дело № 2а-1-113/2024
уникальный идентификатор дела
73RS0018-01-2024-000166-54
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
р.п. Радищево Радищевского 23 июля 2024 года
района Ульяновской области
Радищевский районный суд Ульяновской области в составе:
председательствующего судьи Можаевой Е.Н.,
при секретаре Грачевой Е.В.,
с участием административного истца – помощника прокурора Радищевского района Чигина В.С., представителя административного ответчика - администрации муниципального образования «Радищевский район» Ульяновской области – Гусева А.В.,
в отсутствие представителей административных ответчиков - отдела по делам культуры и организации досуга населения администрации муниципального образования «Радищевский район» Ульяновской области, муниципального учреждения культуры «Радищевский краеведческий музей» Радищевского района Ульяновской области; заинтересованных лиц – Управления Федеральной службы безопасности России по Ульяновской области, Главного управления МЧС России по Ульяновской области, МО МВД России «Новоспасский», Управления Росгвардии по Ульяновской области, Новоспасского ОВО – филиала ФГКУ «УВО ВНГ России по Ульяновской области», ФГКУ «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ по Ульяновской области», Правительства Ульяновской области, Министерства финансов Ульяновской области, Министерства искусства и культурной политики Ульяновской области,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Радищевского района Ульяновской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Радищевский район» Ульяновской области, отделу по делам культуры и организации досуга населения администрации муниципального образования «Радищевский район» Ульяновской области, муниципальному учреждению культуры «Радищевский краеведческий музей» муниципального образования «Радищевский район» Ульяновской области о возложении обязанности по осуществлению мероприятий по оснащению здания музея системой оповещения и управления эвакуацией либо автономной системой (средствами) экстренного оповещения,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Радищевского района Ульяновской области обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц с административным иском к администрации муниципального образования «Радищевский район» Ульяновской области (далее администрация МО «Радищевский район»), отделу по делам культуры и организации досуга населения администрации муниципального образования «Радищевский район» Ульяновской области (далее отдел по делам культуры), муниципальному учреждению культуры «Радищевский краеведческий музей» муниципального образования «Радищевский район» Ульяновской области (далее МУК «Радищевский краеведческий музей»), в котором указаны следующие требования:
-обязать МУК «Радищевский краеведческий музей» в срок до 01.01.2025 за счет средств муниципального образования «Радищевский район» Ульяновской области оборудовать системой оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации здание МУК «Радищевский краеведческий музей» муниципального образования «Радищевский район» Ульяновской области, расположенное по адресу: <адрес>
В обоснование своих требований прокурор Радищевского района Ульяновской области в административном исковом заявлении указал, что прокуратурой района в ходе проведенной проверки выявлены нарушения, допущенные при исполнении обязанностей по обеспечению антитеррористической защищенности здания МУК «Радищевский краеведческий музей», расположенного по адресу: Ульяновская область, Радищевский район, р.п. Радищево, ул. Свердлова, д. 18. В связи с выявленными нарушениями закона прокуратурой района 24.06.2024 начальнику отдела культуры и организации досуга населения администрации МО «Радищевский район» вносилось представление об устранении закона, в котором, в том числе ставился вопрос об устранении нарушений закона и необходимости обеспечения систем оповещения и управления эвакуацией или автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
Согласно ответа на представление видно, что требования прокуратуры района признаны законными и обоснованными, однако каких-либо мер по устранению недостатков не принято.
Из Устава МУК «Радищевский краеведческий музей» муниципального образования «Радищевский район» Ульяновской области следует, что его учредителем является МО «Радищевский район» Ульяновской области, функции и полномочия которого осуществляет администрация МО «Радищевский район» Ульяновской области.
Наряду с указанным выше, в административном исковом заявлении приведены правовые нормы, обосновывающие требования прокурора Радищевского района Ульяновской области.
Представители административного истца – помощник прокурора Радищевского района Ульяновской области Чигин В.С. в судебном заседании административные исковые требования поддержал в полном объеме, просил суд их удовлетворить, сославшись на доводы, изложенные в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика администрации муниципального образования «Радищевский район» Ульяновской области, Гусев А.В. в судебном заседании административные исковые требования признал, указав, что действительно имеют место быть указанные прокуратурой района нарушения. Данные нарушения не были устранены по причине финансовых затруднений, они планируют на 2025 год в бюджет района заложить денежные средства на оборудование здания МУК «Радищевский краеведческий музей» системами экстренного оповещения людей. Просил срок для исправления нарушений увеличить до 01.05.2025.
