Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1450/2023 ~ М-1192/2023 от 19.06.2023

Дело № 2-1450/2023

УИД 19RS0002-01-2023-001643-36

З А О Ч Н О Е Р Е Ш E H И Е

Именем Российской Федерации

19 июля 2023 года      г. Черногорск

Черногорский городской суд Республики Хакасия

в составе председательствующего судьи Немкова С.П.,

при секретаре Сафроновой В.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия к Давыденко Л.В. о предоставлении доступа в жилое помещение для осуществления мероприятий по государственному жилищному надзору,

У С Т А Н О В И Л:

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия (далее – Минстрой Хакасии) обратилось в суд с иском к Давыдченко Л.В. об обязании собственника жилого помещения - Давыдченко Л.В., расположенного по адресу: *** обеспечить специалистам Минстроя Хакасии доступ в указанное жилое помещение в присутствии собственника помещения для осуществления мероприятий по государственному жилищному надзору и для осмотра помещения на предмет соблюдения обязательных требований и (или) требований, установленных федеральными и муниципальными правовыми актами, а также переустройство, перепланировки жилого помещения, обращении принятого решение о предоставлении доступа к немедленному исполнению.

Требования мотивированы тем, что в Минстрой Хакасии 26 января 2023 года поступило обращение жителя *** о том, что на пятом этаже визуально происходит просадка плиты перекрытия между этажами, появились свищи в несколько сантиметров вдоль пола от коридора до конца кухни, а также от ванны до стены зала, то же самое в самом зале вдоль всей внутренней и внешней части стены. Согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество, собственником указанного жилого помещения является Давыдченко Л.В. Минстроем Хакасии было принято решение о проведении выездной проверки для проведения мероприятий по государственному жилищному надзору, однако получить доступ в жилое помещение истец так и не смог.

В судебное заседание стороны не явились, о месте и времени его проведения были извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения соответствующей информации на официальном сайте суда (https://chernogorsky.hak.sudrf.ru), истец просил рассмотреть дело в его отсутствие.

С учетом положений п. 1 ст. 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), п. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, разъяснений в п.п. 63, 67, 68 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», суд считает возможным рассмотреть дело на основании ст. 167 и ст. 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) в отсутствие не явившихся лиц в порядке заочного производства.

Изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, жилое помещение, расположенное по адресу: ***, находится единоличной собственности Давыдченко Л.В., что подтверждается выпиской из ЕГРН от 19 июля 2023 года.

26 января 2023 года в Минстрой Хакасии обратился житель ***, который указал, что в квартире, принадлежащей Давыдченко Л.В. произведен демонтаж несущей стены между залом и кухней, а также перегородки между туалетом и ванной, что привело к просадке плиты перекрытия между этажами, появились свищи, ухудшилась звукоизоляция, в жилое помещение стали проникать посторонние запахи из вентиляции.

1 февраля 2023 года Минстроем Хакасии запрошена в Администрации г. Черногорска информация о выдачи разрешения на проведение перепланировки и (или) переустройства (переоборудования) квартиры, расположенной по адресу: ***.

6 февраля 2023 года Администрацией г. Черногорска направила ответ в Минстрой Хакасии с приложением документов, связанных с перепланировкой и переустройством квартиры, расположенной по адресу: ***.

7 февраля 2023 года Минстроем Хакасии в отношении Давыдченко Л.В. вынесено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований, размещенное в реестре контрольных (надзорных) мероприятий от 7 февраля 2023 года ***.

28 марта 2023 года подготовлено мотивированное представление № 090-К-752/М о проведение внепланового контрольного (надзорного) мероприятия в отношении Давыдченко Л.В., на основании которого в этот же день принято решение о проведении выездной проверки в отношении названного лица по адресу: ***.

30 марта 2023 года в адрес Давыдченко Л.В. направлено уведомление о проведении выездной проверки, согласно почтового идентификатора 80080282913546 и 80080282913553, почтовые отправления не были получены адресатом и возвращены отправителю за истечением срока хранения.

26 апреля 2023 года составлен акт о невозможности проведения контрольного (надзорного) мероприятия по адресу: ***, в связи с отсутствием доступа в жилое помещение.

26 апреля 2023 года в отношении Давыдченко Л.В. вынесено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований.

