РЕШЕНИЕ
ИФИО1
<адрес>
11.09.2023
Самарский областной суд в составе:
председательствующего судьи Клюева С.Б.,
при секретаре ФИО3,
с участием прокурора ФИО4,
с участием представителя ФИО2 ФИО9,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №а-1815/2023 по административному исковому заявлению ФИО2 к Министерству имущественных отношений <адрес> об оспаривании нормативных правовых актов в части,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 (далее также – административный истец) обратился в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать недействующими со дня принятия:
- Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории <адрес>, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год, утверждённый приказом министерства имущественных отношений <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, в части включения в него под пунктом № здания с кадастровым номером 63:30:0601005:250;
- Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории <адрес>, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № в части включения в него под пунктом № здания с кадастровым номером 63:30:0601005:250;
- Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории <адрес>, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2020 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № в части включения в него под пунктом № здания с кадастровым номером 63:30:0601005:250;
- Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории <адрес>, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2021 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № в части включения в него под пунктом № здания с кадастровым номером 63:30:0601005:250;
- Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории <адрес>, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2022 год», утвержденный приказом Министерства имущественных отношений <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № в части включения в Приложение № под пунктом № здания с кадастровым номером 63:30:0601005:250.
- Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории <адрес>, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2023 год», утвержденный приказом Министерства имущественных отношений <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № в части включения в Приложение № под пунктом № здания с кадастровым номером 63:30:0601005:250.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что является собственником вышеуказанного объекта недвижимости. Объект недвижимости не подпадает под критерии, установленные статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Необоснованное включение объекта в Перечни нарушает права и законные интересы административного истца, поскольку неправомерно возлагает обязанность по уплате налога на имущество в повышенном размере.
Представитель административного истца ФИО9, действующий на основании доверенности, в судебном заседании заявленные требования поддержал, по основаниям, изложенным в административном иске, дополнительно пояснил, что объект передан ООО «Деловой мир» в управление по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ. Часть объекта используется по договорам субаренды: Министерством сельского хозяйства и продовольствия <адрес> (18 кв.м по договору от ДД.ММ.ГГГГ); ИП ФИО5 (37 кв.м по договору от ДД.ММ.ГГГГ); ФГБУ «ФКП Росреестра (25 кв.м по договорам от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ); ФИО6 (16,6 кв.м по договору от ДД.ММ.ГГГГ); ИП ФИО7 (17 кв.м по договору от ДД.ММ.ГГГГ). Остальная часть объекта не используется по причине ветхого состояния.
Представители заинтересованных лиц: Администрации муниципального района <адрес>, Администрации сельского поселения Приволжье муниципального района <адрес> в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. От Администрации сельского поселения Приволжье муниципального района <адрес> поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Представитель административного ответчика – Министерства имущественных отношений <адрес> в судебное заседание не явился. Согласно отзыву на административный иск, министерство полагает правомерным включение объекта в оспариваемые Перечни на основании пп. 2п.3 ст.378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и обусловлено тем, что по сведениям Единого государственного реестра недвижимости нежилое здание с кадастровым номером 63:30:0601005:250, имеет наименование: здание «Контора», что позволяет его отнести к объектам административного назначения.
Заслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего, что требования административного истца подлежат удовлетворению, суд приходит к выводу о том, что требования административного истца следует удовлетворить.
В соответствии с требованиями статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ № 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (глава 32) и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введение в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или па официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
В соответствии с Постановлением <адрес> Министерство имущественных отношений <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № уполномочено органом исполнительной власти <адрес> на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
В рамках переданных полномочий Министерством имущественных отношений <адрес> изданы вышеуказанные приказы, которыми утверждены Перечни объектов недвижимого имущества, находящихся на территории <адрес>, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2019-2023 годы.
Факт включения объекта недвижимости в соответствующие перечни подтверждается материалами дела и сторонами по существу не оспаривается.
Соответствующие приказы опубликованы в установленном законом порядке:
Приказ министерства № от ДД.ММ.ГГГГ опубликован наофициальном сайте <адрес> и в издании "Волжская коммуна", N 308(30543), ДД.ММ.ГГГГ.
Приказ министерства от ДД.ММ.ГГГГ № опубликован наофициальном сайте <адрес> и в издании "Волжская коммуна". N 158(30741), ДД.ММ.ГГГГ.
Приказ министерства от ДД.ММ.ГГГГ № опубликован наофициальном сайте Правительства <адрес> и в издании "Волжская коммуна", N 171(30955), ДД.ММ.ГГГГ.
Приказ министерства от ДД.ММ.ГГГГ № опубликован на официальном сайте http://www.pravo.samregion.ru ДД.ММ.ГГГГ.