Представители административных ответчиков - МУК «Радищевский краеведческий музей», отдела по делам культуры и организации досуга населения администрации муниципального образования «Радищевский район» Ульяновской области в судебное заседание не явились, однако о дне, времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом.
Представители заинтересованных лиц - Управления Федеральной службы безопасности России по Ульяновской области, Главного управления МЧС России по Ульяновской области, МО МВД России «Новоспасский», Управления Росгвардии по Ульяновской области, Новоспасского ОВО – филиала ФГКУ «УВО ВНГ России по Ульяновской области», ФГКУ «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ по Ульяновской области», Правительства Ульяновской области, Министерства финансов Ульяновской области, Министерства искусства и культурной политики Ульяновской области в судебное заседание не явились, вместе с тем, о дне, времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом.
Судом, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, определено рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы административного дела, суд приходит к следующему.
Статья 45 Конституции Российской Федерации закрепляет государственные гарантии защиты прав и свобод и право каждого защищать свои права всеми не запрещенными законом способами.
Согласно ст.ст.14, 62 Кодекса об административном судопроизводстве Российской Федерации (далее КАС РФ), административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
В соответствии с п.2 ч.2 ст.1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
Согласно ст.17 КАС РФ, суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают административные дела, связанные с защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также другие административные дела, возникающие из административных или иных публичных правоотношений и связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий, за исключением дел, отнесенных федеральными законами к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации.
На основании ч.4 ст.27, ч.3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации.
Действующее законодательство не регламентирует порядок получения прокурором информации о фактах допущенных нарушений законов и не устанавливает конкретный источник его информирования.
Таким образом, заявление подано прокурором в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законом.
В силу статьи 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 №35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее Закон «О противодействии терроризму») одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности.
В соответствии с п.п. 4, 6 ст.3 Закона «О противодействии терроризму», противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти, органов публичной власти федеральных территорий и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по: предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма. Антитеррористическая защищенность объекта (территории) - состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования федеральной территории, поселения, муниципального округа или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек.
В силу ст. 3 Закона «О противодействии терроризму» федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.
Согласно ст. 5.2 Закона «О противодействии терроризму» органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений; разрабатывают и реализуют муниципальные программы в области профилактики терроризма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений; обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления; осуществляют иные полномочия по решению вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений и др.
Согласно п. 7, подп. «д» п. 11, п.п.29, 42 Концепции противодействия терроризму в РФ, утвержденной Президентом РФ 05.10.2009, субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму, негосударственные организации и объединения, а также граждане, оказывающие содействие органам государственной власти и органам местного самоуправления в осуществлении антитеррористических мероприятий (п.7). Основными задачами противодействия терроризму является, в том числе и обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей (п.11); в правовом обеспечении противодействия терроризму принимают участие все уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления (п. 29); расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов (п. 42).
В силу ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», подп. 6.1, 19 ч.1 ст. 13 Устава муниципального образования «Радищевский район» Ульяновской области к вопросам местного значения Радищевского района относится, в том числе, участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории Радищевского района; создание условий для обеспечения поселений, входящих в состав района, услугами по организации досуга и услугами организаций культуры. Согласно подп.3 ч.1 ст. 14 Устава МО «Радищевский район» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления Радищевского района обладают, в том числе, и полномочиями: создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
Из подп 6, 6.1, 6.4, 6.5, 6.6 ч. 1 ст. 43 Устава МО «Радищевский район» администрация Радищевского района, в том числе, участвует в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории Радищевского района; разрабатывает и реализует муниципальные программы в области профилактики терроризма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений; обеспечивает выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления; осуществляет иные полномочия по решению вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений.
В соответствии с п.4 ч.2 ст.5 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).
Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) в сфере культуры утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 11.02.2017 № 176 (далее Постановление № 176).
Согласно п.1 названных Требований они устанавливают комплекс мероприятий, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) в сфере культуры, включая вопросы инженерно-технической укрепленности объектов (территорий), их категорирования, контроля за выполнением настоящих требований и разработки паспорта безопасности объектов (территорий).
