УИД 74RS0012-01-2022-001138-18
Дело № 2-33/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 января 2023 года село Варна
Варненский районный суд Челябинской области в составе:
председательствующего судьи Поздеевой Ю.А.,
при секретаре судебного заседания Шоминой Ю.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ларькиной Ольги Викторовны к Обществу с ограниченной ответственностью «Центр коммунального сервиса» о заключении договора и перерасчете коммунальных платежей,
Установил:
Ларькина О.В. обратилась с исковым заявлением к Обществу с ограниченной ответственностью «Центр коммунального сервиса» (далее ООО «Центр коммунального сервиса») о заключении договора и перерасчете коммунальных платежей.
В обоснование исковых требований указала, что она является собственником жилого помещения – жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>. 20 сентября 2022 г. она получила квитанцию на оплату коммунальных услуг в размере 6 336 рублей 16 копеек. С указанными квитанциями не согласна, считает, что они выставлены незаконно. Услуга по вывозу твердых коммунальных отходов ООО «Центр коммунального сервиса» фактически ей оказана не была. Региональный оператор не направил и не заключил с ней договор на вывоз ТКО. Вывоз ТКО не осуществлялся. Конклюдентных действий, выраженных в выкидывании мусора в машину ответчика, она не совершала, данную машину, осуществляющую сбор ТКО она не видела. Выставленные квитанции она не оплачивала. Контейнерные площадки, контейнеры, баки и иные емкости для сбора мусора отсутствуют, самая ближайшая площадка с контейнером находится от ее дома на расстоянии 800 метров, мешки для сбора мусора ответчиком ей не предоставлялись. По итогам конкурсного отбора и на основании Соглашения об организации деятельности по обращению с ТКО на территории Магнитогорского кластера Челябинской области от 17 мая 2017 г., заключенного с Министерством экологии Челябинской области, деятельность регионального оператора по обращению с ТКО осуществляет ООО «Центр коммунального сервиса». К территории Магнитогорского кластера относится, в том числе, Варненский муниципальный район. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО с ней не заключен. Она не возражает против заключения с ней указанного договора, однако, договор ей направлен не был, а услуга по вывозу мусора региональным оператором не оказывалась. Просит обязать ответчика направить в ее адрес договор на оказание услуг по вывозу ТКО и произвести перерасчет платы за предоставление коммунальных услуг за период с 2018 года по 03 августа 2021 г., исключив незаконно начисленную сумму оплаты за вывоз ТКО на сумму 6 336 рублей 16 рублей.
Истец Ларькина О.В. при надлежащем извещении в судебное заседание не явилась, представила заявление, просила дело рассмотреть в её отсутствие (л.д.85).
Представитель ответчика ООО «Центр коммунального сервиса» при надлежащем извещении в судебное заседание не явился.
Представитель третьего лица администрации Варненского муниципального района Челябинской области в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствие, не возражал относительно заявленных исковых требований (л.д.82).
Представитель третьего лица администрации Краснооктяборьского сельского поселения в судебное заседание при надлежащем извещении не явился, представил ходатайство о рассмотрении дела а его отсутствие (л.д.84).
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу п. 1 ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации, граждане и юридические лица свободны в заключении договора, понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена названным Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
В силу п. 4 ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации, условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Исходя из п. 2 ст. 445 Гражданского кодекса Российской Федерации, когда заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий. При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
В случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации, либо по соглашению сторон условия договора, по которым, у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда (п. 1 ст. 446 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Правоотношения в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, регулируются Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и, потребления» (далее по тексту - Закон № 89-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641» (вместе с «Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами» (далее - Правила № 1156)).
Согласно норм ст. 24.6, 24.7 Федерального закона № 89-ФЗ, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами. Региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора.
В п. 5 ст. 24.7 Закона № 89-ФЗ, предусмотрено, что договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.
В силу п.п. «б» п. 8(1) Правил № 1156, региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, установленном настоящим разделом, в отношении твердых коммунальных отходов, образующихся в жилых домах, - с организацией (в том числе, некоммерческим объединением), действующей от своего имени и в интересах собственника.
Основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности (далее по тексту - заявка потребителя), либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (пункты 8(3), 8(4) Правил №1156).
