дело № 2-596/2019 |
|
заочное РЕШЕНИЕ именем Российской Федерации | |
24 июля 2019 года |
п. Суксун Пермского края |
Суксунский районный суд Пермского края в составе председательствующего Ярушина И.В. при секретаре судебного заседания Цепиловой Н.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации Суксунского муниципального района Пермского края к Территориальному управлению Росимущества в Пермском крае, Азановой З. В. о прекращении права собственности на невостребованную земельную долю, признании права муниципальной собственности на невостребованную земельную долю,
установил:
администрация Суксунского муниципального района обратилась в суд с иском к Территориальному управлению Росимущества в Пермском крае, Азановой З. В. о прекращении права собственности А.М. и признании права собственности муниципального образования Суксунский городской округ на земельную долю площадью 10 га, в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым №, площадью <данные изъяты> га, расположенный по адресу: <адрес> (свидетельство серии №), признанную невостребованной постановлением администрации Суксунского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ №.
В обоснование требования указано следующее. Постановлением администрации Суксунского района от ДД.ММ.ГГГГ № гражданам, работающим в колхозе «За коммунизм», был предоставлен на праве общей долевой собственности вышеуказанный земельный участок, который находится на территории Суксунского городского округа. При составлении списка невостребованных земельных долей были выявлены умершие участники долевой собственности, в том числе А.М. (свидетельство серии № площадь доли – 10 га).
Право собственности А.М. на спорную земельную долю не зарегистрировано в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Земельная доля признана невостребованной в 2011 году, в порядке, установленном Федеральным законом от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее – Федеральный закон от 24.07.2002 № 101-ФЗ). Ответчик и наследник умершего не представляли в администрацию Суксунского муниципального района возражения в письменной форме, не заявлялись и не представляли на общее собрание участников долевой собственности какие-либо документы, подтверждающие факт распоряжения земельной долей в течение последних трех лет.
В судебное заседание представитель истца Пахолкина Н.В. не явилась, извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, не возражала против рассмотрения дела в порядке заочного производства.
Представитель ответчика Территориального управления Росимущества в Пермском крае в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения был извещен надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовал, отзыв на исковое заявление не представил.
Соответчик Азанова З.В., привлеченная к участию в деле определением суда от ДД.ММ.ГГГГ, в судебное заседание не явилась, судом были приняты надлежащие меры по извещению ее о времени и месте судебного заседания, об уважительности причин своей неявки соответчик суд в известность не поставил, не ходатайствовал о рассмотрении дела в ее отсутствие, а также об отложении судебного заседания, в связи с чем дело рассмотрено в ее отсутствие в порядке заочного производства.
Представитель третьего лица Управления Росреестра по Пермскому краю в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения был извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица, представил объяснения по иску, в котором указано, что в реестре прав на недвижимость ЕГРН в отношении указанного земельного участка общей площадью <адрес> кв.м., кадастровый №, по адресу: <адрес> запись о праве собственности А.М. на земельную долю 10 га без выдела в натуре не производилась. В ЕГРН отсутствуют сведения о том, что Азанова З.В. распорядилась земельной долей по свидетельству №.
Суд, заслушав объяснения участников судебного процесса, исследовав письменные материалы дела, пришел к следующим выводам.
Согласно п. 1 ст. 15 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ земельная доля, права на которую возникли при приватизации сельскохозяйственных угодий до вступления в силу настоящего Федерального закона, является долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.
Основания и порядок признания земельной доли невостребованной установлены статьей 12.1 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ.
Невостребованной земельной долей может быть признана земельная доля, принадлежащая на праве собственности гражданину, который не передал эту земельную долю в аренду или не распорядился ею иным образом в течение трех и более лет подряд. При этом земельные доли, права на которые зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», не могут быть признаны невостребованными земельными долями по основанию, указанному в настоящем пункте (п. 1 ст. 12.1 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ).
Невостребованной земельной долей может быть признана также земельная доля, сведения о собственнике которой не содержатся в принятых до дня вступления в силу Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» решениях органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, либо земельная доля, собственник которой умер и отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, или никто из наследников не имеет права наследовать, или все наследники отстранены от наследования, или никто из наследников не принял наследства, или все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника (п. 2 ст. 12.1 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ).
Орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, составляет список лиц (при их наличии), земельные доли которых могут быть признаны невостребованными по основанию, указанному в пункте 1 настоящей статьи, и земельных долей, которые могут быть признаны невостребованными по основаниям, указанным в пункте 2 настоящей статьи (далее в целях настоящей статьи - список невостребованных земельных долей) (п. 3 ст. 12.1 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ).
Орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, опубликовывает список невостребованных земельных долей в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, и размещает на своем официальном сайте в сети «Интернет» (при его наличии) не менее чем за три месяца до созыва общего собрания участников долевой собственности. Указанный список размещается также на информационных щитах, расположенных на территории данного муниципального образования (п. 4 ст. 12.1 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ).
Список невостребованных земельных долей представляется органом местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, на утверждение общему собранию участников долевой собственности (п. 5 ст. 12.1 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ).
Лица, считающие, что они или принадлежащие им земельные доли необоснованно включены в список невостребованных земельных долей, вправе представить в письменной форме возражения в орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, и заявить об этом на общем собрании участников долевой собственности, что является основанием для исключения указанных лиц и (или) земельных долей из списка невостребованных земельных долей (п. 6 ст. 12.1 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ).
С даты утверждения списка невостребованных земельных долей общим собранием участников долевой собственности земельные доли, сведения о которых включены в указанный список, признаются невостребованными. В случае, если общим собранием участников долевой собственности в течение четырех месяцев со дня опубликования указанного списка не принято решение по вопросу о невостребованных земельных долях, орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе утвердить такой список самостоятельно (п. 7 ст. 12.1 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ).
Орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные в установленном настоящей статьей порядке невостребованными (п. 8 ст. 12.1 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ).
Судом установлены следующие обстоятельства.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым № расположен по адресу: <адрес>, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства (л.д.12).
Спорная земельная доля в указанном земельном участке принадлежала на праве собственности А.М., что подтверждается свидетельством на право собственности на землю серии № от ДД.ММ.ГГГГ, а также списком невостребованных земельных долей, где под № включен А.М., свидетельство № (л.д.5об, 29-30).
Право собственности на спорную земельную долю А.М. возникло при приватизации сельскохозяйственных угодий до вступления в силу Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ (постановление администрации Суксунского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ №, л.д.4).
Право собственности А.М. на спорную земельную долю в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» не зарегистрировано (выписка из Единого государственного реестра недвижимости на земельный участок с кадастровым № от ДД.ММ.ГГГГ, л.д.12).
А.М. умер ДД.ММ.ГГГГ (информация отдела ЗАГС администрации Суксунского муниципального района – запись акта о смерти № от ДД.ММ.ГГГГ, л.д.10).
Данных о том, что А.М. каким-либо образом распоряжался спорной земельной долей, в судебное заседание не представлено.
Наследником А.М., принявшим его наследство, согласно материалам наследственного дела к его имуществу является Азанова З. В., что подтверждается свидетельством о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.26). При этом в составе наследственного имущества, на которое выдано настоящее свидетельство, спорная земельная доля не значится.
На основании соглашения о передаче части полномочий по решению вопросов местного значения от ДД.ММ.ГГГГ администрация Поедугинского сельского поселения передала часть полномочий по осуществлению мероприятий, связанных с оборотом долей в праве общей долевой собственности на земельные участки и земельных участков, выделенных в счет земельных долей из земель сельскохозяйственного назначения, администрации Суксунского муниципального района.
Администрация Суксунского муниципального района составила список невостребованных земельных долей земельного участка с кадастровым № (список лиц, земельные доли которых в указанном земельном участке могут быть признаны невостребованными), который:
- опубликовала в газете «Новая жизнь» № от ДД.ММ.ГГГГ, являющейся в соответствии с постановлением Правительства Пермского края от 23.11.2007 № 293-п «О реализации Закона Пермской области «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Пермской области», официальным средством массовой информации Суксунского района для опубликования информационных сообщений в сфере оборота земель сельскохозяйственного назначения на территории района;
- разместила на официальном сайте администрации Суксунского муниципального района в сети «Интернет»;
- разместила на информационных щитах, расположенных на территории Поедугинского сельского поселения.
В указанный список невостребованных земельных долей (под №) включен А.М., свидетельство серии № (л.д.5об).
В целях проведения общего собрания участников долевой собственности земельного участка с кадастровым № по вопросу утверждения списка невостребованных земельных долей администрацией Суксунского муниципального района в газете «Новая жизнь» № от ДД.ММ.ГГГГ опубликовано соответствующее сообщение (общее собрание участников долевой собственности назначено на ДД.ММ.ГГГГ в 10:00 часов в здании сельского клуба по адресу: <адрес>). Содержание сообщения, процедура его опубликования соответствуют требованиям частей 2 и 3 ст. 14.1 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ, в том числе в части срока опубликования сообщения, даты и времени проведения общего собрания; адреса места проведения общего собрания; повестки дня общего собрания; адреса места ознакомления с документами по вопросам, вынесенным на обсуждение общего собрания, и сроков такого ознакомления (л.д.6).