Для целей настоящих требований под объектами (территориями) понимаются комплексы технологически и технически связанных между собой зданий (строений, сооружений), систем и помещений, отдельные здания (строения, сооружения) и прилегающая к ним территория, правообладателями которых являются Министерство культуры Российской Федерации, его территориальные органы и подведомственные организации, детские школы искусств, учредителями которых являются органы государственной власти субъектов Российской Федерации в области культуры или органы местного самоуправления в области культуры, а также иные не находящиеся в ведении федеральных органов исполнительной власти организации, осуществляющие деятельность в сфере культуры в качестве основного вида деятельности (далее - органы (организации) в сфере культуры, являющиеся правообладателями объектов (территорий) (пункт 2 Постановления №176).
Ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций) в сфере культуры, являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников объектов (территорий) (пункт 3 Постановления №176).
Пунктами 20 – 25 (1) Постановления №176 определены мероприятия по обеспечению антитеррористической деятельности.
В частности, п. 25 Постановления № 176 в целях обеспечения необходимой степени антитеррористической защищенности объектов (территорий) независимо от присвоенной им категории осуществляются, в том числе, мероприятия по оборудованию системами экстренного оповещения работников и посетителей объектов (территорий) о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
Судом установлено, что МУК «Радищевский краеведческий музей» муниципального образования «Радищевский район» Ульяновской области, расположено в здании по адресу: Ульяновская область, Радищевский район, р.п. Радищево, ул. Свердлова, д. 18.
В соответствии с уставом МУК «Радищевский краеведческий музей» учредителем учреждения является муниципальное образование «Радищевский район». Функции и полномочия учредителя учреждения осуществляет администрация муниципального образования «Радищевский район» Ульяновской области (п. 1.2) МУК «Радищевский краеведческий музей» является учреждением, подведомственным отделу по делам культуры и организации досуга населения администрации муниципального образования «Радищевский район» Ульяновской области (далее отдел) (п.1.4). МУК «Радищевский краеведческий музей» финансируется за счет средств бюджета муниципального образования «Радищевский район» Ульяновской области, привлеченных внебюджетных средств, в соответствии с действующим законодательством и настоящим уставом. Финансирование МУК «Радищевский краеведческий музей» осуществляется через главного распорядителя средств бюджета муниципального образования «Радищевский район» Ульяновской области – отдела по делам культуры и организации досуга населения администрации МО «Радищевский район» (п. 1.8). Имущество учреждения является муниципальной собственностью муниципального образования «Радищевский район» и закрепляется за ним на праве оперативного управления (п. 4.1). Полномочия собственника муниципального имущества МО «Радищевский район», находящегося у МУК «Радищевский краеведческий музей» на праве оперативного управления, осуществляет администрация МО «Радищевский район» в пределах своей компетенции в соответствии с действующим законодательством (п. 4.1). Источниками формирования имущества и финансовых ресурсов учреждения являются: средства, выделяемые целевым назначением из бюджета; имущество, закрепленное за ним собственником на праве оперативного управления за учреждением; добровольные взносы организаций и граждан (п. 4.2) (л.д. 14-17).
23.05.2006 между МО Радищевское городское поселение и МУК «Радищевский краеведческий музей», заключен договор №3 о передаче объектов муниципальной собственности в оперативное управление учреждению, из которого усматривается, что собственник закрепляет на праве оперативного управления, а учреждение принимает здание музея, расположенное по адресу: <адрес> для осуществления культурной деятельности (л.д. 18-20).
Согласно акта приема-передачи имущества от ДД.ММ.ГГГГ, здание музея, расположенное по вышеуказанному адресу передано в оперативное управление МУК «Радищевский краеведческий музей» (л.д.21).
Как усматривается из выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, здание (здание музея), расположенное по адресу: <адрес> на праве собственности принадлежит МО «Радищевский район».
В отношении здания, в котором расположено МУК «Радищевский краеведческий музей», проведено категорирование объекта в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 11.02.2017 № 176 «Об утверждении требований к антитеррористической оснащенности объектов (территорий) в сфере культуры и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)». Согласно данного паспорта усматривается, что органом местного самоуправления, в ведении которого находится объект, является администрация муниципального образования «Радищевский район» Ульяновской области.
Здание, в котором расположено МУК «Радищевский краеведческий музей», отнесено к третьей категории опасности.