В силу п. 8(17) Правил № 1156, региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» договора на оказание услуг по обращению с твердыми; коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также, в средствах массовой информации.
Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационнотелекоммуникационной сети «Интернет» адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора.
Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) – 8(7) настоящих Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8(8) – 8(7) настоящих Правил.
В случае, если потребитель, не направил региональному оператора заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора, и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Судом установлено, что ООО «Центр коммунального сервиса» является региональным оператором по обращению с ТКО на территории Магнитогорского кластера Челябинской области и осуществляет свою деятельность в рамках Соглашения об организации деятельности по обращению с ТКО, заключенного с Министерством экологии Челябинской области.
Ларькина О.В. является собственником жилого помещения – жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> (л.д. 10). По состоянию на сентябрь 2022 года ей начислена плата за вывоз ТКО и пени в сумме 6 336 рублей 16 рублей (л.д.12).
Согласно копии газеты «Советское село» № 21(8704) от 05 июня 2017 года, региональным оператором ООО «Центр коммунального сервиса» размещено предложение о заключении договора, адресованное всем собственникам твердых коммунальных отходов - всем собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, адреса которых относятся к территории Варненского муниципального района, а также проект договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами ( л.д.65).
Оценивая доказательства в совокупности, суд приходит к выводу о том, что договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в силу вышеуказанных норм права считается заключенным с истцом, в связи с чем требования истца об обязании ответчика направить в его адрес договор на оказание услуг по вывозу твердых коммунальных отходов являются не состоятельными и не подлежат удовлетворению.
Разрешая требования истца о перерасчете платы за предоставление коммунальных услуг, суд приходит к следующему.
В соответствии с договором № от 18 октября 2017 года, заключенным на период с 01 ноября 2017 года по 12 июля 2018 года между ООО «Центр коммунального сервиса» (региональный оператор) и ООО «Гарант-Сервис» (оператор) (л.д.48-51), региональный оператор поручает, а оператор принимает на себя оказание услуг по сбору твердых коммунальных отходов в местах сбора, указанных в дополнительном соглашении к настоящему договору и транспортированию собранных твердых коммунальных отходов для размещения (временного накопления) на полигон по адресу: п. Локомотивный, ул. Строителей 73 (п. 2 договора). В соответствии с перечнем поселков, находящихся в обслуживании указан районный центр с. Варна.
Дополнительным соглашением от 23 ноября 2017 года, к договору № сторонами согласовано условие о включении в список поселков, находящихся в обслуживании оператора п. Красный Октябрь Варненского района Челябинской области с 01 декабря 2017 года (л.д.52-54).
Между тем, в соответствии с Приказом Министерства экологии Челябинской области № 1562 от 24.12.2018 года территориальная схема обращения с отходами в Челябинской области, куда был включен п. Красный Октябрь Варненского района Челябинской области, была утверждена только 24 декабря 2018 года и опубликована в газете «Южноуральская панорама» 21 января 2019 года, то есть после прекращения действия договора № 0004, заключенного между ООО «Гарант-Сервис» и ООО «Центр коммунального сервиса».
Таким образом, до 21 января 2019 года поселок Красный Октябрь Варненского района Челябинской области не был включен в территориальную схему обращения с отходами в Челябинской области. Соответственно, в силу положений ст. 24.6, 24.7 Федерального закона № 89-ФЗ не мог быть отнесен договором к компетенции ООО «Центр коммунального сервиса» как регионального оператора по обращению с ТКО.
Согласно договору № Ц080/1-18 от 15 марта 2018 года, заключенному между ООО «Центр коммунального сервиса» (региональный оператор) и ООО «Эковывоз» (оператор) (л.д.32-35), региональный оператор поручает, а оператор принимает на себя оказание услуг по сбору твердых коммунальных отходов в местах сбора, указанных в Приложении № 1 к настоящему договору, и транспортированию собранных твердых коммунальных отходов для размещения (временного накопления) на Магнитогорскую свалку (п. 2.1 договора). Оператор приступает к оказанию услуги с 15 марта 2018 года (п. 4.1 договора). Оператор обязан предоставить региональному оператору на постоянной основе на весь период действия договора доступ к системе Глонасс на каждое транспортное средство оператора (п. 6.2.5 договора). В отношении каждого мусоровоза вести маршрутный журнал по форме, согласованной с Региональным оператором, в котором указывается информация о движении мусоровоза и загрузке (выгрузке) твердых коммунальных отходов (п. 6.2.6 договора). Настоящий договор вступает в действие с даты его подписания и действует до 16 мая 2027 года (п. 11.1 договора).