Приказ министерства от ДД.ММ.ГГГГ № опубликован на официальном сайте <адрес> http://www.pravo.samregion.ru, ДД.ММ.ГГГГ, и на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В соответствии с пунктами 3, 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
В целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
- здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
- фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Из материалов дела следует, что административному истцу на праве собственности принадлежит нежилое здание с кадастровым номером 63:30:0601005:250, площадью 2512,5 кв.м., местоположение: <адрес>, муниципальный район Приволжский, <адрес>. Здание имеет назначение: нежилое, наименование: «Контора», виды разрешенного использования отсутствуют.
Нежилое здание расположено на земельном участке с кадастровым номером: 63:30:0601005:5, площадью 3449 кв.м, имеющим категорию: Земли населенных пунктов, разрешенное использование: для производственных целей.
Из пояснений представителя административного истца, договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ с ООО «Деловой мир» и договоров субаренды следует, что часть здания используется в качестве офисов: Министерством сельского хозяйства и продовольствия <адрес> (18 кв.м по договору от ДД.ММ.ГГГГ); ИП ФИО5 (37 кв.м по договору от ДД.ММ.ГГГГ); ФГБУ «ФКП Росреестра» (25 кв.м по договорам от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ); ФИО6 (16,6 кв.м по договору от ДД.ММ.ГГГГ); ИП ФИО7 (17 кв.м по договору от ДД.ММ.ГГГГ).
Остальная часть объекта не используется по причине ветхого состояния. Таким образом, представленными в дело доказательствами не подтверждается фактическое использование спорного здания в целях делового, административного или коммерческого назначения не менее 20 процентов от его общей площади.
Из представленного административным истцом на обозрение суда технического паспорта на нежилое здание и истребованной судом из ППК «Роскадастр» его копии от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что объект имеет наименование «Контора <адрес>». В составе экспликации к техническому паспорту на данное здание нет помещений, имеющих торгово-офисное назначение, либо помещений предназначенных для оказания бытовых услуг и услуг общественного питания неограниченному кругу лиц.
Согласно представленному Министерством отзыву, акты фактического использования спорного объекта недвижимости на момент формирования Перечней не составлялись, решения об определении вида фактического использования не принимались.
Таким образом, установлено, что спорное здание по своему назначению, разрешенному использованию и наименованию, виду разрешенного использования земельного участка, а также по его фактическому использованию в Перечень на 2019-2023 годы включено быть не могло.
В силу прямого предписания, содержащегося в части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административный ответчик обязан доказать законность включения объекта в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Вместе с тем министерством относимых и допустимых доказательств, с достоверностью подтверждающих соответствие вышеназванного объекта недвижимости условиям, установленным Налоговым кодексом Российской Федерации и необходимым для включения его в Перечень, не представлено, не содержится их и в материалах дела.
При таких обстоятельствах, учитывая, что все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (пункт 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации), суд приходит к выводу о том, что оснований для включения спорного нежилого здания в оспариваемые перечни объектов недвижимого имущества не имелось.
Принимая во внимание представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что нежилое здание необоснованно включено в Перечни на 2019-2023 годы, в связи с чем требования административного истца подлежат удовлетворению.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
С учетом ограниченного срока применения оспариваемых норм, суд полагает, что восстановлению прав и законных интересов административного истца будет способствовать признание оспариваемых норм недействующими со дня принятия.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 208-215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Требования ФИО2 удовлетворить.
Признать недействующими со дня принятия:
- Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории <адрес>, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год, утверждённый приказом министерства имущественных отношений <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, в части включения в него под пунктом № здания с кадастровым номером 63:30:0601005:250;
- Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории <адрес>, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № в части включения в него под пунктом № здания с кадастровым номером 63:30:0601005:250;
- Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории <адрес>, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2020 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № в части включения в него под пунктом № здания с кадастровым номером 63:30:0601005:250;
- Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории <адрес>, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2021 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № в части включения в него под пунктом № здания с кадастровым номером 63:30:0601005:250;
- Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории <адрес>, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2022 год», утвержденный приказом Министерства имущественных отношений <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № в части включения в Приложение № под пунктом № здания с кадастровым номером 63:30:0601005:250.
- Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории <адрес>, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2023 год», утвержденный приказом Министерства имущественных отношений <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № в части включения в Приложение № под пунктом № здания с кадастровым номером 63:30:0601005:250.
Сообщение о решении суда подлежит опубликованию в официальном печатном издании «Волжская коммуна» в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу.
Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья С.Б. Клюев
Решение суда в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.