопасности дорожного движения от ДД.ММ.ГГГГ; актом выездного обследования по результатам проведения контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в области безопасности дорожного движения от ДД.ММ.ГГГГ; фототаблицей; Уставом ФКУ «Упрдор «Прикамье» и др.
Доводы заявителя по существу сводятся к переоценке установленных по делу обстоятельств. Аналогичные доводы были предметом проверки мирового судьи, они мотивированно отвергнуты по основаниям, приведенным в обжалуемом постановлении. Поводов для переоценки установленных предыдущей инстанцией обстоятельств не имеется.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Предпринятые Учреждением меры, а также факт заключения государственного контракта не освобождают ФКУ «Упрдор «Прикамье» от административной ответственности при установленных обстоятельствах нахождения автодороги в состоянии, не обеспечивающим безопасность дорожного движения, как юридического лица, ответственного за содержание в безопасном для дорожного движения состоянии объектов, находящихся в его оперативном управлении.
Кроме того, факт выдачи подрядной организации предписания от 07.02.2022 года об устранении выявленных нарушений (после уведомления диспетчера Учреждения сотрудниками ГИБДД) не является доказательством надлежащего контроля за состоянием спорной автодороги.
Действия ФКУ «Упрдор «Прикамье» правильно квалифицированы мировым судьей по ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, сроки привлечения к административной ответственности соблюдены, наказание назначено с учетом положений ч.ч. 3.2, 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ.
Мотивы принятого решения о размере наказания мировым судьей в достаточной степени мотивированы, не согласиться с ними у суда оснований не имеется. Процессуальных нарушений, влекущих отмену обжалуемого постановления, при рассмотрении дела не допущено.
Руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л:
Постановление мирового судьи судебного участка № 4 Ленинского судебного района г. Перми от 03.10.2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, в отношении Федерального казенного учреждения «Управление федеральных автомобильных дорог «Прикамье» Федерального дорожного агентства», оставить без изменения, жалобу защитника Подпалого Ю.В. - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в порядке ст.ст. 30.12-30.19 КоАП РФ.
Судья - подпись
Верно. Судья - О.В.Порошин