В приложении № 1 к договору № Ц080/1-18 от 15 марта 2018 года указаны места погрузки, количество контейнеров, периодичность и время вывоза твёрдых коммунальных отходов оператором (л.д.36-47). Поселок Красный Октябрь, Варненского района Челябинской области в указанном перечне отсутствует.
Маршрутный журнал мусоровозов, в котором указывается информацияо движении мусоровоза и загрузке твердых коммунальных отходов в п.Красный Октябрь Варненского района Челябинской области, либо заявкирегионального оператора на дополнительный вывоз твердых коммунальныхотходов в п. Красный Октябрь Варненского района Челябинской области ответчиком за спорный период не представлено.
Согласно решению совета депутатов Краснооктябрьского сельского поселения Варенского муниципального района Челябинской области от 11 марта 2019 года утверждены Правила благоустройства Краснооктябрьского сельского поселения. Данными правилами устанавливаются обязательные для исполнения требования к обращению с отходами. Так согласно п. 118 Правил, вывоз твердых коммунальных отходов их контейнеров (мусоросборников), установленных на территории благоустроенного и неблагоустроенного жилищного фонда поселения, осуществляется специализированными организациями в соответствии с законодательством, согласно утвержденным графикам и маршрутам вывоза на объекты размещения твердых коммунальных отходов (л.д.76-79).
В соответствии с Постановлением Администрации Варненского муниципального района от 21 января 2021 года № 45 «Об утверждении реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов Варненского муниципального района Челябинской области» контейнерная площадка по адресу: Челябинская область, Варненский район, п. Красный Октябрь, ул. Целинная д. 28 включена в реестр мест накопления твердых коммунальных отходов на территории Варненского муниципального района Челябинской области с 21 января 2021 года (л.д.27-29).
Письмом администрации Краснооктябрьского сельского поселения Варненского муниципального района Челябинской области от 03 августа 2021 года ООО «ЦКС» сообщено о производстве оцифровки установленных контейнеров, в том числе в п. Красный Октябрь, и необходимости обеспечения вывоза твердых коммунальных отходов с вновь установленных контейнеров (л.д.55-57).
Оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу, что в период с 2018 года по 03 августа 2021 года п. Красный Октябрь Варненского района Челябинской области не был включен в Перечень мест погрузки твердых бытовых отходов, находящихся в обслуживании оператора, просьба Администрации сельского поселения на адрес ответчика об обеспечении вывоза твердых коммунальных отходов с вновь установленных контейнеров в п. Красный Октябрь ул. Целинная д. 28 была направлена только 03 августа 2021 года.
Отчеты прохождения транспортным средством контейнеров по адресу: <адрес> материалы дела за спорный период времени не представлены (л.д.65-75).
При таких обстоятельствах, суд полагает, что ответчиком в период с 2018 года по 03 августа 2021 года услуга по вывозу твердых коммунальных отходов истцу не была оказана, в связи с чем начисление платы и пени по состоянию на 03 августа 2021 года в размере 6 276 рублей 63 копейки (л.д.91) не соответствует закону, плата за предоставление коммунальных услуг в квартире по адресу: <адрес> за период с 2018 года по 03 августа 2021 года подлежит перерасчету.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Исковые требования Ларькиной Ольги Викторовны к Обществу с ограниченной ответственностью «Центр коммунального сервиса» о заключении договора и перерасчете коммунальных платежей удовлетворить частично.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Центр коммунального сервиса» произвести перерасчет платы за предоставление коммунальных услуг, в жилом доме по адресу: <адрес> за период с 2018 по 03 августа 2021 года, исключив из расчета задолженность в размере 6 276 рублей 63 копейки.
В остальной части в удовлетворении исковых требований Ларькиной Ольге Викторовне отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Челябинский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, путём подачи жалобы в Варненский районный суд.
Председательствующий: подпись Ю.А.Поздеева