В паспорте безопасности, утвержденного в отношении вышеуказанного объекта культуры - МУК «Радищевский краеведческий музей», в числе мероприятий, необходимых для приведения антитеррористической защищенности объекта в соответствии с учетом присвоенной категории объектам указаны и мероприятия по оборудованию объекта (территории) системой экстренного оповещения работников и посетителей о потенциальной угрозе возникновения чрезвычайной ситуации (л.д. 23-39).
Подпунктом «з» п. 25 Постановления № 176 предусмотрено, что в целях обеспечения необходимой степени антитеррористической защищенности объектов (территорий) независимо от присвоенной им категории осуществляется, в частности, оборудование объектов (территорий) системами экстренного оповещения работников и посетителей объектов (территорий) о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
В соответствии с п. 19 постановления Правительства РФ от 11.02.2017 № 176 в течение месяца со дня составления акта обследования и категорирования объекта (территории) составляется план необходимых мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) с учетом возможных последствий совершения террористических актов и определяется прогнозный размер расходов на выполнение указанных мероприятий.
Срок завершения мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) с учетом объема планируемых работ и прогнозного размера расходов на выполнение соответствующих мероприятий не должен превышать 2 лет со дня подписания акта обследования и категорирования объекта (территории).
В ходе проведенной прокуратурой Радищевского района Ульяновской области проверки соблюдения требований законодательства в сфере противодействия терроризму в части исполнения требований к антитеррористической защищенности вышеуказанных объектов культуры установлено, что в здание, где расположен вышеуказанный объект культуры, отсутствует система экстренного оповещения работников и посетителей объектов о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
24.06.2024 прокуратурой Радищевского района Ульяновской области начальнику отдела по делам культуры и организации досуга населения администрации МО «Радищевский район» Ульяновской области вносилось представление об устранении нарушений антитеррористической защищенности объектов культуры.
В ответ на представление прокуратуры Радищевского района Ульяновской области от 26.06.2024 отдел по делам культуры и организации досуга населения администрации МО «Радищевский район» Ульяновской области подтвердил наличие нарушений, указав, что в бюджете МУК «Радищевский краеведческий музей» денежные средства на проведение мероприятий по обеспечению безопасности антитеррористической защищенности, в частности на оборудование учреждения системами экстренного оповещения работников и посетителей объектов о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации на 2024 год, не заложены.
При этом отсутствие на вышеуказанном объекте культуры системы экстренного оповещения работников и посетителей объектов (территорий) о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации свидетельствует о ненадлежащем исполнении административными ответчиками законодательства в области антитеррористической защищенности и может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, а также имуществу.
В силу приведенных норм права, поскольку спорный объект культуры в нарушение требований федерального законодательства не оборудован системой экстренного оповещения работников и посетителей объектов (территорий) о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, суд приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требований прокурора Радищевского района в полном объеме.
В соответствии со ст. 178 КАС РФ при принятии решения суд определяет нормы права, подлежащие применению в данном административном деле, устанавливает права и обязанности лиц, участвующих в деле, решает, подлежит ли административный иск удовлетворению: при необходимости устанавливает порядок и срок исполнения решения.
В соответствии с ч.9 ст. 227 Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации, исходя из необходимости реального исполнения судебного постановления, обеспечения наиболее разумного и справедливого баланса публичных интересов и интересов ответчиков, учитывая объемы финансирования и производства работ, находит целесообразным установить срок для исполнения заявленных требований до 01 мая 2025 года.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
административное исковое заявление прокурора Радищевского района Ульяновской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Радищевский район» Ульяновской области, отделу по делам культуры и организации досуга населения администрации муниципального образования «Радищевский район» Ульяновской области, муниципальному учреждению культуры «Радищевский краеведческий музей» муниципального образования «Радищевский район» Ульяновской области о возложении обязанности по осуществлению мероприятий по оснащению здания музея системой оповещения и управления эвакуацией либо автономной системой (средствами) экстренного оповещения, удовлетворить.
Обязать муниципальное учреждение культуры «Радищевский краеведческий музей» муниципального образования «Радищевский район» Ульяновской области в срок до 01.05.2025 за счет средств муниципального образования «Радищевский <адрес> <адрес>, Радищевский <адрес>, р.<адрес>, <адрес> системой оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, посетителей объекта и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Радищевский районный суд Ульяновской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Е.Н.Можаева
Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено 30.07.2024.