Судья Удычак Э.В. дело № 7-53/2023
(I инст. № 5-759/2023)
Р Е Ш Е Н И Е
19.06.2023 г. Майкоп
Судья Верховного суда Республики Адыгея Шишев Б.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление судьи Майкопского городского суда Республики Адыгея от 20.05.2023 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 6.9 КоАП РФ в отношении ФИО1
У С Т А Н О В И Л:
постановлением судьи Майкопского городского суда Республики Адыгея от 20.05.2023, ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 6.9 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного ареста на 1 сутки.
В жалобе, поданной в Верховный суд Республики Адыгея, ФИО1 просит отменить постановление судьи от 20.05.2023, приводя доводы о его незаконности, производство по делу прекратить. В обоснование жалобы указывает, что установленный КоАП РФ и Правилами порядок направления на медицинское освидетельствование на состояние опьянения соблюден не был.
В судебном заседании ФИО1 поддержал доводы, изложенные в жалобе, просил постановление судьи отменить, производство по делу прекратить по основаниям, изложенным в жалобе.
Представитель заинтересованного лица ОМВД России по г. Майкопу Республики Адыгея в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Исследовав материалы дела, проверив доводы жалобы, выслушав объяснения участника судебного разбирательства, прихожу к следующим выводам.
Частью 1 статьи 6.9 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 20.20, статьей 20.22 настоящего Кодекса, либо за невыполнение законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения гражданином, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что он потребил наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо новые потенциально опасные психоактивные вещества.
На основании статьи 40 Федерального закона от 08.01.1998 № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» в Российской Федерации запрещается потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача.
Основанием для привлечения ФИО1 к административной ответственности по части 1 статьи 6.9 КоАП РФ послужили изложенные в обжалуемом постановлении судьи выводы о том, что ФИО1 17.04.2023 в 8:00 часов, находясь по адресу: <адрес> употребил наркотическое средство без назначения врача путем ее выкуривания через сигарету. По результатам проведения 20.04.2023 медицинского освидетельствования на состояние опьянения в биологическом материале ФИО1 обнаружены наркотическое вещество дельта-9-тетрагидроканнабиноловая кислота, установлен факт употребления ФИО1 наркотического средства без назначения врача.
Между тем с таким постановлением согласиться нельзя по следующим основаниям.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 КоАП РФ).
В ходе производства по данному делу факт совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 6.9 КоАП РФ, ФИО1 отрицался, при этом указывалось, в числе прочего, на отсутствие правовых оснований для направления его на медицинское освидетельствование на состояние опьянения.
Из материалов дела следует, что в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий была получена информация от неизвестного гражданина о том, что ФИО1 употребляет наркотические средства (л.д. 11). При проведении проверки должностным лицом ОМВД России по г. Майкопу Республики Адыгея 20.04.2023 составлен протокол о направлении ФИО1 на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, в качестве основания проведения медицинского освидетельствования указана статья 27.12.1 КоАП РФ, признаки опьянения должностным лицом не установлены (л.д. 14).
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Подпунктом 3.1 пункта 5 Порядка проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического), утвержденного приказом Минздрава России от 18.12.2015 № 933н, определено, что медицинское освидетельствование проводится, в частности, в отношении лица, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что оно находится в состоянии наркотического опьянения либо потребило наркотическое средство или психотропное вещество без назначения врача либо новое потенциально опасное психоактивное вещество, - на основании постановления, вынесенного судьей, следователем, органом дознания, или направления органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении.
В соответствии с частью 1 статьи 27.12.1 КоАП РФ лица, совершившие административные правонарушения (за исключением лиц, указанных в частях 1 и 1.1 статьи 27.12 указанного Кодекса), в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они находятся в состоянии опьянения, подлежат направлению на медицинское освидетельствование на состояние опьянения.
Согласно части 2 статьи 27.12.1 названного Кодекса направление на медицинское освидетельствование на состояние опьянения лиц, указанных в части 1 указанной статьи, производится в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии со статьей 28.3 названного Кодекса.
В соответствии с частью 3 статьи 27.12.1 КоАП РФ о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения составляется соответствующий протокол, копия которого вручается лицу, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении.
