УИД 03RS0002-01-2022-006650-46
Дело № 2-3199/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 мая 2023 года г. Уфа
Октябрьский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан в составе
председательствующего судьи Латыпова А.Р.,
при секретаре судебного заседания Адушевой Е.С.
с участием представителя истца Фатхутдинова А.Т. – Тримасова И.В., представителей ответчиков Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан Кадыровой Ю.О., ООО «Лимакмаращавтодороги» Шайхуловой Р.А., Правительства Республики Башкортостан Назаровой Е.Н., третьего лица Управления по строительству и ремонту дорог и искусственных сооружений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан Гайфуллина А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Фатхутдинова А.Г. к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Правительства Республики Башкортостан, ООО «Лимакмаращавтодороги» о возмещении ущерба, причиненного наездом на яму,
установил:
Фатхутдинов А.Т. обратился в Калининский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан с иском к МБУ «Служба по благоустройству Калининского района» городского округа город Уфа Республики Башкортостан о возмещении ущерба, причиненного наездом на яму.
В обоснование исковых требований указал, что 08.06.2022 года около 19.00 час. на ул. Беговая, д. 7А, на автодороге между мкр. Шакша и д. Базилевка произошло дорожно-транспортное происшествие с участием принадлежащего ему автомобиля <данные изъяты>, государственный регистрационный знак №, автомобиль попал в яму. Автомобиль двигался по маршруту № 291 из мкр. Шакша до остановки Уфа-Арена, за рулем находился Ефремов И.Ю. Для фиксации факта наезда на яму, были вызваны сотрудники ГИБДД, составлена схема На месте ДТП составлен протокол «инструментального обследования автомобильной дороги (улицы), дорожного сооружения, железнодорожного переезда», выводом которого является: нормам технических регламентов не соответствует, допущены повреждения. В возбуждении дела об административном правонарушении было отказано в связи с отсутствием в действиях водителя Ефремова И.Ю. состава административного правонарушения. 14.06.2022 года был произведен осмотр транспортного средства с участием независимого эксперта. Согласно акта экспертного исследования № 14-06НЭ/1/22 стоимость восстановительного ремонта составляет 450 966 руб.
На основании изложенного просит признать ответчика, который проводил ненадлежащий контроль дорожного полотна, виновным в инциденте от 08.06.2022 года, взыскать с ответчика в свою пользу стоимость восстановительного ремонта в размере 450 966 руб., расходы по уплате государственной пошлины в размере 7 710 руб., расходы по оплате услуг представителя в размере 50 000 руб., расходы по составлению экспертного заключения в размере 5 000 руб. почтовые расходы 329,92 руб. и 221,02 руб.
Определениями Калининского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 10.10.2022 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено ООО «Лимакмаращавтодороги», в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, АО «Башкиравтодор», Управление коммунального хозяйства и благоустройства Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, УСРДИС Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, ГКУ Транспортная дирекция РБ.
Определением Калининского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 09.11.2022 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требования относительно предмета спора, привлечен ОГИБДД УМВД России по г. Уфе.
Определением Калининского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 19.12.2022 года прекращено производство по делу в части исковых требований Фатхутдинова А.Т. к МБУ «Служба по благоустройству Калининского района» городского округа город Уфа Республики Башкортостан о возмещении ущерба, причиненного наездом на яму, в связи с добровольным отказом истца от исковых требований к указанному ответчику. МБУ «Служба по благоустройству Калининского района» городского округа город Уфа Республики Башкортостан привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требования относительно предмета спора.
Определением Калининского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 15.02.2023 года к участию в деле в качестве соответчика привлечена Администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан.
Определением Калининского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 28.02.2023 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено Правительство Республики Башкортостан.
Впоследствии истец уточнил исковые требования и просит признать ответчиков Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Правительство Республики Башкортостан, ООО «Лимакмаращавтодороги» виновными в инциденте от 08.06.2022 года, которые проводили ненадлежащий контроль дорожного полотна; взыскать с ответчиков Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан Правительства Республики Башкортостан, ООО «Лимакмаращавтодороги» в свою пользу стоимость восстановительного ремонта в размере 450 966 руб., расходы по уплате государственной пошлины в размере 7 710 руб., расходы по оплате услуг представителя в размере 50 000 руб., расходы по составлению экспертного заключения в размере 5 000 руб. почтовые расходы 329,92 руб. и 221,02 руб.
