22RS0064-01-2022-000298-15
Дело № 2-207/2022
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
20 апреля 2022 года с. Шипуново
Шипуновский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Зинковой Е.Г.,
при секретаре Правдиной Т.А.,
с участием помощника прокурора Маликовой Л.В.,
представителя ответчика Музалевской А.В.,
представителя третьего лица Нечитайло К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению прокурора Шипуновского района в интересах неопределенного круга лиц к АО «Алтайкрайэнерго», Рубцовскому отделению АО «Алтайкрайэнерго» о возложении обязанности по обеспечению бесперебойной подачи электрической энергии котельной на период отопительного сезона,
УСТАНОВИЛ:
Первоначально прокурор Шипуновского района Алтайского края в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд к ответчикам АО «Алтайкрайэнерго», Рубцовскому отделению АО «Алтайкрайэнерго», Шипуновскому участку АО «Алтайкрайэнерго» о возложении обязанности по обеспечению бесперебойной подачи электрической энергии котельной «<данные изъяты>», расположенной по адресу: <адрес>, эксплуатируемой МУП «Шипуновский», в период отопительного сезона.
В обосновании своих требований указал, что между МУП «Шипуновский» и АО «Алтайкрайэнерго» заключен договор энергоснабжения №, согласно которому АО «Алтайкрайэнерго» приняло обязательство по поставке электрической энергии и оказанию соответствующих услуг, а МУП «Шипуновский» обязалось оплачивать приобретенную электрическую энергию в объемах, сроках и на условиях, предусмотренных договором.
МУП «Шипуновский» осуществляет теплоснабжение на территории <адрес> населению и социально значимых объектов, в том числе посредством эксплуатации котельной «<данные изъяты>», расположенной по адресу: <адрес>, переданной на основании распоряжения главы Администрации Шипуновского района в МУП «Шипуновский» на праве хозяйственного ведения.
В связи с наличием у потребителя МУП «Шипуновский» задолженности по оплате за электроэнергию в размере 864 816,14 рублей ДД.ММ.ГГГГ года в период прохождения отопительного сезона ДД.ММ.ГГГГ годов АО «Алтайкрайэнерго» произведено отключение электроэнергии на котельной «<данные изъяты>», что привело к прекращению теплоснабжения МБОУ «<данные изъяты>1», МБДОУ «Детский сад <данные изъяты>», 13 многоквартирных домов и 11 частных домов, которая была возобновлена в 17 часов 00 минут ДД.ММ.ГГГГ.
Поскольку МУП «Шипуновский» не имеет собственных источников электроэнергии, в отсутствии возможности обеспечения работы котельных без электроэнергии, в целях недопущения нарушения прав неопределенного круга лиц на достойные условия жизни, охрану здоровья, благополучную окружающую среду, во избежание причинения вреда жизни и здоровью граждан, возникновения социальной напряженности и чрезвычайной ситуации, истец обратился с настоящим иском в суд.
На основании изложенного, прокурор просит возложить на АО «Алтайкрайэнерго», Рубцовское отделение АО «Алтайкрайэнерго», Шипуновский участок АО «Алтайкрайэнерго» обязанность обеспечить бесперебойную подачу электрической энергии на котельной «<данные изъяты>», расположенной по адресу: <адрес>, эксплуатируемой МУП «Шипуновский», в период отопительного сезона, обратив решение суда к немедленному исполнению.
В судебном заседании помощник прокурора Маликова Л.В. на требованиях настаивала в полном объеме, по доводам, изложенным в исковом заявлении, просила удовлетворить.
Представитель ответчика АО «Алтайкрайэнерго» Музалевская А.В. возражала против исковых требований, поскольку АО «Алтайкрайэнерго» не является поставщиком тепловой энергии, в связи с чем прекратить теплоснабжение объектов не способно. Кроме того, объект «котельная <данные изъяты>» является объектом, в отношении которого применяется общий порядок ограничения режима потребления электроэнергии. Пояснила, что на основании заключенного договора между истцом и ответчиком АО «Алтайкрайэнерго» осуществляя продажу электроэнергии МУП «Шипуновский» столкнулись с ненадлежащим исполнением положений договора, связанных с оплатой потребленной электроэнергии со стороны контрагента. Так по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ сумма задолженности составила 864816,14 рублей, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ – 905925,36 рублей. В связи с возникшей задолженностью в период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года, в адрес МУП «Шипуновский» было направлено уведомление о введении ограничения режима потребления электроэнергии в случае неоплаты задолженности в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Поскольку задолженность в установленный срок не была погашена, АО «Алтайкрайэнерго» направило в адрес АО «СК Алтайэнерго» заявку о необходимости введения ограничения режима потребления электроэнергии в отношении котельная «<данные изъяты>», расположенной по адресу: <адрес> Ограничение подачи электроэнергии было произведено на 3 часа 10 минут во избежание снижения температурного режима на социально-значимых объектах. Указанные меры приняты в целях воздействия на недобросовестного потребителя в лице МУП «Шипуновский».