Письменных возражений относительно включения спорной земельной доли, принадлежащей А.М., в список невостребованных земельных долей, в администрацию Суксунского муниципального района, администрацию Поедугинского сельского поселения от кого-либо не поступало, равно как не поступало и заявлений об этом на общем собрании участников долевой собственности.
Согласно протоколу общего собрания участников долевой собственности земельного участка с кадастровым № от ДД.ММ.ГГГГ собрание признано неправомочным вследствие отсутствия кворума, в связи с чем список невостребованных земельных долей утвержден постановлением администрации Суксунского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.8).
А.М. (свидетельство серии №) включен в список под № (л.д.9).
Согласно статье 1 Закона Пермского края от 23.02.2019 № 358-ПК «Об образовании нового муниципального образования Суксунский городской округ» в соответствии со статьей 13 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Суксунское городское поселение, Ключевское сельское поселение, Киселевское сельское поселение, Поедугинское сельское поселение, входящие в состав Суксунского муниципального района, преобразованы путем их объединения, не влекущего изменения границ иных муниципальных образований, в новое муниципальное образование - Суксунское городское поселение. Суксунское городское поселение, образованное путем проведения преобразования, указанного в абзаце первом настоящей части, наделено статусом городского округа.
Согласно пункту 5 статьи 1 Закона Пермского края от 23.02.2019 № 358-ПК Суксунский городской округ считается образованным со дня вступления в силу настоящего Закона. Суксунское городское поселение, Ключевское сельское поселение, Киселевское сельское поселение, Поедугинское сельское поселение и Суксунский муниципальный район утрачивают статус муниципальных образований со дня вступления в силу настоящего Закона.
Согласно пункту 1 статьи 4 Закона Пермского края от 23.02.2019 № 358-ПК переходный период устанавливается со дня вступления в силу настоящего Закона и до 1 января 2020 года.
Согласно абзацу 5 пункта 4 статьи 4 Закона Пермского края от 23.02.2019 № 358-ПК администрация Суксунского муниципального района до формирования администрации Суксунского городского округа осуществляет исполнительно-распорядительные полномочия по решению вопросов местного значения в соответствии со статьей 16 Федерального закона № 131-ФЗ на территории Суксунского городского округа. Со дня формирования администрации Суксунского городского округа полномочия администрации Суксунского муниципального района прекращаются.
Таким образом, судом установлено, что спорная земельная доля принадлежит на праве собственности А.М., который не передал ее в аренду, не распорядился ею иным образом в течение более трех лет подряд, не зарегистрировал свое право собственности на спорную земельную долю в органе регистрации прав. При этом наследник Азанова З.В., принявшая наследство А.М., в установленный законом срок, данную земельную долю не оформила, в ЕГРН отсутствуют сведения о том, что она распорядилась этой земельной долей. Администрацией Суксунского муниципального района в рамках исполнения соответствующего соглашения с органом местного самоуправления поселения по месту расположения земельного участка с соблюдением требований статьи 12.1 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ проведена процедура признания спорной земельной доли невостребованной. С ДД.ММ.ГГГГ (даты утверждения списка невостребованных земельных долей земельного участка с кадастровым №) спорная земельная доля как земельная доля, сведения о которой включены в указанный список, признается невостребованной (п. 7 ст. 12.1 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ), а администрация Суксунского муниципального района, осуществляющая полномочия администрации Суксунского городского округа, как орган местного самоуправления поселения по месту расположения данного земельного участка в силу п. 8 ст. 12.1 Федерального закона № 101-ФЗ вправе требовать признания на эту земельную долю права муниципальной собственности.
При изложенных обстоятельствах иск подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199, 235 ГПК РФ, суд
решил:
иск администрации Суксунского муниципального района Пермского края к Территориальному управлению Росимущества в Пермском крае, Азановой З. В. о прекращении права собственности и признании права муниципальной собственности на невостребованную земельную долю удовлетворить.
Прекратить право собственности А.М. на земельную долю площадью 10 га, в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым №, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, принадлежавшую ему на основании свидетельства на право собственности на землю серии № от ДД.ММ.ГГГГ.
Признать за муниципальным образованием Суксунский городской округ право собственности на земельную долю площадью 10 га, в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым №, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, принадлежавшую А.М. на основании свидетельства на право собственности на землю серии № от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со ст. 237 ГПК РФ ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения. Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий |
И.В. Ярушин |