Определением Калининского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 07.03.2023 года гражданское дело передано по подсудности в Октябрьский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан.
Истец Фатхутдинов А.Т., будучи надлежаще изведенный о дне, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, воспользовался своим правом на участие в судебном заседании через представителя.
В судебном заседании представитель истца Фатхутдинова А.Т. – Тримасов И.В., исковые требования поддержал, просил удовлетворить их с учетом уточнения по основаниям, изложенным в иске и в уточнении к нему.
Представитель ответчика Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан Кадырова Ю.О. просила в иске отказать.
Представитель ответчика ООО «Лимакмаращавтодороги» Шайхулова Р.А. просила в иске отказать по основаниям, изложенным в письменных возражениях на исковое заявление и дополнениях к возражениям.
Представитель ответчика Правительства Республики Башкортостан Назарова Е.Н. просила в иске отказать по основаниям, изложенным в письменном возражении на исковое заявление.
Представитель третьего лица Управления по строительству и ремонту дорог и искусственных сооружений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан Гайфуллин А.И. возражал удовлетворению исковых требований.
Представители третьих лиц Администрации Калининского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан, АО «Башкиравтодор», Управления коммунального хозяйства и благоустройства Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, УСРДИС Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, ГКУ «Транспортная дирекция РБ», МБУ «Служба по благоустройству Калининского района» городского округа город Уфа Республики Башкортостан, ОГИБДД УМВД России по г. Уфе, третье лицо Ефремов И.Ю. в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о дне, времени и месте рассмотрения дела в соответствии со ст. 113 ГПК РФ.
От АО «Башкиравтодор» в материалы дела представлены письменные пояснения к иску.
От МБУ «Служба по благоустройству Калининского района» городского округа город Уфа Республики Башкортостан в материалы дела представлен письменный отзыв на исковое заявление и дополнения к отзыву.
На основании положений, предусмотренных ст.167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере, при этом под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб).
В силу п. 1 ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Согласно п. 2 ст. 1064 ГК РФ лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.
В силу ст. 1069 ГК РФ подлежит возмещению вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов.
В соответствии с п. 7 ст. 3 Федерального закона № 257-ФЗ 08.11.2007 года «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» владельцами автомобильных дорог являются исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу ст. 210 ГК РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с п. 9 ст. 6 Федерального закона № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Частью 3 статьи 15 Федерального закона № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
Статьей 12 Федерального закона 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» предусмотрено, что ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, 08.06.2022 года около 19.00 час. на ул. Беговая, д. 7А, на автодороге между мкр. Шакша и д. Базилевка автомобиль Фиат Дукато, государственный регистрационный знак С 960 РВ 123, принадлежащий истцу на праве собственности попал в яму.
В результате чего автомобиль истца получил механические повреждения.
Как указал, истец автомобиль двигался по маршруту № 291 из мкр. Шакша до остановки Уфа-Арена, за рулем находился водитель Ефремов И.Ю.
Для фиксации факта наезда на яму были вызваны сотрудники ГИБДД.
Составлен протокол «инструментального обследования автомобильной дороги (улицы), дорожного сооружения, железнодорожного переезда» от 08.06.2020 года, согласно которому покрытие проезжей части нормам технических регламентов не соответствует, допущены повреждения.
Определением от 08.06.2020 года в возбуждении дела об административном правонарушении было отказано в связи с отсутствием в действиях водителя Ефремова И.Ю. состава административного правонарушения.
14.06.2022 года был произведен осмотр транспортного средства с участием независимого эксперта.
Согласно акту экспертного исследования № 14-06НЭ/1/22 стоимость восстановительного ремонта составляет 450 966 руб.
Считая свои права нарушенными, истец обратился в суд с настоящим иском.
Как следует из письменных пояснений АО «Башкиравтодор» от 08.11.2022 года, последнее является подрядной организацией по выполнению работ по строительству, ремонту, содержанию автомобильных дорог и не является балансодержателем автомобильных дорог Республики Башкортостан. На содержание автомобильной дороги Шакша-Базилевка с АО «Башкиравтодор» контракт не заключался, следовательно, на момент совершения ДТП АО «Башкиравтодор» не исполняло обязанности по содержанию указанной автомобильной дороги.
01.06.2017 года между ООО «Башкирская концессионная компания» и Правительством Республики Башкортостан заключено концессионное соглашение о формировании, строительстве и эксплуатации автомобильной дороги общего пользования регионального значения Республики Башкортостан нового выезда из г. Уфы на автомобильную дорогу федерального значения М-5 «Урал» («Восточный выезд»).
В рамках данного проекта, 27.07.2017 года между ООО «Башкирская концессионная компания» и ООО «Лимакмаращавтодороги» заключен договор подряда на выполнение работ по строительству и вводу в эксплуатацию автомобильной дороги общего пользования регионального значения Республики Башкортостан нового выезда из г. Уфы на автомобильную дорогу федерального значения М-5 «Урал» («Восточный выезд»).
Письмом за № М15-1130 от 10.02.2023 года Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Башкортостан сообщено, что конструкция концессионного соглашения, заключенного в 2017 году между Правительством РБ И ООО «Башкирская концессионная компания» на строительство автомобильной дороги федерального значения М-5 «Урал» («Восточный выезд»), построена на обязанности концедента предоставить земельные участки и выплатить бюджетные инвестиции, а обязанности концессионера сводятся к софинансированию строительства объекта и заключению договора подряда на строительство объекта, который был заключен с ООО «Лимакмаращавтодороги». Обязательство по содержанию и/или ремонту автодорог местного и регионального значения в Республике Башкортостан в концессионном соглашении отсутствуют и на генерального подрядчика по условиям заключенного договора не возложены. Обязанность по обслуживанию и проведению ремонта автомобильных дорог Шакша-Базилевка, Базилевка-Федоровка возложена на органы местного самоуправления.
Исходя из изложенного, суд исходит из того, что генеральный подрядчик ООО «Лимакмаращавтодороги» выполняет работы по строительству автомобильной дороги общего пользования Республики Башкортостан – нового выезда из г. Уфы на автомобильную дорогу федерального значения М-5 «Урал» («Восточный выезд») в соответствии с документацией поучившей заключение от ФАУ «Главгосэкспертиза».
Согласно проектным решениям для доступа к полосе отвода используется автомобильная дорога Шакша-Федоровка-Елкибаево, в том числе и в границах населенных пунктов от мкр. Шакша через п. Базилевка и с. Федоровка.
По результатам обращений было инициировано выездное совещание, по результатам которого Администрацией Калининского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан составлен протокол от 21.07.2022 года, согласно которому вынесены решения:
1) ООО «Лимакмаращавтодороги» открыть и перенаправить движение большегрузного транспорта по объездной дороге. Срок 01.08.2022 года.
2) АО «Башкиравтодор» провести ямочный ремонт на автодороге Шакша-Базилевка в рамках заключенного договора. Срок 08.08.2022 года.
3) ООО «Лимакмаращавтодороги» заключить договор со специализированной организацией на содержание вновь используемой дороги Базилевка-Федоровка. Срок 01.08.2022 года.
4) Выполнить ремонт автодороги и обеспечить безаварийное содержание автодороги Федоровка-4 Кордон.
5) ОГИБДД УМВД России по г. Уфе совместно с УКХиБ ГО г. Уфа РБ рассмотреть возможность установки дорожных знаков на автодороге Шакша-Базилевка «Проезд грузового транспорта запрещен».
6) УКХиБ ГО г. Уфа РБ и Администрации Калининского района ГО г. Уфа РБ направить обращение в УЗИО ГО г. Уфа РБ о постановке на кадастровый учет а/д Федоровка-4 Кордон. Срок 01.08.2022 года.
7) УКХиБ ГО г. Уфа РБ, УСРДИС ГО г. Уфа РБ и ГКУ Транспортная дирекция РБ – рассмотреть возможность включения и выполнения в рамках реализации проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» капитального ремонта участков автодорог: - а/д Шакша-Карпово в 2023 году; - а/д от М-5 до Федоровка ул. Е.Глинки в 2023 году; - а/д Федоровка-4 Кордон в 2024 году.
Судом установлено, что строительство автомобильной дороги общего пользования регионального значения Республики Башкортостан нового выезда из г. Уфы на автомобильную дорогу федерального значения М-5 «Урал» («Восточный выезд») продолжается. Дорожное полотно от мкр. Шакша до д. Карпово Калининского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан находится в неудовлетворительном состоянии, в связи с постоянным движением груженных большегрузных машин. Согласно официальным данным Минтранс Республики Башкортостан считает нецелесообразным выполнение капитального ремонта дорожного покрытия до прекращения работ по строительству Восточного выезда, дорожное полотно невозможно восстановить путем планового ямочного ремонта.
Вместе с тем, согласно Обзору судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2018), утвержденному Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 4 июля 2018 года, ответственность за повреждение транспортного средства в результате его наезда на выбоину в дорожном покрытии лежит на организации, ответственной за содержание автомобильной дороги.
В связи с вышеизложенным, юридически значимым обстоятельством, имеющим значение для правильного рассмотрения дела, является установление лица, на которого возложено содержание участка дороги, где произошло ДТП, на момент происшествия, исходя из конкретных обстоятельств дела, а также обязанностей ответчиков по содержанию дороги в соответствии с условиями заключенного контракта при его наличии.
В соответствии с пп. 6, 12 ст. 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 257-ФЗ) содержание дорог относится к дорожной деятельности и определено как комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог (п. 2 ст. 12 Закона N 196-ФЗ).
Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления (ч. 3 ст. 15 Закона N 257-ФЗ).
Исходя из п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции, действовавшей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения дела об административном правонарушении) дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации относятся к вопросам местного значения муниципального, городского округа.
Согласно п. 3 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов могут создавать муниципальные учреждения.
Постановлением Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 26.05.2022 года № 818 утвержден перечень объектов внешнего благоустройства, расположенных в административных границах городского округа город Уфа Республики Башкортостан, подлежащих обслуживанию муниципальными бюджетными учреждениями по благоустройству районов городского округа город Уфа Республики Башкортостан, автомобильная дорога Шакша-Базилевка значится в данном перечне под номером 229 и передана на содержание МБУ «Служба по благоустройству Калининского района» городского округа город Уфа Республики Башкортостан.
Как следует из письма за исх. № 86-04-09509 Управления коммунального хозяйства и благоустройства Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 29.11.2022 года, согласно Постановлению Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 26.05.2022 года № 818 «Об утверждении перечня объектов внешнего благоустройства, расположенных в административных границах городского округа город Уфа Республики Башкортостан, подлежащих обслуживанию муниципальными бюджетными учреждениями по благоустройству районов городского округа город Уфа Республики Башкортостан» ответственная организация за содержание дорог в населенных пунктах Базилевка, Федоровка, Елкибаево, является МБУ «Служба по благоустройству Калининского района» городского округа город Уфа Республики Башкортостан.
Таким образом, достоверно из собранных по делу доказательств установлено, что МБУ «Служба по благоустройству Калининского района» городского округа город Уфа Республики Башкортостан является лицом, обязанным возместить имущественный вред истцу, поскольку МБУ «Служба по благоустройству Калининского района» городского округа город Уфа Республики Башкортостан ненадлежащим образом осуществлял свои обязанности по контролю за состоянием дороги на обслуживаемой территории.
Исходя из изложенного, Администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Правительство Республики Башкортостан, ООО «Лимакмаращавтодороги» являются ненадлежащими ответчиками.
Кроме того, в судебном заседании также установлено, что участок дороги, на котором произошло дорожно-транспортное происшествие, находится за пределами объездной дороги.
Определением Калининского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 19.12.2022 года прекращено производство по делу в части исковых требований Фатхутдинова А.Т. к МБУ «Служба по благоустройству Калининского района» городского округа город Уфа Республики Башкортостан о возмещении ущерба, причиненного наездом на яму, в связи с добровольным отказом истца от исковых требований к указанному ответчику.
Изложенное влечет отказ в удовлетворении исковых требований Фатхутдинову А.Т. в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 194 -199 ГПК РФ, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований Фатхутдинова А.Г. к Администрации городского округа <адрес> Республики Башкортостан, Правительства Республики Башкортостан, ООО «Лимакмаращавтодороги» о возмещении ущерба, причиненного наездом на яму – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца в Верховный Суд Республики Башкортостан через Октябрьский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан.
Решение в окончательной форме принято 30.05.2023 года.
Председательствующий судья подпись А.Р. Латыпов