В ходе рассмотрения дела судом из числа ответчиков исключен Шипуновский участок АО «Алтайкрайэнерго», поскольку надлежащим ответчиком по делу является АО «Алтайкрайэнерго» в лице Рубцовского отделения АО «Алтайкрайэнерго».
Представитель третьего лица МУП «Шипуновский» Нечитайло К.А. в судебном заседании поддержал заявленные исковые требования в полном объеме, просил удовлетворить.
Представитель третьего лица Администрации Шипуновского района Алтайского края в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, заявленные требования поддержал в полном объеме, просил удовлетворить.
Выслушав помощника прокурора, представителя ответчика, заключение прокурора, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
Как установлено судом и следует из материалов дела, решением Шипуновского районного совета депутатов Алтайского края № от ДД.ММ.ГГГГ в целях организации бесперебойного обеспечения жилищно-коммунальными услугами населения и организаций дано согласие на создание унитарного предприятия «Шипуновский» Шипуновского района Алтайского края (л.д.14).
На основании указанного решения, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ постановлениями Администрации Шипуновского района учрежден МУП «Шипуновский» Шипуновского района, утвержден устав учреждения, сформирован его уставной фонд (л.д. 15-16).
Согласно уставу МУП «Шипуновский» Шипуноского района Алтайского края основными видами деятельности предприятия являются – обеспечение населения установленным законом качеством и количеством жилищно-коммунальных услуг, получения прибыли от оказания услуг. Кроме того, предусмотрены иные виды деятельности (л.д.17-21).
Распоряжением Администрации Шипуновского района №-р от ДД.ММ.ГГГГ имущество казны МО Шипуновский район Алтайского края на праве хозяйственного ведения закреплено за МУП «Шипуновский», в том числе здание котельной «<данные изъяты>» с имеющимся в ней имуществом, по адресу: <адрес> (л.д. 7-13).
ДД.ММ.ГГГГ между АО «Алтайкрайэнерго» и МУП «Шипуновский» заключен договор энергоснабжения №, согласно которому АО «Алтайкрайэнерго» обязуется осуществлять поставку электрической энергии на 11 объектов, в том числе котельную «<данные изъяты>», расположенную по адресу: <адрес> (л.д. 22-34).
Согласно п. 7.1 договора энергоснабжения № он заключен на срок по ДД.ММ.ГГГГ, пролонгируется на следующий календарный год на тех же условиях, если за 30 дней до окончания срока его действия ни одна из сторон письменно не заявит другой стороне о его прекращении, изменении или заключении нового договора.
МУП «Шипуновский» осуществляет эксплуатацию социально значимых объектов, в том числе котельной, расположенной по адресу: <адрес>, которая производит подачу тепловой энергии на следующие объекты: МБОУ «<данные изъяты>», МБДОУ «Детский сад <данные изъяты>», 13 многоквартирных домов и 11 частных домов.
ДД.ММ.ГГГГ год АО «Алтайкрайэнерго» в адрес директора МУП «Шипуновский», Министерства Алтайского края по промышленности и энергетике, Главное управление МЧС России по Алтайскому краю, главы Администрации Шипунвского района, а также прокурора Шипуновского района направлено уведомление о введении ограничения режима потребления электроэнергии в связи с тем, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ у ПУП «Шипуновский» имеется задолженность по оплате электрической энергии в размере 864816,14 рублей, которую необходимо погасить в срок до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 36).
Ответом МУП «Шипуновский» № от ДД.ММ.ГГГГ до АО «Алтайкрайэнерго» сообщено о неготовности к введению полного режима ограничения режима потребления электроэнергии на котельной «Центральная», обеспечивающей теплоснабжением следующие объекты: <данные изъяты> СОШ №, детский сад <данные изъяты>, многоквартирные и частные дома, поскольку введение режима полного ограничения электроэнергии может привести к экономическим, экологическим и социальным последствиям (л.д.6).