Обращаясь в суд с иском, Минстрой Хакасии, указывал, что являясь органом жилищного надзора, не может провести контрольные мероприятия после проведенной в квартире ответчика перепланировки и переустройстве квартиры, в результате которой произошло изменение в несущих конструкциях здания и имеется угроза для проживающих в доме граждан и неопределенного круга лиц.

Пунктом 1 ст. 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю.

Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.

Как разъяснено в п. 63 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» по смыслу пункта 1 статьи 165.1 ГК РФ юридически значимое сообщение, адресованное гражданину, должно быть направлено по адресу его регистрации по месту жительства или пребывания либо по адресу, который гражданин указал сам (например, в тексте договора), либо его представителю (пункт 1 статьи 165.1 ГК РФ).

С учетом положения пункта 2 статьи 165.1 ГК РФ юридически значимое сообщение, адресованное гражданину, осуществляющему предпринимательскую деятельность в качестве индивидуального предпринимателя (далее - индивидуальный предприниматель), или юридическому лицу, направляется по адресу, указанному соответственно в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей или в едином государственном реестре юридических лиц либо по адресу, указанному самим индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом.

При этом необходимо учитывать, что гражданин, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо несут риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресам, перечисленным в абзацах первом и втором настоящего пункта, а также риск отсутствия по указанным адресам своего представителя. Гражданин, сообщивший кредиторам, а также другим лицам сведения об ином месте своего жительства, несет риск вызванных этим последствий (пункт 1 статьи 20 ГК РФ). Сообщения, доставленные по названным адресам, считаются полученными, даже если соответствующее лицо фактически не проживает (не находится) по указанному адресу.

Таким образом, презюмируется, что направленное истцом по месту проживания ответчика уведомление в силу положений ст. 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации получено ответчиком.

В соответствии с ч. 2 ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований. Граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан.

Согласно ч. 4 ст. 17 ЖК РФ пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

На основании ч. 4 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

Из положений статей 25 и 26 ЖК РФ следует, что перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения. Перепланировка жилого помещения проводится с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 20 ЖК РФ предметом государственного жилищного надзора является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности в отношении жилищного фонда, за исключением муниципального жилищного фонда требований к использованию и сохранности жилищного фонда, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, порядку осуществления перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое в многоквартирном доме, порядку осуществления перепланировки и (или) переустройства помещений в многоквартирном доме;

Государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее - органы государственного жилищного надзора) в соответствии с положением, утверждаемым высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, и общими требованиями к организации и осуществлению государственного жилищного надзора, установленными Правительством Российской Федерации (ч. 3 ст. 20 ЖК РФ).

Орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля вправе обратиться в суд с заявлениями в защиту прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, нанимателей и других пользователей жилых помещений по их обращению или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в случае выявления нарушения обязательных требований (п. 4 ч. 12 ст. 20 ЖК РФ).

Постановление Правительства Республики Хакасия от 30 декабря 2014 года № 722 утверждено Положение о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия (далее – Положение)

Согласно п. 1.1 Положения Минстрой Хакасии является исполнительным органом государственной власти Республики Хакасия, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в сферах строительства, архитектуры, градостроительства, жилищно-коммунального хозяйства, жилищных отношений, а также координацию деятельности в этих сферах иных исполнительных органов государственной власти Республики Хакасия.

Министерство осуществляет региональный государственный жилищный контроль (надзор), лицензирование предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, включающее в себя осуществление регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.

Общие требования к организации и осуществлению регионального государственного жилищного контроля (надзора), утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2021 года № 1670 (далее - Общие требования).

Согласно п. «а» п. 7 Общих требований предметом государственного жилищного надзора является соблюдение контролируемыми лицами обязательных требований к использованию и сохранности жилищного фонда, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, порядку осуществления перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое в многоквартирном доме, порядку осуществления перепланировки и (или) переустройства помещений в многоквартирном доме.

При осуществлении государственного жилищного надзора проводятся следующие контрольные (надзорные) мероприятия предусматривающие взаимодействие с контролируемым лицом на плановой и внеплановой основе: инспекционный визит; документарная проверка; выездная проверка (пп. «а» п. 28 Общих требований).