Согласно части 4 статьи 27.12.1 КоАП РФ в протоколе о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения указываются дата, время, место, основания направления на медицинское освидетельствование, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении.
В соответствии с частью 5 статьи 27.12.1 КоАП РФ протокол о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения подписывается должностным лицом, его составившим, и лицом, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении. В случае отказа лица, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении, от подписания соответствующего протокола в нем делается соответствующая запись.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.01.2015 № 37 утверждены Правила направления на медицинское освидетельствование на состояние опьянения лиц, совершивших административные правонарушения (далее - Правила).
В указанных Правилах содержится правовое регулирование, аналогичное закрепленное в вышеприведенных положениях КоАП РФ.
Отнесение законодателем медицинского освидетельствования на состояние опьянения к одной из мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях обуславливается установленной КоАП РФ ответственностью за совершение административных правонарушений в состоянии опьянения.
Согласно пункту 2 Правил критерии, при наличии которых имеются достаточные основания полагать, что лицо находится в состоянии опьянения и подлежит направлению на медицинское освидетельствование, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
В соответствии с пунктом 4 Правил о направлении на медицинское освидетельствование составляется в соответствии с частями 3 - 5 статьи 27.12.1 КоАП РФ протокол, копия которого вручается лицу, направляемому на медицинское освидетельствование.
Согласно пункту 7 Правил в случае отказа лиц, указанных в пункте 1 настоящих Правил, от прохождения медицинского освидетельствования делается соответствующая отметка в протоколе о направлении на медицинское освидетельствование.
Из изложенных норм права следует, что о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения должен составляться соответствующий протокол, в котором указываются, в том числе, основания направления на медицинское освидетельствование. Протокол о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения составляется в присутствии лица, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении, и удостоверяется, в том числе, его подписью. В случае отказа лица, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении, от подписания такого процессуального акта в нем делается соответствующая запись.
Исключений из установленного порядка применения медицинского освидетельствования на состояние опьянения как меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, по которому состояние опьянения входит в предмет доказывания, КоАП РФ не содержит.
Обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
Иное толкование вышеприведенных норм означало бы нарушение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Как видно из материалов дела, протокол о направлении ФИО1 на медицинское освидетельствование на состояние опьянения не соответствует требованиям части 4 статьи 27.12.1 КоАП РФ, не отмечены основания направления на медицинское освидетельствование в соответствии с положениями пункта 2 Правил от 23.01.2015 № 37, пункта 6 Порядка проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического), утвержденного приказом Минздрава России от 18.12.2015 № 933н.
В силу приведенных правовых норм отсутствие основания в протоколе по настоящему делу для направления ФИО1 на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, с учетом отрицании ФИО1 в ходе производства по данному делу факта совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 6.9 КоАП РФ, не является правовым и достаточным для применения такой меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении.
При таких обстоятельствах, следует признать, что в рассматриваемом случае установленный КоАП РФ и Правилами порядок направления на медицинское освидетельствование на состояние опьянения соблюден не был.
Отсутствие по делу допустимых доказательств порождает неустранимые сомнения в виновности привлеченного к административной ответственности лица.
Данное нарушение процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, является существенным, повлиявшим на всесторонность, полноту и объективность рассмотрения дела.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких обстоятельствах постановление судьи Майкопского городского суда Республики Адыгея от 20.05.2023, вынесенное в отношении ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 6.9 КоАП РФ, подлежат отмене, а производство по делу прекращению в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых был вынесен обжалуемый акт.
Руководствуясь статьями 30.6 - 30.8 КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л:
жалобу ФИО1 удовлетворить.
Постановление судьи Майкопского городского суда Республики Адыгея от 20.05.2023, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 6.9 КоАП РФ в отношении ФИО1, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Настоящее решение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано и опротестовано в порядке, установленном статьями 30.12 - 30.19 КоАП РФ в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции.
Судья Верховного суда
Республики Адыгея подпись Б.А. Шишев
Копия верна:
судья Верховного суда
Республики Адыгея Б.А. Шишев