Вместе с тем, ДД.ММ.ГГГГ АО «Алтайкраэнерго» произведено отключение электроэнергии на котельной «<данные изъяты>», что привело к прекращению теплоснабжения МБОУ «<данные изъяты>1», МБДОУ «Детский сад <данные изъяты>», 13 многоквартирных домов и 11 частных домов, которая была возобновлена в 17 часов 00 минут ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 37-38).
Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (статья 2 Конституции Российской Федерации).
Законодателем в развитие названных конституционных положений введены дополнительные механизмы защиты абонентов, которые надлежащим образом исполняют обязательства по оплате использованных топливно-энергетических ресурсов и не состоят в непосредственных отношениях с поставщиками электрической, тепловой энергии и газа.
В соответствии с пунктом 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 5 января 1998 года N 1 (в редакции от 8 августа 2012 года) "О Порядке прекращения или ограничения подачи электрической энергии и газа организациям-потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов" (далее - Постановление Правительства Российской Федерации от 5 января 1998 года N 1), в случаях, когда к сетям, принадлежащим организации-потребителю, подключены абоненты, которые своевременно оплачивают использованные топливно-энергетические ресурсы, организация-потребитель обязана по соглашению с энергоснабжающей или газоснабжающей организацией обеспечить подачу этим абонентам топливно-энергетических ресурсов в необходимых для них объемах.
Таким образом, пункт 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 5 января 1998 года N 1 устанавливает правило аналогичное пункту 8 Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 года N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии".
Оба этих нормативных акта основаны на абзаце 3 пункта 1 статьи 38 Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Федеральный закон от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ), согласно которому запрещается ограничение режима потребления электрической энергии, в том числе его уровня, в отношении потребителей электрической энергии, не имеющих задолженности по оплате электрической энергии и исполняющих иные предусмотренные законодательством Российской Федерации и соглашением сторон обязательства.
В соответствии с пунктом 7 статьи 38 Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ Правительством Российской Федерации утверждается порядок полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии потребителями - участниками оптового и розничных рынков, в том числе его уровня, в случае нарушения своих обязательств потребителями.
Статьей 2 Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ установлено, что Постановления Правительства Российской Федерации, принимаемые в соответствии с федеральными законами, входят в систему законодательства Российской Федерации об электроэнергетике, в связи с чем нормы, установленные Постановлениями Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 года N 442 и от 5 января 1998 года N 1, как принятые во исполнение полномочий, предоставленных и делегированных ему федеральным законом подлежат рассмотрению как законно установленные.
Конституционно-правовой смысл вышеприведенного пункта 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 5 января 1998 года N 1 (а в его значении - и иных аналогичных ему по правовому содержанию положений Постановления Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 года N 442, запрещающих ограничение режима потребления электрической энергии в отношении потребителей электрической энергии, не имеющих задолженности по оплате электрической энергии и исполняющих иные предусмотренные законодательством Российской Федерации и соглашением сторон обязательства), определен Определением Конституционного суда Российской Федерации от 17 июля 2012 года N 1308-О следующим образом: "Согласно его пункту 6 в случаях, когда к сетям, принадлежащим организации-потребителю, подключены абоненты, которые своевременно оплачивают использованные топливно-энергетические ресурсы, организация-потребитель обязана по соглашению с энергоснабжающей или газоснабжающей организацией обеспечить подачу этим абонентам топливно-энергетических ресурсов в необходимых для них объемах. Данное положение, направленное на защиту интересов абонентов, своевременно исполняющих свои обязательства по оплате использованных ими топливно-энергетических ресурсов, и позволяющее обеспечить баланс во взаимоотношениях всех заинтересованных лиц путем заключения соответствующего соглашения, само по себе не может рассматриваться как нарушающее конституционные права заявителя, указанные в жалобе".
В пункте 3 "Обзора Верховного Суда Российской Федерации по отдельным вопросам судебной практики о применении законодательства о защите прав потребителей при рассмотрении гражданских дел" (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 1 февраля 2012 года) отмечено, в частности, со ссылкой на приведенный пункт 6 Порядка прекращения или ограничения подачи электрической и тепловой энергии и газа организациям-потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов, что положения действующего законодательства не исключают возможность приостановления и прекращения ресурсоснабжающими организациями подачи электроэнергии и газа организациям-потребителям в том случае, если такими организациями-потребителями являются юридические лица. Вместе с тем, организация-потребитель обязана обеспечить подачу абонентам, подключенным к сетям организации-потребителя, которые своевременно оплачивают использованные топливно-энергетические ресурсы, этих ресурсов в необходимых для них объемах. При этом отношения по поводу поставок необходимых в такой ситуации объемов топливно-энергетических ресурсов должны быть урегулированы на основании соответствующих соглашений между ресурсоснабжающими организациями и организациями-потребителями, их наличие является обязательным и должно предшествовать прекращению ресурсоснабжающими организациями подачи электроэнергии и газа организациям-потребителям во избежание нарушения прав указанных абонентов.