В соответствии со статьей 20 ЖК РФ, Федеральным законом от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» Правительством Республики Хакасия принято постановление от 28 сентября 2021 года № 475 утвердившее Положение о региональном государственном жилищном контроле (надзоре) в Республике Хакасия и признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства Республики Хакасия (далее - Положение о жилищном надзоре).

Согласно п. 4.3 Положения о жилищном надзоре внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия осуществляются в соответствии со статьей 66 Федерального закона № 248-ФЗ.

По основаниям для проведения контрольных (надзорных) мероприятий, предусмотренным пунктами 1, 3, 4, 5 части 1 статьи 57 и частью 12 статьи 66 Федерального закона № 248-ФЗ, внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия осуществляются в виде инспекционного визита, документарной проверки и выездной проверки.

На основании пункта 1 части 1 статьи 57 Федерального закона № 248-ФЗ, при наличии сведений, указанных в пункте 1 приложения 3 к настоящему Положению, осуществляются внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия в виде документарной проверки и выездной проверки, при наличии сведений, указанных в пункте 2 приложения 3 к настоящему Положению, осуществляется документарная проверка.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» основанием для проведения контрольных (надзорных) мероприятий, за исключением случаев, указанных в части 2 настоящей статьи, может быть наличие у контрольного (надзорного) органа сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям либо выявление соответствия объекта контроля параметрам, утвержденным индикаторами риска нарушения обязательных требований, или отклонения объекта контроля от таких параметров.

Принимая во внимание, что в ходе рассмотрения дела по существу нашло свое подтверждение наличие оснований для проведения проверки - обращение жителя *** в орган, уполномоченный на проведение выездных проверок соблюдения гражданами порядка переустройства и перепланировки жилых помещений с правом проведения обследования таких жилых помещений, соблюдение порядка уведомления собственника об обеспечении доступа и предоставлении документов, подтверждающих законность произведенной перепланировки, непредставление ответчиками таких документов и доступа, суд приходит к выводу о возложении обязанности на ответчика предоставить доступ в жилое помещение.

В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Истец от уплаты государственной пошлины освобожден в силу пп. 9 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации.

Следовательно государственная пошлина в размере 300 руб. подлежит взысканию с ответчика, не освобожденного от уплаты государственной пошлины.

В силу ч. 1 ст. 212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. При допущении немедленного исполнения решения суд может потребовать от истца обеспечения поворота его исполнения на случай отмены решения суда. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.

Учитывая имеющиеся в материалах дела сведение о том, что проведенная реконструкция затронула несущие конструкции многоквартирного дома, что может создать угрозу безопасности как для граждан, проживающих в этом доме, так и неопределенного круга лиц, суд находит обоснованным заявленное истцом требование и полагает необходимым обратить решение суда к немедленному исполнению.

Руководствуясь ст.ст. 193-199, 212, 233, ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Иск удовлетворить.

Обязать Давыденко Л.В., паспорт ***, - собственника жилого помещения, расположенного по адресу: *** обеспечить специалистам Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия доступ в указанное жилое помещение в присутствии собственника помещения для осуществления мероприятий по государственному жилищному надзору - для осмотра помещения на предмет соблюдения обязательных требований и (или) требований, установленных федеральными и муниципальными правовыми актами, а также переустройство, перепланировки жилого помещения.

Обратить решение суда в вышеуказанной части о предоставлении доступа в жилое помещение к немедленному исполнению.

Взыскать с Давыденко Л.В. 300 руб. государственной пошлины в доход местного бюджета.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.

Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Председательствующий                            С.П. Немков

Мотивированное заочное решение изготовлено 24 июля 2023 года

Судья                                        С.П. Немков

2-1450/2023 ~ М-1192/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия
Ответчики
Давыдченко Людмила Валериевна
Суд
Черногорский городской суд Республики Хакасия
Судья
С.П.Немков
Дело на странице суда
chernogorsky--hak.sudrf.ru
19.06.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.06.2023Передача материалов судье
23.06.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
23.06.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.07.2023Подготовка дела (собеседование)
12.07.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.07.2023Судебное заседание
24.07.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.07.2023Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
27.07.2023Копия заочного решения возвратилась невручённой
28.07.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.09.2023Дело оформлено
11.09.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее