43RS0026-01-2021-001359-51
Дело №2-834/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Заочное
г. Омутнинск 18 октября 2021 г.
Омутнинский районный суд Кировской области в составе
председательствующего судьи Костина А.В.,
при секретаре Тимкиной Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Омутнинского района Кировской области в защиту прав и законных интересов неопределённого круга лиц к индивидуальному предпринимателю Бисерову Алексею Павловичу о возложении обязанности по проведению инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, постановке на государственный учёт объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду,
УСТАНОВИЛ:
прокурор Омутнинского района Кировской области в защиту прав и охраняемых законом интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском, в основании которого указал, что прокуратурой проведена проверка соблюдения требований законодательства об охране окружающей среды, установлено, что ИП Бисеров А.П. осуществляет хозяйственную деятельность на земельном участке с кадастровым номером 43:22:350318:490, в результате которой оказывается негативное воздействие на окружающую среду. Для осуществления хозяйственной деятельности ИП Бисеров А.П. использует земельный участок на основании договора аренды №296 от 29.11.2016, заключенного с администрацией МО Песковское городское поселение Омутнинского района Кировской области. На производстве размещены станки СЛД-2П-100, СМ-160, процесс работы которых сопровождается пылеобразованием. Выброс вредных (загрязняющих) веществ от деревообрабатывающих станков в атмосферный воздух осуществляется через пластиковую трубу диаметром 200 мм, которая является стационарным организованным источником выбросов в атмосферу загрязняющих веществ. При этом постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, не осуществлена. Постановлением старшего государственного инспектора Кировской области в области охраны окружающей среды от 09.06.2021 ИП Бисеров А.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.46 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде предупреждения. Прокурор просит обязать ИП Бисерова А.П. провести инвентаризацию источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, поставить на государственный учет объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду.
В судебном заседании прокурор прокуратуры Омутнинского района Елькин Д.М. на исковых требованиях настаивал.
Ответчик Бисеров А.П. в судебное заседание не явился. О времени и месте судебного заседания надлежаще извещен, о рассмотрении дела в его отсутствие не просил. В связи с этим дело рассмотрено в его отсутствие в порядке заочного производства.
Третьи лица министерство охраны окружающей среды Кировской области и администрация Песковского городского поселения представили письменные отзывы, в которых просили дело рассмотреть в отсутствие их представителей, исковые требования поддержали.
Выслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд пришёл к следующему.
В силу ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон №7-ФЗ) хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов, в том числе: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде; обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности; обязательность проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды.
В соответствии со ст. 69.2 указанного Закона государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в целях получения достоверной информации об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, определения областей применения наилучших доступных технологий, применения программно-целевых методов планирования, а также в целях планирования осуществления государственного экологического надзора. Государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, включает в себя в том числе государственный учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, а также государственный учет в области обращения с отходами производства и потребления в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами производства и потребления. Государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в форме ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, который представляет собой государственную информационную систему, создание и эксплуатация которой осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным законом, законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации и иными нормативными правовыми актами.
В силу п. 10 ст. 69 Закона порядок создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 23.06.2016 №572 утверждены Правила создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
Согласно п. 2 Правил, государственный учет объектов осуществляется в форме ведения государственного реестра.
Пунктом 15 Правил предусмотрено, что внесение сведений об объекте в государственный реестр, актуализация учетных сведений об объекте и исключение учетных сведений об объекте из государственного реестра, а также предоставление содержащейся в федеральном государственном реестре и региональных государственных реестрах информации осуществляются в соответствии с настоящими Правилами на безвозмездной основе.
Основанием для включения объектов в государственный реестр является заявка, оформленная по установленной Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации форме и содержащая сведения для внесения в государственный реестр, указанные в подпунктах "а" - "и", "м", "н" и "п" пункта 5 настоящих Правил, которая направляется в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией (п.17 Правил).
Согласно акту осмотра пункта приема и переработки древесины ИП Бисерова А.П., расположенного по адресу: *** от 16.03.2021, в ходе проверочных мероприятий помощником прокурора Омутнинского района Елькиным Д.М. выявлены нарушения природоохранного и лесного законодательства (л.10). К акту осмотра приложена фототаблица (л. 11-27)
Согласно договору № 296 аренды земельного участка от 29.11.2016, заключённому между администрацией муниципального образования Песковское городское поселение Омутнинского района Кировской области (арендодателем) и Бисеровым А.П. (арендатором), арендодатель передает, а арендатор принимает в аренду земельный участок по адресу: ***, для производства строительных материалов (л. 31-32).
Согласно свидетельству №2257 о постановке на учет пункта приема и переработки древесины, выданному ИП Бисерову А.П., указанный пункт, расположенный по адресу: *** поставлен на учёт в министерстве лесного хозяйства Кирвоской области (л. 30).
Согласно объяснению Бисерова А.П., он является индивидуальным предпринимателем и осуществляет деятельность в области обработки древесины на объектах, расположенных на земельном участке на *** В результате производственного лесопиления получаются отходы деревообработки, которые сжигаются. Объект оказывает негативное воздействие, на учете в министерстве охраны окружающей среды не стоит (л.29).
Согласно п. 3.2.3 договора аренды, арендатор обязан осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать порядок пользования природными объектами. Пунктом 3.2.5 договора предусмотрено, что арендатор обязан соблюдать при использовании земельного участка требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Согласно п. 2 ст. 616 Гражданского кодекса Российской Федерации арендатор обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом или договором аренды.
19.03.2021 прокурором Омутнинского района было вынесено представление Бисерову А.П. об устранении нарушений законодательства об охране окружающей среды (л. 51-54).
Согласно ответу на представление от 06.09.2021, ИП Бисеров А.П. указал, что принимаются меры по инвентаризации источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ, ведется работа по постановке на учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (л. 55).
До настоящего времени указанные нарушения не устранены, иного не доказано.
Постановлением по делу об административном правонарушении №3-52/21 от 09.06.2021, вынесенным старшим государственным инспектором Кировской области в области охраны окружающей среды, Бисеров А.П. был привлечен к административной ответственности за указанные нарушения природоохранного законодательства по ст. 8.46 КоАП РФ – вынесено предупреждение. Постановление вступило в законную силу 03.07.2021.
В силу ч. 4 ст. 61 ГПК РФ вступившие в законную силу постановления суда по делу об административном правонарушении обязательны для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого они вынесены, по вопросам, имели ли место эти действия и совершены ли они данным лицом.
Суд приходит к мнению, что в силу вышеприведенного нормативного регулирования инвентаризация источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду является обязанностью арендатора земельного участка, направленной на охрану окружающей среды.
В связи с этим иск прокурора подлежит удовлетворению.
На основании ст. 103 ГПК РФ с ответчика в бюджет подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой прокурор освобождён.
Руководствуясь ст. ст. 194-199, 233-235 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
иск прокурора Омутнинского района Кировской области удовлетворить.
Обязать индивидуального предпринимателя Бисерова Алексея Павловича провести инвентаризацию источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, поставить на государственный учёт объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, расположенные на производственной площадке по адресу: ***
Взыскать с ИП Бисерова А.П. в бюджет муниципального образования Омутнинский муниципальный район Кировской области госпошлину в размере 300 рублей.
Разъяснить ответчику право подачи судье заявления об отмене заочного решения в течение семи дней со дня получения копии решения, с соблюдением требований ст. 238 ГПК РФ.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда. Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья А.В. Костин