Таким образом, ограничение режима потребления независимо от его вида, предусмотренного вышеуказанными нормативными актами (полного ограничения путем временное прекращение подачи электрической энергии (мощности) потребителю или частичного ограничения способами сокращения уровня потребления электрической энергии (мощности), либо прекращения подачи электрической энергии потребителю в определенные периоды в течение суток, недели или месяца, либо - по части точек поставок, указанных в договоре, на основании которого осуществляется снабжение электрической энергией потребителя), в случае не обеспечения поставки электрической энергии другим добросовестным потребителям без ограничения режима их потребления, противоречит закону.
В силу части 4 статьи 3 Жилищного кодекса Российской Федерации никто не может быть ограничен в праве получения коммунальных услуг иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены этим Кодексом и другими федеральными законами.
Таким образом, указанной нормой закреплен принцип недопустимости произвольного ограничения права на получение коммунальных услуг, которое неразрывно связано с правом на жилище, гарантированным Конституцией Российской Федерации (статья 40).
Согласно пункту 85 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 307, приостановление или ограничение предоставления коммунальных услуг (либо подачи коммунальных ресурсов) потребителям, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, не допускается.
Таким образом, учитывая, что МУП «Шипуновский» осуществляет эксплуатацию социально значимых объектов – котельных, в том числе котельную <данные изъяты> по адресу: <адрес>, а введенное ответчиком ограничение режима подачи электроэнергии приводит к остановке работы котельной и к прекращению подачи тепловой энергии в вышеуказанные учреждения социального значения и населению, а также то обстоятельство, что у МУП «Шипуновский» перед АО «Алтайкрайэнергосбыт» имеется задолженность по оплате электроэнергии, которая не является основанием для введения режима ограничения потребления электрической энергии, поскольку это может привести в отопительный период к возникновению чрезвычайной ситуации в <адрес>, созданию угрозы жизни и здоровью людей, суд приходит к выводу, что односторонний отказ АО «Алтайкрайэнерго» от исполнения договора, повлекший ограничение режима потребления электрической энергии, не отвечает требованиям действующего законодательства и влечет нарушение прав добросовестных потребителей на получение коммунальных услуг надлежащего качества.
В связи с вышеизложенным, учитывая, что МУП «Шипуновский» осуществляет эксплуатацию котельной, расположенной по адресу: <адрес>, которая оказывают услуги по предоставлению тепловой энергии населению и организациям, в том числе образовательным учреждениям, располагающимся на территории <адрес>, введенное АО «Алтайкрайэнерго» в отношении МУП «Шипуновский» ограничение режима подачи электроэнергии привело к остановке работы котельной и к прекращению подачи тепловой энергии в вышеуказанные учреждения социального значения и населению, при отсутствии доказательств того, что потребитель был готов к введению ограничения, суд приходит к выводу о том, что действия АО «Алтайкрайэнерго» по введению режима ограничения подачи электроэнергии являются незаконными и на ответчика должна быть возложена обязанность произвести бесперебойную круглосуточную подачу электроэнергии на котельную «Центральная», обслуживаемую МУП «Шипуновский», поскольку действия ответчиков по отключению ДД.ММ.ГГГГ электроэнергии по адресу: <адрес>, являются незаконными, а доводы представителя ответчика направлены на ошибочное толкование действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения.
Кроме того, ответчик не лишен возможности реализовать свои права на взыскание с МУП «Шипуновский» образовавшейся задолженности в судебном порядке.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Исковое заявление прокурора Шипуновского района в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Возложить на АО «Алтайкрайэнерго» в лице Рубцовского отделения АО «Алтайкрайэнерго» обязанность обеспечить бесперебойную подачу электрической энергии на котельной «<данные изъяты> расположенной по адресу: <адрес>, эксплуатируемой МУП «Шипуновский» в период отопительного сезона.
Решение обратить к немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Шипуновский районный суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья Е.Г. Зинкова
Мотивированное решение изготовлено 27 апреля 2022 года